Веб-приложение как способ цифровизации изучения английского языка в дополнительном образовании технической направленности

В статье автор обосновывает актуальность применения цифровых технологий в дополнительном образовании технической направленности. Автор представляет электронное приложение как результат применения цифровых технологий и освоения технологических компетенций обучающимися.

А.А. Карева,
студент 2-го курса магистратуры ГАОУ ВО МГПУ по профилю
«Педагогический дизайн дополнительного образования
естественнонаучной и технической направленности»
Научный руководитель:
Шевченко Наталья Ивановна,
канд. пед. н, доц.
Москва

Анализ исследований последних лет показал, что дополнительное образование технической направленности способствует успешной социализации обучающихся через адаптацию к новым жизненным реалиям, таким как конкурентоспособность, использование цифровых технологий и др. Данный феномен можно объяснить социокультурными преобразованиями, происходящими в обществе, обозначением цели дополнительного образования и нового понимания его результата на основе личностно-деятельностного и конвергентного подходов.

Актуальность в рамках технической направленности проявляется в решении проблемы изучения английского языка и языков программирования в ходе реализации личностно-деятельностного и конвергентного подходов, масштабировании, возможности добавить новый текст в программу без разработки нового программного кода, самостоятельной разработки кода и прототипа программы без заданного шаблона.

Электронная программа представляет собой веб-приложение «3D Verb Form Model», которое является опытным образцом, примером готового продукта, созданного при совместном техническом творчестве педагога и обучающихся на занятиях технической направленности. Электронное приложение «3D Verb Form Model» было разработано в целях демонстрации обучающимся значимости цифровых технологий в дополнительном образовании в процессе изучения английского языка (см. Табл.1).

Таблица 1. Описание разработанного решения

Данное электронное приложение было спроектировано с возможностью масштабирования и анализа данных обучающимися в системе дополнительного образования, моделирования полученных результатов, проведения практических лабораторных и дистанционных занятий [Карева 2017: 94].

Приложение демонстрирует обучающимся новый способ изучения английских временных форм глаголов. Так, обучающимся предлагается сделать актуальную подборку фрагментов текстов [Чесова 2001: 125], (см. Табл. 2), выделить в них сказуемые (предикаты), классифицировать каждый предикат по трем критериям (залог, время и характер действия) [Thomson 2008: 131-146], (см. Табл. 3) и выбрать ситуации для моделирования временных форм глаголов в английском языке [Карева 2020: 130].

Таблица 2. Фрагмент текста для анализа

Таблица 3. Алгоритм для создания прототипа программного решения

До сих пор на занятиях в школе английские времена изучаются по отдельности или парами при сопоставлении. Часто изучение английских времен с использованием индуктивного метода (от частного к общему) не дает полного представления о системе английских времен, вызывает трудности при сопоставлении трех времен русского языка с множеством глагольных форм английского языка, носит ознакомительный характер (см. Рис. 1).

Ссылка на программу: http: //kareva.site/cards

Электронное приложение, оптимизирующее условия развития умения учиться в дополнительном образовании технической направленности, позволяет наметить перспективные пути новых исследований и проектных решений в данном направлении и обладает научным потенциалом (возможность масштабирования программы, анализа данных, подключения искусственного интеллекта, трехмерного моделирования временных форм английских глаголов с учетом трех параметров в интерактивной форме).

Программа занятий в группе дает возможность обучающимся приобрести технологические компетенции, необходимые для лингвистического анализа текстов на английском языке, разработки алгоритма при создании прототипа программы, разработки кода на языке JavaScript для воплощения программного решения. Программа занятий предполагает разработку интеллектуальной системы обучающимися для обработки естественного языка и интеллектуального анализа данных. Занятия в группе развивают у обучающихся целеустремленность, настойчивость, любознательность, языковые способности, стремление приносить пользу обществу [Шевченко 2019: 29]. Кроме того, продукт, разрабатываемый на занятиях, обладает практической значимостью. Так, обучающиеся одновременно решают проблему понимания изучаемого иностранного языка, соотношения его с языковой системой языка, носителями которого они являются, создания альтернативного способа изучения английского языка с новым подходом, применения актуального языка программирования для создания инновационного интерактивного пособия.

Занятия в группе могут проходить в кабинете информатики, отдельной лаборатории, кабинете, оснащенном компьютерами и/или ноутбуками с доступом в сеть Интернет, дистанционно.

Комплектование группы может проходить на протяжении учебного года. В группу приглашаются обучающиеся разных образовательных организаций с 5 класса (11 лет) и старше. К моменту зачисления в группу у обучающихся должны быть сформированы элементарные представления об алгоритмах и простых языках программирования (например, язык динамической типизации Python), из курса информатики и основ программирования и баз данных, временных формах английских глаголов, синтаксических конструкциях из курса английского языка.

Одна из форм воспитательной работы с обучающимися — развитие чувства общественной активности, ценности другого — человека из группы (объединения), заинтересованности в дружной, сплоченной работе всего коллектива. Совместно решаются организационные вопросы: выбор старосты, контроль за порядком и соблюдением техники безопасности, ответственность за выполнение работы и оборудование, разъяснение прав и обязанностей обучающихся, планирование работы группы, создание условий для презентации продукта. Затем формы самоуправления усложняются. Проводится фронтальная работа, позволяющая систематически и последовательно расширять кругозор обучающихся. Например, технические тематические вечера, встречи с передовыми людьми производства и науки, участие в конкурсах и конференциях, мастер-классах, экскурсиях, соревнованиях, выставках, научно-популярные лекции и беседы.

Педагог дополнительного образования ставит перед собой определенные цели: формирование теоретических знаний у обучающихся по программированию и английскому языку и развитие практических навыков в работе, привитие интереса к искусственному интеллекту и нейронным сетям, воспитание у обучающихся стремления к коллективному творческому труду и помощь в определении их будущей профессии.

Педагог отводит время на объяснение нового материала, проведение лабораторных и практических работ фронтальным методом, лингвистический анализ текстов, создание алгоритмов и разработку программного кода, сбор данных для создания искусственного интеллекта, практические занятия для создания интеллектуальной обработки данных естественного языка [Андрюшков 2018: 84].

Формы занятий — встречи со специалистами IT-компаний, экскурсии на производство, оформление стендов и выставок после производственного ознакомительного опыта, просмотр и ознакомление с современной литературой, доступными медийными ресурсами, где IT-специалисты делятся своим опытом и особенностями написания кода.

С учетом того, что цифровые технологии оптимизируют процесс обучения, внедрение веб-приложения для изучения английского языка и языков программирования в образовательный процесс имеет большие перспективы для взаимодействия педагогов дополнительного образования и обучающихся [Ушакова 2020: 53].

Литература

  1. Андрюшков А.А. Кружки 2.0. Научно-технические кружки в экосистеме практик будущего. Инструкция по сборке. — М.: Ассоциация кружков, 2018. — 84 с.
  2. Карева А.А. Трехмерная модель английских предикатов [Текст] / Карева А.А. // Московский государственный педагогический университет. Сборник научных статей по материалам конференции «Девятые Всероссийские Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами». — М., 2017. — С. 93-95.
  3. Карева А.А. Технологический кружок 3D English Verb Form Model в дополнительном образовании технической направленности [Текст] / Карева А.А. // Экспертно-методический центр. Сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции «Наука и образование в современном мире: методология, теория и практика». — Чебоксары, 2020. — С. 128-131.
  4. Ушакова Е.Ю. Развитие познавательного интереса обучающихся при использовании цифровых технологий в условиях дополнительного образования [Текст] / Ушакова Е.Ю.// Педагогический дизайн: программы, среда, технологии. Т.1. — М.: Периодический сборник научных и методических материалов ГАОУ ВО МГПУ, 2020. — С. 47-53.
  5. Чесова Н.Н. English Literature. Best Pages [Текст] / Чесова Н.Н. — М.: Издательство «Менеджер», 2001. — 256 с.
  6. Шевченко Н.И. Использование принципа проблемности в целях развития социализации школьников [Текст] / Н.И. Шевченко // ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М»: Профильная школа. — М., 2019. — № 5 — С. 28-33.
  7. Thomson A.J. A Practical English Grammar [Text] / Thomson A.J., Martinet A.V. — The 4th edition. — Oxford: Oxford University Press, 2008. — 384 pp.

Добавить комментарий

Войти с помощью: