Обучение и позитивная социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве творческого объединения «Детский театр моды»

Актуальность данной статьи состоит в том, что одной из самых тревожных тенденций современности является рост количества детей с проблемами в развитии, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Включение ребёнка с ОВЗ в коллективный творческий процесс может стать именно тем компенсаторным инструментом, который поможет личностной самореализации, независимо от его потребностей и других обстоятельств. Статья рассчитана на педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

код ГРНТИ 14.27.25

М.В. Коновалова,
педагог дополнительного образования высшей категории
Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования «Дом детского творчества»
Алексин, Тульская область

«Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит,
что нельзя воспитателю содействовать
его образованию и проявлению».

Л.С. Выготский

Эпиграфом к статье послужили слова выдающегося психолога Льва Семёновича Выготского, который является основоположником идеи инклюзивного образования в России. Его труды лежат в основе специфики работы с детьми с ОВЗ. Л.С. Выготский писал, что, замыкая своего нестандартного воспитанника в узкий круг спец коллектива, мы создаём ограниченный мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, а главная задача воспитания ребенка с нарушением развития — его интеграция в жизнь и создание условий для компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Поэтому одной из важнейших направлений современного дополнительного образования является инклюзивная составляющая, которой в последнее время уделяется особое внимание. Включение ребёнка с ОВЗ в коллективный творческий процесс может стать именно тем компенсаторным инструментом, который поможет личностной самореализации, независимо от его потребностей и других обстоятельств.

Уже четвёртый год в объединении Детский театр моды «MODIZ», основанного на базе МБУ ДО «ДДТ» г. Алексин Тульской области существует инклюзивная группа обучающихся младшего школьного возраста. В данный момент в её состав входят 7 нормотипичных детей и 3 ребёнка с ОВЗ. Это дети с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, речи. Руководителем творческого объединения является автор статьи, соответственно, данный материал это трансляция личного опыта. Для работы с обучающимися была разработана адаптированная образовательная программа «Модиз инклюзив», которая помогает обеспечить социализацию детей с особыми образовательными потребностями и их полноценное участие в творческой жизни объединения. На занятиях обучающихся знакомятся с основными аспектами теории моды, законами художественной формы, композиции, цвета, спецификой текстильных материалов, технологией изготовления швейных изделий и сценических костюмов, осваивают сопутствующие технологии декоративно-прикладного творчества. Полученные навыки и знания обучающиеся реализуют в создании и показе коллекций одежды, в концертных выступлениях на конкурсах и фестивалях различного уровня. Так юные модельеры представили свои коллекции костюмов не только в своём городе, но и на подиумах Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Тулы, Тарусы, Поленово.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить особых обучающихся к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзгодами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих необычных детей. Механизмом социализации особых детей является совместное творчество педагога, обучающихся и родителей. И коллектив единомышленников такой, как театр моды наиболее подходящая площадка для объединения этих слагаемых.

На пути к достижению высоких результатов творческой деятельности инклюзивной группы в учебном процессе применяются следующие образовательные технологии:

  • разноуровневое обучение;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии сотрудничества;
  • коллективная проектная деятельность.

Каждый пункт стоит раскрыть подробней.

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. Для обучающихся с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности: научиться не сравнивать себя с другими, а себя «вчерашнего» с «собой сегодняшним». Необходимо подбирать задания, с которыми они могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже за самые незначительные успехи.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, а просто, нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Для этих воспитанников разработан специальный график и режим занятий. Программа предусматривает занятия 2 раза в неделю по 2 академических часа, что может быть физически сложно для детей с ограничениями здоровья. Ведь они быстро утомляются, не могут долго концентрироваться на выполнении задания, часто пропускают занятия из-за посещения медицинских учреждений. Таким образом, два часа дети занимаются в инклюзивной группе, а два часа выведены для занятий в малой группе или индивидуально (по необходимости). Это позволяет распределить нагрузку соответственно заболеванию обучающихся, подготовиться к специализированным конкурсам и фестивалям, повторить материал при плохом проценте усваивания информации или отставании после госпитализаций. Игры и упражнения также адаптированы под особенности детей.

Ведущей деятельностью любого ребёнка является игра. Процесс обучения посредством игры надолго увлекает их, ненавязчиво захватывает все внимание, поднимает настроение. Помимо этого, у детей формируется учебная мотивация, благодаря чему учащиеся с удовольствием выполняют поставленные задачи. Каждый вид игры выполняет специфические функции. В процессе обучения используются всевозможные игры в зависимости от темы урока и образовательных потребностей. Вся учебная информация должна подаваться лаконично, наглядно и красочно. Это важно для любого обучающегося, а для ребёнка с ОВЗ просто необходимо. Также стоит отметить, что для особенных детей каждое его усилие над собой должно заканчиваться «вау-эффектом», т.е. в итоге он должен получить яркий продукт своего труда. И здесь театр моды как нельзя лучше справляется с этой задачей.

На определенных этапах для ребенка с ОВЗ более органичны коллективные формы усвоения информации. Будучи целиком поглощенным коллективным действием и коллективным переживанием, он может воспринимать и перерабатывать информацию, прежде всего в составе группы и при ее поддержке. Коллектив театра смешанный по возрасту. В «MODIZ» ходят девчонки и мальчишки от 7-16 лет, в отличие от школ, где в инклюзивный класс входят дети одного возраста. Это позволяет старшим взять «шефство», стать тьюторами для младших. Сотрудничество происходит между воспитанниками и педагогом, младшими и старшими участниками коллектива, в творческий процесс также включены родители. Мамы не только помогают создавать наряды, но и с удовольствием становятся участницами показа. Это, несомненно, создаёт условия для положительной социализации, дети чувствуют поддержку и уважение к их увлечениям. Помимо образовательной деятельности в коллективе традиционно проходят всевозможные неформальные встречи: походы и пикники, праздники, квесты, посещение музеев и выставок.

Уникальность работы с инклюзивной группой заключается в авторских постановках, которые создаются с учетом индивидуальных физических возможностей обучающихся, с тем, чтобы наиболее полно реализовать их потенциал. По сути, каждая коллекция — это проект. Начиная с идеи, поиска информации, эскиза, заканчивая сценическим действием. За время обучения в инклюзивной группе дети с ОВЗ не только погружаются в творчество, но и приобретают реальные умения, которые могут быть полезными в жизни и быту, а, возможно, помогут определиться с профессией в будущем: выполнение эскизов костюмов, изготовление к ним деталей, расслабление мышечных зажимов, нахождение новых возможностей движения собственного тела, коммуникативные навыки. Дети учатся более ответственно относиться к себе, к своим потребностям, помогать друг другу, получать навыки чувствовать, ощущать, отмечать, проговаривать свои эмоции и желания.

Таким образом, вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, коллективное творчество способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает, ведь не известно для кого инклюзия приносит больше пользы. Самое главное достоинство инклюзивного образования для детей заключается в том, что у них формируется безбарьерное мышление. Человек с инвалидностью перестанет казаться для них диковинкой. Инклюзивная среда учит находить сильные стороны в каждом человеке и не вешать ярлыки. Находясь в одном коллективе вместе с ребенком с ОВЗ, обычные дети становятся более заботливыми, могут выстраивать коммуникацию с разными людьми. В инклюзивной группе стирается грань различий между детьми, они учатся проявлять искреннюю заботу и дружбу. Одновременно формируется лучшее понимание действительности и позитивная социализация, происходит развитие самосознания и самооценки. Инклюзивный опыт поможет ребенку в будущем, когда он будет общаться с кем-то, отличающимися от него, воспринимать его как рядового члена общества.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Психология искусства/Общ. ред. В.В. Иванова, коммент. Л.С. Выготского и В.В. Иванова, вступит. ст. А.Н. Леонтьева. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. 573 с.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы.дефектологии/Под ред. Т. А. Власовой.—М.: Педагогика, 1983.—368 с—(Акад. пед. наук СССР).
  3. Инклюзивное образование. Выпуск 1.—М.: Центр “Школьная книга”,2010.-272 с.
  4. https://rosuchebnik.ru/material/sotsializatsiya-detey-s-ovz/
  5. ru/nachalnaya-shkola/matematika/2020/02/0…raboty-s-detmi-s-ovz
  6. 1sept.ru/статьи/674639/

Добавить комментарий

Войти с помощью: