Развитие устойчивого интереса в изучении художественного наследия средствами компьютерных программ у детей младшего школьного возраста
В статье обосновывается актуальность получения обучающимися навыков работы в цифровых графических редакторах в современной информационной среде в процессе изучения мировой художественной культуры.
Автор описывает опыт обращения к изобразительному наследию по проблематике изучения цвета, композиции с помощью инструментов цифровых компьютерных программ как результата освоения обучающимися общекультурных и технологических компетенций. Статья адресована методистам, педагогам.
А.С. Павловских,
педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Ижевск
Дополнительное образование художественной направленности способствует овладению и присвоению обучающимися художественной культуры своего народа и человечества в целом, развивает и формирует целостную личность, ее духовность и творческую индивидуальность. Искусство учащимся помогает взрослеть и созидать общую картину мира внутри себя, понимать свое место в жизни. Но современность ставит новую задачу — повышение роли современных информационных средств и технологий в образовании подрастающего поколения [1, с. 12].
В информационном пространстве учащимся уже сегодня необходимо понимать и представлять возможности цифровых технологий для развития творческих способностей и осознания собственной успешности в современном мире.
Компьютерный дизайн благодаря своей актуальности среди изучаемых предметов художественного направления способствует стойкому развитию интереса к изобразительному искусству у каждого обучающегося, формирует у него общекультурные, технологические и информационные компетенции, позволяет чувствовать значимость образовательных потребностей, полезность развиваемых компетенций для жизни, социализироваться в информационном мире. Компьютерная графика и дизайн объединяют традиционные художественные приемы, которые имеют многовековую историческую базу, с практиками новых цифровых видов деятельности [4, с. 21].
В ходе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Палитра.net» для обучающихся младшего школьного возраста нами были выявленные педагогические «секреты» использования «потенциала современных инструментов и машин для осуществления воспитанниками „продуктивного действия“ в рабочих ситуациях» (Щедровицкий Г.П.), способствующие развитию у младших школьников мотивации к познанию, искусству и современным технологиям [3, с.6].
Во-первых, виртуальные музеи помогают детям изучать богатое наследие культуры, не выходя из учебного кабинета, побывав в любом музее мира, увидев любую картину online, детально ее рассмотреть и творчески интерпретировать цифровыми инструментами графических программ. Такой алгоритм работы помогает избегать «штамповых» образов в творчестве обучающихся.
Во-вторых, компьютерный дизайн существенно обогащает и расширяет художественный инструментарий, что помогает ребятам реализовать дополнительные художественные возможности для создания произведения, которые не всегда могут быть осуществимы традиционными художественными технологиями и материалами, так как требуют более длительной практики освоения. Цифровые инструменты «упрощают» попытки практических действий. Обучающиеся не ограничены в ассортименте художественных материалов при работе в графической программе: можно настроить кисть для рисования масляной, акварельной или гуашевой краской.
В-третьих, использование разнообразных художественных инструментов позволяет расширять диапазон художественных приемов и методов. С помощью педагога обучающиеся определяют сильные стороны произведения искусства (композиция, пластика, цвет) и пути их творческого воплощения при помощи цифровых инструментов. На основе произведений искусства каждый учащийся создает свою творческую работу.
Илья Машков «Фрукты на блюде»
В-четвертых, особое место на занятии отводится рассказу педагога о произведении, где открываются новые знания о жизни, о предметах, о социальных аспектах. Рекомендуем для работы подбирать произведения искусства, где изображена природа, социальные сцены, бытовые предметы, исторические «камерные» портреты. Именно такие изображения близки и понятны младшим школьниками, доступны для восприятия. Большую роль играет визуальное изучение (рассматривание) предметов искусства, живописи и графики. Знания, полученные на основе визуальной составляющей, закрепляются в сознании каждого ребенка. Привыкая к рассматриванию произведений искусства, учащиеся быстрее начинают понимать, каким образом художественными средствами передавать пространство, перспективу, материальность предметов, настроение. Детальное рассмотрение картины подводит обучающихся к выводу о том, что цвет, расположение и характер изображенного объекта зависит от физических явлений. Работа с цветом, оттенками в художественном произведении с помощью цифровых инструментов графического редактора значительно исключает погрешность «личного, субъективного» цветового восприятия.
Работая одновременно с двумя формами художественного произведения: с «оригиналом» и в «цифре», ребята начинают различать материалы, при помощи которых созданы произведения искусства уже при беглом взгляде на него. Использование цифровых инструментов на основе художественных находок в произведениях искусства позволяет каждому обучающемуся создать удачную творческую работу, что способствует осознанию своей успешности, как в художественном творчестве, так и в овладении современными технологиями. Состояние успеха позволяет подкреплять интерес каждого и к компьютерной графике, и к художественному творчеству в целом.
Василий Поленов «Московский дворик»
Интеграция компьютерных и художественных дисциплин обеспечивает знания, умения, навыки и компетенции работы на персональном компьютере, освоение композиции, равновесия, пропорций, перспективы, умение пользоваться цветом и тоном, изучение востребованных на данный момент информационных и сетевых технологий.
К таким репродукциям легко подбираются загадки, ребусы о природе, растениях, животных, что позволяет обучающимся устанавливать взаимосвязь и причины происходящих в реальной жизни явлений и изображенных на репродукциях. Благодаря сочетанию в работе изобразительного искусства, фольклора, других дополнительных дидактические материалов и компьютерных технологий рисунок перестает быть просто объектом, он приобретает для каждого обучающего собственный смысл: «В процессе своего образования личность должна пройти и актуализировать, освоить (сделать своей) всю историю культуры» [2, с. 27]. Это способствует осознанию художественной ценности произведений искусства, умению анализировать их, формулировать свое мнение о них, осознавать свое место и место своих творческих произведений в культуре. Таким образом, обучающиеся, которые изучают искусство, оценивают мир с позиции прекрасного. Они учатся беречь красоту, природу, гуманнее и бережнее относятся к чувствам другого человека. Они ощущают себя частью большого мира и стремятся сохранить и улучшить этот мир.
Работа по мотивам Ильи Машкова выполнена в Paint.net
Более эффективное использование цифровых инструментов выявлено на изучении тем «Цвет», «Композиция», так как одна из проблем при работе с цветом в графических программах у младших школьников — это выбор ими не гармоничных, не сочетающихся ярких «кислотных» цветов и оттенков. Это обусловлено рядом причин: психологическими барьерами, влиянием моды, цветовой перегруженностью современных мультфильмов, возможностью порисовать таким цветом, которого нет в палитре традиционных художественных материалов (гуашь, акварель, фломастеры…). Подбор же цветов и оттенков, гармоничных имеющемуся художественному произведению или взятых при помощи инструмента «пипетка» из самого произведения позволит в более короткие сроки преодолеть этот колористический барьер юного художника. При композиционном решении работы у ребенка также появляются дополнительные возможности в графических редакторах: элементы изображения можно свободно масштабировать, изменять местоположение. Все это упрощает работу обучающегося над композиционным решением.
В рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы был проведен эксперимент. Нами была выдвинута гипотеза о том, что изучение художественного наследия с помощью компьютерных технологий способствует развитию цветовосприятия, чувства композиции и ритма, что является основой формирования художественно образованной личности.
Обучающиеся детского объединения были разделены на две группы: контрольная и экспериментальная, которые изучали жанры натюрморт и пейзаж. Для контрольной группы была инструкция нарисовать натюрморт, пейзаж, используя ранее изученные инструменты графического редактора. Поиск сюжетов для творческого произведения не ограничен. Экспериментальная группа выполняла аналогичные задания, но с опорой на картину И. Машкова «Персики и сливы» и В. Поленова «Московский дворик». В ходе анализа работ учащихся, был выявлен различный уровень степени их воплощения. В контрольной группе цветовое решение в рисунках было ярким, использовались открытые цвета, объем предметов не передавался. Композиция в рисунках была невыразительна, симметрична, без поиска и передачи пространства в формате листа. Так как в поиске сюжета контрольная группа была не ограничена, то в рисунках наблюдалось традиционная «штампованная» композиция (домик, травка, солнце, небо и т.д.). В экспериментальной группе работы отличались тем, что наблюдался поиск различных оттенков фона, использовалась попытка повторить живописную фактуру при помощи изменения мягкости кисти. Фрукты, которые находятся ближе, изображали более яркими, насыщенными цветами, наблюдалась попытка передать объем фруктов. Работы удачно закомпанованы в формате листа. В пейзаже использовался инструмент «пипетка», с помощью которого удалось передать цветовую гармонию, целостность колорита. Репродукция «Московский дворик» оказалась в «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский), так ка дети еще не изучали тему «Перспектива», но большинство из них постарались передать эффект перспективного сокращения уходящей вдаль тропинки в своих цифровых рисунках.
Работа по мотивам Василия Поленова выполнена в Paint.net
Таким образом, изучение цифровых инструментов на основе картин известных художников позволяет учащимся освоить такие композиционные приемы, как выделение главного цветом, размером, тоном, компоновка в формате цифрового листа, передача пространства и объема. Материал для обучающихся перестает быть просто теорией, а задания приобретают практико-ориентированный характер. На занятиях компьютерным дизайном дети самостоятельно проводят параллель между традиционными инструментами, технологиями художника и цифровым инструментарием современных графических редакторов. Каждый обучающийся осваивает особенности инструментария графического редактора на основе образцов произведений художественной культуры. В результате этого формируется не только современная информационная культура у каждого, но и создаются условия для развития общекультурной компетенции обучающихся. С помощью художественно-компьютерной дисциплины они осознают, что создают цифровые шедевры, которые оставляют творческий след в информационном пространстве. У них формируются современные информационные компетенции на основе решения практических задач. Каждый обучающийся обогащается чувственным опытом, опытом мыслительной и практической деятельности, межличностного общения, формирования собственных взглядов, мнения по поводу произведений искусства.
Литература
- Алексеева Л.Л. Концепция художественного образования детей: динамика обновления / Л.Л. Алексеева // Методист: научно-методический журнал. — 2017. — № 7. — С. 4-13.
- Библер В.С. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога) [Электронный ресурс]. URL: https://klex.ru/b63.
- Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / Л.Н. Буйлова // Молодой ученый. — 2015. — № 15. — С. 567-572.
- Золотарева А.В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: учебник и практикум для вузов / А.В. Золотарева, Г.М. Криницкая, А.Л. Пикина. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 315 с.