Опыт организации процесса воспитания в театральной студии учреждения дополнительного образования

В статье поднимаются актуальные проблемы воспитания детей и обобщается многолетний опыт организации воспитательной работы в театрально-творческом объединении. Материалы издания будут интересны специалистам по дополнительному образованию детей художественной направленности.

О.Ю. Страмнова,
заведующий отделом художественно-эстетического образования
и декоративно-прикладного творчества «Родники»,
высшей квалификационной категории

А. Кузьминова,
педагог организатор первой квалификационной категории

Н.А. Ван Ренсберген,
методист высшей квалификационной категории,
кпн.

МАУДО Центр «Романтик»
Московская область,
городской округ Щёлково

Театральное искусство, несомненно, обладает высоким воспитательным потенциалом и благоприятно для эффективной неформальной реализации воспитательных задач. В системе дополнительного образования художественной направленности деятельность театральных творческих объединений имеет богатую историю. Образовательный процесс театрального коллектива всегда был направлен на приобщение детей к лучшим традициям литературы и искусства, лучшим образцам театральной культуры, на воспитание нравственного отношения, на воспитание личности ребенка.

Но сегодня мир меняется. Уходят в прошлое прежние традиции; рассыпаются идеалы и ценности; теряется духовность общества; недооценивается воспитание. И пока педагоги и психологи поднимают вопросы необходимости выработки общей высоконравственной идеи, скрепляющей общество, дети стремятся убежать в виртуальную реальность, демонстрируют потребительское мышление, клиповое сознание. [2, 7]. Что может предложить театральное объединение этому поколению? Как их воспитывать? На что ориентироваться педагогу?

В данной статье мы постараемся ответить на этот вопрос. При этом для нас важно не просто поделиться опытом, а передать педагогам, работающим по дополнительным общеразвивающим программам художественной направленности (театральная деятельность), особенно начинающим свою профессиональную деятельность, наш алгоритм решения. Главный ориентир — искренняя вера педагога, что волшебный мир театра раскрывает ребенку смысл сложных жизненных явлений, развивает его индивидуальность, пробуждает в детях способность сочувствовать, сопереживать, воспитывает личность!

В рамках данной статьи под воспитанием в системе дополнительного образования детей авторами понимается ответственная, планомерная и целенаправленная совместная деятельность педагогов и семьи по созданию условий для развития личности ребенка [3, 6, 7]. Ключевыми словами этого понятия авторы определяют ценности, отношение, поведение. Целью воспитания в театральной деятельности авторы видят приобщение детей к театральной культуре, создание условий для нравственного роста ребенка.

В МАУДО Центр «Романтик» более 20 лет действует театральная студия «Романтики». В студию принимаются все желающие, без предварительного прослушивания. Новые участники приходят в начале учебного года с радостным любопытством. Традиционно театр ассоциируется детьми с праздником, с особой творческой атмосферой. И с первых занятий важно поддерживать в коллективе этот жизнерадостный «мажорный тон», выстроить такой стиль отношений между детьми и педагогом, при котором организуемое театральное действие могло коснутся души и ума ребенка, возникла потребность взаимодействия друг с другом, особое переживание происходящего [4].

Наиболее привлекательны для детей, начинающих заниматься театральной деятельностью, игры. Особенно игры-импровизации по народным сказкам, детским стихам, басням. Сказки будят нравственные чувства детей. Сказочный материал активизирует их внимание и воображение, смекалку и сопереживание. Во время проведения игры-импровизации важно обращать внимание участников на проявление товарищества, доброжелательности, справедливости, на осуждение эгоизма, грубости, несправедливости. Так воспитывается способность эмоционально откликнуться, уловить нравственную суть поступка героя сказки.

Важное место в образовательном процессе театрального творческого объединения занимают коллективные игры, совместное выполнение заданий и этюдов. Особенно любимы сценические этюды «на общение», Ребенок в очередной раз по-новому учится воспринимать окружающую действительность, сопереживать разыгрываемым событиям. Это позволяет обратить внимание детей на нравственную сторону взаимодействий и отношений друг с другом. [5, с.3]. Этюдная работа в большей степени воздействует косвенно. То есть ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, он — полноправный субъект деятельности, самостоятельно ставит и решает задачи. Таким образом, этюдная работа, как и театрализованная игра, становятся средством, где воспитание переходит в самовоспитание.

Один из главных моментов воспитательного воздействия — обсуждение упражнений и этюдов. Обучающиеся совместно с педагогом выдвигают критерии оценки (правдивость, органичность, действенность, изобретательность т.д.) Обсуждается не личность, а деятельность. Здесь важны четкость формулировок и предельная доброжелательность.

Следующий этап — работа по сценическому воплощению выбранного драматургического материала. Отобранный материал должен быть близок жизненному возрастному опыту детей, находить в них эмоциональный отклик. При работе над драматическим произведением у каждого ребенка вырабатывается индивидуальное отношение к тем или иным ценностям, к тем или иным героям.

Основная работа детского театра — занятия с целым коллективом над подготовкой и выпуском спектакля. Это помогает приобрести вкус, интерес к содержанию занятий, к творческому труду [1, с.50]. И если в начале необходимо привлекать детей к творческому процессу, то затем они, поверив в себя, стараются внести в общее дело личное восприятие. Это идет через фантазии, юмор и т.п.

Самый ответственный этап — выпуск спектакля. Коллектив должен продемонстрировать работоспособность, солидарность, умение работать вместе, ответственность, терпимость, доброжелательность. К этому периоду в коллективе, живущем полноценной сценической жизнью, совместная деятельность становится потребностью и фоном серьезной театральной работы: ребята устанавливают декорации, убирают помещение, наносят грим и др.

Завершающий этап — показ спектакля. Этап, на котором виден результат всей подготовительной работы по спектаклю, в том числе результат воспитательной работы. Насколько слажено выступили юные актеры, как проявила себя команда подготовки спектакля, как каждый участник справился со своими обязанностями? Именно на этом этапе педагог определяет для каждого ребенка и всего коллектива в целом воспитательную идею — ориентир дальнейшего процесса занятий.

Для того, чтобы понять и почувствовать театральное искусство, необходимо также развивать и зрительскую культуру. В МАУДО Центр «Романтик» с 2013 года театральным коллективом «Романтики» реализуется районный культурно-образовательный проект «Юный зритель», работающий по типу театрального абонемента. Цель проекта — создание условий для формирования разносторонней развитой личности средствами театральной культуры. Театральные встречи призваны расширить творческий потенциал детей, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства.

Участниками театральных встреч являются дети 7-12 лет. В этом возрасте ребята уже готовы эмоционально воспринимать театр, осознают роль театрального искусства в жизни современного мира и приходят на спектакль в праздничном, радостном настроении, в ожидания интересной, яркой встречи с актерами детского театра.

Проект включает посещение театральных событий: познавательную беседу о театре, просмотр спектакля, встречу с актерами театральной студии «Романтики», выполнение творческих домашних заданий.

В течение учебного года ребята один раз в месяц приходят в Центр. Каждая встреча наполнена воспитательным содержанием. Начинается все с гардероба, номерки в котором выдают ребята — участники театрального объединения, не занятые в данный день в спектакле. Как в настоящем театре, обслуживающий персонал подготавливает декорацию, костюмы, реквизит, встречает и организует зрителей, раздает программки, следит за порядком в зале, дает звонки. Чтобы никому не было обидно, участники театрального объединения выступают, свято соблюдая очередность, то в роли артистов, то в роли обслуживающего персонала. Воспитательная задача этого этапа — создание условий, позволяющих каждому ребенку реализовать свои позитивные потребности и интересы [6]. Используемый воспитательный метод — социальный пример (дети ранее посещали московские театры и наблюдали не только за актерской игрой), который позволяет формировать представление о разных профессиях, уважение к обслуживающему труду, добросовестность, чувство такта.

После третьего звонка ведущие (участники объединения) начинают театральные «мини-уроки»: просветительские беседы о театре и театральной этике. Это, с одной стороны, способствует формированию общей культуры детей, воспитанию духовно-ценностной ориентации; с другой — носит познавательный характер, расширяет кругозор обучающихся.

Следующий этап — проведение со зрителями в игровой форме театральных упражнений на внимание, память, фантазию, наблюдательность. Участвуя в них, осваивая азы актерского мастерства, дети начинают осознавать, сколь велика роль речи, пластики, коммуникабельности не только на сцене, но и в жизни. Таким образом формируется отношение ребенка к самому себе, его включенность в процесс субъектного отношения к театральной деятельности [6, с.33].

Еще немного и, притихнув, зрительный зал погружается в иное измерение жизни, полное радостных эмоций, счастья и впечатлений. Наконец начинается спектакль.

После его просмотра происходит живой диалог актеров и зрителей. Актеры получают свою порцию аплодисментов и комплиментов. Зрители имеют возможность проанализировать увиденное, высказать свое мнение, задать интересующие их вопросы. В этом совместном обсуждении ребята находят пути решения представленных на сцене конфликтов и моральных дилемм, рождается психологически комфортная атмосфера общего дела, большой команды, «уютного дома».

Большое значение авторы проекта отводят воспитанию самостоятельности обучающихся, поэтому в нем предусмотрено выполнение заочного домашнего задания. Сюда входят: изготовление бутафорского реквизита и декораций; создание эскизов костюмов, театрального словарика, варианты афиш, билетов, программок для спектакля (фото афиши); показ миниатюр, сценок, отрывков из спектаклей. Это вызывает у детей восторженное удивление и радость сопричастности к театральной деятельности; воспитывает уважение к сценическому искусству.

В течение учебного года театральные встречи решают проблему нехватки неформального воспитания и общения, расширяют культурное пространство методами театральной образовательной деятельности, близкой ребенку по существу, так как она реализуются в процессе зрелища, игры, живого общения (дети — детям).

Таким образом, оценивая личный многолетний профессиональный опыт, сложившуюся в системе дополнительного образования и ситуацию, авторы статьи уверены, что соединение двух типов участия (актерского и зрительского) и порождает то, что можно назвать «магией театра», школой чувств. Более конкретно оценить результативность формирования нравственных качеств учащихся театральной студии и ребят, участников проекта «Юный зритель», очень сложно, поскольку это процесс длительный и носит отсроченный характер. Трудно представить абстрактный, четкий результат. Он заложен в конкретном творческом опыте театрального коллектива, театральных встреч; в эмоциональном следе от занятий, в удовлетворении от творчества, в возрастающей уверенности обучающихся в своих силах, в желании прийти в театральный коллектив, на спектакль снова.

Литература

  1. Булгакова И.В. Социальные аспекты нравственного воспитания // Внешкольник. 2007 — № 6. — С. 48-54.
  2. Зелинский К. Душу воспитывают с душой // Воспитание в школе. — 2008 — № 3. — С.13-20.
  3. Кулинич Г. Важный фактор развития и воспитания учащихся // Деятельность классного руководителя. — 2019. — № 1(13). — С. 2-12.
  4. Марченко Т.А. Театр воспитывает. — М. Педагогика, 1976. — 128 с.
  5. Попова В.А. Развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства // Дополнительное образование и воспитание. — 2019. — № 5. — С. 3-7.
  6. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей / Под ред. А.В. Мудрика. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 240 с.
  7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р) http://docs.cntd.ru/document/420277810

Добавить комментарий

Войти с помощью: