Патриотическое воспитание младших школьников как фактор защиты нации в условиях фальсификации и искажения истории Великой Отечественной войны
Статья посвящена теме патриотического воспитания младших школьников с учетом актуальности данного элемента воспитания для государственной политики. Авторы приводят положительные примеры своей педагогической практики и анализируют внешнее влияние указанной темы на ее внутрисемейное восприятие.
УДК 373.31
Т.Л. Скрыпник,
Т.И. Червякова,
М.В. Савичева,
преподаватели младших классов
ГБОУ города Москвы
«Школа № 1150 им. дважды Героя Советского Союза К.К. Рокоссовского»
Москва
В настоящее время в научном сообществе слово патриотизм транслируется как нравственно-политическое качество личности, включающее патриотическое сознание, патриотические чувства и убеждения, патриотическую деятельность [3]. В педагогике актуальной интерпретацией патриотического воспитания считается целенаправленный творческий процесс взаимодействия учителя и ученика по формированию патриотизма как нравственного качества личности [1]. Опираясь на эти определения, авторы отмечают тенденцию к широкой распространенности темы патриотического воспитания, однако во многих образовательных организациях она сводится к формальному соблюдению внешних требований: изучение песен, постановки спектаклей, посещение ветеранов, чтение стихов о войне и т.д. На наш взгляд, основным и главным мотивом учителя при патриотическом воспитании должна быть ориентированность на личные внутренние ощущения ребенка и знание им истории семьи.
Как справедливо отмечают В.В. Константинова и С.Н. Пермякова в работе «Патриотическое воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности», младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. «Отношение к Родине младшего школьника начинает закладываться в семье. Оно проявляется в любви к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, братьям и сестрам. Именно родители первыми закладывают основы формирующейся личности, оставляют первый и самый глубокий след в душе ребенка» [2]. Поэтому в своей педагогической практике авторы данной статьи делают основной акцент на воспитании чувства патриотизма в ребенке совместно с родителями, которым предлагается донести до ребенка фактическую информацию о родных и близких, защищавших Родину, а задача педагогического работника в этой коммуникации — включить полученные ребенком знания в исторический контекст развития страны.
Временной период, в котором находятся современные учащиеся младшей школы, подразумевает, что в семьях еще жива память о дедушках и бабушках, которые прошли войну, а в некоторых семьях еще живы и сами ветераны. Поэтому основным тезисом данной работы становится понимание: учитель является вспомогательной фигурой, роль которой заключается в зарождении в ребенке интереса к истории собственной семьи. Актуальность тезиса подтверждается тем, что в мировом политическом сообществе все чаще предпринимаются попытки фальсифицировать историю времен Великой Отечественной войны, в частности, можно вспомнить недавний конфликт в Польше, которая, по словам посла России в этой стране Сергея Андреева, стала активно трактовать историю в угоду нынешней политической конъюнктуре.
Учитывая также то обстоятельство, что в ответ на активное муссирование подтасованных фактов военного прошлого СССР, Минобороны рассекретило множество архивных документов о Великой Отечественной войне, позволяя каждому увидеть подлинные материалы, зафиксированные участниками военных действий, нам видится перспективной работа именно с младшими школьниками, которые через десять лет станут основным трудовым и воспитывающим резервом нашей страны.
В течение нескольких лет авторы данной статьи агитировали своих учащихся принимать участие в конкурсе мультимедийных проектов «История моей семьи в истории России», организованном Городским методическим центром. Кроме того, мы инициировали и внутришкольные мероприятия, посвященные изучению фактов истории Великой Отечественной войны в семьях обучающихся. Участие во всех проектах было добровольным, но большинство детей, начиная с первого класса, активно отзывались на предложения создать проект. Некоторые же обучающиеся делали разные проекты о своих родных в течение всего периода обучения в младшей школе: один ребенок вместе со своими родителями имел шанс проследить историю своей семьи в военном прошлом на примере, как минимум, четырех участников Великой Отечественной войны.
Наиболее интересными оказывались проекты, в которых открывались ранее неизвестные (или забытые) факты для самой семьи. Так, например, ученица 1-го «Б» класса Ксения Доронина в 2015-м году защитила проект «Жизнь и четыре дня рождения моего прадедушки», при работе над которым ее семья разыскала справку, подтверждающую, что прадедушка ушел воевать еще до начала Великой Отечественной войны: в рукописном документе от 3-го марта 1940-го года значилось, что ее прадедушка «находится на действительной военной службе в 40-м отдельном батальоне НКВД». То есть в семье был обнаружен факт, что родственник воевал с белофиннами.
В интерактивный проект «Прабабушкин труд. Память о предках» Логинов Дмитрий включил графы, которые назвал «Воспоминания», где дословно воспроизвел рассказы своей прабабушки. Некоторые из этих рассказов при глубинном изучении исторических событий тех лет представляют национальный интерес (далее — курсив авторов данной статьи). «Война, продолжавшаяся четыре года, наконец, закончилась. О Победе узнали не сразу, радио и телефонов не было, газеты еще не издавались. Кто-то из жителей принес эту радостную весть, прибыв из соседней деревни. Так от деревни к деревне распространялась такая новость. В каждой семье радовались Победе, окончанию неимоверных мучений, надеялись на улучшение жизни. Ждали скорейшего возвращения своих воинов с фронта. Но вернулись очень немногие, большинство погибли. Но людям, вернувшимся домой, нужно было восстанавливать свои разрушенные жилища и колхозное хозяйство. Основной „рабочей силой“ в послевоенное время были женщины-вдовы да подростки. Сельхозтехника была утеряна или разбита во время войны, лошадей было мало. Земля за четыре года войны была „запущена“, т.е. заросла сорняками, да и по структуре малоплодородная, она требовала много минеральных и органических удобрений. Но ничего не было». К данному воспоминанию напрашивается интереснейший вывод: до сел (а прабабушка нашей ученицы жила в селе Островка Сараевского района Рязанской области) средства массовой информации и коммуникации по каким-то причинам не доходили. Хотя знаменитая правительственная газета «Правда» издавалась огромными тиражами и 23 сентября 1945 года отметила выход 10-тысячного номера.
Интересная работа была проведена в 2019 году ученицей 3 «Б» класса Анастасией Рыбалкиной «Мои прадедушки и прапрадедушки». При подготовке к защите проекта семья разыскала сведения о погибшем в 1943-м году родственнике, узнала место захоронения и точную дату смерти. Без участия школы эта информация вряд ли была бы востребована семьей и передана младшему поколению.
Если делать подсчет в масштабах страны, то подобных ученических открытий насчитывается огромное количество, и каждая история вносит значительный вклад в изучение Великой Отечественной войны, являясь народной страховкой от подтасовки фактов теми, кто стремится переписать историю СССР. Отдельный пласт для изучения представляют письма с фронта, которые во многих школах сохранились и которые наши ученики охотно приносят в школьный Музей имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского. Каждый ребенок, приходя в первый класс, обязательно знакомится с экспонатами этого музея, и к моменту окончания начальной школы он широко осведомлен о том, кто такой Константин Рокоссовский и какую роль он сыграл в истории Великой Отечественной войны. Этот факт — еще одна монета в копилку патриотического воспитания наших обучающихся.
Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к изменениям, происходящим в современном мире. В большей части все эти требования покрывает выполнение задачи по грамотному патриотическому воспитанию, которое должно начинаться в семье и активно поддерживаться школьным учителем в течение всего периода обучения. И только такой подход будет способствовать успеху воспитательного процесса в начальной школе — с проекцией в будущие выпускные классы и в главную школу человечества — в жизнь. И наши выпускники будут людьми с твердо сформированной национальной идентичностью.
Литература
- Левашов В.К., Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социс. — № 8. — 2006. — С. 67-76.
- Пермякова С.Н., Константинова В.В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. — № 8. — 2015. — С. 177-181.
- Яновский Р.Г., Патриотизм: О смысле созидающего служения человеку, народам России и Отечеству. — М., 2004.