Наставническая деятельность: структурно-функциональная программа от адаптации до становления молодого специалиста «Формула успеха» в образовательной организации дополнительного образования

В публикации представлен опыт работы методиста по построению и реализации наставнической деятельности в образовательной организации дополнительного образования МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной» города Кемерово. Описан прием «математическое моделирование» при решении педагогических задач, приводятся положительные результаты работы.

Е.Б. Бригинец,
методист,
руководитель структурного подразделения,
Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации
МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»

Кемерово

Необходимым условием модернизации системы образования РФ является решение первостепенной задачи — повышение качества кадрового потенциала, подготовка и формирование педагогического состава, в том числе закрепление в образовательной организации молодых специалистов.

В настоящее время дополнительному образованию необходимы педагоги, владеющие современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования образовательной деятельности, умением прогнозировать свой результат, имеющие активную жизненную позицию. Данные требования предъявляются также к молодым специалистам, приходящим в учреждения дополнительного образования [1; 4].

Одним из ведущих факторов, положительно влияющих на профессиональное развитие и закрепление молодых специалистов в образовательной организации, является наставническая деятельность. Это разновидность индивидуальной работы с педагогическими работниками, имеющими трудовой стаж педагогической деятельности в образовательной организации от 0 до 3 лет.

Наставническая деятельность в МБОУ ДО «ЦДОД им. В. Волошиной» (далее Учреждение) осуществляется в рамках действующей модели «Методическая служба на индивидуальной основе» [6] в соответствии со структурно-функциональной программой «Формула успеха» (далее СФП «Формула успеха») и положением «О наставнической деятельности Учреждения».

Основные субъекты наставнической деятельности: заместитель директора по УВР, методист-наставник, педагог-наставник, молодой специалист. Поскольку наставническая деятельность — двусторонний процесс, главным условием результативности обучения методистом-наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче педагогического опыта, обладание профессиональными качествами и компетенциями:

  • умение вычленять главное из большого потока информации, разрабатывать и использовать в процессе работы модели педагогического взаимодействия (структурно-логическая схема, блок-схема, таблица, график, формула, графическое изображение, рисунок и т.д.); анализировать, планировать, контролировать, создавать новое; быть профессионалом в своей области;
  • умение выстраивать эффективное взаимодействие с людьми, понимать их, разбираться в особенностях их характера и поведения.

Обозначенные профессиональные компетенции методиста-наставника сопряжены с типами профессий «Человек-Человек» и «Человек-Знак» и позволили выстроить результативную наставническую деятельность с использованием приема «математическое моделирование» при решении педагогических задач. Прием «математическое моделирование» (структурно-логическая схема, блок-схема, таблица, графическое изображение, рисунок) имеет место в педагогической практике как российских, так и зарубежных педагогов (А.М. Пышкало, В.И. Загвязинский, Л.Б. Ительсон и др.).

Педагогическая целесообразность использования приема «математическое моделирование» заключается:

  • в наглядном отображении наиболее значимых частей образовательной деятельности, логики педагогического взаимодействия с методистом-наставником на всех этапах СФП «Формула успеха»;
  • в оптимизации структуры и объема изучаемого материала в рамках СФП «Формула успеха»;
  • в управлении познавательной деятельностью и повышении познавательной активности молодого специалиста;
  • в управлении временем молодого специалиста, отведенным на освоение информационного материала теоретического и практического характера;
  • в улучшении планирования педагогического взаимодействия с усилением рефлексивной функции обучения;
  • в актуализации возможности профессионального самообразования;
  • в представлении эффективных моделей для обсуждения в педагогическом сообществе.

Использование приема «математическое моделирование» при решении педагогических задач позволяет реализовать основной дидактический принцип педагогического взаимодействия методиста-наставника и молодого специалиста; обеспечить системность знаний; выбрать оптимальный путь решения поставленной педагогической задачи с опорой на графическое изображение алгоритма ее решения; сформировать обобщенные трудовые функции, обозначенные в профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [2].

Разработанные методистом-наставником структурно-логические схемы, блок-схемы используются в разных формах наставнической деятельности [7].

В разработку СФП «Формула успеха» адаптации и становления молодого специалиста положен принцип методической системы обучения, обозначенный в работах А.М. Пышкало, доктора педагогических наук, профессора (Рис. 1.), свидетельствующий о двухсторонней связи как между объектами (этапы программы), так и субъектами (заместитель директора по УВР, методист-наставник, педагог-наставник и молодой специалист) наставнической деятельности.

Схема методической системы обучения по А.М. Пышкало

Рис. 1. Схема методической системы обучения по А.М. Пышкало

Цель программы: адаптация и профессиональное становление молодого специалиста в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми в профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в условиях ОО дополнительного образования.

Задачи программы:

  • выявлять затруднения и определять уровень сформированности профессионально-значимых качеств молодого специалиста;
  • способствовать формированию у молодого специалиста потребности в проектировании своего развития, в совершенствовании профессионального уровня;
  • включать молодого специалиста в процесс решения поставленных педагогических задач на основе обобщенных трудовых функций;
  • проанализировать педагогическое сотрудничество методиста-наставника и молодого специалиста от этапа адаптации до профессионального становления.

В рамках СФП «Формула успеха» построение педагогического сотрудничества методиста-наставника и молодого специалиста имеет встречный характер, основывается на знаниях молодого специалиста и построено по вертикали (Рис.2). Адаптация и становление молодого специалиста к условиям профессиональной деятельности предусматривает четыре этапа (Рис.3).рис.2. Структурно-логическая схема педагогического сотрудничестваРис.2. Структурно-логическая схема педагогического сотрудничества

  1. Аналитический (адаптационный) этап профессионального становления молодого специалиста (1-3 месяца).

Цель: выявление затруднений, определение сформированности профессионально-значимых качеств молодого специалиста.

Задачи:

  • ознакомить с нормативными документами всех уровней, локальными актами ОО ДО (структура и традиции, нормативная этика);
  • выявить профессиональные затруднения;
  • выработать программу взаимодействия методиста-наставника и молодого специалиста.

рис.3. Блок-схема структурно-функциональной программы «Формула успеха»

Рис.3. Блок-схема структурно-функциональной программы «Формула успеха»

Педагогическое сотрудничество: использование диагностического инструментария (анкеты, опрос, беседа) «Опросник для молодого специалиста по работе с методистом-наставником Учреждения», Анкета «Готовность педагога дополнительного образования к реализации трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом „Педагог дополнительного образования детей и взрослых“», Тест самооценки «Выявление затруднений молодого специалиста в направлениях организации образовательной деятельности» для выявлений профессиональных затруднений; адаптация молодого специалиста в педагогическом коллективе, выстраивание отношений с администрацией, опытными и молодыми коллегами, родителями (законными представителями); выстраивание программы взаимодействия методиста-наставника и молодого специалиста.

Результат: молодой специалист руководствуется в своей деятельности нормативными документами, локальными актами ОО ДО; выявлены профессиональные затруднения и составлена индивидуальная платформа развития молодого специалиста.

Методист-наставник заполняет «Электронный дневник педагогического сотрудничества методиста-наставника и молодого специалиста по результатам 1-го этапа СФП «Формула успеха» (Рис.4). Электронный дневник используется для автоматизации и повышения интенсивности обмена информацией, осуществления следующих видов контроля: текущего, тематического, итогового в наставнической деятельности Учреждения.

рис.4. Электронный дневник наставника

Рис.4. Электронный дневник наставника

  1. Организационный (проектировочной) этап (3-12 месяцев)

Цель: формирование у молодого специалиста потребности в проектировании и совершенствовании своего профессионального развития.

Задачи:

  • выстраивать педагогическое сотрудничество методиста-наставника и молодого специалиста на репродуктивном уровне в комплексе с творческими, иллюстративными и продуктивными методами обучения;
  • организовывать работу молодых специалистов в разных формах методической деятельности (творческие группы, методические объединения, педагогические мастерские, педагогические советы и т.д.);
  • выстраивать взаимодействие с опытными педагогами, педагогом-наставником по направленности дополнительного образования;
  • ориентировать на повышение квалификации и (или) переподготовку.

Педагогическое сотрудничество: разработка конспектов разных типов учебных занятий, досуговых (воспитательных) мероприятий, оценочных материалов к программе и др. (блок-схема «Алгоритм составления плана-конспекта занятия», Схема самоанализа учебного занятия, блок-схема «Алгоритм составления досугового (воспитательного) мероприятия») [3; 4].

Участие молодых специалистов:

  • во взаимопосещении учебных занятий, досуговых (воспитательных) мероприятий (самоанализ: выявление проблем и затруднений в ходе проведения учебных занятий);
  • в творческих группах по изучению вопросов, например: «Изучение нормативной документации по вопросам образования (обучения и воспитания)», «Методика проведения различных видов занятий» и др.;
  • в заседаниях методического объединения молодых педагогов «Адаптация молодого специалиста в условиях дополнительного образования», «Имидж педагога дополнительного образования», «Современные подходы к разработке дополнительных общеразвивающих программ», «Эффективные формы повышения профессионализма педагога как фактор обеспечения творческих результатов детского коллектива», «Роль конкурсов профессионального мастерства в развитии личностно-профессиональных качеств педагога» и др.;
  • в работе педагогических мастерских, включающих информационный блок: «Информационно-методическая поддержка и удовлетворение потребностей молодых педагогов», «Помощь педагогам в самообразовании с целью развития творческого потенциала, повышение профессионального мастерства», «Сопровождение адаптации начинающих педагогов в новом коллективе» — и практическую часть: тренинги, ролевые игры и упражнения на отработку навыков коммуникации с использованием приема «математическое моделирование», применяя блок-схемы: «Технология разработки дополнительной общеразвивающей программы», «Алгоритм составления плана-конспекта занятия» и др.

Молодые специалисты проходят курсы повышения квалификации на базе ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», МБОУ ДПО «Научно-методический центр» и др. согласно «Графику прохождения курсовой подготовки» в Учреждении.

Результат: педагогическое сотрудничество методиста-наставника и молодого специалиста выстраивается на репродуктивном уровне (воспроизведение и применение полученных знаний, приемов действий и алгоритмов) в комплексе с творческими, иллюстративными и продуктивными методами обучения с опорой на имеющиеся знания и опыт. Посредством педагогического сотрудничества формируются профессиональные компетенции: самоорганизации, позитивного принятия выбранной профессии, самостоятельности и активности, и стимулирование форм образовательной деятельности. Продолжается заполнение разделов наставнической деятельности в Электронном дневнике (Рис.4.).

  1. Содержательный (методический) этап (13 месяцев)

Цель: развитие имеющихся профессиональных компетенций, реализация деятельности молодого специалиста по выполнению обобщенных трудовых функций, обозначенных в нормативном документе: профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Задачи:

  • составить программно-методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы (разработка конспектов разных типов учебных занятий, досуговых (воспитательных) мероприятий, оценочных материалов к программе и др.);
  • содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора (публикации в СМИ, участие в методическом объединении (МО) для молодых специалистов, выездные тематические занятия (ВТЗ), педагогические чтения, семинары для молодого педагога, конференции, участие в конкурсе для молодых специалистов);
  • составить и реализовать план воспитательной работы в объединении;
  • продолжить взаимопосещение с последующим анализом учебных занятий, досуговых (воспитательных) мероприятий.

Педагогическое сотрудничество: разработка методических продуктов к дополнительной общеразвивающей программе с опорой на схему «Структура формирования учебно-методического комплекта к дополнительной общеразвивающей программе». Взаимопосещение учебных занятий, досуговых (воспитательных) мероприятий, (самоанализ, выявление проблем и затруднений в ходе проведения учебных занятий). Организация и проведение комплексных учебных занятий (совместное учебное занятие опытного педагога и молодого специалиста) по сквозным темам дополнительных общеразвивающих программ.

Профессиональное становление молодого специалиста осуществляется в контексте разных форм наставнической деятельности:

  • областные педагогические чтения по теме «Мои профессиональные шаги в учреждении дополнительного образования детей»;
  • постоянно действующие семинары МБОУ ДПО «НМЦ» «Проектирование профессиональной деятельности педагога», «Профессиональный стандарт как средство формирования профессиональных компетенций педагога ДО» и др.;
  • городское методическое объединение художественной направленности;
  • тематические педагогические советы «Мониторинг и диагностика образовательных результатов учащихся по дополнительной общеразвивающей программе», «Индивидуальная траектория профессионального развития педагогов», «Современное учебное занятие в УДО» и др.

Распространение совместного с наставником опыта молодого специалиста через публикации в СМИ, МО художественной направленности, открытые занятия в рамках ВТЗ для слушателей КРИПКиПРО, областные педагогические чтения, семинары для молодого педагога, конференции. Например, Межрегиональная научно-практическая конференция «Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление» (МБОУ ДПО «НМЦ»), участие в конкурсах для молодых специалистов, например, конкурс статей «Взгляд» (МБОУ ДПО «НМЦ»), конкурс «Академия успеха» для молодых педагогов Учреждения.

Результативной формой работы методиста-наставника с молодыми специалистами учреждения является методическое сопровождение педагогов для участия в конкурсе «Академия успеха» для молодых педагогов Учреждения. Конкурс состоит из двух очных этапов. Первый этап конкурса — самопрезентация «Мой педагогический выбор»; второй этап — разработка и проведение учебного занятия согласно учебно-тематическому плану дополнительной общеразвивающей программы.

В процессе подготовки к конкурсу «Академия успеха» для молодых педагогов Учреждения у молодых специалистов происходит профессиональный рост как в составлении дополнительной общеразвивающей программы, так и в приобретении опыта публичного выступления. Для этого методист-наставник проводит тематические групповые и индивидуальные консультации и другие с использованием приема «математическое моделирование», на основе которого разработаны блок-схемы «Составление дополнительной общеразвивающей программы», «Составление самопрезентации «Мой педагогический выбор» в рамках конкурса «Академия успеха» для молодых педагогов Учреждения.

Так, при проведении тематической консультации «Технология разработки учебного занятия» предлагается задание «Логическая цепочка» с использованием приема динамического решения задач.

Для проверки работы по карточке используются разные формы контроля. Например, правильный ответ выводится на экран, проводится самоконтроль (прием «сверка с образцом»), обсуждение и коррекционная работа. В ходе тематической консультации обсуждается каждый элемент из предложенного задания.

В процессе педагогического сотрудничества с целью предоставления оперативной информации создан сайт методического отдела Учреждения как инструмент коммуникации. На страницах сайта размещаются нормативные документы (всех уровней), информация о методических мероприятиях (педагогический совет, МО, тематические консультации, аттестация и др.), методическая продукция (разработки мастер-классов, учебных занятий, досуговых (воспитательных) мероприятий) и др. Например, на странице сайта «Формула успеха» методист-наставник размещает следующие материалы: памятки по разработке и оформлению методической продукции (локальные положения: о дополнительной общеразвивающей программе, о конкурсах для молодых специалистов, методические рекомендации, методические разработки, блок-схемы, карточки-задания).

Результат: молодые специалисты приобрели опыт в: составлении дополнительной общеразвивающей программы, разработке и самоанализе учебного занятия, досугового (воспитательного) мероприятия. Повысилось качество преподавания по дополнительной общеразвивающей программе, составления УМК (дидактический, методический материал) и др. Также молодые специалисты успешно адаптировались к новому коллективу, научились взаимодействовать с коллегами, учащимися, родителями (законными представителями).

За период работы методиста-наставника с молодыми специалистами в образовательную деятельность Учреждения внедрены дополнительные общеразвивающие программы художественной направленности: «Конструирование и моделирование одежды», «Репертуарная хореография», «Азбука балета», «Танцевальное искусство», «Текстильный дизайн», «Пение с движением», «Основы детского танца», «Первые шаги в музыке», разработанные в соответствии с современными требованиями и вошедшие в реестр сертифицированных программ персонифицированного финансирования дополнительного образования (реализация Федерального проекта «Успех каждого ребенка»). При разработке данных программ методистом-наставником осуществляется организационно-методическая работа (индивидуальные консультации, беседы, методическое сопровождение и поддержка), которая фиксируется в разделах Электронного дневника.

За пять лет существования конкурса «Академия успеха» для молодых педагогов Учреждения в нем приняли участие 10 молодых специалистов. Победители конкурса представляют опыт в городском конкурсе «Молодой педагог», принимают участие в областных педагогический чтениях по теме «Мои профессиональные шаги в учреждении дополнительного образования детей», в Межрегиональной НПК «Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление», конкурсе статей «Взгляд» в рамках Межрегиональной НПК «Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление», ВТЗ и др.

  1. Контрольно-оценочный (результативный) этап (5 месяцев)

Цель: повышение профессиональной компетентности и закрепление молодого специалиста в Учреждении.

Задачи:

  • проводить итоговую диагностику молодых специалистов;
  • обобщать опыт педагогической деятельности молодого специалиста за три года, период реализации СФП «Формула успеха»;
  • способствовать прохождению процедуры аттестации молодого специалиста на присвоение квалификационной категории.

Педагогическое сотрудничество: проведение итоговой диагностики, использование диагностического инструментария (анкеты, опрос, беседа). Анализ наставнической деятельности за период работы с молодым специалистом. Выстраивание перспектив его профессионального развития через разные формы методической деятельности в Учреждении.

Результат: на основании итогового анкетирования молодых специалистов были определены удовлетворенность молодых специалистов профессиональной деятельностью и их готовность к реализации трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Удовлетворенность профессиональной деятельностью составляет 83% (5 из 6 чел.). Самоанализ и самооценка собственной компетентности в соответствии с требованиями профессионального стандарта показали: 4 чел. — 67% — имеют степень владения компетенциями на достаточно высоком уровне, т.е. компетенции явно выражены; 2 чел. — 33% педагогов — оценили степень владения компетенциями от 0 до 3-х баллов (по 6-ти бальной шкале).

Согласно результатам диагностики адаптации молодых специалистов Учреждения к новому коллективу, умению взаимодействовать как с молодыми, так и с опытными коллегами, с администрацией, учащимися и с родителями (законными представителями) за период с 2016-2017 учебного года по 2019-2020 учебный год молодые специалисты стали: менее недоверчивыми; снизилась боязнь быть непонятыми. В конфликтной ситуации молодые специалисты Учреждения стали больше придерживаться стиля компромисса, а компромисс предполагает умение идти на уступки друг другу, отказывать себе в чем-то. Это хорошая позиция, т.к. заставляет человека ставить себя на место другого и сохранять доброжелательные отношения с окружающими. Также результаты диагностики показали положительные изменения в стиле соперничества, что может говорить о положительном настрое на окружающих и желании разрешить конфликтные ситуации.

Качественный анализ адаптации молодых специалистов показал, что для них не составляет труда сформулировать свой жизненный принцип и поделиться с коллегами. 83% (5 чел.) ответов респондентов содержат глагол действия, это значит, что человек принял на себя ответственность за высказывание и живет по нему; 67% (4 чел.) молодых специалистов учреждения представляют четкие цели профессиональной деятельности (создание стабильного коллектива, передача опыта детям, развитие творческих способностей обучающихся); 83% (5 чел.) респондентов имеют активную жизненную позицию: стремление работать на результат и уверенное отношение к личному опыту.

Посредством активного участия молодых специалистов в разных формах методической деятельности в Учреждении и сопровождения методиста-наставника накоплен методический, дидактический и диагностический материалы, необходимые для осуществления стабильной результативной образовательной деятельности в Учреждении и повышения квалификации.

Результаты наставнической деятельности, полученные в ходе реализации СФП «Формула успеха», способствуют успешному прохождению процедуры аттестации на первую квалификационную категорию. За период с 2015 по 2020 годы в Учреждении 100% (10 чел.) молодых специалистов установлена первая квалификационная категория.

Анализируя рассмотренные выше четыре этапа наставнической деятельности в Учреждении в рамках СФП «Формула успеха», можно вывести формулу успешности молодого специалиста с использованием приема «математическое моделирование»: (Рис. 5.), где

х — математическое действие произведение (педагогическое сотрудничество);

УМС — успешность молодого специалиста;

(З+ЛК)МС — З — знания (образование (высшее, среднее профессиональное)) молодого специалиста, ЛК — личностные качества молодого специалиста,

(ПО+ЛК)МН — ПО — педагогический опыт (совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогическим работником в ходе образовательной деятельности) методиста-наставника, ЛК — личностные качества методиста-наставника.

рис.5. Формула успешности молодого специалиста

рис.5. Формула успешности молодого специалиста

Практическая значимость представленного опыта заключается в следующих позициях:

  • во внедрении в методическую работу Учреждения СФП «Формула успеха», разработанной в соответствии с положением «О наставнической деятельности Учреждения» и современными требованиями к образовательной деятельности УДО;
  • в результативном использовании в разных формах наставнической деятельности приема «математическое моделирование» и разработанных структурно-логических схем и блок-схем для динамического решения педагогических задач;
  • в максимальном включении молодых специалистов в процесс педагогического сотрудничества, повышении их интереса к формированию компетенций и стремлению к самостоятельной активной познавательной деятельности;
  • в повышении мотивации молодого специалиста к педагогической деятельности, качестве освоения методического материала, его понимании и запоминании в период прохождения этапов СФП «Формула успеха».

Готовность представленного опыта к распространению

Разработанные методистом-наставником методические материалы размещены на сайте методического отдела Учреждения на странице «Формула успеха»:

  • диагностические материалы,
  • методические рекомендации для организации работы наставника с молодыми специалистами («Подготовка текстовой информации», «Требования к мультимедийной презентации», «Положение о конкурсе»),
  • блок-схемы для динамического решения педагогических задач: «СФП «Формула успеха» адаптации и становления молодого специалиста в Учреждении, «Алгоритм составления плана-конспекта занятия», «Составление дополнительной общеразвивающей программы на основе локального положения», «Структура формирования учебно-методического комплекта к дополнительной общеразвивающей программе» и др.

Перспективы работы педагогического сотрудничества методиста-наставника и молодого специалиста Учреждения

Продолжить реализацию СФП «Формула успеха» адаптации и становления молодого специалиста в Учреждении:

  • способствовать развитию профессиональных компетенций молодых специалистов в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
  • выявлять, обобщать и распространять педагогический опыт в форме публикаций, открытых занятий, участия в профессиональных конкурсах;
  • продолжить разработку блок-схем на основе приема «математическое моделирование», апробировать в условиях Учреждения, систематически размещать на страницах сайта методического отдела Учреждения в разделе «Формула успеха»;
  • давать публикации в сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции «Инновации в образовании: опыт реализации» 2020 г.;
  • составить сборник материалов «Использование приема „математическое моделирование“ при решении педагогических задач в образовательной организации дополнительного образования» в помощь методисту-наставнику и подать заявку в план редакционно-издательской деятельности МБОУ ДПО «Научно-методический центр» на 2021 год.

Литература

  1. Концепция дополнительного образования детей [Электронный ресурс]/URL:http://минобрнауки.рф/документы/4429 (дата обращения: 03.11.2015).
  2. Приказ Минтруда России от 5 мая 2018 г. № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 № 52016).
  3. ГОСТ 19.701-90 «Схемы алгоритмов программ, данных и систем».
  4. Буйлова, Л.Н., Кочнева, С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей [Текст]/Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева: учеб. — метод. пособие. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 160 с.
  5. Новоселова, Н.Б. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования // Методист. — № 8. — С.28— 31.
  6. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе [Текст] / М.М. Поташник: методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2010. — 448 с.
  7. Эндзинь М.П. Различные модели методической службы в развивающейся школе [Электронный ресурс]. URL: http://www.openclass.ru/node/25054 (дата обращения: 05.09.2016).

Добавить комментарий

Войти с помощью: