Проблемы разработки образовательной программы организации и опыт их решения

В статье представлено назначение образовательной программы организации дополнительного образования, дифференциация этого документа и программы развития по цели и содержанию. Автор делится практическим опытом определения структуры образовательной программы организации дополнительного образования в соответствии с нормативными требованиями.

УДК: 374

Е.Б. Цибизова,
руководитель методической службы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества имени Н.К. Крупской»,
канд. пед. наук,
Новокузнецк

Ключевым элементом реализации дополнительного образования в любой организации является программа, а точнее — дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее — ДООП), которую самостоятельно разрабатывает педагог.

Однако, рядом с педагогом дополнительного образования, по пути проектирования, разработки и оформления ДООП, идет, чаще всего, методист или специалист управленческого звена. Хорошо если взаимодействие между ними слаженное и продуктивное, если совпадают педагогические установки и взгляды. Но так бывает не всегда.

Появляются разногласия. И тогда у методиста возникает вопрос: «Что ему еще не понятно?», а у педагога встречный: «Что он хочет от меня?».

И действительно, существует локальный акт, разработанный и утвержденный. Здесь и структура ДООП, и шаблоны для оформления, все по пунктам в соответствии с нормативной базой. Вот методические рекомендации по работе с документом. А вопросы остаются.

Разногласия в коллективе педагогов рождаются и по другим поводам.

Например, методическая служба запланировала мероприятие для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста по программам художественной направленности. Собраться бы, да обсудить планируемые результаты, как их достичь и как оценить. Нет, невозможно в это время: один педагог с детьми танцует, а другой рисует, а третий поет.

Но, подождите, а наши «соседи» — воспитатели детских садов, школьные учителя? Да, они реализуют разные образовательные и предметные области, но результаты—то требуются от всех единые. И педагоги дошкольного, начального, основного и среднего (полного) образования могут обсуждать вопросы достижения общих результатов и их оценивания. И с программами тоже нет таких проблем.

А почему? Потому что дошкольное и общее образование регулируется Федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС), который задает требования к результатам, содержанию и условиям образования, а рабочая программа педагога является инструментом реализации данных требований.

В дополнительном образовании ФГОС нет, но на этот вид образования, как и на все другие распространяется действие пункта 3 статьи 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, согласно которому разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции самой образовательной организации.

Следовательно, деятельность в дополнительном образовании регулируется образовательной программой организации. Этот нормативный документ является обязательным, именно он может определить общий для всех педагогов концептуальный образовательный подход, цели и задачи, которые ставятся в процессе проектирования ДООП. И как раз образовательная программа организации является основанием для оценки планируемых результатов, полученных при освоении ДООП.

Взаимосвязь дополнительных общеобразовательных программ и образовательной программы организации регламентирована Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». В пункте 5 читаем: «Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

Поэтому разработка образовательной программы организации является важной задачей. Но, как показывает практика, зачастую методисты и специалисты управленческого звена уделяют недостаточно внимания этому документу. Мы считаем, что до сих пор не осмыслено назначение образовательной программы организации, а выстраивание ее структуры и содержания является определенной проблемой.

Почему сложилась такая ситуация? Обратимся к недавнему прошлому дополнительного образования.

Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 сохранил внешкольные учреждения и переименовал их в «учреждения дополнительного образования детей». Но нормативно-правовая база при этом была недостаточной и противоречивой [1].

В этот период и муниципальные, и государственные образовательные учреждения строили свою работу в соответствии с типовыми положениями. В соответствии с пунктом 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей») содержание деятельности объединения определялось педагогом.

Учреждение, же в соответствии с пунктом 19 указанного документа, самостоятельно разрабатывало программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений. Конкретных нормативных требований к программе деятельности не предъявлялось. Вопрос о том, как взаимосвязаны программа объединения и программа деятельности учреждения и чем она должна наполняться, остался открытым.

Примерно в это же время как инструмент инновационных преобразований в образовательном учреждении появилась программа развития. Ее разработка и реализация была и остается значимым этапом планирования в дополнительном образовании.

Сложившиеся тогда обстоятельства сегодня привели к проблеме не различения программы развития и образовательной программы. Поэтому для того чтобы понять ее назначение, прежде всего, нужно дифференцировать эти понятия.

Программа развития, направленная на достижение стратегических целей с учетом приоритетов государственной политики в сфере образования, разрабатывается на основе проблемного анализа, планирования системных позитивных изменений, включает описание содержания и механизмов деятельности, важнейших целевых показателей достижения прогнозируемых результатов [2].

Программа развития существенно отличается от образовательной программы. Один документ (программа развития) имеет инновационную направленность и выступает в качестве плана осуществления нововведений в образовательной организации. Другой (образовательная программа) регулирует вопросы реализации образовательного процесса (дополнительных общеобразовательных программ).

Различия двух управленческих документов представлены на Схеме 1.

Схема 1. Отличие программы развития от образовательной программы

Еще одна проблема — как определить структуру образовательной программы организации?

Возможно, здесь может помочь опыт, наработанный в Новокузнецке. Городское методическое объединение педагогов дополнительного образования (руководителем которого является автор) после обсуждения возникшей проблемы подготовило «Методические рекомендации по разработке и оформлению образовательной программы организации и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» (утв. приказом. Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от 02.07.2019 г. № 2028)[1]. Документ, конечно, не является федеральным нормативным актом, однако рекомендуется Комитетом образования и науки администрации города Новокузнецка к использованию.

Цель методических рекомендаций — формирование единого подхода и согласование позиций Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка и организаций дополнительного образования при разработке образовательной программы с учетом реализации образовательной политики Российской Федерации и Кемеровской области.

В методических рекомендациях образовательная программа организации дополнительного образования определена как учебно-методическая документация, направленная на реализацию цели и задач образовательной деятельности. Основой для такого определения стали нормативные документы, как и в случае с образовательными организациями, реализующими свою деятельность в соответствии с ФГОС.

В структуру образовательной программы в соответствии со ст. 2 п. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ включены три основных раздела — целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к реализации образовательной деятельности, планируемые результаты. Сюда можно включить пояснительную записку, систему оценки планируемых результатов.

Содержательный раздел программы описывает образовательную деятельность в соответствии с выбранным подходом и реализуемыми направленностями ДООП. В этом разделе целесообразно разместить: содержание образовательной деятельности по направленностям; описание форм, способов, методов и средств реализации образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, описание программ[2] и проектов, реализуемых в организации.

Организационный раздел программы определяет общие рамки организации образовательной деятельности и механизмы реализации образовательной программы. Здесь размещается учебный план как механизм реализации образовательной программы и описание условий реализации образовательной программы.

На примере документов муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества имени Н.К. Крупской» (далее — Дворец творчества им. Н.К. Крупской) посмотрим, как нам удалось дифференцировать целевые установки образовательной программы[3] и программы развития.

Таблица 2

Образовательная программа Дворца творчества им. Н.К. Крупской определила единую методологическую ориентацию (компетентностный подход), планируемые результаты (ключевые образовательные компетенции, необходимые для решения задач социального, коммуникативного и личностного самосовершенствования в соответствии с возрастными характеристиками), систему оценки достижения планируемых результатов, общие подходы к отбору содержания образования (на основе компетентностного подхода) и по направленностям.

Реализация образовательной программы организации создала условия для осуществления следующих позиций:

  • координация деятельности педагогического коллектива по достижению планируемых результатов и условий освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ, а также принятия управленческих решений администрацией организации;
  • углубление понимания смыслов дополнительного образования и использования их в качестве ориентира в практической образовательной деятельности педагогических работников, установки взаимосвязанности компонентов образовательной программы организации и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
  • информирование обучающихся и родителей (законных представителей) о целях, содержании, планируемых результатах в деятельности Дворца творчества им. Н.К. Крупской.

Подводя итог, хочется вспомнить расхожую фразу: «Методист должен быть на шаг впереди всего педагогического коллектива». Возможно вдумчивая, тщательная разработка образовательной программы организации и является этим шагом?

Литература

  1. Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Учреждения дополнительного образования детей: срочно требуется нормативная база! // Библиотечка журнала «Вестник образования России». — № 7. — 2006. — С. 6-18.
  2. Селевко Г.К. Технология внутришкольного управления. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 208 с.

[1] С методическими рекомендациями можно познакомиться в профессиональном сообществе «Интернет-сообщество ПДО» (группа ВКонтакте), в разделе «Документы» https://vk.com/club180304083

[2] Здесь подразумеваются управленческие программы, а не дополнительные общеобразовательные программы. Например, «Программа организации взаимодействия с родителями», «Программа воспитательной работы с учащимися» и др.

[3] С документом можно познакомиться на сайте Дворца творчества им. Н.К. Крупской http://dtkrupskoy.ru/index.php/11/obrazovanie

[4] На основе ст. 2, п. 14 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ.

Добавить комментарий

Войти с помощью: