Вебинар «Методический дизайн дополнительного образования»
16 декабря 2021 года состоялся вебинар по теме «Методический дизайн дополнительного образования».
В вебинаре приняли участие 315 человек, среди которых педагоги дополнительного образования, методисты, педагоги-организаторы, специалисты управленческого звена.
Ключевым моментом данного вебинара была концентрация спикеров на краткосрочных дополнительных общеразвивающих программах.
Вебинар открыло вступительное слово Александра Евгеньевича Азаренко, начальника Управления городских программ, которое называлось «Методический дизайн дополнительного образования. Краткосрочные дополнительные общеразвивающие программы». Он отметил, что в практике Управления городских программ используются краткосрочные интенсивы (от 4-х часов), образовательные события, предполагающие привлечение не только сотрудников ГБПОУ «Воробьевы горы», но и людей извне, онлайн-программы, краткосрочные программы, профильные смены. В дальнейшем сотрудники данного управления и других структур ГБПОУ «Воробьевы горы» раскрыли каждую из названных позиций.
Ирина Александровна Кресниковская, руководитель образовательного проекта «Профильная четверть», методист Отдела организации и содействия образовательному досугу Управления городских программ, назвала свое выступление «Профильная четверть. Твои полезные каникулы». Она рассказа об истории проекта: от серии мастер-классов и досуговых мероприятий до профильной четверти. Сейчас это среда для развития личностного потенциала и самоопределения обучающихся, в рамках которой происходит формирование ключевых компетенций. В профильной четверти могу принять участие дети от 7-ми до 17 лет, обучающиеся в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы. Отбор участников происходит на основании их личностных достижений (портфолио). К настоящему моменту в проекте проведено более 100 программ, в которых приняли участие 28 000 обучающихся. Ирина Александровна отметила, что в реализации программ профильной четверти принимают участие не только педагоги ГБПОУ «Воробьевы горы», но и представители внешних организаций. Она показала это на примере реализации программы «Город профессий». В заключение она привела следующую статистику: 10-15% участников краткосрочных программ записываются потом в кружки Дворца, 10% начинают посещать кружки по месту жительства, 80% приходят на следующие краткосрочные программы. Ирина Александровна Кресниковская озвучила в заключение своего выступления следующий девиз: «Профильная четверть — полезное времяпрепровождение, полезные каникулы».
Алексей Алексеевич Жуков, методист Управления городских программ, выступил с темой «Геймификация процесса реализации краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ для младших школьников». Он говорил о том, что ведущим видом деятельности для данного возраста является учебная, во главу угла ставится саморазвитие ребенка. Поэтому он должен овладеть следующим комплексом умений: выделение и удержание учебной задачи, саморефлексия и саморегуляция, различные формы обобщения материала, участие в коллективных распределенных видах деятельности и т.п. Для полноценного осуществления идеи геймификации дополнительного образования коллеги взяли за основу концепцию edutatement, дающую возможность выстроить баланс между обучением и развлечением, Очевидно, что для этого необходим и обучающий реквизит, и информативность пространства, в котором разворачивается образовательная деятельность, и личность (образ) педагога, и наличие полевой практики. Все это Алексей Алексеевич продемонстрировал на примере профильной смены «Город сказок».
Андрей Валерьевич Карасев, методист Управления городских образовательных программ, выступил с сообщением по теме «Особенности реализации краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ с применением дистанционных образовательных технологий». Он обозначил основные этапы данной деятельности формирование рабочей группы, разработка программы, набор и формирование групп, поиск партнеров, которые могут включиться в реализацию программы, различные формы рекламной и информационной деятельности, в том числе с задействованием социальных сетей и использованием рассылок, и др. Особое внимание он уделил подбору кадров, так как для таких программ необходимы не только методист, педагоги дополнительного образования, но и специалист по программному обеспечению, вожатые. При реализации программы также необходимо чередование событий онлайн и оффлайн. Завершил Андрей Валерьевич свое выступление анализом типичных ошибок в разработке и реализации программ денного типа.
Татьяна Андреевна Жукова, методист Центра социальных компетенций «Диалог наук» назвала свое выступление следующим образом: «Развитие soft skills у обучающихся в рамках реализации краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ». Она рассмотрела понятие soft skills, а затем рассказала, как проводится опрос для детей и родителей, позволяющий понять, какая тематика программ будет актуальна. Девиз данного опроса — «Чему стоит научиться сегодня, чтобы быть успешным завтра?». Получив данные, коллеги обрабатывают их, анализируют ситуацию, а затем формулируют темы программ и проектов. Татьяна Андреевна познакомила участников вебинара с направлениями работы Центра социальных компетенций «Диалог наук» и организационной структурой данного подразделения ГБПОУ «Воробьевы горы». Она поставила акцент на том, что по итогам освоения каждый обучающийся может представить готовый продукт в виде scrum-календарь, видеоролик, чек-лист и т.п.
Завершило вебинар выступление Анны Геннадьевны Митрофановой по теме «Партнерство и коллаборация при подготовке и реализации краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ». Партнерство — это возможность привлечения внешних ресурсов для организации внешних мероприятий, это формирование итогового продукта с перспективами его развития, включение элементов профориентации, создание позитивного имиджа. Она отметила, что для осуществления партнерского взаимодействия очень важно создать портфолио программы, в котором должны быть отражены целевая аудитория, предполагаемый охват детей, характеристика площадки, на которой реализуется программа, социальная миссия программы, ее образовательный продукт, те информационные площадки, на которых она рекламируется.
Слушатели вебинара неоднократно отмечали, что представленная информация интересна и полезна для работы.
Материалы вебинара:
- Методический дизайн дополнительного образования. Краткосрочные дополнительные общеразвивающие программы. Азаренко А.Е.
- «Профильная четверть. Твои полезные каникулы», Кресниковская И.А.
- Геймификация процесса реализации краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ для младших школьников, Жуков А.А.
- Особенности реализации краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ (КДОП) с применением дистанционных образовательных технологий, Карасёв А.В.
- Развитие Soft Skills у обучающихся в рамках реализации краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ, Жукова Т.А.
- Партнерство и коллаборация при подготовке и реализации краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ, Митрофанова А.Г.