Работа педагога в социальных сетях

Статья посвящена актуальной проблеме ведения педагогом как публичной личностью своих страниц в социальных сетях. В статье рассматривается возможность использования учителем социальных сетей как дополнительного образовательного инструмента. Автор приводит основные принципы и правила ведения и поведения педагога в социальных сетях.

К.И. Аветисова,
кандидат педагогических наук,
педагог дополнительного образования,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 2089»,
Москва, Россия

В условиях самоизоляции мы, так или иначе, стали больше времени проводить в Интернете и, в том числе, в социальных сетях.

Чтобы наши виртуальные действия не превратились в неприятные для нас реальные последствия, давайте продумаем основные моменты, которые помогут нам не совершить ошибок и скрасить не только наш досуг, но и досуг наших учеников.

Все мы неоднократно сталкивались с новостями, когда опубликованный учителем контент вызывал широкий общественный резонанс и приводил к увольнению. Мы сейчас не будем вступать в дискуссию о том, кто прав, кто виноват. Наша задача — максимально обезопасить себя и научиться выстраивать грамотное поведение в интернет-пространстве.

Безусловно, социальные сети — это большой информационный и культурный прорыв, но в работе с любыми платформами следует соблюдать осторожность. При неумелом и неграмотном пользовании они могут разрушить профессиональную карьеру, и наоборот, в умелых руках и при креативном подходе могут стать отличным помощником и инструментом в ее развитии.

Находясь в просторах Интернета, в том числе на своих личных страницах в социальных сетях, необходимо помнить, что учитель, педагог — это публичная личность, которую оценивают не только коллеги, но и ученики, их родители. Поэтому необходимо быть ответственными за свой контент, тщательно разделять личное и публичное, особенно в нынешних условиях дистанционной работы, когда границы между ними стираются.

Чтобы исключить конфликтные ситуации, необходимо помнить о правилах поведения в социальных сетях. Они базируются на тех же принципах, что и в оффлайне: прежде всего, недопустимо делать то, что запрещено законом. Основные требования к ведению любого сайта, в том числе страницы в социальной сети, описаны в следующих федеральных законах:

Очевидно, что личные страницы педагога в социальных сетях исключают противоправного содержание, в том числе пропаганду наркотиков, экстремизма, преступлений, любых форм интернет-мошенничества, а также программно-технические угрозы и публикацию персональных данных, полученных незаконным путем. Остановимся на последнем пункте подробнее. Запрет на распространение информации о частной жизни человека, в том числе размещение фотографий без его согласия, закреплен в Конституции и Гражданском кодексе Российской Федерации. Если у педагога есть желание или необходимость опубликовать фотографии своих учеников, то, прежде чем это сделать, нужно получить письменное согласие родителей. При этом согласие родителей не требуется в случаях:

  • если фотография используется в государственных или общественных интересах;
  • если фотосъемку проводили на публичных мероприятиях (например, школьный концерт) и ученик не является главным объектом на фото.

Эти же принципы работают и при видеосъемке.

При ведении страниц в социальных сетях и публикации контента, связанного с учениками, стоит руководствоваться не только юридическими нормами, но и не забывать об элементарной вежливости и уважении. Часто учителя любят выкладывать в сеть забавные ошибки своих учеников, допущенные в той или иной задаче, упражнении или диктанте. Однако прежде чем это сделать, стоит попросить у ребенка согласие на подобную публикацию, обговорить нюансы (например, что автор ошибки останется неизвестным для широкого круга пользователей социальных сетей), иначе своими действиями учитель может поставить ученика в неловкое положение. Принципов морали и уважения стоит придерживаться во всех публикациях и при оставлении комментариев.

В работе с социальными сетями, как и в реальной жизни, педагог должен руководствоваться общими для всех правовыми и этическими нормами. Настройки современных социальных сетей позволяют скрыть все то, что вы не хотите выставлять на всеобщее обозрение: личные фотографии, информацию и прочее. Стоит быть аккуратным при одобрении или отметке вашей страницы на фотографиях друзей, особенно если такие материалы могут содержать потенциальный компромат.

Если «конфликт интересов» неизбежен, можно создать второй аккаунт. Таким образом у вас появится официальная публичная страница — для ваших учеников, родителей и администрации — и при этом сохранится первый аккаунт — закрытый — лично для вас, ваших родных и друзей, где вы сможете размещать все, что считаете нужным.

Нередко в социальных сетях разгораются споры, из-за которых могут возникнуть конфликты, перетекающие в реальную жизнь. Любому педагогу необходимо помнить одно очень важное правило: что бы ни происходило, ни в коем случае не старайтесь разрешить конфликты и проблемы через социальные сети. Вы рискуете тем, что вас могут неправильно понять, в итоге ситуация обернется против вас. При возникновении недопонимания или подобных ситуаций, правильнее будет позвонить человеку или лично с ним встретиться и все обсудить.

Как показывает практика, обучающиеся не возражают против онлайн-общения с педагогом. Им интересно узнать увлечения своего наставника, познакомиться с ним не только как с человеком у доски, но и как с многогранной личностью. В этой связи личные страницы в социальных сетях могут стать дополнительным инструментом педагога. Особенно это актуально в нынешних условиях.

Общение с учениками в социальных сетях тоже можно рассматривать как дополнительный инструмент воспитания в образовательном процессе.

Безусловно, страница педагога станет интересной для учеников и родителей, если будет содержать полезную информацию. Каждый учитель может использовать на своих страницах образовательный контент из других групп, или даже создавать свой собственный: размещать различные викторины по предметам, короткие видеоуроки, интересные тесты, полезные статьи, занимательные задания, различные правила, игры, опросы, виртуальные квесты, ссылки на всевозможные школьные группы, сообщества — словом, все то, что может помочь ученикам и их родителям. Вариантов множество — главное проявить свой интерес и немного креативности.

Как и в реальной жизни, в социальных сетях не стоит забывать и о позитивном настрое: публикации должны настраивать читателя на мажорный лад. Во-первых, это поднимет настроение подписчикам, а во-вторых, поможет привлечь новых читателей.

Перед публикацией того или иного контента, следует трезво оценить его с позиции родителя и ученика. Также нужно обстоятельно подумать в каком виде будет преподнесена информация и как ее могут воспринять ваши читатели. Порой негодование со стороны родителей или даже конфликт могут возникнуть не столько из-за фотографии, сколько из-за подписи к ней.

Поэтому важно обдумывать то, что вы пишете. Перед публикацией стоит перечитать текст: это поможет выявить и устранить допущенные ошибки и опечатки, прочувствовать общий настрой поста. Публикации должны быть не только грамотными (ведь учитель — это личный пример для учеников), но и «живыми». Педагог должен стараться писать посты понятным языком, исключать сухие научные фразы и шаблоны. Людей, прежде всего, привлекает искренность.

Еще одной неотъемлемой частью публикаций в социальных сетях стали хэштеги. Казалось бы, неприметная вещь. Однако, они не только помогают привлечь целевую аудиторию, обратить на публикацию внимание читателей и повысить возможность поиска ваших постов, но и задать определенные тенденции. Это как «фирменный» стиль, который также могут перенять ученики.

При этом одно неумело использованное словосочетание в качестве хэштега может обернуться плачевными последствиями.

Делая публикации в социальных сетях, педагог должен помнить, что он, прежде всего, публичная личность, и одно неверно сказанное слово или неудачная фотография могут сильно ударить по репутации и дальнейшей карьере. Кроме того, на учителях лежит двойная ответственность, так как они занимаются воспитанием детей и подают им личный пример.

Резюмируя, можно сделать вывод, что пользоваться социальными сетями учителям можно и нужно. Они действительно могут стать хорошим подспорьем в образовательном процессе, помочь развивать и поддерживать интерес к предмету, расширять возможности образовательного пространства. Главное — быть ответственным за свой контент, соблюдать все необходимые правила. Социальные сети будут работать на педагога, если он проявит немного креатива и не будет подходить к их ведению как к обязательным работам, и, в то же время, не будет гнаться за максимальной «открытостью», стараясь всем угодить.

Всегда и во всем нужно помнить о золотой середине.

Литература и интернет-источники

  1. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798
  2. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808
  3. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/12127578/#ixzz5d8LN3PRM

Добавить комментарий

Войти с помощью: