Использование квестов как активной формы организации досуговой деятельности на примере адаптации компьютерной игры «Among us»

В статье раскрывается такая активная форма организации досуговой деятельности как квест. Использование тематических квестов эффективно в работе с обучающимися и с подростками, требующими особого педагогического внимания.

Статья содержит подробное описание организации и проведения квеста. Материалы могут представлять интерес для педагогов дополнительного образования и специалистов, работающих с «трудными» подростками.

М.Д. Дегтяренко,
педагог-организатор,

А.Ю. Бурим,
культорганизатор

Государственное учреждение
образования «Мозырский центр туризма и краеведения детей и молодежи»
Республика Беларусь,
г. Мозырь

В настоящее время актуальным вопросом остается поиск способов оживления организации досуговой деятельности обучающихся. Педагоги стараются разнообразить формы организации досуга, привнести определенный эффект новизны, стремятся подобрать актуальный и интересный материал.

По мере взросления мироощущение и потребности обучающихся меняются. То, что мотивировало сегодня, завтра уже может перестать работать. Чтобы этого не допустить, необходима новая стратегия.

В решении данного вопроса важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов организации досуга обучающихся, в том числе и для учащихся, требующих особого педагогического внимания («трудные» подростки). Одной из таких активных форм является квест.

Квест — это интерактивная игра с сюжетной линией, которая заключается в решении различных головоломок и логических заданий. Долгое время популярным развлечением молодежи были онлайн-квесты, сейчас все больший интерес вызывают так называемые живые квесты в реальности.

Тематические квесты, организуемые педагогами учреждения, обладают образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, действуют в органическом единстве [4; с. 3–5]. В процессе проведения квестов вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к познанию. Обучающиеся ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые «трудные» учащиеся активно включаются в такую деятельность с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.

Использование квестов является важным средством оживления досуговой деятельности обучающихся.

С целью создания условий эффективной организации различных видов досуговой деятельности, профилактики противоправного поведения обучающихся, состоящих на различных видах профилактического учета, на базе государственного учреждения образования «Мозырский центр туризма и краеведения детей и молодежи» (далее — Центр туризма) с 2012 года организована работа районного клуба «Общение».

Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Программа клуба направлена на активное вовлечение детей и подростков 10–16 лет, требующих повышенного педагогического внимания, в спортивно-оздоровительную и досуговую деятельность.

Для обучающихся, стоящих на различных видах учета, такой вид деятельности интересен и полезен. Работа в этом направлении ведется системно, разрабатываются задания разного вида и уровня сложности.

У современных детей и молодежи появилась масса новых увлечений: новомодные гаджеты, компьютерные и телефонные игры, экшн-адвенчуры (action-adventure). Подобные игры предлагают игроку преодолевать препятствия как интеллектуального рода, так и физического [6]. Использование жанра, знакомого и популярного среди детей в виртуальном мире, не только позволяет приобрести массу положительных эмоций и получить интеллектуальный драйв, но и способствует формированию культуры командного взаимодействия, развития навыков общения, самореализации, раскрытия своего потенциала.

Так, на основе одной из популярных телефонных игр «Among Us», был создан и адаптирован под работу Центра туризма, и непосредственно клуба «Общение», новый тематический квест «Среди нас».

Тематический квест «Среди нас»

Инструкция

При создании квест-игры «Среди нас» используются некоторые элементы популярной игры «Among Us», например, карта и ее детали.

Игра «Among Us» была адаптирована педагогами под деятельность Центра туризма с учетом помещений учреждения, имеющегося инвентаря, возраста и количества обучающихся.

Карту (фото 1) использовали из оригинальной игры, вписав в нее имеющиеся в учреждении помещения, кабинеты, дворовую территорию и номера заданий.

(на рисунке приведена карта из оригинальной компьютерной игры Among Us с наложением подписей, указывающих к какому кабинету организации соответствовал виртуальный отсек космического корабля - прим.ред.)

Фото 1. Карта квеста

(на рисунке приведена карта из оригинальной компьютерной игры Among Us с наложением подписей, указывающих к какому кабинету организации соответствовал виртуальный отсек космического корабля — прим.ред.)

В оригинальной игре есть положительные персонажи (члены экипажа) и отрицательный («Импостер»). Задачи у всех разные: члены экипажа — восстанавливают корабль, а импостер — все разрушает и саботирует [7].

По легенде, придуманной педагогами Центра туризма, импостер разрушил весь условный корабль-звездолёт, и обучающимся (членам экипажа) необходимо его восстановить, выполняя различные задания. Таким образом, все участники тематического квеста (команда в составе 5–7 человек) выполняет роль членов экипажа, а импостер — условная роль.

Более подробно ознакомиться с правилами игры можно по следующей ссылке: www.ign.com [8].

Задания можно использовать самые разные: спортивные, интеллектуальные, логические. Также их можно варьировать, оставляя легенду и тематические карточки. Все члены команды обязаны выполнять задания для того, чтобы восстановить условный корабль-звездолёт.

После выполнения каждого задания, обучающиеся находят карточку — подсказку к следующему заданию и деталь условного корабля-звездолета.

Карту и детали необходимо распечатать, вырезать, к деталям прикрепить магнит и, используя магнитную доску, команда постепенно собирает карту — корабль-пазл (фото 2).

Фото 2. Вид на карту с прикрепленными деталями

Перед началом игры необходимо спрятать в определенных местах детали корабля и карточки с подсказками.

На старте квеста вручаем участникам карту (фото 1) и карточку первого задания (фото 3).

Задание  1 «Легенда»: участникам необходимо восстановить реактор. При помощи кубиков игры «Дженга» экипаж собирает картину по стрелкам.

Фото 3. Карточка с заданием  1

Реквизит: карточка со стрелками, указывающими направление, кубики игры «Дженга» (или счетные палочки) деталь корабля — реактор (reactor).

Фото 4. Участники выполняют задание квеста

В результате получается фигура — «Ёж».

Далее участникам квеста необходимо найти ёжика (мягкую игрушку, спрятанную в кабинете) — под ним карточка с подсказкой № 2 (фото 5) и деталь корабля — реактор (reactor)

Фото 5. Карточка с заданием  2

Задание  2 «Я — крокодил, крокожу и буду крокодить!»

На карточке написана подсказка «Я — крокодил, крокожу и буду крокодить!». Обучающимся необходимо найти зеленую коробку с игрой «Крокодил» (фото 6). В ней размещаются карточка-подсказка к следующему заданию, детали корабля щиты (shields) и секьюрити (security).

Фото 6. Обучающиеся нашли коробку игры «Крокодил»

Реквизит: зеленая коробка игры «Крокодил», карточка с подсказкой № 3, детали корабля — щиты (shields) и секьюрити (security).

Фото 7. Карточка с заданием  3 (правильный ответ — вода)

По легенде участникам (экипажу) необходимо заправить бак корабля горючим.

Задание  3 «Волшебная жидкость»

В этом задании участники, соединяя части трубы, образуют сплошной желоб, для того чтобы перелить воду из одной «канистры» в другую, не пролив ни капли.

Реквизит: части желоба, «канистры» (бутылки с водой объемов 1-2 л) с водой 2 шт., детали корабля — cafeteria, electrical и карточка с заданием № 4.

Фото 8. Команда выполняет задание

Выполнив задание, обучающиеся получают необходимые детали и карточку с подсказкой № 4.

Фото 9. Карточка с заданием  4

Задание  4 «Сбор мусора»

По легенде следующее задание потерялось среди космического мусора, и чтобы его найти, необходимо собрать весь мусор. Мусор — разбросанные цветные шарики в спортивном зале, которые необходимо собрать и из определенного расстояния забросить в ведро. Когда мусор собран — рукой наощупь в ведерке проверяем наличие конверта с подсказкой

Находим следующее задание — карточка с подсказкой № 5 (фото 10) и детали storage — хранилище

Реквизит: мусор (цветные шарики), баки (ведра), карточка со следующей подсказкой, детали storage — хранилище.

Фото 10. Карточка с заданием  5

Задание  5 «Активация двигателей»

Участникам квеста на данном этапе необходимо завести верхний двигатель. Задача команды — с закрытыми глазами выстроить пирамиду из бумажных стаканчиков (фото 11).

Реквизит: стаканчики, детали корабля — 2 двигателя (lower, upper engine), карточку с подсказкой № 6 (фото 12)

Фото 11. Выполнение задания участниками

Фото 12. Карточка с заданием  6

Задание  6 «Загадка»

Выполнив задание № 6 (отгадка «стул»), обучающиеся должны найти стул, к которому прикреплены детали корабля — communikations и следующую карточку с подсказкой № 7 (фото 13).

Фото 13. Карточка с заданием  7

Реквизит: карточка с заданием № 7, и деталь корабля — communikations, стул.

Задание  7 «Ремонт медицинского отсека»

По легенде экипажу срочно требуется произвести ремонт медицинского отсека. Команде выдается картинка медицинского отсека и детали для него. Задача участников — расположить детали в необходимом порядке, как указано на картинке (фото 14). Необходимо учесть то, что деталей гораздо больше, чем изображено на картинке. Детали должны в точности подходить и по форме, и по размеру. Время на выполнение задания — 2 минуты.

Фото 14. Картинка медицинского отсека

Фото 15. Выполнение задания обучающимися

В аптечке с деталями медицинского отсека обучающиеся находят карточку с подсказкой № 8 (фото 16) и часть корабля — медбэй (medbay).

Реквизит: аптечка, картинки с медицинскими предметами, задание № 8, отсек корабля медбэй (medbay).

Фото 16. Карточка с заданием  8

Задание  8 «Стань пилотом»

По легенде участникам команды необходимо восстановить отсек управления. Именно там находится пилот корабля. В данном задании каждый участник может побыть пилотом корабля.

Цель данного задания — каждый участник с закрытыми глазами должен пройти между кубиками, не наступив ни на один. Другие участники команды могут подсказывать, но только словами: вправо, влево, указать на размер и количество шагов. За выполненное задание команда получает деталь корабля — admin (управление).

Фото 17. Выполнение задания участниками

Завершающий этап данного квеста — собрать пазл из деталей условного корабля-звездолета (фото 18).

Фото 18. Обучающиеся собирают корабль-звездолет

По итогу прохождения данного квеста участники награждаются дипломами.

Использование такой формы организации досуга, как квесты в настоящее время актуально и востребовано. Так как дети большую часть времени проводят в своих гаджетах, и чтобы их заинтересовать на полезный досуг, нужно проявить немного труда и смекалки. Так, можно использовать компоненты тех же популярных игр, интересующих детей, в реальной жизни, организовать и провести полезный досуг вместе с ними. Адаптировав игру под деятельность педагога, сформировав в ней полезные, познавательные, развивающие задания, можно достичь много положительных результатов. У обучающихся формируются навыки общения, взаимодействия, появляется возможность проявить свои организаторские способности и лидерские качества. Задача педагога использовать в перспективе новые квесты, новые тематики, чтобы лучше содействовать с современными обучающимися.

Список литературы и интернет-источники

  1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность / Г.А. Аванесова. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 27 с.
  2. Лечкина Т.О. Технология «квест-проект» как инновационная форма воспитания// Наука и образование: новое время. 2015. — 1 (6).
  3. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ — СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1-2
  4. Рубачева Е.Б., Шадхан Д.И., Кононенко А.А. Сборник тематических квестов для обучающихся 1-х — 9-х классов. Методическое пособие для педагогов-организаторов и заведующих культурно-досуговыми отделами — СПб: ГБУ ДО Дворец творчества «У Вознесенского моста», 2019. — 42 с.
  5. Педагогика дополнительного образования детей и молодежи: учеб. — метод. пособие. / Н.А. Залыгина, Т.А. Лопатик, Е.Н. Сорочинская и др.; под редакцией Н.А. Залыгиной, Т.А. Лопатик, С.Г. Молочникова; ГУО «Акад. последиплом. образования». — Минск: АПО, 2016. — 357 с.
  6. Action-adventure, или приключенческий боевик [Электронный ресурс] URL: http://ladycaramelka.ru/stati/action-adventure (дата обращения 08.11.2021)
  7. Как играть в Among Us и правила игры [Электронный ресурс] URL: https://www.doctorrouter.ru/among-us-kak-igrat-i-pravila/ (дата обращения 08.11.2021)
  8. Among Us Wiki Guide. How To Play [Электронный ресурс] URL: https://www.ign.com/wikis/among-us/How_To_Play (дата обращения 11.2021)

Фото на превью: wallpapercave.com

Добавить комментарий

Войти с помощью: