Вебинар «Лето с рюкзаком. Из опыта работы педагога дополнительного образования ГБОУ «Школа №17» города Москвы по организации туристических походов в другом регионе России»
12 мая 2021 года в рамках проведения Городского фестиваля «Умный спорт» в ГБПОУ «Воробьевы горы», отдел Профессионального развития кадров провел вебинар по теме «Лето с рюкзаком. Из опыта работы педагога дополнительного образования ГБОУ «Школа № 17» города Москвы по организации туристических походов в другом регионе России».
В работе семинара приняли участие 120 человек, среди них педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели, педагоги-организаторы, методисты, инструкторы-методисты, специалисты управленческого звена, педагогические работники различной предметной направленности и представители других профессий.
Тема вебинара обусловлена тем, что туристско-краеведческая деятельность в современном понимании это физическое развитие, оздоровление и познание окружающего мира, формирование духовных ценностей личности ребенка. В основе физического воспитания туризм рассматривается как средство воспитывающего воздействия и профессиональной ориентации, повышения уровня физической подготовленности наряду с другими формами занятий физической культурой и спортом.
Проблема организации туристического похода не позволяет в полной мере использовать потенциал туристско-краеведческой деятельности и проводится педагогами в последнее время крайне мало. Это связанно с отсутствием необходимой профессиональной подготовки, финансовыми трудностями в обеспечении участников, особенно многодневных походов, отсутствием навыков подготовки в оказании первой помощи и обеспечения безопасных условий в течение всего маршрута.
Представленный опыт работы спикера вебинара Васенина Г.А. позволил раскрыть важность и нужность участия обучающихся в организованных туристических походах как формы деятельности при реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Вниманию участников в начале вебинара был предложен фрагмент видеофильма об организации туристических походов в летний и зимний периоды с обучающимися ГБОУ «Школа № 17».
Георгий Андреевич Васенин дал характеристику подготовки организации пеших туристических походов и экспедиций, которая должна проводиться в несколько этапов, а именно:
- профессиональная подготовка руководителя туристического похода, которая включает овладение навыками и компетенциями инструктора, повара, основами медицинских знаний, финансовой грамотностью, знаниями по картографии и ориентированию и т.д.;
- разработка системного подхода к сбору и предоставлению документации по организации и проведению туристического похода, а также составлению отчетности по окончанию в соответствии с регламентом;
- взаимодействие с администрацией образовательной организации, подразделениями МЧС, организациями, ответственными за развитие детского туризма в субъектах РФ и муниципальных образованиях;
- разработка мероприятий по созданию условий для охраны жизни и здоровья обучающихся и безопасное проведение похода, выполнение плана мероприятия, содержание образовательной, оздоровительной, воспитательной и познавательной работы, правил пожарной безопасности, охраны природы, памятников истории и культуры;
- обеспечение обучающихся участников туристического похода в течение всего времени подготовки и во время прохождения маршрута необходимыми туристическим знаниями, умениями, жизненными навыками для безопасного пребывания в природной среде, овладение методами исследовательской деятельности при практическом изучении природы.
Организация туристического похода и выполнение экспедиционных заданий в другом регионе России — Тверской области не ограничивается только решением хозяйственных проблем. Знакомство с фауной и флорой Тверской области, изучение особенностей местности и климата, предполагаемых погодных условий, определение целей краеведческих исследований и предварительное знакомство с областями знаний, необходимых для их проведения — задачи, стоящие перед всеми участниками экспедиции.
На основании полученных данных производится детальная разработка всего маршрута, которая включает следующие виды деятельности: передвижение по намеченному маршруту, сопряжённое с большими физическими нагрузками; ориентирование на местности с использованием карты и местных предметов; организация походного быта, включающая в себя оборудование биваков, приготовление пищи, правильная организация режима чередования нагрузок и отдыха и т.д.
В соответствии с тематикой экспедиции, обучающиеся разрабатывают проекты, с которыми участвуют в различных конкурсах и конференциях краеведческой или музейной направленности, например, московские городские конкурсы «Из дальних странствий возвратясь», конкурс краеведов по программе «Отечество» или конкурс школьных музеев. Примерами таких конкурсов являются Московская конференция исследовательских и проектных работ «Путь поколений» с номинациями: «История», «Личность», «Столицы мира», «Этнос», «Общество», московский городской экологический форум «Москва в гармонии с природой», конкурс исследовательских и проектных работ «Ты человек! И ты за всё в ответе!». Номинации этих достаточно престижных конкурсов соответствуют темам экспедиционных заданий туристской группы.
По мнению Георгия Андреевича Васенина, который является руководителем туристических походов в течение 16 лет, обучающиеся, прошедшие школу туризма, физически и интеллектуально развиты, социально адаптированы. В походе они приобретают универсальные знания (познавательные, коммуникативные) и готовы их использовать в организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, строить индивидуальные образовательные траектории. Важны и радостные впечатления, положительные эмоции.
Слушатели вебинара неоднократно констатировали актуальность представленной информации и высказали большое количество благодарностей в адрес спикера вебинара Георгия Андреевича Васенина, ведущей Ольги Ивановны Водяницкой.
Материалы вебинара:
Ссылка на опрос, который нужно пройти для получения сертификата участника вебинара в срок по 26.05.2021 г. Выдача сертификатов будет производится после 20 июня 2021 года.