Роль коммуникационных и информационных технологий (гаджетов) в развитии современного образования

В данной статье рассматривается роль коммуникационных и информационных технологий (гаджетов) в развитии современного образования. Автором анализируется влияние коммуникационных и информационных технологий как на современное общество в целом, так и на современное образование в частности. Автор обращает внимание, что в условиях быстрого развития нового информационного пространства, педагогам и учащимся необходимо владеть современными коммуникационными и информационными технологиями. Автор подчеркивает роль образовательной организации в обеспечении развития информационной компетентности педагогов и учащихся, а также в регламентировании использования коммуникационных и информационных технологий в рамках педагогического процесса.

УДК 378.048.2

Яркина Я.О.,
методист первой квалификационной категории,
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи»
Оренбург

С начала XXI века современная цивилизация переживает новые витки революции в области коммуникационных и информационных технологий. Если в XX веке этот процесс можно было охарактеризовать как достаточно плавный, эволюционный (газета — радио — телевидение), то с наступлением нового тысячелетия развитие данных технологий приобрело стремительный характер, что не могло не оказать влияние на различные сферы человеческой деятельности, в том числе и на глобальном уровне.

По мнению большинства экспертов, данный процесс был обусловлен целым рядом факторов, ключевыми из которых стали развитие сети «интернет», а так же изобретение «сотовой связи» и мобильного телефона. Безусловно, внедрение нового, гораздо более эффективного средства связи, дало огромный толчок развитию коммуникационных и информационных технологий.

По мере совершенствования нового вида связи и нового устройства, стало очевидно, что мы имеем дело не просто с очередным автономным изобретением, но и с прямым конкурентом персонального компьютера, так как набор возможностей мобильного телефона, а позднее смартфона, неуклонно растет. Производители персональных компьютеров, хотя и с опозданием, но все же включились в инженерную и экономическую гонку. Новые требования к ПК со стороны пользователей изменились кардинально — теперь компьютер должен быть не только «мощным» и производительным, но и мобильным, удобным и обладающим привлекательным дизайном.

Различные эксперименты в области информационных технологий в итоге привели к появлению совершенно нового вида устройств — «гаджетов», по идее создателей объединяющих в себе возможности ПК и мобильного телефона, а также многих других дополнительных устройств. В качестве примера можно привести смартфон (умный телефон), планшетный компьютер, ноутбук.

Необходимо уточнить, что сам термин «гаджет» не обязательно обозначает какое-либо устройство. Согласно общепринятой версии происхождения этого слова, впервые его начали использовать английские моряки в XVIII веке, когда хотели указать на предмет, название которого они забыли. Этимология слова достаточно спорна, но большинство лингвистов предполагает, что термин «гаджет» в современной транскрипции имеет французское происхождение (gâchette — скоба, застежка).

На языке программного обеспечения гаджет — это приложение или программа, доставляющая дополнительную информацию пользователю. Однако с современной и наиболее распространенной точки зрения гаджет — это какое-либо компактное устройство, с помощью которого можно выходить в сеть интернет, учиться, работать в различных программах, играть, слушать музыку и так далее.

Все вышеперечисленные факторы привели к созданию фактически независимого информационного поля, ключевыми фигурами которого являются сами «пользователи». Однако, чтобы стать полноценным участником данного информационного пространства, нужно обладать каким-либо устройством и владеть минимальными необходимыми навыками пользования. Следуя тенденциям и запросам, производители идут по пути удешевления и упрощения устройств, а также максимальной адаптации гаджетов для различных социальных нужд пользователей.

Таким образом, в данный момент происходит стремительное перемещение в информационное поле различных социальных явлений и объектов. Наиболее яркий пример — библиотеки и магазины «электронных изданий», включающие в себя художественные, публицистические, информационно-методические и научные «электронные книги». Несмотря на то, что бумажные книги по-прежнему достаточно востребованы, их электронные варианты набирают все большую популярность, чему способствует целый ряд факторов.

«Электронную книгу» гораздо легче издавать как с технической, так и с экономической точки зрения. Кроме того, размещение в сети интернет, особенно в свободном доступе, обеспечивает изданию достаточно широкий круг читателей при условии правильного выбора аудитории. Форматы, в которых выпускаются данные издания, считывают практически все современные гаджеты, так что пользователь может получать необходимую информацию в любом удобном месте и в любое время.

Для издательств, специализирующихся на учебной, информационно-методической и научной продукции, появление «электронной книги» означает не только увеличение количества читателей, но и повышение уровня самого издания, так как обновление и редактирование издания может происходить практически в режиме онлайн. Все, что теперь нужно — это повышение собственной информационной компетентности авторов и сотрудников редакции посредством приобретения навыков работы с различными программами, в которых издаются «электронные книги».

Безусловно, с точки зрения развития коммуникационных и информационных технологий в области образования роль «электронной книги» еще до конца не исчерпана и только получает настоящее признание.

В условиях современного образования отношение к гаджетам крайне неоднозначное. Примечательно, что в негативном ключе о влиянии коммуникационных и информационных технологий на учащихся высказываются в основном учителя младших классов общеобразовательных учреждений, в то время как учителя старших классов и преподаватели организаций высшего и среднего профессионального образования в целом дают гаджетам нейтральную или положительную оценку. Необходимо подчеркнуть, что негативные оценки обусловлены не только и не столько недостаточной информационной компетентностью учителей, сколько отношением к использованию гаджета учащимися, в том числе и в домашних условиях.

В большинстве семей к гаджетам относятся как к дорогостоящим игрушкам, которые служат исключительно для развлечения, а не для развития интеллекта или навыков. При подобном отношении и отсутствии контроля и регламента, ограничивающего ребенка при выборе контента и во времени, отведенного для игр, школьникам тяжело воспринимать смартфон, планшет или компьютер как инструмент для самосовершенствования и саморазвития. Современные родители оказались просто не готовы к тому, что новые устройства окажутся настолько привлекательны, удобны и просты в использовании для детей младшего и среднего школьного возраста.

Кроме того, большое количество взрослых людей, вместо того, чтобы подавать хороший пример, сами оказались настолько поглощены просмотром видеороликов, что занимаются этим даже во время родительских собраний. В итоге, ответственность легла целиком на плечи учителей младших классов общеобразовательных учреждений, которые вынуждены буквально отбирать гаджеты у учащихся, чтобы они не могли пользоваться ими во время уроков. Стоит отметить, что зачастую ученики делают домашние задания, просто переписывая ответы из сети интернет (разумеется, используя гаджеты), что положительно сказывается на формальной успеваемости, но крайне отрицательно — на уровне общего развития подрастающего поколения.

Реакция родителей на понижение успеваемости детей из-за большого количества времени, проведенного за планшетами и т.д., так же оказалась вполне предсказуемой — «отбирать и не давать».

Подобные меры приводят к тому, что гаджет превращается для школьника не только в любимую игрушку, но и в «запретный плод», вдвойне притягательный и опасный.

Как следствие всех вышеперечисленных факторов, положительное влияние коммуникационных и информационных технологий на учащихся младших классов общеобразовательных учреждений (электронные дневники, источники учебной информации), оказалось сведено к минимуму.

Нейтральная и положительная оценка влияния коммуникационных и информационных технологий на современное образование учителей старших классов и преподавателей высшего и среднего профессионального образования обусловлена более высокой степенью ответственности учащихся и студентов, а также более высоким уровнем развития информационной компетентности участников образовательного процесса.

Непростые отношения с гаджетами складываются у педагогов дополнительного образования. С одной стороны, коммуникационные и информационные технологии — практически неисчерпаемый источник для творческих идей и незаменимый инструмент для реализации различных проектов (презентации, выставки, виртуальные экскурсии и т.д.). Кроме того, гаджеты позволяют рассказать о своей деятельности всему миру с помощью самостоятельно созданного слайд-шоу, видеоролика, фотографии или фильма, причем поделиться такой информацией можно практически мгновенно. Все это, безусловно, повышает не только информационный и творческий уровень, но и мотивацию участников образовательного процесса, каждый из которых может получать свои 15 минут славы хоть каждый день.

С другой стороны, гаджеты (особенно смартфоны), как магнит притягивают внимание обучающихся, мешая проведению занятий. Особенно негативно это сказывается на деятельности объединений, специализирующихся на прикладном творчестве, поскольку дети играют и общаются друг с другом с помощью мессенджеров (подчас находясь в метре от собеседника), а не слушают педагога.

Однако смартфоны плохо влияют и на юных спортсменов, танцоров, музыкантов — дети думают только о том, когда репетиция или тренировка закончится, и можно будет снова открыть любимое приложение или включить игру. Безусловно, ни о какой концентрации внимания в такой обстановке говорить не приходится. Одно из наиболее негативных последствий такого отношения — повышенный риск получения травмы во время занятия.

Большинство педагогов дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи г. Оренбурга видят решение данной проблемы не в тотальном запрете гаджетов, а в правильном использовании современных коммуникационных и информационных технологий. Главное — ни в коем случае нельзя превращать смартфон или другое электронное устройство в главный, но пока недоступный приз (вот закончатся занятия и получишь обратно свой планшет). Хочешь проверить, какие обновления успел установить твой смартфон? Хорошо, но будь добр, заодно найди в сети виртуальную экскурсию по Лувру, так как на следующем занятии мы будем создавать такую же, только по музею нашего Дворца. Ждешь сообщение от родителей? Хорошо, только, пожалуйста, потом найди видео с приемом каратэ, который мы только что изучали — ролик нам понадобится для уточнения техники этого приема в динамике.

Возможно, подобный подход имеет свои недостатки, но, на наш взгляд, в данный момент это объективно лучший выход из создавшейся непростой ситуации, который не только помогает избежать конфликтов, но и направляет и без того максимально развитую «информационную компетентность» ребенка в нужное русло.

Говоря о гаджетах, нельзя не упомянуть такой важный момент, как безопасность. Опять же, мы приходим к двум диаметрально противоположным точкам зрения, каждая из которых имеет право на существование.

С одной стороны, смартфон помогает ребенку всегда быть на связи с родителями, друзьями, родственниками, учителями и педагогами дополнительного образования, что в наше время более чем актуально. С другой стороны, многие из нас наблюдали такую картину — школьник переходит дорогу, не отрываясь от экрана телефона (игра же идет в режиме онлайн, отвлекаться ни в коем случае нельзя!).

В вопросе «гаджет и безопасность» очень многое зависит от взрослых, особенно от родителей. Здесь нужен не столько контроль (порой он просто невозможен), сколько многократное повторение правил, в том числе дорожного движения. Например: хочешь позвонить маме или папе? Остановись в безопасном месте, сделай звонок, убери телефон — и только тогда переходи дорогу!

Но, к сожалению, безопасность школьников зависит не только от родителей, но и от других взрослых, пользующихся гаджетами. Взрослым людям, абсолютно уверенным, что «зависать» в смартфоне и одновременно управлять автомобилем совершенно безопасно, хочется дать только один совет — выключите телефон! Во всяком случае, пока за подобное нарушение правил дорожного движения не будет приостанавливаться действие водительских прав, нам придется ограничиваться только эмоциональными советами и призывами к совести и разуму.

Также существует проблема информационной безопасности, которая представляется многими психологами и педагогами как наиболее актуальная. Однако, на наш взгляд, сама суть данной проблемы кроется в отношении взрослых к окружающему нас информационному пространству.

Родители, разрешающие ребенку «прибавить себе несколько лет» для регистрации в социальной сети, правила которой ограничивают пользователей по возрасту, не имеют морального права обвинять эту же самую социальную сеть в размещении контента для взрослых, так как информация на данном ресурсе изначально предназначена только для совершеннолетних.

Педагоги, порой буквально требующие от учеников вступать в различные внутришкольные группы (во внутренних локациях социальных сетей), сначала должны внимательно проанализировать контент ресурса, а также прочитать правила для пользователей, с которыми, между прочим, предлагается ознакомиться еще при регистрации (это тот самый текст, который мы быстро пролистываем, чтобы поставить внизу заветную галочку напротив слова «согласен»).

С таким же вниманием старшее поколение должно относиться и к вроде бы безобидным играм, которые может установить на свой смартфон любой желающий. Во-первых, практически во всех играх есть покупки за реальные деньги, которые ребенок может совершить даже не специально. Во-вторых, у всех без исключения игр, представленных на сервисах Google, есть возрастные ограничения.

При соблюдении элементарной осторожности и проявлении взрослыми хотя бы минимального внимания к ресурсам, которые посещает школьник, проблема информационной безопасности подрастающего поколения сведется к минимуму.

Каждому поколению свойственно критичное отношение к поколению следующему. Основанная на собственном опыте, который преподносится как непререкаемый эталон совершенства, критика собственных детей стала настоящей традицией. Психологи путаются в терминах, называя сегодняшних детей то поколением «индиго», то поколением Z, то другими, гораздо менее лестными эпитетами.

Нас пугает то их «рассеянное внимание», то излишняя динамичность, то подчеркнутое нежелание любить то, что любим мы. Порой взрослые люди демонстрируют чудеса логики, преподнося ситуацию таким образом, будто их детей завезли с другой планеты, а сами они к формированию подрастающего поколения не имеют ни малейшего отношения.

Но мир, полностью зависящий от коммуникационных и информационных технологий, создали для своих детей именно мы — взрослые, и продолжаем это делать прямо сейчас. Если ситуация не изменится, наши дети будут жить в обществе, где одна секунда будет стоить миллионы долларов, и от нее же будет зависеть судьба целых корпораций. Сегодняшние школьники всего лишь учатся жить в этом новом, невероятно быстром и изменчивом мире, используя при этом наиболее доступные инструменты для ориентации в окружающем их информационном пространстве — гаджеты.

Современные реалии предоставляют педагогам и учителям уникальную возможность — не задаваться вопросом о пользе или вреде гаджетов, а направить использование современных коммуникационных и информационных технологий в нужное русло. Информационное пространство, доступ к которому мы получаем в том числе с помощью гаджетов, не должно повторить судьбу телевидения, которое, несмотря на большое количество научно-образовательных программ, давно превратилось в информационно-развлекательный инструмент.

Свободный доступ к лучшим мировым библиотекам, произведениям искусства, знаниям и ресурсам, на которых можно получить необходимые навыки, не может и не должен быть погребен под массой видеороликов и огромного количества игр. В этом автор статьи видит основную задачу современного, всесторонне развитого и компетентного педагога.

Список литературы:

  1. Айзексон У. Steve Jobs, Simon & Schuster, 2011.
  2. http://www.sotnya.ru/press/cifrovaya_tehnika/gadzhety_pervoe_poyavlenie_istoriya_sovremennost/
  3. Michael Quinion: World Wide Words: Gadget 2008. Port Out, Starboard Home: The Fascinating Stories We Tell About the Words We Use.
  4. От бумажного журнала к интернет-изданию. Яркина Я.О. 2018 ДБ-1283043 https://infourok.ru/statya-ot-bumazhnogo-zhurnala-k-internetizdaniyu-2703864.html
  5. Кудинова Е. Б. Влияние гаджетов на современных школьников, Молодой ученый, 2017.
  6. Patricia Marks Greenfield, Weaving generations together, School of American Research Press, 2004.
  7. Тороп В. В. Проблема использования информационных технологий в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. Преподавание истории в школе, 2007.
  8. Goggin G. Cell Phone Culture, 2006.
  9. Хицова Л. Н. Принципы совершенствования и реализации педагогического мастерства в условиях современного образовательного процесса / Л. Н. Хицова, В. Г. Артюхов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования, 2010 № 1.

Добавить комментарий

Войти с помощью: