Опыт применения информационных технологий в рамках курса «Основы исследовательской и проектной деятельности»
В данной статье обоснована актуальность и значимость обучения школьников основам исследовательской деятельности с применением современных информационных технологий. Также представлены информационные технологий, которые используются в педагогической практике Научно-образовательного центра. Представленный опыт могут использовать сотрудники образовательных и научных учреждений.
Л.М. Сухарева,
инженер-исследователь,
ФГБУН «Вологодский научный центр
Российской академии наук»,
Вологда
В настоящее время информационные технологии занимают важное место в жизненном пространстве человека и общества в целом. Именно поэтому XXI век можно с уверенностью назвать веком цифрового поколения, в котором мобильные, сетевые ресурсы становятся органичными, естественными элементами повседневной жизни.
В связи с этим возникает актуальный вопрос о тенденциях и перспективах современного образования. Необходимо внести коррективы в образовательную среду, изменить качество знаний, умений и навыков через переосмысление методов и приемов педагогического взаимодействия. Согласно современным образовательным инициативам, ориентированным на воспитание и обучение смарт-поколения, во главу угла информационной цивилизации ставится свободно саморазвивающийся и самореализующийся индивид, способный гибко реагировать на быструю смену жизненных и профессиональных ситуаций. Таким образом, актуальной перспективой организации образовательного процесса становится обучение школьников способам поиска и систематизации, анализа информации в ходе самостоятельной исследовательской практики в рамках компетентностного подхода, который является основой современного образования. Его концептуальные основы освещены в работах А.Л. Андреева, В.И. Байденко, В.А. Болотова, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского, В.Д. Щадрикова и др. Основные его характеристики и принципы раскрыты в Законе РФ «Об образовании» (от 10.07.1992), Федеральном государственном образовательном стандарте, «Концепции модернизации российского образования до 2020 г.» и Проекте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденном в 2010 г. Анализ данных источников позволяет говорить о компетентностном подходе как совокупности общих принципов определения целей образования, отбора его содержания, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Образование и воспитание высокоэффективных выпускников возможно только при системном подходе к развитию исследовательской компетенции обучающихся. Остановимся более детально на ее рассмотрении. На сегодняшний момент не существует однозначной трактовки данного понятия (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Определение понятия «исследовательская компетенция»
Так, под исследовательской деятельностью, на наш взгляд, стоит понимать специфическую человеческую деятельность, которая направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью, объективными законами и обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели.
Исследовательская компетентность формируется в течение всего периода обучения. Очень важно для успешного ее развития организовать этот процесс структурированно, поэтапно, применив комплекс соответствующих методических форм и способов. Работа над исследовательскими компетенциями обучающихся — это целенаправленный, кропотливый процесс, в котором должны быть сосредоточены усилия самих детей, педагогов, администрации и родителей. Исследовательские компетенции школьника могут формироваться различными способами в ходе исследовательской деятельности.
При планировании и организации исследовательской деятельности важно учитывать способность и готовность обучающегося самостоятельно осваивать и получать новые знания, выдвигать идеи, гипотезы в результате выделения проблемы, работать с различными источниками знаний, проводить наблюдения (опыты, эксперименты и т.д.), предлагать пути решения проблемы и поиска наиболее рациональных вариантов решения вопросов, проектов. Поэтому представляется целесообразным сформировать поэтапный комплекс мероприятий по развитию исследовательской компетенции.
Большинство учебных программ, учебников и методик все еще делают упор на усвоение школьниками готовой информации по предмету. Это приводит к ослаблению их внутренней мотивации, невостребованности их творческого потенциала, развитию негативных явлений, связанных с нежеланием учиться. Господствующая в общеобразовательной школе тенденция к подготовке докладов и рефератов научила обучающихся лишь списывать из книг, подбирая материал по заданной теме. При этом совершенно не развиваются компетенции, отвечающие за критическое мышление, умение обобщать, систематизировать, отделять частное от общего и наоборот, делать аргументированные умозаключения и выводы. При правильной организации процесса исследования школьники приобретают бесценный опыт самостоятельной деятельности, тот набор специфических знаний, которые во взрослой жизни станут для них необходимыми. Школьная исследовательская деятельность — действенное средство подготовки обучающихся к сдаче выпускных экзаменов, написанию курсовых и выпускных квалификационных работ в средних специальных и высших учебных заведениях, а впоследствии к научно-практической профессиональной деятельности. Все это требует от молодежи большой самостоятельности, активизации исследовательских способностей: выдвигать и проверять гипотезы, искать необходимую информацию, используя широкий спектр современных инновационных технологий [4].
Для того, чтобы педагоги помогли школьникам справиться с поставленными задачами, им необходимы новые, интерактивные технологии, обладающие достаточной гибкостью, с большим количеством источников, разнообразными качественными мультимедийными ресурсами, которые помогут им раздвинуть границы процесса обучения. Еще одной отличительной чертой таких технологий является их возможность адаптироваться под уровень и потребности школьника, быть интересными и принципиально новыми для обучающихся в доступной информационной среде.
Исходя из этого целесообразно поделиться опытом организации курса «Основы исследовательской и проектной деятельности» в Научно-образовательном центре ФГБУН ВолНЦ РАН. В педагогической практике центра успешно применяются различные современные технологии (см. Таблицу 2) [5].
Таблица 2. Формы и виды инновационных технологий в НОЦ
Остановимся на каждой технологии более подробно:
1. Онлайн-квест может быть использован при закреплении материала по изучаемой теме или во время внеклассного мероприятия. Задания участники получают поэтапно через аккаунт в социальной сети. Выполнив необходимые условия, они высылают ответ. Если ответ засчитывается, то куратор в сообщении направляет команде следующую фотоподсказку с местом, где находится задание. Так, в Научно-образовательном центре эта форма была апробирована во время осеннего факультатива. Обучающиеся искали задания по всему зданию Центра в соответствии с фотоподсказками, которые они получали от методиста через социальную сеть ВКонтакте, и выполняли задания по различным областям наук: история, география, математика, экономика, литературоведение, информатика и т.д. Группа работала и передвигалась по маршруту квеста самостоятельно. У каждого обучающегося была возможность выполнить функции руководителя, который инициирует обсуждение и решение учебной проблемы.
2. Виртуальные, или онлайн-экскурсии позволяют расширить спектр экскурсионной деятельности в образовательной организации. В НОЦ эта форма используется уже несколько лет. Так у каждого обучающегося появляется возможность посетить Национальный шоу-музей «Гранд Макет Россия» (г. Санкт-Петербург) или совершить виртуальные экскурсии по 150-ти интерактивным выставкам 50-ти крупнейших музеев мира через Google Arts&Culture, а также профориентационные экскурсии по ведущим вузам России и не только. Помимо этого, можно подобрать экскурсию по изучаемой теме, сделать ее интерактивной частью урока, например, Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей (г. Москва).
3. Оценить знания школьников по изучаемому материалу или узнать особенности личностного развития, составить представление о профессиональном самоопределении можно с помощью онлайн-тестирования. Как показывает практика, применение этой технологии позволяет с минимальной затратой ресурсов и достаточно мобильно получить необходимую информацию, дать обратную связь обучающимся. Для проверки знаний рекомендуется составлять тесты, адаптированные к особенностям и уровню подготовки своего класса. Это можно сделать с помощью ресурса Learningapps.org, о котором речь пойдет ниже.
4. В рамках изучения курса «Основы исследовательской деятельности», тема «Социологический опрос», уместно будет рассмотреть возможность проведения анкетирования с помощью Google-формы, которая позволит оперативно собрать и обработать информацию, представить ее в наглядном виде. Эта технология экономно расходует временные ресурсы исследователя и респондента, сохраняет анонимность ответов. Удобство и легкость в использовании делают процесс исследования максимально комфортным.
5. Формой работы, позволяющей разнообразить образовательный процесс, развить навыки анализа и рефлексивных проявлений может стать включение видеофрагметов в ход урока. Видеоряд может состоять из отрезков художественных или документальных фильмов, телепередач, YouTube-роликов, мультфильмов и т.д. Так, во время изучения темы «Импровизация в публичном выступлении» уместно проанализировать фрагмент из телеспектакля «День радио», во время знакомства с перспективными специальностями на занятиях по теме «Профориентация» — ряд видеороликов «Профессии будущего», при изучении гиперинфляции в США — документальную хронику.
Одним из вариантов использования видеороликов может стать съемка обучающихся во время имитационной игры с последующим просмотром и анализом видео. Так, уместно будет использовать данный прием при имитации деятельности (или общения) людей (деловое совещание, прохождение собеседования и т.д.). На занятиях по отработке навыков публичной защиты нами была применена данная форма при анализе импровизационной речи (каждый обучающийся в течение трех минут выступал в роли эксперта (историк, геймер, политик, психолог и т.д.). Как показала практика, школьники совершенно по-разному оценивают свое выступление до и после просмотра записи, видео выявляет многие ошибки, которых они не замечали (жесты, мимика, слова-паразиты, волнение и т.д.)
6. Для уроков знакомства с новым материалом традиционной и удобной является форма лекции, но для того, чтобы сконцентрировать внимание обучающихся на информации, поддержать их познавательный интерес и визуализировать сложный материал, рекомендуется применять такую форму, как слайд-лекция. Наглядная, структурированная презентация, выполненная в соответствии с современными требованиями: единый стиль, четкий графический материал, проработанные эффекты мультимедиа, удачные акценты (цвет, шрифт) — становится эффективным образовательным контентом. Успешность презентации значительно повышается, если включать в нее элементы инфографики, которую можно создать самостоятельно, используя MS Office PowerPoint или другие сервисы (например, Canva). Многие из ресурсов по инфографике уже содержат готовые разработки, которые могут быть полезны преподавателю.
7. Форма подачи материала с помощью интерактивной доски позволяет, в отличие от слайд-шоу, создавать презентацию в режиме «здесь и сейчас». Такая «умная» презентация дает возможность не только демонстрировать материал, но и изменять его, оставлять комментарии, проводить совместный анализ и фиксировать его. Возможности интерактивной доски широко применяются преподавателями Научно-образовательного центра.
8. Эффективной формой работы при организации конференции, семинара, ток-шоу или лекции может стать дистанционное подключение удаленных участников при помощи конференц-связи. Видеоконференция позволяет расширить рамки мероприятия, создать дискуссионные площадки, сформировать коммуникативные навыки у обучающихся, обменяться данными и обработать их в интерактивном режиме. Эта форма в НОЦ при работе со школьниками применялась в организации IV Международной научно-практической конференции «Дети и молодежь — будущее России», в рамках которой состоялся телемост «Юниоры в науке», а также в рамках конференции «Молодые ученые — экономике». Как показывает опыт, эта форма позволяет обменяться опытом организации и проведения научно-исследовательских работ школьникам и преподавателям из г. Вологды и других городов. .
9. Сегодня существует большое количество сервисов для создания упражнений. Одним из них является ресурс «Генератор ребусов», который позволяет создавать оригинальные ребусы по любой теме и использовать их в качестве разминки на уроке или при составлении олимпиадных заданий. Еще одним схожим по учебным задачам и доступным для использования является ресурс «Фабрика кроссвордов». Создание авторского кроссворда любой сложности и по любой области знаний делает этот сервис привлекательным для применения в педагогической практике. Стоит отметить доступность и удобство обоих ресурсов в работе.
10. Сервис Learningapps.org дает возможность сформировать большое количество разнообразных интерактивных упражнений. Простой, удобный в использовании интерфейс создает все условия для поддержки процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. В приложении можно создать такие виды упражнений, как «Найди пару», классификация, хронологическая линейка, сортировка картинок, викторина с выбором правильного ответа, паззлы, слова из букв и др. Использование данных упражнений позволяет создать новый современный образовательный контент, который сможет заинтересовать, увлечь школьников, будет отвечать их познавательному интересу.
11. С помощью редактора комиксов у преподавателя появляется возможность создавать ситуации для моделирования коммуникаций, что представляется особенно удобным и действенным в рамках таких курсов, как «Риторика», «Иностранный язык». Комиксы позволяют поддерживать активное внутригрупповое взаимодействие в классе, способствуют снятию напряжения, отработке коммуникативных тактик поведения. На уроках по риторическому мастерству в НОЦ комиксы применяются для решения конфликтной ситуации, в процессе разыгрывания которой герои должны найти компромисс, завершить конфликт, применив изученные тактики успешного общения. Существует множество различных по уровню сложности и наполнению ресурсов для создания комиксов. Наиболее приемлемым и простым в использовании, на наш взгляд, является Pixton. Широкий выбор героев и обстоятельств позволяет создавать обыденные и оригинальные ситуации.
Представленные технологии позволяют грамотно и успешно организовать взаимодействие преподавателя и обучающихся, нацеленное на развитие творческого и исследовательского потенциала школьников.
Литература
- Плотникова Н.И. Общенаучные компетенции в структуре дистанционного курса на английском языке / Н.И. Плотникова // Компетенции в образовании: опыт проектирования: Сб. научн. Трудов / под ред. А.В. Хуторского. — М.: ИНЭК, 2007.
- Бережнова Е.В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей / Е.В. Бережнова // Компетенции в образовании: опыт проектирования: Сб. научн. трудов / под ред. А.В. Хуторского. — М.: ИНЭК, 2007.
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/news/compet/htm/
- Жданова О.А. Роль инноваций в современной экономике [Текст] / О.А. Жданова // Экономика, управление, финансы: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.). — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 38-40.
- Сухарева Л.М. Практика и перспективы внедрения смарт-технологий в образовательный процесс НОЦ ВолНЦ РАН [Текст] / Л.М. Сухарева // Материалы IX Всероссийской НПК «Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении». — Череповец: Череп. гос. ун-т. — 2018. — С. 118-120.