Методические рекомендации по подготовке обучающихся к олимпиаде по Scratch-программированию

Автор представляет методические рекомендации, которые отражают педагогические взгляды на обучение и воспитание при подготовке к Scratct-программированию.

В подготовке детей к олимпиадам, многое зависит от творческих взглядов и личных качеств педагога. Автор подробно описывает данную методику и ставит акцент на том, что, не только знания и опыт самого педагога приводят детей к высоким результатам, но и умение методически правильно поставить перед ребенком посильную задачу.

УДК 372.8

Ш.А. Закарян,
педагог дополнительного образования первой квалификационной категории,
МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»,
Россия, Московская область, городской округ Королев

Наука и технологии развиваются столь стремительно, что возникает необходимость серьезно заниматься программированием, начиная с начальной школы. Дети сегодня достаточно уверенно чувствуют себя в цифровом мире, быстро привыкают пользоваться программными продуктами, гаджетами: телефонами, смартфонами, планшетами, компьютерами и др. Взрослые удивляются тому, как быстро дети все это осваивают. Базовое понимание принципов программирования развивает мышление, обучает важным стратегиям для решения проблем, разработки проектов и в дальнейшем ребенок лучше справляется с решением возникающих задач. Кроме того, увлечение программированием дает возможность родителям направить своего ребенка в свободное время в полезное русло — деятельность в цифровом пространстве.

Что такое Scratch-программирование?

Язык программирования Scratch придумывался для детей от 8-ми до 16-ти лет в 2007 году, но используется людьми всех возрастов. Разрабатывался он небольшой командой исследователей из Массачусетского технологического института во главе с Митчеллом Резником. По поводу целей проекта Митчелл Резник сказал: «Нашей целью было расширить диапазон того, что дети могут создавать, совместно использовать и изучать. Работая над проектом Scratch, дети учатся думать креативно и решать проблемы систематично — а это умения, которые являются критическими для достижения успеха в XXI веке». С помощью Scratch можно программировать собственные интерактивные истории, игры и анимацию и делиться своими творениями через Интернет-сообщества.

Название «Scratch» произошло от слова «scratching» — техники, используемой хип-хоп ди-джеями, которые крутят виниловые пластинки взад-вперед руками для того, чтобы смешать музыкальные темы. Аналогично Scratch позволяет смешивать графику и фотографии, музыку и звуки. Такое смешивание порождает калейдоскоп проектов.

Scratch — это визуальная объектно-ориентированная среда программирования для обучения детей как младшего, так и среднего, и старшего возраста. Простая форма доступна даже самым маленьким, превращает обучение в увлекательную игру. Программирование на Scratch происходит путем соединения цветных кирпичиков команд точно так же, как собираются модели из кирпичиков в Lego. Блоки сделаны так, чтобы их можно было собрать только в синтаксически верных конструкциях, различные типы данных имеют разные формы, что исключает ошибки.

Хотя Scratch довольно простой язык, он позволяет создавать сложные и эффективные проекты: ролики, обучающие программы, компьютерные игры, презентации. Вот несколько примеров из моей педагогической практики. Мы можем сочинять истории, рисовать и оживлять на экране придуманных нами персонажей, учиться работать с графикой и звуком. Это делает среду Scratch полезной и интересной также для подростков.

Программное обеспечение полностью бесплатно. Можно работать прямо на сайте или закачать его и работать независимо от сети Интернет. Возможности в первом и во втором случае абсолютно одинаковы. Участвуя в сетевом сообществе, «скретчеры» обмениваются идеями с коллегами самых разных возрастов и интересов. Их девиз: «Создавай, исследуй, обсуждай». Мы в работе с детьми стараемся придерживаться тех же принципов.

В последние годы в мире язык программирования Scratch стал очень популярным. Тридцать пятое место — у «игрушечного» детского языка. Это можно объяснить только огромной потребностью и общества в целом, и самих детей в средстве для «думания», исследования и самовыражения. Приведу несколько преимуществ. Во-первых, создавая проекты в Scratch, ребенок осваивает множество навыков, необходимых человеку в XXI веке. Во-вторых, это творческое мышление, системный анализ, беглое использование технологий, проектирование и постоянное обучение. Таким образом, увлекающийся ребенок погружается в информационную среду творчества и познавательной деятельности, где, кроме предметных знаний, приобретает качества, необходимые каждому человеку для успешной жизни и профессиональной карьеры.

Для чего мы принимаем участие в олимпиадах по Scratch программированию? Задаю себе этот вопрос. Прежде всего, уровень достижений в олимпиаде — это показатель знания и умений ученика. Для педагога это показатель качества преподавания и вид отчетности по итогам обучения.

Олимпиадное движение сегодня является одним из актуальных направлений. Участие детей в олимпиадах, их победы сегодня рассматриваются как один из критериев оценки деятельности образовательных учреждений и работы педагога. Участие в олимпиадном движении для обучающихся очень важно. Это способствует их самореализации, расширяет и углубляет знания в определенной области, позволяет определиться с выбором будущей профессии. Олимпиады не только дают ценные материалы для суждений о степени подготовленности обучающихся к ним, но и выявляют наиболее одаренных и подготовленных детей в той или иной области, стимулируют углубленное изучение предмета.

Основные цели олимпиад:

  • выявление талантливых детей,
  • развитие интереса обучающихся к изучению данного предмета,
  • повышение интеллектуального уровня обучающихся,
  • создание необходимых условий для поддержки одаренных детей.

В отличие от конкурсов, написания рефератов или исследовательских работ, олимпиады охватывают более широкий круг знаний по тому или иному курсу и способствуют формированию более широкой эрудиции, к чему так стремится любой педагог.

В предметных олимпиадах основой успеха является не сумма конкретных знаний обучающихся, а их способность логически мыслить, умение создать за короткий срок достаточно сложную и новую для них логическую конструкцию. Решая задачу выявления творческих способностей ребенка, а это умение «нестандартно мыслить», олимпиадные задания в значительной степени отошли от стандартных («школьных») заданий.

Олимпиада по Scratch-программированию не является исключением. Она проводится с целью поддержки обучающихся и педагогов в вопросах изучения креативного программирования на визуальном языке Scratch

Задачи проведения Олимпиады:

  • формирование и развитие сообщества скретчеров в России и за рубежом;
  • организация предпрофессиональной работы со старшеклассниками;
  • привлечение внимания детей, педагогов, родителей, образовательного сообщества к креативному программированию;
  • повышение уровня алгоритмического мышления обучающихся и педагогов;
  • актуализация методик развития детской и подростковой одаренности;
  • повышение профессионального мастерства педагогических работников.

Олимпиада по Scratch-программированию проводится в онлайн-формате.

Несмотря на то, что в основном цель олимпиадного движения — выявлять и поддержать одарённых детей, я считаю, что надо без исключения всем обучающимся, изучающим Scratch-программирование, дать возможность участвовать в Олимпиаде. Во-первых, это повышает мотивацию ребёнка к дальнейшему, возможно, более основательному изучению предмета. Во-вторых, это возможность для педагога, на основании работ, готовивших для олимпиады, проводить итоговую аттестацию.

Рассмотрим методические приемы подготовки к олимпиаде и участие в них обучающихся объединения «Scratch-программирование» МБУДО ЦРТДиЮ.

Для выбора работ к участию в Международной Scratch-Олимпиаде по креативному программированию проводиться Муниципальный конкурс работ по Scratch-программированию среди обучающихся объединений технической направленности городских образовательных учреждений.

Подготовка работ обучающихся объединения к участию в конкурсе проводиться в несколько этапов.

  1. Ознакомление с положением и требованиями участия в конкурсе.
  2. Выбор номинации для участия.

В конкурсе, как и на Международной Олимпиаде, номинации делятся по возрастным категориям:

  • «Мой мир» — 7-8 лет;
  • «В гостях у любимого автора» — 9-10 лет;
  • «Знайка» — 11-15 лет;
  • «Компьютерная игра» — 15-18 лет.
  1. Выбор тем работ.
  2. Разработка темы, написание сценария.
  3. Программирование разработанного сценария.

В этом году Муниципальный конкурс по Scratch-программированию приурочен к 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Обучающиеся объединения «Scratch-программирование» участвовали в номинациях «В гостях у любимого автора» и «Знайка», в соответствии со своими возрастными категориями.

Форма работы в номинации «В гостях у любимого автора»: озвученная анимированная история — проект, выполненный в среде программирования Scratch.

Задание: придумать сюжет анимированной истории.

Участник выбирает любимое произведение писателя или поэта и пересказывает сюжет на фоне анимации. Участник может взять на себя роль автора произведения и представить озвученную анимированную историю собственного сочинения.

Этапы работы в номинации:

  1. Чтение и обсуждение рассказов. В этом году это были рассказы о Великой Отечественной Войне.
  2. Выбор рассказа. Выбор пал на рассказ Льва Кассиля «Памятник советскому солдату».
  3. Разработка сценария.
  4. Раскадровка в соответствии со сценарием.
  5. Выбор соответствующих сценарию спрайтов в сети Интернет.
  6. Программирование.

Форма работы в номинации «Знайка»: компьютерная игра-викторина — проект, выполненный в среде программирования Scratch.

Задание: придумать сюжет компьютерной игры-викторины.

Участник выбирает одну из предметных или межпредметных областей: «Математика», «История», «Робототехника» и т.д., придумывает обучающий сюжет, создает персонажи, выполняющие роль ведущих викторины, составляет разные типы вопросов, программирует счетчик правильных и неправильных ответов.

Этапы работы в номинации:

  1. Выбор предметной области. В этом году был выбран предмет «История».
  2. Составление вопросов и ответов викторины.
  3. Выбор героя — ведущего викторины.
  4. Выбор соответствующего герою спрайта.
  5. Программирование.

На основании итогов Муниципального конкурса работы победителей отправляются на Международную Scratch-Олимпиаду по креативному программированию, которая проходит на сайте.

Роль педагога в подготовке детей к данной олимпиаде огромна. Благодаря знаниям и опыту педагога, умению методически правильно поставить перед ребенком посильную задачу, результат обязательно будет высоким. И это очень сильно воодушевляет детей. После удачного выступления или достижения высокого результата ребенок с большим азартом будет заниматься и в дальнейшем этим предметом. Именно такой подход позволяет развить в ребенке умение нестандартно мыслить, что является очень актуальным в этой деятельности. Однако при данной работе педагогу очень важно использовать определенные принципы:

  1. Принцип максимальной самостоятельности — предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания — это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий.
  2. Принцип опережающего уровня сложности. Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде.
  3. Психологический принцип. Считается необходимым воспитать в «олимпиадниках» чувство здоровой амбициозности, стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни!

В завершение хочется выделить основное. Нужно разглядеть задатки в ребенке и вырастить успешного ученика, обладающего сильными качествами личности. Научить верить в свои силы, внушить способность побеждать. И совершенно неприемлем принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде. Это не принесет должного результата. Сам педагог должен быть образцом для ребенка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Успех-рождает успех! Только успешный, заинтересованный в результатах своего труда педагог, может воспитать такого же успешного, растущего к знаниям и победе ученика.

Литература

  1. Вордерман, Кэрол, Вудкок, Джон, Макаманус, Шон. Программирование для детей: Иллюстрированное руководство по языкам Scratch и Python«. — Манн, Иванов и Фербер, 2017, 224 с.
  2. Голиков Д. «Scratch для юных программистов». — БХВ-Петербург, 2018, 192 с.
  3. Resnick, Mitchel. (2003). Thinking Like a Tree (and Other Forms of Ecological Thinking). International Journal of Computers for Mathematical Learning, vol. 8, no. 1, pp. 43-62. Статья: перевод — канд. пед. н., заведующий Лабораторией Учебных Коммуникаций, Е.Д. Патаракин.

Интернет-источники:

  1. https://scratch.mit.edu/
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Скретч_(язык_программирования)
  3. https://letopisi.org/index.php/Резник,_Митчелл
  4. http://www.supercode.ru/download/scratch_by_patarakin.pdf
  5. http://window.edu.ru/resource/056/78056/files/scratch_lessons.pdf

Добавить комментарий

Войти с помощью: