Формирование навыков проектной работы в условиях дистанционного образования

В статье раскрыты ключевые особенности дистанционного образования как вида деятельности. Обобщен опыт разработки и организации дистанционного курса «Основы проектной деятельности» на базе Научно-образовательного центра ФГБУН ВолНЦ РАН. Материалы могут быть полезны сотрудникам образовательных и научных учреждений.

Л.М. Сухарева,
младший научный сотрудник

А.Б. Кулакова,
младший научный сотрудник

ФГБУН «Вологодский научный центр
Российской академии наук»,
Вологда

На сегодняшний день актуальность рассмотрения аспектов дистанционного образования обусловлена рядом причин. Ключевыми среди них являются общемировой тренд на распространение цифровых технологий и пандемия COVID-19, которая обозначила перед отечественной системой образования требования и вызовы, требующие незамедлительного внимания со стороны всех участников образовательного процесса. В особенно уязвимом положении оказалось дополнительное образование. На это повлияли его необязательность, факультативность по сравнению с деятельностью общеобразовательных школ, а также формы и методы взаимодействия его участников. Несмотря на установки предыдущих лет по активному внедрению дистанционных форм, развитию инновационных практик дополнительного образования на примере IT-кубов, Кванториумов, остается очевидной неготовность данной сферы к экстренному переходу к дистанционному образованию в условиях пандемии. Новые требования времени и возрастающая потребность общества в глубоких знаниях, постоянном потоке информации, определяют необходимость создания более эффективных условий обучения, способствующих максимально рациональному использованию психологических, физических, а также временных ресурсов личности. В связи с этим особую значимость приобретает развитие и успешное внедрение дистанционных форм обучение на всех звеньях системы непрерывного образования.

Использование дистанционных технологий обучения нацелено на решение одной из важнейших конституционных задач, стоящих перед образовательной сферой, — обеспечение права человека на образование и получение информации. Основываясь на применении дистанционного обучения, система образования способствует созданию дополнительных возможностей для обновления содержания обучения, методов преподавания дисциплин и распространения знаний; расширению доступа ко всем уровням образования, реализации возможности его получения для большого количества молодых людей [4].

Значимость дистанционного образования в отечественной педагогике достаточно подробно проанализирована в работах следующих ученых: А.А. Андреева, В.Ф. Горнева, Ю.П. Господарика, В.И. Кинелева, В.П. Колмогорова, В.Н. Лазарева, А.В. Могилева, В.И. Овсянникова, О.П. Околелова, Е.С. Полат, А.Е. Петрова, В.И. Солдаткина, Э.Г. Скибицкого, В.П. Тихомирова, О.Б. Тыщенко, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова, В.А. Шаповалова. Их взгляды отражают обширный диапазон представлений о сущности и содержании дистанционного образования, особенностях учебного процесса. Опираясь на подходы исследователей, можно сделать вывод о том, что это технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью обучающихся, находящихся на расстоянии от образовательного центра. Именно такая форма обучения позволяет осваивать образовательные программы, в т.ч. и профильной подготовки, вне зависимости от места жительства [3; 4].

Анализ отечественной и зарубежной теории и практики дистанционного образования позволил отметить его ключевые особенности [2; 3]:

  1. Гибкость: обучающиеся занимаются в удобном для себя режиме (место, темп, время).
  2. Модульность: каждый учебный курс, дисциплина включают полноценные знания по определенной предметной области.
  3. Параллельность: обучение может проводиться «без отрыва от производства».
  4. Дальнодействие: расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
  5. Асинхронность: в процессе обучения педагог и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.
  6. Массовость: количество обучающихся не является критичным параметром.
  7. Рентабельность: экономическая эффективность дистанционного образования.
  8. Преподаватель: новая роль педагога.
  9. Обучающийся: новые требования к ученику.
  10. Новые информационные технологии: используются все виды информационных технологий.
  11. Социальность: дистанционное обучение в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий.
  12. Интернациональность: обеспечение экспорта и импорта образовательных услуг.

Таким образом, рассмотрение ключевых особенностей дистанционного образования позволяет понять этот процесс изнутри и сделать его более эффективным. Внедрение виртуальных технологий в образовательный процесс требует особой внимательности, информационной компетентности от преподавателя в подготовке материалов, а также программного обеспечения, технической оснащенности от всех участников процесса для поддержания работы дистанционного ресурса.

В связи с актуальностью использования онлайн-форм взаимодействия участников образовательного процесса в настоящее время в Научно-образовательном центре был создан и реализован дистанционный курс «Основы проектной деятельности» на площадке Интернет-школы. Курс состоит из 10 слайд-уроков, каждый из которых содержит теоретический и справочный материал, домашнее задание. Знакомясь с предложенной информацией, обучающиеся совместно с куратором в своей школе создают проект, который в последствии могут представить на конкурс проектов, ежегодно организуемый Научно-образовательным центром.

Курс «Основы проектной деятельности» полезен тем школьникам, кто хочет научиться создавать авторские проекты, но пока не знает, с чего начать. Последовательно с автором курса — педагогом дополнительного образования — участники разбирают методику написания проекта, этапы его разработки и реализации (см. Таблицу 1).

При планировании и организации проектной деятельности важно учитывать способность и готовность обучающихся самостоятельно осваивать и получать новые знания, выдвигать идеи, по итогам анализа проблемы выдвигать гипотезы, работать с различными источниками знаний, проводить наблюдения (опыты, эксперименты и т.д.), предлагать пути решения проблемы и поиска наиболее рациональных вариантов решения вопросов, проектов. Поэтому при разработке курса целесообразно сформировать поэтапный комплекс мероприятий по развитию исследовательской компетенции, с пошаговым разбором этапов проектирования. При правильной организации процесса проектирования, школьники приобретают бесценный опыт самостоятельной деятельности, тот набор специфических знаний, который во взрослой жизни станет для них необходимым. Школьная проектная деятельность — действенное средство подготовки обучающихся к сдаче выпускных экзаменов, написанию курсовых и выпускных квалификационных работ в средних специальных и высших учебных заведениях, а впоследствии к научно-практической профессиональной деятельности.

Таблица 1. План содержания дистанционного курса «Основы проектной деятельности»

Цель курса: обучение школьников умениям и навыкам проектной работы.

Данный курс решает следующие задачи:

  • ознакомление с принципами и правилами организации проектной деятельности, методологией исследования;
  • формирование исследовательских умений и навыков в процессе работы над литературой;
  • формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
  • развитие познавательной самостоятельности и активности;
  • развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;
  • формирование навыков презентации результатов собственной деятельности;
  • формирование потребности к целенаправленному самообразованию;
  • развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности.

Дистанционная форма реализации курса требует от педагога дополнительного образования определенных действий. Во-первых, стоит определить сервис обучения. Это очень важный момент, от которого зависит качество освоения материала. Педагог может присоединиться к готовым образовательным ресурсам, таким как «Открытое образование», «Учи.ру», «Образовариум» и др., или же создавать свои. Курс «Основы проектной деятельности» осуществляется на базе площадке Интернет-школы НОЦ, созданной на платформе Moodle.

Во-вторых, выбрать модель организации обучения: бесплатные системы вебинаров, видеоконференции, записи онлайн-уроков, прямой эфир и т.д. Поясним, что выполнение учениками домашнего задания при таком формате работы может быть выполнено не только с использованием технических средств (презентация, печатный конспект, видеоотчет), но традиционным методом. Например, в рабочей тетради, альбоме. Результат своей работы может быть сфотографирован и направлен преподавателю. Так, каждое занятие курса по проектной деятельности содержит задания для самостоятельной домашней работы, обсуждение которых происходит в общем чате с преподавателем [1].

В-третьих, составить расписание занятий с соблюдением санитарных норм, согласовать его с учебной занятостью обучающихся. Важно соблюдать расписание проведения занятий. Материал можно разбить на тематические блоки и устраивать дни-погружения.

В-четвертых, важным моментом является получение обратной связи от учеников: понятность, доступность материала. Для этой цели на платформе Интернет-школы действует форум участников образовательного процесса.

В-пятых, успешность дистанционной работы зависит от частоты смены заданий и наличия практики. Для детей занятия целесообразней реализовывать из нескольких видов заданий. Так, слайд-лекции курса «Основы проектной деятельности» целесообразно дополнять просмотром видео, письменными работами, разборами домашних заданий, чтением, тестами. Важно избегать длинных монологов, использовать структурированный текст, инфографику, соблюдать баланс по объему и сложности выдаваемого учебного материала. Акцента требует цель и ожидаемый результат занятия, точные сроки выполнения задания. Необходимо понимать, что при дистанционном обучении ученики должны знать критерии оценки. Это стоит пояснять при озвучивании домашнего задания. Если материалы не будут оценены в срок, то ученики могут потерять мотивацию и ощущение значимости дистанционного урока.

В-шестых, важно осуществлять взаимодействие с родителями через информационный чат, социальные сети. В них можно разместить ответы на часто задаваемые вопросы.

Подводя итоги, следует отметить, что дистанционное освоение курса «Основы проектной деятельности» обеспечивает комфортные условия для повышения уровня исследовательской компетенции школьников. Реализация курса демонстрирует, что дистанционная форма обучения является перспективным и эффективным видом деятельности. Система дистанционного образования формирует вокруг обучающихся развивающую среду, которая обеспечивает их полноценное развитие, что позволяет прогнозировать успешное развитие человеческого потенциала и экономики региона. Дистанционное образование должно занять свое место в системе современного образования, т.к. при грамотной его организации оно сможет обеспечить качественное освоение знаний и навыков, которые будет соответствовать требованиям общества сегодня и в будущем.

Литература

  1. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Диалог в дистанционном обучении // Высшее образование в России. 2017. № 8-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialog-v-distantsionnom-obuchenii
  2. Голодок Д.А., Алексеев В.М. Преимущества дистанционного обучения // Инновационная наука. 2016. № 11-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-distantsionnogo-obucheniya-1
  3. Давлетова А.А., Алексеев О.А. Дистанционное обучение // Достижения науки и образования. 2021. № 1 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-2
  4. Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) // Вестник науки и образования. 2020. № 9-1 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eschyo-raz-o-distantsionnom-obuchenii-organizatsiya-i-obespechenie-distantsionnogo-obucheniya

Добавить комментарий

Войти с помощью: