Организация дополнительного образования в условиях самоизоляции: на примере работы педагогов дополнительного образования ЦВР «ЛАД» города Радужный

В статье представлен опыт организации дистанционного обучения по программам дополнительного образования ЦВР «ЛАД» города Радужный Владимирской области в условиях карантинных мер и самоизоляции, введенных в связи с пандемией коронавируса.

И.А. Иванова,
заместитель директора МБОУ ДО ЦВР «ЛАД»,
закрытое административно-территориальное образование
город Радужный Владимирской области

В период самоизоляции наша организация дополнительного образования, как и все остальные образовательные учреждения страны, перешла в режим дистанционного обучения, закрепленного Федеральным законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2013 (Ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий») [1].

Дистанционное обучение — это нетрадиционная форма образовательного процесса, при которой взаимодействие педагога с обучающимися осуществляется на расстоянии посредством различных видов опосредованных коммуникаций, представляя собой двусторонний обмен информацией в форме текстов, аудио- или видеозаписей, таблиц, картинок и др. Очевидно, что качество самого дистанционного обучения зависит от многих факторов: от качества используемого методического материала, от формы его представления, от организации непосредственно учебного процесса и многих других.

Для нашей сферы дистанционное обучение является принципиально новым форматом организации занятий по реализации общеразвивающих программ дополнительного образования. Однако потенциал используемых в настоящее время программ представляет большие возможности для реализации задач общеобразовательных общеразвивающих программ в полном объеме и в данном формате. В качестве примеров хотелось бы показать варианты организации дистанционного образовательного процесса в детских объединениях ЦВР «ЛАД» закрытого административно-территориального образования город Радужный Владимирской области.

«Логопункт» (педагог А.П. Ивлева): «Занятия проходят в дистанционной форме посредством использования Viber (Вайбер) мессенджера, работающего на разных операционных системах в мобильной версии, где связь между пользователями осуществляется через Интернет. Логопедические занятия — это, в первую очередь, индивидуальная работа с обучающимся. Каждый ученик получает свое задание по автоматизации поставленных звуков. Большая ответственность лежит на родителях и детях, так как задания нужно выполнять в течение недели для того, чтобы звук сохранился и использовался ребенком в спонтанной речи. На данный момент никаких трудностей по работе с родителями и детьми в объединении нет. Все ребята с удовольствием выполняют дома задания для красивой и правильной речи!».

Руководитель объединения «Стрелковый тир» Н.А. Кострюкова на своей страничке в социальной сети «Одноклассники» создала группу «Стрелковый тир г. Радужный» [2], где разместила видеоматериалы с теоретической частью и физическими упражнениями, которые надо выполнять в домашних условиях. Детям предложено выполнение заданий с фиксацией на видео и последующим размещением в группе.

В объединениях физкультурно-спортивной направленности «Дружина юных пожарных», «Юная армия», «Юный волейболист» (педагог В.Е. Назаров) дистанционное обучение организует в форме видеоуроков по отработке базовых спортивных упражнений, которые обучающиеся могут выполнять в домашних условиях. Устанавливаются определенные нормативы по физической подготовке, являющиеся контрольными для разных групп в зависимости от возраста и уровня подготовки.

В студи изобразительного искусства «Лучик» (педагог И.А. Иванова) создана группа в «Одноклассниках» [3], где размещаются видеозанятия, видео-презентации в программе оСаm Ccreen Recoder, фотоматериалы студии, подборки репродукций картин художников XIX-XX века, художников-современников, а также увлекательные онлайн-экскурсии в самые известные музеи: Эрмитаж, Третьяковскую галерею и др.

Ребятам даются задания, которые они выполняют дома и присылают фото выполненных работ. Уже подготовлены работы ко Всероссийскому конкурсу «Искусство натюрморта» и «Дню космонавтики». Два раза в неделю по расписанию идут онлайн-включения: прямой выход в эфир педагога, где ребята имеют возможность задавать вопросы и получать индивидуальные консультации. Общение также поддерживается в группах Viber или WhatsApp.

Педагог О.В. Капусткина — объединение «Дизайн, технология, мода» создала группу в Viber, детям даются задания, и они уже подготовились к онлайн-выставке сувениров к светлому празднику Пасхи.

Обучающиеся танцкласса «Родничок» также перешли на удаленные занятия с преподавателями Е.В. Костиной и Н.Б. Бакулиной. Дистанционные занятия основаны на дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе коллектива и соответствуют каждому уровню обучения танцоров. Учтены возрастные особенности детей, возможность заниматься в условиях ограниченного пространства, а также безопасность занятий дома. Педагоги продумали систему мотивации и вовлечения даже для самых маленьких танцоров. Налажена активная связь педагогов, родителей и занимающихся. Проводится качественная индивидуальная работа с каждым учеником. Выбраны разные приемы взаимодействия и обратной связи с обучающимися. Через YouTube канал дети и родители прошли обучение на платформе Zoom. После ее освоения прошли первые подключения и тестирования системы. 81 обучающийся посещает онлайн-занятия, выполняя упражнения на развитие физических данных и укрепление мышц, чтобы не потерять физическую форму. На таких занятиях большой плюс в личном общении и незамедлительном исправлении ошибок и похвалах за правильно исполненное упражнение, получение замечания или рекомендации по выполнению упражнения. В сетевом сообществе в ВК детям и родителям можно увидеть результаты активности в течение недели.

Коллектив проводит свои занятия с эстетической и культурной пользой. Это просмотры спектаклей и балетов с обсуждением. Так, например, 12 апреля была проведена познавательная викторина «Освоение космоса», победители объявлены и награждены. Не остаются в стороне родители коллектива, каждую неделю в формате видео-уроков чередуются занятия «Танцую с мамой» и «Играю с папой», где обучающийся должен выступить в роли педагога, т.е. научить родителей, далее прислать видео-отчет и, конечно, получить обратную связь, а иногда и помощь педагога.

Такой вариант обеспечивает свободу в выборе времени занятий, возможность скачивания материала (для тех, у кого проблемы с Интернетом), детальный индивидуальный разбор домашних заданий, план достижения оптимальной техники исполнения движений персонально для каждого обучающегося, возможность неограниченного общения с педагогами. Наши видео наполнены яркими образами и сказочными сюжетами. Все задания демонстрируются в медленном темпе и полноценно разбираются. Сейчас объявлен конкурс рисунков к Международному дню танца, в котором могут принять участие все группы коллектива. Совместно с концертмейстером готовятся музыкальные занятия с прослушиванием музыки и импровизацией.

В объединении «Черлидинг» обучающиеся совместно с родителями активно включились в работу по дистанционному обучению, осваивая новые и используя уже знакомые ресурсы. Педагог работает с детьми в таких социальных сетях, как ВКонтакте и Viber. Отправляются родителям и детям видеоролики с занятиями. В ответ приходят видео- и фотоотчеты о том, что изучено на занятиях. Детям нравится такой вид обучения, но все же не хватает живого контакта. Надеемся, что занятия помогают детям оставаться дома в хорошей форме и отличном настроении.

Педагоги ЦВР включились в дистанционную работу в новом формате посредством различных видов связи: YouTube, Zoom, Viber, WhatsApp, ОК. Ведь творческие люди всегда найдут ваыход из любой, даже самой сложной жизненной ситуации!

Сегодня, когда мы все работаем на карантине, переждать, никак нельзя, это значит — остановиться, а если ты остановишься, то уже не догонишь. А как говорила Алиса в стране чудес, «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!». Ведь впереди у коллективов большие планы и останавливаться мы точно не планируем!

Литература

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ (Дата обращения: 15.04.2020).
  • Группа «Стрелковый тир г. Радужный» — URL: https://ok.ru/group/57519239135440 (Дата обращения: 28.04.2020).
  • Изостудия «Лучик» — URL: https://ok.ru/profile/580312160482 (Дата обращения: 28.04.2020).

Добавить комментарий

Войти с помощью: