Использование фитнес-трекеров на уроках физической культуры в учреждениях среднего профессионального образования как мотивационный инструмент учащихся основной и специальной группы здоровья

В данной статье рассмотрены перспективы применения фитнес-трекеров на уроках физической культуры. Использование данных цифровых средств позволяет преподавателю физической культуры решать важные образовательные задачи: контролировать физическую активность учащихся в течение урока, оценивать уровень физической подготовки и нагрузки, осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся на основании объективных физических показателей.

Я.В. Федоренко,
преподаватель физической культуры
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Педагогический колледж № 10»
Москва

С недавних пор, в связи с вынужденными изменениями образа жизни и условий труда, вызванными напряженной эпидемиологической обстановкой, связанной с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), значительно снизилась физическая активность в обществе. В большей степени это оказало влияние на студентов, в связи с периодической сменой формы обучения на дистанционный формат. Несмотря на значительные достижения в области медицины и пропаганды ЗОЖ, на фоне гиподинамии снижается доля абсолютно здоровых граждан. Этот фактор также негативно влияет на жизнь студентов. Таким образом, возникает необходимость в формировании потребности в ЗОЖ у подрастающего поколения.

В настоящее время в модель образовательного процесса активно внедряются новые информационно-коммуникационные технологии. Федеральный закон ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» расширил возможности использования цифровых средств обучения. В ст. 16 Закона «Об образовании в Российской Федерации» сформулированы требования к реализации образовательных программ с применением электронного обучения [1].

На данный момент в образовательных учреждениях среднего звена существует проблема снижения интереса обучающихся к традиционным формам и системам физического воспитания [2].

Информатизация учебной деятельности направлена на повышение интереса и качества в процессе обучения и реализации персонализированного подхода к обучающимся в образовательном процессе. В связи с этим, реализация курса физической культуры в средних профессиональных образовательных учреждениях требует разработки нового концептуального подхода к проведению урока физической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий.

Одним из инструментов для этого служит использование фитнес-трекеров на уроках физической культуры. На сегодняшний день современные фитнес-трекеры предоставляют широкий спектр возможностей, которые позволяют оценить двигательную активность, функциональное состояние организма, составлять план тренировок, осуществлять мониторинг жизненно важных показателей ученика [3]. Функционал фитнес-трекера способен упростить и повысить эффективность самоконтроля учащихся, сделать процесс выполнения упражнений и их результаты интересными и наглядными [4].

Современные мобильные приложения обладают большим потенциалом в создании банка данных системы мониторинга функционального состояния организма студента во время занятий физической культурой и спортом. Умные гаджеты отслеживают различные параметры организма во время занятий физической культурой (вариабельность пульса, кардиовыносливость, вес, длину шага, асимметрию при ходьбе и другие).

Использование на уроке физической культуры, а также в сфере дополнительного образования детей информационно-коммуникационных технологий позволяет анализировать объективные результаты учащихся и давать индивидуальные, облегченные задания лицам с ослабленным здоровьем. Одновременно с этим преподаватель получает возможность осуществлять индивидуальный подход, исходя из персонализированных физиологических способностей студентов. Кроме того, появляется возможность контроля и корректировки домашнего задания по физической культуре. Фитнес-трекер предоставляет возможность занимающимся контролировать пульс и кардиовыносливость в режиме реального времени. Гаджеты контроля физических функций позволяют отслеживать динамику, представляя данные в виде графика функций. Демонстрация динамики способна послужить дополнительной мотивацией учащегося к занятиям физической культурой, а также формированию ежедневной потребности в физической активности.

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, для поддержания здоровья, необходимо от 60 минут умеренной аэробной физической активности в день для подростков [5]. Это значение можно использовать как установочную точку, регулируя интенсивность, учитывая индивидуальные физические особенности конкретного студента. Таким образом, исходя из времени, затрачиваемого на аэробную активность в течение дня, преподавателю необходимо оценивать выполнение нормы, отслеживать динамику увеличения/уменьшения данного показателя во времени и обсуждать результаты со студентом, что способствует повышению качества и плотности урока физической культуры.

Таким образом, по целому ряду функциональных показателей можно определить работоспособность учащихся на уроке и определить меру доступного в выполнении двигательных задач для каждого занимающегося.

Следует отметить, что реализация информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе требует сформированности знаний и компетенций по использованию мобильных гаджетов и приложений у преподавателей и студентов.

Разнообразие применяемых средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе способствует не только глубокому усвоению учащимися знаний при изучении курса физической культуры в СПО и сфере ДОД, формированию потребности в регулярной физической активности, но и облегчает работу преподавателя физической культуры. Информационно-коммуникационные технологии широко применяются в образовательной практике. Использование фитнес-трекеров позволяет осуществлять поддержку электронного обучения, которое сейчас набирает большую популярность в связи с напряженной эпидемиологической ситуацией. Практический интерес представляет вопрос использования фитнес-трекеров на уроках физической культуры, а также в рамках самостоятельной работы, как необходимого инструмента, способного снижать неблагоприятное воздействие чрезмерных учебных нагрузок на состояние здоровья студентов.

На уроках физической культуры в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Педагогический колледж № 10» (ГБПОУ ПК № 10) используются фитнес-трекеры для контроля частоты сердечных сокращений (ЧСС) по легкой атлетике в циклических аэробных упражнениях с умеренной нагрузкой.

Группе из 23 учащихся женского пола было дано задание контролировать ЧСС и не выходить из пульсовой зоны в диапазоне от 60% до 70% от их максимальной частоты сердечных сокращений (МЧСС) в циклическом аэробном упражнении «Бег на 2000 метров». В начале уроке студенты определили в числовом виде МЧСС, для чего мы, как правило, используем формулу Марты Гулати: «Максимальный пульс = 206 — (0,88 х возраст)». Следующим этапом определяем в числовом виде диапазон пульсовой зоны от 60% до 70% по формулам: «ЧСС при 60% нагрузки = Максимальный пульс х 0,6» и «ЧСС при 70% нагрузки = Максимальный пульс х 0,7». Получив и запомнив свои результаты, студенты, согласно заданию, должны пробежать дистанцию в 2000 метров, не выходя из полученным математическим путем пульсового диапазона, для чего используют данные с фитнес-трекеров.

Во время выполнения задания преподаватель наравне со студентами контролировал показатели ЧСС в реальном времени, и, в случае выхода студента из диапазона заданной ЧСС, преподаватель корректировал темп бега, таким образом осуществляя индивидуальный подход к выполнению обучающимся упражнений.

В результате такого метода контроля при выполнении циклического аэробного упражнения «Бег на 2000 метров» при помощи фитнес-трекеров каждому студенту удалось поддержать оптимальный уровень нагрузки, и в то же время студенты получили комфортное занятие в тех пределах аэробной выносливости, которые были заданы в начале урока. После проведенного урока студенты получили знания по выполнению циклических аэробных нагрузок при умеренной нагрузке и освоили с помощью использования фитнес-трекера простой прием для самостоятельного наблюдения изменений ЧСС, что очень важно при организации самостоятельных занятий по физической культуре.

Фитнес-трекеры и данные, полученные при их использовании, служат отличным инструментом осуществления преподавателем индивидуального подхода к обучающимся не только на уроках физкультуры, но и в сфере ДОД, а также самостоятельной деятельности школьника и студента. Они просты, интуитивно понятны, удобны в использовании и разработаны профессиональными тренерами и учеными, позволяют учитывать состояние здоровья и отслеживать прогресс учащихся и эффективность занятий. Фитнес-трекерами пользуются миллионы людей, они созданы для того, чтобы мотивировать к занятиям физической культурой, укреплять привычку систематических занятий, а также способствовать формированию внутренней установки на повышение и сохранение здоровья.

Список литературы:

  1. Федеральный закон ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 16 // http://www.consultant.ru.
  2. Чесно А. В. Формирование здорового образа жизни студентов как залог развития государства / А. В. Чесно // Россия и мировое сообще- ство: проблемы демографии, экологии и здоровья населения : сборник статей II Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 230–233.
  3. Красильников А. А., Лубышев Е. А., Закиров Ф. Х. Информационные технологии в методологии преподавания физической культуры // Материалы III научно-практической конференции (I всероссийской) института естествознания и спортивных технологий. 2019: сборник научных статей — Москва, 2019. Москва: МГПУ — С. 66-70 .
  4. Красильников А. А., Закиров Ф. Х. Подкастинг как инновационная методика обучения студентов на примере медицинского образования // Педагогический журнал. — 2018. — Т. 8. — No5A. — С. 519-524.
  5. Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни: краткий обзор [WHO guidelines on physical activity and sedentary behaviour: at a glance]. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2020. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/337001/9789240014909-rus.pdf. (Дата обращения: 17.10.2021).

Добавить комментарий

Войти с помощью: