Организация самостоятельных занятий обучающихся инструментальному исполнительству
Не теряющий свою актуальность вопрос: «Как заниматься дома на музыкальном инструменте (саксофоне, например) самостоятельно?». Над чем и сколько работать, а иногда даже вопрос ставиться так — нужно ли вообще заниматься дома на инструменте или достаточно занятий с педагогом?
Начну с последнего: на мой взгляд, главная задача педагога — научить учиться, так как учитель — это, прежде всего, наставник, а не репетитор и тем более не дрессировщик. Отсюда вывод — бо́льшую часть работы ученик должен закреплять самостоятельно, особенно это важно на начальном этапе обучения. И чем интенсивнее и регулярнее самостоятельные занятия на первых порах, чем более они осмысленны, чем выше мотивация — тем бо́льших успехов добьется ученик в дальнейшем, тем крепче будет задел на следующем этапе обучения.
Ю.В. Таштамиров,
педагог высшей квалификационной категории,
лауреат Международных конкурсов,
Центр эстетического воспитания детей «Моцарт»
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Ведь не секрет, что с течением времени и по мере взросления ребенка нагрузка в общеобразовательной школе только возрастает, требования по предметам становятся все выше, а свободное время для домашнего музицирования катастрофически сокращается. Итак, когда и сколько заниматься? Специфика духовых инструментов в том, что игра на них требует значительных физических усилий, выдержки, терпения, трудолюбия и работоспособности. При этом очень важна систематичность занятий, т.к. игра на духовых инструментах, к примеру, во многом аналогична спортивным тренировкам (например, по тяжелой атлетике). Амбушюр исполнителя должен быть укреплен, мышцы должны находиться в тонусе. По этим причинам ежедневные занятия по 40 минут 1 раз в день или по 20-30 минут 2 раза в день с перерывом не менее 3-х часов являются оптимальными для первых трех лет обучения. Т.е. в те дни, когда ученик занимается с педагогом, самостоятельно можно только провести работу над ошибками уже после занятия, так сказать, «по горячим следам».
Следующий вопрос — для чего нам нужно заниматься? Из чего складывается хорошая игра? На мой взгляд, это понятие не должно ограничиваться только исполнением музыкального текста, пускай сыгранного наизусть, это задача второстепенная, в том смысле что очевидная и сама собой разумеющаяся. Хорошо играть — это значит справляться с техническими трудностями (я имею ввиду темп, штрихи, интонацию и т.д.), раскрыв с помощью различных исполнительских приемов художественный смысл произведения. Тогда исполнение станет глубоко личностным и в игре появится столь необходимая индивидуальность.
Как построить, как организовать свои домашние занятия? Нужно, как я могу судить исходя из собственного исполнительского и педагогического опыта, придерживаться нескольких тезисов:
- интенсивность (ни минуты зря);
- рефлексия (работа с карандашом);
- организация рабочего пространства;
- разнообразие, ситуативность;
- адекватное чувство времени.
Теперь самое главное: как и чем заниматься дома? Желательно вспомнить, о чем был разговор на предыдущем занятии, сформулировать задачи в каждом конкретном случае (обычно они уже сформулированы педагогом), будь то разыгрывание (например, игра длинных звуков), работа над техникой или же работа над репертуаром. В частности, разыгрывание на духовых инструментах происходит по всему рабочему диапазону инструмента от открытого звука (нота «до» на саксофоне или флейте и нота «соль» на кларнете по написанию), в нюансе forte (для более продвинутых учеников есть еще два дополнительных варианта: в нюансе pianissimo и в следующий раз p < ff > pp). При этом необходимо следить за постановкой, качеством и ровностью звучания, чистотой интонации, правильным исполнительским дыханием и звукоизвлечением. Далее при игре гамм в прямом движении и арпеджио аккордов, необходимо обращать внимание в первую очередь на ровность звучания не только в плане метроритма, но и тембральную ровность во всех регистрах, единообразность в штрихах; чистота интонации при этом также имеет важное значение. Исходя из этих проблем, темп движения нужно выбирать удобный, дыхание при этом должно быть симметричным, кратным двум: по 4, 8, 16 нот при движении квартолями. Играя упражнения и этюды, желательно исполнять их полным звуком, на опоре, аналогично гаммам и арпеджио, сохраняя те же требования к дыханию и фразировке, штрихам и т.п. Целесообразно при работе над этюдами, проигрывая их целиком в начале и в завершении, в то же время разделить их на симметричные фрагменты и прорабатывать каждый из них в отдельности.
В работе над репертуаром не последнюю роль играет прослушивание аудио- и видеозаписей исполняемых произведений, а также произведений, соотносящихся с ними по стилю и жанру. Аналогично работе над этюдами, работа над произведением также включает не только проигрывание от начала до конца, но и проработку отдельных фрагментов, начиная от небольших мотивов и заканчивая целым разделом или частью произведения крупной формы. Значительную роль в процессе разучивания произведений могут оказать средства звукозаписи, которые используются для последующего самостоятельного анализа исполнения и промежуточных результатов работы. После того как текст произведения уже выучен, начинается самый интересный этап — собственно музицирование. Необходимо проработать трактовку произведения, сделав ее убедительной с помощью средств музыкальной выразительности: штрихов, нюансов, агогики и фразировки. Особое внимание нужно уделить артистизму. Так, например, мимика, жесты и движения корпуса должны соотноситься с характером исполняемого произведения.
Напоследок еще несколько практических советов: работая над произведением кантиленного характера, целесообразно в начале брать темп слегка подвижнее, а если произведение виртуозного характера — наоборот, значительно медленнее, при этом допустимо осознанно замедлять наиболее трудные технически виртуозные места, предпочтительнее при этом брать кратный темп. И не забывайте пользоваться время от времени чудесным изобретением — метрономом.
Сегодня, по понятным причинам, как никогда важно пользоваться современными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как их роль с каждым днем все более и более возрастает. В этой связи обучающимся очень полезно периодически делать самостоятельно аудио- и видеозаписи своего исполнения дома или в репетитории, чтобы проанализировать их в дальнейшем, вооружившись карандашом и оставляя ремарки в нотах, отмечая проблемные места и, наоборот, удачные моменты и находки. Этот метод пригодится и при подготовке к участию в онлайн-мероприятиях (мастер-классах, концертах, фестивалях и конкурсах).
В завершающей части занятия, хотя бы время от времени, можно и нужно поиграть что-то просто для удовольствия, возможно даже вне учебной программы. Очень полезна в этом смысле игра на слух популярных мелодий или же импровизация, которая уместна даже на начальном этапе обучения и, при желании, может строиться буквально на одной ноте. Как говориться, «делу время, а потехе час». Игра на инструменте не должна восприниматься как обременительная обязанность и тем более наказание, хотя и требует изрядной доли усидчивости и трудолюбия. Важно ставить выполнимые задачи и видеть не только перспективу, но и конкретный результат здесь и сейчас.
В заключение хочу пожелать всем читателям в наше непростое время удачи, терпения и вдохновения! Занимайтесь и играйте с удовольствием!