Организация и содержание деятельности Городской методической площадки «Сила творчества»
В статье представлен опыт организации и деятельности городской методической площадки «Сила творчества» ГБУ ДО ЦТ «На Вадковском». Данный опыт может быть полезен специалистам системы социальной защиты населения работающим с семьей и детьми, методистам и педагогам системы дополнительного образования.
И.А. Волкова,
методист
ГБУ ДО «Центр творчества «На Вадковском»,
Москва
Центр творчества «На Вадковском» — многопрофильный разноуровневый образовательно-досуговый комплекс, решающий задачи дополнительного образования детей, подростков, молодежи и взрослых.
Центр творчества «На Вадковском» — единственное учреждение дополнительного образования, учредителем которого является Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы.
Учреждение выполняет функции обучения, развития, воспитания и социализации разных категорий детей и подростков, в частности, детей из социально незащищенных семей.
Городская методическая площадка «Сила творчества» открыта в ГБУ ДО ЦТ «На Вадковском» в 2015 году в целях повышения уровня профессиональных компетенций специалистов организаций поддержки семьи и детства Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (далее — ДТСЗН города Москвы) в вопросах развития творческого потенциала детей, нуждающихся в социальной поддержке государства.
Целевая аудитория Городской методической площадки «Сила творчества» — специалисты по работе с семьей, специалисты по социальной работе, руководители кружков, психологи организаций ДТСЗН города Москвы.
В системе ДТСЗН города Москвы работает более 30 организаций поддержки семьи и детства. Одними из основных направлений деятельности организаций является оказание помощи семьям в решении вопросов по преодолению сложных жизненных ситуаций, проведение профилактической работы, предоставление социально-психологической помощи семьям и детям.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-43 Центр творчества «На Вадковском» предоставляет психологическую и педагогическую помощь специалистам.
Целью создания и дальнейшей деятельности Городской методической площадки «Сила творчества» было и является в настоящий момент совершенствование работы по развитию творческого потенциала детей, нуждающихся в социальной поддержке государства, посредством систематизации и трансляции накопленного опыта работы, обновления содержания и форм работы, повышения уровня методической компетенции специалистов организаций социальной поддержки семьи и детства.
Задачами Городской методической площадки «Сила творчества» являются:
- создание и организация работы творческих мастерских для специалистов организаций социальной поддержки семье и детям по направлениям творческой деятельности;
- изучение, систематизация и трансляция опыта работы специалистов и организаций поддержки семьи и детства ДТСЗН города Москвы, работающих с семьями и детьми по развитию детского творчества;
- стимулирование инициативы и активизация творчества специалистов в деятельности, направленной на совершенствование, обновление содержания и форм работы.
Содержание деятельности Городской методической площадки направлено на повышение уровня психолого-педагогической, методической, организационной компетентности специалистов организаций и определяется с учетом профессиональных запросов и интересов специалистов. Эффективность проведения мероприятий зависит от нескольких факторов: актуальности тематики занятий, соответствия запросам и интересам специалистов. В целях учета интересов специалистов ежегодно проводится их анкетирование. Содержание деятельности методической площадки ежегодно обновляется, открываются новые творческие мастерские, появляются новые формы работы.
Руководителем Городской методической площадки «Сила творчества» является директор Центра творчества «На Вадковском». Структура площадки включает координационно-аналитическую и методическую службы, творческие мастерские и лаборатории по различным направлениям деятельности, связанным с развитием детского творчества и методической помощью по психолого-педагогическому сопровождению детей и подростков.
Руководителями служб и творческих мастерских являются специалисты высшей квалификационной категории Центра творчества «На Вадковском» — методисты, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования.
Для организации занятий в Центре творчества имеется необходимая материально-техническая база: класс интерактивного обучения, актовый зал на 230 мест, мультимедийное, музыкальное и световое оборудование.
Формы деятельности методической площадки разнообразны: работа творческих мастерских, проведение мастер-классов, семинаров, семинаров-практикумов, круглых столов, конференций, консультирование специалистов по актуальным организационно-методическим, психолого-педагогическим вопросам.
Одной из эффективных форм методической работы является проведение семинаров-практикумов. Данная форма позволяет более глубоко изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приемов и способов работы.
Семинар-практикум предусматривает возможность обсуждения различных точек зрения, создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу. Важным условием организации семинара-практикума является включение всех участников в обсуждение актуальной темы.
Данная форма проведения занятий активно применяется в таких творческих мастерских Городской методической площадки «Сила творчества», как «Игровые технологии в процессе развития, воспитания и социализации подростков» «Танцевальная лаборатория», «Психолого-педагогические технологии работы с подростками» «Творчество в семейных клубах».
Занятия Городской методической площадки носят практико-ориентированный характер. Специалисты получают возможность применять полученные знания и умения в практической деятельности при работе с семьей и детьми.
Важным направлением деятельности методической площадки является обмен опытом работы по развитию детского творчества в Центрах поддержки семьи и детства.
В целях получение обратной связи со специалистами после каждого занятия проводится анкетирование для выяснения доступности предлагаемого материала в практическом применении.
Творческая деятельность имеет большое значение в жизни детей, усиливает ощущение ценности собственной личности, способствует активному выстраиванию индивидуальных и социальных контактов.
В рамках Городской методической площадки работают разнообразные творческие мастерские. Тематика и содержание ежегодно корректируется в зависимости от запросов специалистов:
- Творческая мастерская «Изобразительное творчество»;
- Творческая мастерская «Декоративно-прикладное творчество»;
- Творческая лаборатория «ИКТ. Создание презентационных фото-видеоматериалов»;
- Семинар-практикум «Профессиональное самоопределение подростков как элемент жизненной навигации»;
- Семинар-практикум «Возможности интеллектуальной игры в процессе развития, воспитания и адаптации детей и подростков»;
- Творческая мастерская «Школа Театральных Наук»;
- Семинар-практикум «Творчество в семейных клубах. Семейный праздничный календарь»;
- Творческое объединение «Экология. Туризм. Краеведение».
Остановимся на деятельности каждой из этих творческих мастерских.
Творческая мастерская «Декоративно-прикладное творчество»
Мастер-классы творческой мастерской неизменно вызывают значительный интерес специалистов по работе с семьей, руководителей кружков. В Центрах поддержки семьи и детства организована работа творческих студий, мастерских, кружков для детей. Сформирован банк данных о детских творческих объединениях, что позволяет определить тематику и содержание мастер-классов
На мастер-классах по декоративно-прикладному творчеству специалисты обмениваются опытом и проходят практическое обучение новым техникам, приемам декоративно-прикладного искусства, знакомятся с новыми направлениями прикладного творчества. Традиционными мероприятиями стали мастер-классы по изготовлению сувениров из различных материалов: «Подарок к Новому году», «Подарок к 8 марта», выставки творческих работ специалистов. На мастер-классах специалисты могут поработать с различными видами материалов: бумагой и картоном, полимерной глиной, войлоком, кожей, глиной, природными материалами, а также освоить разнообразные технологии: холодный батик. декупаж, кружевоплетение, плетение на коклюшках и другие.
Умения, приобретенные специалистами, апробированы ими на практике при организации совместных занятий с детьми и их родителями. Совместные занятия творчеством способствуют укреплению отношений в семье, а также связей между разными поколениями.
Творческая мастерская «Изобразительное творчество»
Изобразительное творчество — это целый мир со своими законами и техническими приемами, это особый язык, на котором надо научиться говорить с помощью цвета, формы, линии, фактуры. Специалисты знакомятся с различными видами изобразительного искусства и спецификой художественно-творческой деятельности, изучают различные особенности художественных техник. Участники мастерской учатся создавать творческие живописные и графические работы, декоративные композиции.
Занятия позволяют специалистам расширить свой кругозор, приобрести новые навыки, а также способствуют релаксации участников, так как проходят при музыкальном сопровождении. И это немаловажно. Как говорит Р. Коуплан, автор книг по практической психологии, «люди, умеющие расслабляться, обладают не только большой гибкостью мышления, но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами».
Творческое объединение «Экология. Туризм. Краеведение»
Основные вопросы, которые рассматривают на семинарах-практикумах данного объединения, — это организация культурно-познавательной, экскурсионной, туристско-краеведческой деятельности, патриотическое воспитание, вопросы экологии.
Туризм — особый вид социальной деятельности человека, направленный на познание и общение, укрепление здоровья. Большой интерес вызывает работа по направлению «Турист — в своем городе». На занятиях данного объединения специалисты узнают о том, как обычную прогулку по Москве превратить в путешествие, какие приложения и интернет-ресурсы помогут увидеть город глазами туриста. Знакомство с основами туристского ориентирования, освоение специалистами «веревочного курса» поможет в дальнейшем на местах организовать занятия с детьми и подростками, а также членами их семей.
Творческая лаборатория «ИКТ. Создание презентационных фото-видеоматериалов»
Все мы часто сталкиваемся с необходимостью создания каких-либо медиа-файлов: будь то презентация мероприятия или портфолио ребенка для участия в различных выставках, создание тематических видеороликов или просто небольшая корректировка фотографии. На занятиях творческой лаборатории возможно научиться минимизировать количество затрачиваемого на изготовление медиа-файлов времени, а также делать это красиво и современно.
Семинар-практикум «Профессиональное самоопределение подростков как элемент жизненной навигации»
Проблема выбора профессии стара, как мир. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. Ученые утверждают, что правильный выбор профессии в два-два с половиной раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в полтора-два раза уменьшает стоимость обучения кадров. Грамотное профессиональное самоопределение способствует эффективной социальной адаптации, формированию мотивации достижения успеха, умению ориентироваться в изменяющемся мире, максимальному использованию личностного потенциала подростка.
На семинарах представлены практические приемы, методы профессиональной ориентации. Слушатели принимают участие в деловых играх и тренингах, знакомятся с тестами, которые смогут использовать в работе с детьми и подростками.
Приобретенные знания позволяют психологам и специалистам организаций поддержки семьи и детства провести работу по мониторингу профессиональных интересов подростков
Семинар-практикум «Возможности интеллектуальной игры в процессе развития, воспитания и адаптации детей и подростков»
Семинар-практикум предназначен для специалистов по работе семьей, социальных педагогов. Специалисты знакомятся с играми и игровыми технологиями, узнают о том, как можно разнообразить и усовершенствовать работу с детьми посредством игры.
Участники семинара-практикума имеют возможность познакомиться с лучшими подвижными и логическими играми народов мира, новинками современной индустрии развлечений для детей. Специалисты имеют возможность принять участие в самых современных и полезных настольных, словесных играх, научиться организовывать семейные игротеки. Игры не требуют для проведения большого количества времени, но являются интересными и полезными для детей и подростков.
Творческая мастерская «Школа Театральных Наук»
В целях социализации и развития творческого потенциала детей и взрослых на занятиях в «Школе Театральных Наук» специалисты изучают и осваивают методы театральной педагогики. Занятия проходят в виде тренингов, театральных игр, мастер-классов, показов-демонстраций и «круглых столов» (обмен опытом).
Семинар-практикум «Творчество в семейных клубах. Семейный праздничный календарь»
Задача семинара-практикума — помочь специалистам в мотивировании семьи на самостоятельную подготовку и проведение содержательного семейного праздника. На семинаре разрабатываются «сценарные семейно-праздничные рецепты». Участники семинара знакомятся с технологией составления сценарного плана праздника, апробируют его на практике, создают презентации реализованных праздничных сценариев, обогащая палитру семейных праздников
Специалисты организаций поддержки семьи и детства активно участвуют в работе творческих мастерских и отмечают практическую значимость мероприятий. Ежегодно в мероприятиях методической площадки принимают участие более 500 специалистов организаций социальной поддержки семьи и детства.
В прошлом 2018-2019 учебном году в рамках Городской методической площадки было проведено 80 мероприятий, в том числе 34 мастер-класса, 44 семинара-практикума, круглый стол и конференция.
По мнению специалистов, участие в мероприятиях Городской методической площадки «Сила творчества» и творческих мастерских является хорошим средством профилактики профессионального синдрома эмоционального выгорания.
Важным этапом в работе Городской методической площадки «Сила творчества» является ежегодная итоговая конференция участников «Итоги работы ГМП «Сила творчества».
На конференции подводятся итоги работы за учебный год. Организуется выставка творческих работ специалистов, участников творческих мастерских «Декоративно-прикладное творчество» и «Изобразительное творчество». Специалисты делятся своими впечатлениями о работе площадки в режиме «открытого микрофона». В целях определения направлений деятельности методической площадки, тематики занятий в новом учебном году проводится анкетирование участников. Специалисты дают предложения по тематике и формам обмена опытом работы.
По итогам года обучения специалистам, принимавшим активное участие в мероприятиях Городской методической площадки «Сила творчества» вручается сертификат, подтверждающий, что специалист получил знания и овладел определенными умениями для работы, связанной с творческим развитием детей и подростков, работы с семьей.
О возросшем интересе к деятельности Городской методической площадки «Сила творчества» свидетельствует увеличение количества участников, посещающих ее мероприятия (см. Диаграмму 1).
Диаграмма 1
Отзывы участников о мероприятиях Городской методической площадки «Сила творчества» ежегодно размещаются в Книге отзывов и демонстрируются на итоговой конференции. Они свидетельствуют о положительном опыте применения полученных знаний и навыков в практической деятельности.
Отзывы участников ГМП «Сила творчества»
«Большое Вам спасибо за вашу работу! Вы вдохновляете на проведение разных мастер-классов и мероприятий. Спасибо за новую информацию, которую мы узнаем в Центре. Мы ее стараемся применять постоянно».
Кузнецова Е.В., ГБУ ЦСПСиД «Гелиос»
«Городская методическая площадка „Сила творчества“ — потрясающее место для обмена опытом между специалистами разных Центров. С каждым посещением площадки копилки участников пополняются новыми идеями и опытом. Вдохновившись и узнав что-то новое, всегда знакомлю с этим коллег по Центру. Удачно спланированные занятия, интересные темы и, что очень важно, возможность и доступность использования полученного опыта в работе с детьми — вот то, ради чего хочется возвращаться сюда снова и снова. Хочу пожелать вам дальнейшего процветания, новых творческих идей».
Лепшина С.А., ГБУ ЦСПСиД «Кутузовский»
«Городскую методическую площадку „Сила творчества“ я посещаю уже второй год. Несмотря на это, вы удивляете каждый раз, знакомя нас с новыми формами работы, новыми техниками. Семинары и мастер-классы очень интересные, а что самое важное — их можно применить на практике. Спасибо вам за ваш труд!»
Козлова О.А., ГБУ ЦСО «Троицкий», психолог
В заключение с достаточной определенностью можно сказать, что Городская методическая площадка «Сила творчества» способствует повышению профессионального мастерства специалистов по работе с семьей, активизирует творчество специалистов в деятельности, направленной на совершенствование, обновление содержания и форм работы с семьей и детьми.
Литература
- Федеральный закон от 29.12 2012№ 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013№ 442-43(посл. редакция).
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013г. № 683н «Профессиональный стандарт. Специалист по работе с семьей».
- Положение о деятельности Городской методической площадки «Сила творчества», ГБУ ДО ЦТ «На Вадковском». — М, 2015.
- Раннее развитие позитивных интересов и творческого потенциала семьи и детей «Творческие узы»: Методическое пособие под редакцией Т.М.Барсуковой, Т.В. Шининой, Ю.М.Лившиц. — М., 2016. (Серия «Портфель специалиста по работе с семьей»).
- Современные психолого-педагогические подходы в работе с семьей и детьми в условиях социальных учреждений / Сборник статей ГАУ Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы«. — М., 2018.
- Сборник методических материалов «Декоративно-прикладное творчество» ГМП «Сила творчества». Технологические карты”. ГБУ ДО ЦТ “На Вадковском, — М, 2018.
- Сайт психологов www.b17.ru