Теоретические основы организации детских театрализованных праздников

В статье раскрываются отдельные теоретические аспекты организации детских театрализованных праздников в условиях внеурочной деятельности и дополнительного образования детей.

Среди этих аспектов — научное обоснование воспитательной роли театрализованных праздников в современных социально-культурных условиях, а также отражение в их содержании этнокультурных традиций.

В.А. Малинина,
педагог-организатор
первой квалификационной категории,
магистрант департамента
социально-культурной деятельности
и сценических искусств
Института культуры и искусств МГПУ,
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Школа № 1412»

Российским государством выдвинут ряд актуальных задач по повышению роли русской традиционной культуры в содержании современного образования, в патриотическом и духовно-нравственном воспитании граждан России, в деятельности российских учреждений культуры и образовательных организаций. Не случайно лучшим русским этнокультурным проектам общенационального значения ежегодно присуждаются гранты Президента Российской Федерации. Вместе с тем, значительная часть современных праздничных мероприятий для детей и подростков, организуемых учреждениями культуры, отдаляют их от традиционных духовно-нравственных ценностей отечественной культуры, транслируют в современное российское общество не свойственные российскому менталитету духовно-нравственные ценности и идеалы.

Актуальность изучения организации детских театрализованных праздников основывается на необходимости анализа благотворного влияния праздников на воспитание детей.

Потребность в таких праздниках естественна для каждого ребенка, поскольку в таких случаях дети чувствуют себя участниками, а не пассивными зрителями. Утрата собственной творческой активности у современных детей тревожит и общественность, и ученых, и педагогов, и родителей. Вопрос сводится к неправильному воспитанию в детях отношения к разумному использованию свободного времени. Театрализованный праздник в этом контексте — тема многогранная и необходимая.

Культура театрализованного праздника воспитывает каждую личность и весь коллектив и дает детям возможность выразить чувство солидарности. Праздники пробуждают яркие эмоции детей, объединяют их творческую энергию. Аккумулируя их, праздник раскрывает истинные, идеальные устремления детей. Здесь каждый ребенок — актер и зритель, творец и участник определенной жизни со своими формами коллективного поведения, обусловленными традициями, обычаями, ритуалами, церемониями и ритуалами.

Н.А. Опарина и М.Г. Кайтанджян трактуют понятие «праздник» по-разному: как «праздность» и «безделье», «день празднования» и «день, особо отмечаемый церковью». Но слово «радость» объединяет все толкования и относится ко всем пониманиям. В празднике многое можно варьировать и изменять, многое отменять и вводить в традиционные моменты новые приемы и находки [4, с. 203].

Действительно, праздники всегда утверждали высшие идеалы, и на эту тему можно найти много высказываний великих умов человечества, от Платона и Сократа до Робеспьера и Луначарского. Слова А.С. Макаренко, что ребенок должен жить в ощущении завтрашней радости, многое расскажет учителям. Праздник — это тоже «завтрашняя радость» для детей. Театрализованные праздники помогают ребенку полноценно развиваться: умственно, эстетически, физически и эмоционально. Ни один праздник не обходится без подготовки, во время которой собирается вся семья. Дети чувствуют ответственность за поставленные перед ними задачи. На этом этапе они особенно трудолюбивы, быстро реагируют и неутомимы в своем желании сделать праздник ярче и интереснее. Фантазия детей работает «на полную мощность», без понуканий и принуждения со стороны взрослых, а это и означает, что именно в такие минуты ребенок переживает самые эффективные взлеты в своем развитии.

Н.А. Опарина отмечает, что именно театрализованные праздники имеют богатейшие возможности для гармоничного развития всех способностей детей, поскольку праздник требует от его организаторов и литературных, и актерских, и режиссерских, и музыкальных, и оформительских способностей. Ни один праздник не обходится без игр, а они развивают силу, ловкость, сообразительность и многие художественно-творческие способности: речевые, музыкальные, литературные. Комплексное, всестороннее развитие детей в гуманных, ненасильственных условиях под силу только празднику, тогда как в обычных условиях многие навыки взрослые развивают в детях специальными упражнениями, занятиями с обязательными заданиями, в которых, к сожалению, присутствует и немалая доля принуждения [5, с.27].

Т.И. Бакланова пишет, что роль и популярность современного театрализованного народного праздника основывается на том, что такие праздники имеют глубокие исторические корни. Положительно, что у детей появляется интерес к народным традициям и народным праздничным мероприятиям. Народные праздники несут высокую степень духовности и нравственности, которая служит руководством для поощрения уважения к народным традициям, обычаям и ритуалам, включая отношения доброй воли, уважение к природе и развитие экологической культуры личности. Именно в этом ракурсе разработаны Т.И. Баклановой Концепция социальной адаптации и этнокультурной интеграции детей мигрантов в московских школах на основе русской культуры [1] и учебное пособие для школьников, посвященное русским народным календарным праздникам [2]а также учебник для вузов по педагогике народного художественного творчества [3].

Воспитательная роль современных театрализованных праздников заключается в соблюдении народных традиций, в их проявлении и воздействии на каждого участника. Народный праздник оказывает активное влияние на весь образ жизни общества. Традиционная культура пропагандирует достоинство и национальную гордость народа. Это соотносится с духовно-нравственными ценностями отечественной культуры и способствует осознанию ее роли в мировой цивилизации.

Современные театрализованные праздники являются наиболее эффективным и естественным способом сохранения и развития творческого потенциала праздничной народной культуры. В системе рекреационных мероприятий в культурно-досуговом учреждении одно из первых мест занимают именно календарно-обрядовые народные праздники, имеющие древнеславянские корни. Они помогают сохранить, дополнить и приумножить достижения народной культуры, которые передаются будущим поколениям.

Многие авторы (Т.И. Бакланова, Н.А. Опарина, М.Г. Кайтанджян) указывают на связь игры и праздника. Ребенок отмечает важное историческое событие и, так сказать, переживает его заново. В какой-то мере он отождествляет себя с героями события и восстанавливает их в своей памяти и в театральном представлении. Спектакли могут быть чрезвычайно важной и активной частью любого массового торжества и во многом способствовать его успеху. Игры могут быть способом вовлечения ребенка в активную массовую деятельность, которая соответствует его стремлению к определенному празднику. Несомненно, игры во всех их проявлениях — чрезвычайно важный элемент многих праздников. Кроме того, сам праздник создает особые виды развлечений, игр, конкурсов и, на протяжении всей истории своего развития, также включает в сценарий развлечения, которые возникли в его рамках. Развлечения, игры, соревнования — все это является органичной частью праздника, постоянно развивающейся, но всегда тесно связанной с культом.

Содержание каждого праздника должно соответствовать не только тематике, но и возрастным особенностям детей. Необходимо учитывать, что группы детей делятся по возрасту: 3-4 года, 5-6 лет, 7-9, 10-12, 13-15 лет. Каждый возраст имеет свои психологические особенности, степень умственного развития. Целью детского театрализованного праздника является организация содержательного досуга детей путем проведения различных культурно-досуговых программ.

В рамках подготовки к детским театрализованным праздникам формируется режиссерско-постановочная группа для организации и проведения детских мероприятий (сценаристы, режиссеры, артисты, хореографы, композиторы и др.). Одним из основных условий реализации программы остается материально-техническое и финансовое обеспечение запланированного праздника. Прежде всего обсуждаются тема, идея и цель, пишется подробная программа, определяется, где будет проходить мероприятие: на сцене, на подиуме, составляется список необходимого оборудования и реквизита.

Организация детского театрализованного праздника начинается с выбора помещения или места, где он будет проходить. Следует иметь в виду, что детям нужна подходящая обстановка, и декораторы, и художники, украшающие помещение или площадку, могут помочь создать соответствующую атмосферу. Массовое мероприятие может проходить в любом подходящем для этого месте: на сцене, в кафе, в спортивных и конференц-залах, на открытых площадках. При подготовке необходимо принять во внимание декоративное, художественное и музыкальное оформление, а также костюмы персонажей, необходимый реквизит и цены.

Также важно индивидуально подходить к пожеланиям ребенка, особенно если это личный отдых или каникулы для небольшого количества детей (группа, класс, творческий коллектив). Как бы хорошо ни были исследовали интересы и предпочтения детей, все же стоит задаться вопросом, что именно они хотели бы увидеть на празднике: куклы в натуральную величину, клоунов, героев сказок и мультфильмов т.д. [5].

Ожидаемый результат театрализованного праздника — развитие социальной активности детей с целью создания условий для многообещающего и интересного детства.

Поэтому театральный праздник для детей должен быть умеренно насыщенным играми и постановками. Детские праздники сильно отличаются от праздников для взрослых. Возможно, подготовка к подобным мероприятиям менее серьезна и трудоемка, но для того, чтобы поднять настроение детям и заставить поверить в сказку, к организации детского праздника необходимо подойти с большой ответственностью.

Литература

  1. Бакланова Т.И. Концепция социальной адаптации и этнокультурной интеграции детей мигрантов в московских школах на основе русской культуры // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 12. С.2212-2215.
  2. Бакланова Т.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Русские традиционные народные календарные праздники: учебное пособие для 4 класса. — М.: АСТ. Астрель, 2015. — 96с.
  3. Бакланова Т.И.Педагогика народного художественного творчества: учебник для вузов. — СПб.: Планета музыки, 2017. — 160с.
  4. Опарина Н.А., Кайтанджян М.Г. Организация зрелищно-игрового досуга детей // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: Сб. ст. Междунар. науч-практ. конф. — Уфа, 2015. — Ч. 4. — С. 203–206.
  5. Опарина Н.А. Театрализация детского досуга. — М.: Белый ветер, 2013. — 304 с.

Фото на превью: www.solreg.ru

Добавить комментарий

Войти с помощью: