Как увлечь детей наукой. Особенности формирования системы мотивации детей к занятиям естественными и техническими науками с учетом современных вызовов

В статье рассматривается целостная система формирования мотивации детей к занятиям естественными и техническими науками, сложившаяся в Московском Дворце пионеров.

Отдельное внимание уделяется опыту создания образовательных сообществ в социальных сетях. Авторы анализируют доступные инструменты привлечения и особенности использования социальных сетей Вконтакте и TikTok. Статья может быть использована в практике работы методистов и педагогов дополнительного образования детей образовательных организаций.

М.А. Салмина,
руководитель Центра технического образования

Т.В. Елисеева,
старший методист Центра технического образования

А.В. Ерошкин,
старший методист Центра технического образования

М.А. Клименков,
педагог-организатор Центра технического образования

ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва

Дети по своей природе исследователи. Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий и изобретений, проявляя интерес к разным областям окружающей действительности. В любом возрасте детям присущи любознательность, стремление экспериментировать и жажда новых впечатлений. Создавая благоприятные условия, в которых ребёнок может развиваться и изучать новое, мы даем ему дополнительные возможности преуспеть в жизни, и, возможно, выбрать научную карьеру и стать ученым.

Дополнительное образование «дополняет», то есть оказывает дополнительные образовательные услуги за рамками общего образования. Дополнительное образование детей многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно. При должном подходе именно оно становится ключевым звеном процесса воспитания гармонично развитой личности и его ранней профессиональной ориентации. Именно здесь, в рамках дополнительного образования, ребенок может сформировать целостную картину мира, соединить разные предметные области, с которыми знакомится в школе, в одно целое.

В дополнительном образовании нет стандартов, поэтому педагоги могут сделать выбор в определении того, «чему и как учить». Содержание дополнительного образования направлено на приобретение практических знаний, формирование ситуации успеха для каждого ребенка, признание за ним права на пробу и ошибку в выборе, изменение перспектив в самоопределении.

Однако в современном мире дополнительное образование, не являющееся обязательным, вынуждено конкурировать за время ребенка: с обширной школьной программой, с различными формами досуга, ведь ребенок и его родители выбирают самые разные направления для развития и посвященные этому занятия. Для того, чтобы быть конкурентоспособным в этой борьбе, необходимо не просто доказать ценность результатов обучения, которые помогут ребенку в дальнейшей жизни, но и увлечь ребенка, зажечь огонек интереса в его глазах.

В данной статье мы постараемся осветить опыт, который накоплен в ГБПОУ «Воробьевы горы» (Московский Дворец пионеров), сфокусировавшись на деятельности двух центров: центра технического образования и центра космического и астрономического образования.

В нашей деятельности существуют два содержательных блока, которые взаимодействуют между собой и дополняют друг друга, позволяя сформировать у ребенка мотивацию к получению и ассимиляции научных знаний и поддерживая его взросление.

Первый блок — широкий спектр дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для детей разных возрастов по программам естественнонаучной и технической направленностей в Московском Дворце пионеров. На занятиях исследования проводят даже малыши на доступном им уровне. Настоящими учёными они могут и не стать, но полезные для жизни навыки, интерес к познанию сложного и полного удивительных открытий мира у них точно появится. Для ребёнка важно активно познавать этот мир: вести наблюдения, уметь анализировать, строить гипотезы, выстраивать доказательную базу, делать выводы. Все эти навыки пригодятся в жизни.

На занятиях по направлению «Увлекательные науки» обучающиеся в занимательной и игровой форме знакомятся с окружающим миром через занимательные опыты. В процессе обучения ребята будут понимать процессы, происходящие в окружающем мире с точки зрения наук естественнонаучного цикла. Они смогут устанавливать причинно-следственные связи при работе над проектом, творчески подходить к решению поставленных перед ними задач, представлять свой проект, уметь в команде находить решение на поставленную в эксперименте задачу.

Каждое занятие — это маленькая исследовательская работа. Здесь всё по-настоящему: белые халаты, защитные очки, перчатки, препараты и лабораторная посуда на каждом столе. Основное внимание уделяется практической экспериментальной работе. Учебный материал подается педагогами в такой форме, чтобы вызывать у школьников эмоциональный отклик. Но на каждой ступени главное — заинтересовать, замотивировать ребят!

Знакомство с инженерными науками начинается с технического моделирования динамических моделей. Ребята получают предварительный круг знаний о физических закономерностях, развивают умения и навыки практической деятельности, учатся работать с материалами и моделировать. Переходя со ступени на ступень, ребята погружаются в предметные области, разрабатывают все более сложные проекты, участвуют в исследованиях, совершают свои первые открытия.


Для реализации таких программ требуется большое количество средств. Важным ресурсом для нас являются партнеры. Отдельно хочется отметить сотрудничество с Образовательной инициативой «Мир исследователей Henkel». ГБПОУ «Воробьевы горы» сотрудничает с этим центром с 2016 года, а в 2018 году была открыта совместная лаборатория. В качестве преимуществ подобного сотрудничества следует отметить обучение педагогов новым методикам и направлениям, возможность использовать уникальные материалы, поддержку обеспечения специальным научным реквизитом и расходными материалами.


Второй блок — это проведение целого спектра различных мероприятий, которые поддерживают интерес к науке, для жителей Москвы. Мы проводим их на площадках Московского Дворца пионеров и на площадках образовательных организаций Москвы. Мы организуем большое количество образовательных событий и городских проектов, которые рассматриваем как форму освоения новых знаний, получения практических навыков, как своеобразный «движок», поддерживающий интерес ребят. Это мастер-классы, фестивали, конкурсы, конференции и даже экзамен. Здесь мы используем честолюбивые устремления детей, их прагматизм, их желание утвердиться в коллективе, определиться с образовательной и профессиональной траекторией построения карьеры. Такие мероприятия, помимо самостоятельной ценности, являются дополнением к обучению по дополнительным общеразвивающим программам.

Например, для ребят, увлеченных инженерными науками и современными технологиями, мы проводим фестиваль «Технологический старт», который включает в себя:

  • Московский молодежный робототехнический турнир;
  • Городской конкурс медиатворчества, цифровых и визуальных технологий «24 bit»;
  • Программу компетентностного роста и профессионального самоопределения в сфере информационных технологий «IT-практика»:
  • Городскую конкурсную программу «Цифровой мир»;
  • Городской конкурс «Digital старт».

Кроме того, Центр технического образования ГБПОУ «Воробьевы горы» проводит такие важные событийные мероприятия как День науки, Недели естественных наук, День космонавтики, День айтишника и многое другое.

ГБПОУ «Воробьёвы горы» проводит большое количество мероприятий, вовлекающих детей в науку. 2021 год объявлен в России Годом науки и технологий, поэтому все мероприятия «Детского Фестиваля Науки», который проводится с 2015 года, были посвящены ему.

Детский Фестиваль науки рассчитан и на детей младшего возраста, и на школьников, и на студентов. Он помогает привить интерес и уважение к науке с самых ранних лет, позволяет получить представление о последних достижениях и поднять престиж науки, делая ее популярной среди детей и молодежи.


Для старших ребят особенно важным является подтверждение полученных компетенций. С 2015 года ГБПОУ «Воробьёвы горы» проводит демонстрационный экзамен для обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам углубленного уровня. Эксперты 19 московских вузов и предприятий оценивают компетенции, которые получили московские школьники в рамках дополнительного образования. Помимо этого, Московский Дворец пионеров стал центром сертификации компаний Microsoft и Dassault Systemes. В рамках программы «IT практика» ребята развиваются в области информатики, проходят независимую сертификацию в области программирования и 3D моделирования.


С одной стороны, система работы осуществляется посредством программ, часть из которых реализуется с партнерами, с другой стороны, через открытые проекты и мероприятия. Взаимосвязь этих компонентов позволяет подогревать интерес детей и достигать амбициозных целей. Таким образом, формируется целостная система, позволяющая подготовить квалифицированных специалистов, удержать их интерес и помочь в выборе профессии.


С введением ограничений на проведение мероприятий в очном формате возникла трудность вовлечения детей. Если с переносом образовательных программ в дистанционный формат реализации столкнулись практически все образовательные организации, что позволяло использовать известные решения, то перевод мероприятий — необходимой части сложившейся системы работы в ГБПОУ «Воробьевы горы» — оказался отдельным вызовом. Как только появились новости о переходе на дистанционный формат работы в Москве, мы сразу начали поиск новых образовательных форм, которые могли бы увлечь московских школьников.


Опыт создания образовательных сообществ в социальных сетях

Большинство социальных сетей, в которых дети и подростки проводят много времени, не отличаются крупными объемами интересного образовательного контента. В период, когда дистанционное обучение стало не только возможностью, но и необходимостью, в ГБПОУ «Воробьевы горы» были рассмотрены самые разные сценарии, по которым можно было бы эффективно работать в новых условиях.

Для достижения образовательных целей нам пришлось осваивать деятельность контент-мейкеров, SMM-специалистов, интернет копирайтеров, операторов и видеомонтажёров. К счастью, в свободном доступе присутствует множество курсов и видео уроков, которые помогли нам «упаковать» в интересные онлайн-формы существующие очные мероприятия. Приняв во внимание прошлые успехи и неудачи попыток дистанционной работы, мы выбрали основными площадками для продвижения наших проектов социальные сети «Вконтакте» и «TikTok».

Сразу же возник вопрос: что нужно для успешного продвижения? Ответ на него был получен эмпирически, а сейчас, оглядываясь назад, мы можем сформулировать несколько советов, которые помогут педагогам, которые захотят использовать в своей работе ресурсы социальных сетей.

  1. Изучите алгоритмы социальных сетей. В каждой социальной сети есть свои алгоритмы, по которым она будет предлагать ваши материалы другим людям, если посчитает их качественными и интересными.
  2. Ведите сообщества и аккаунты по тем темам, в которых вы хорошо разбираетесь. Интернет перенасыщен различными псевдоспециалистами. Люди устали от недостоверной информации и часто сами находятся в поиске интересного, полезного и проверенного контента.
  3. Найдите подходящие для вас и вашей темы форматы подачи, которые есть в выбранной социальной сети. Важно понять, какие формы подачи, которые есть в различных социальных сетях, подойдут именно для вашей сферы интересов. Выбрав неподходящий формат, не сможете добиться достойного результата.
  4. Следите за реакцией аудитории на ваш контент. Все социальные сети в той или иной степени учитывают, насколько активно пользователи реагируют на то, что вы публикуете — это могут быть «лайки», комментарии, отправки друзьям и другие действия пользователей с вашим контентом. Ваша задача — не только привлекать людей, но и побуждать их взаимодействовать с вашими материалами. Например, когда мы выкладываем задачку или головоломку, то обязательно просим людей поделиться своими ответами в комментариях.
  5. Интересуйтесь новыми формами и видами контента, постоянно ищите что-то новое. Очень важно идти в ногу со временем и наблюдать за тем, что делают другие. Возможно кто-то придумает что-то новое и интересное, что вы сможете взять себе на вооружение. И конечно постоянно развиваться в той теме, по которой вы делаете контент!

Указанные выше советы являются универсальными для продвижения вашего контента в любых социальных сетях. Однако у каждой из них существует своя специфика, которую необходимо учитывать. Эта специфика влияет на те задачи, которые можно решать с помощью ресурса социальной сети. Особенности социальных сетей «TikTok» и «Вконтакте» изложены в таблицах ниже (см. Таблица № 1 и Таблица № 2).

Таблица № 1. Особенности контента для социальной сети «TikTok»

Для примера рассмотрим результаты, которых удалось добиться с помощью данных социальных сетей при реализации Детского фестиваля науки в дистанционном формате. Социальная сеть «TikTok» позволяет нарастить аудитории. Это предопределило выбор форматов, в которых мы представляли контент на этой площадке:

  • «Наука за минуту» — ведущий за минуту рассказывает о физическом законе и при помощи эксперимента наглядно его демонстрирует;
  • «Минутка математики» — ведущий рассказывает интересные способы счёта, которые не часто показывают в школах, а также математические закономерности;
  • «Наука без лишних слов» — видео без объяснений с демонстрацией какого-либо эффекта или эксперимента.

Работая в этих форматах, мы опубликовали около 70 роликов, в основном, по физике и математике, которые позволили проиллюстрировать более 40 физических законов. Общее количество отметок «нравится» у этих роликов превышает 275 тысяч, установилось количество подписчиков около 50 тысяч человек. Самое большое количество просмотров видеоролика превысило 1,4 миллиона.

Несмотря на впечатляющие количественные показатели, социальная сеть «TikTok» не позволяла активно взаимодействовать с аудиторией. Решение этой задачи требовало отдельных форматов, реализованных нами через следующие рубрики в социальной сети «Вконтакте:

  • «Школа юного исследователя» — научно-познавательная программа, включающая в себя тематические статьи, рассказывающие об интересных фактах из мира науки и видеоролики, в которых демонстрируются занимательные опыты с подробным объяснением происходящего.
  • «Остров открытий» — познавательная игровая программа, включающая в себя игры и игровые задания по научной тематике, представленные в различных форматах: ребусы, головоломки, викторины и серии видеороликов «Кросс-вопрос «Наука — это интересно!».
  • Онлайн-квиз «Выходи и решай» — это интеллектуальная командная игра для школьников в возрасте от 13 до 17 лет. Она проводится в режиме реального времени и состоит из нескольких раундов, в которых участники состязаются в решении оригинальных нестандартных заданий по физике, математике и информатике.
  • Видео разбор заданий — по итогам проведения активностей, включающих в себя задания, для решения которых требуется смекалка, интуиция, эрудиция и нестандартное мышление, публикуются видеоролики, поясняющие логику решения и снимающие спорные моменты в обсуждениях.
  • Онлайн-лекции — лекторы, в качестве которых выступают педагоги, специалисты в различных областях знаний, научные работники, в занимательной форме рассказывают о научных исследованиях, открытиях и современных технологиях. Лекции транслируются в режиме реального времени, а по завершении публикуются в записи.

На данной платформе было размещено более 110 видеороликов, набравших более 40000 просмотров. Эти цифры существенно меньше тех, которых удалось добиться в «TikTok», а количество подписчиков оказалось на уровне 1700 человек. Но тот формат взаимодействия с ними, который осуществлялся «Вконтакте» подразумевал их многочасовое взаимодействие с подготовленными нами материалами и видами активности.

Таблица № 2. Особенности контента для социальной сети «Вконтакте»

Благодаря сочетанию инструментов двух разных социальных сетей, пониманию их особенностей и использованию соответствующих им форматов/рубрик, нам удалось убедиться, что существующая модель работы Московского Дворца пионеров — работа с детьми через совокупную систему мероприятий и дополнительных общеразвивающих программ — может быть эффективной и в условиях серьезного вызова реализации мероприятий в дистанционном формате. А сохранение и реализация, пусть даже в дистанционном формате, такого мероприятия как Детский фестиваль науки приносит нам особую радость. Ведь 2021 год был объявлен в России Годом науки и технологий.

Список литературы

  1. Беленова Т.В., Туркина Г.Ф. Мир глазами юного исследователя. М., 2006.
  2. Важеевская Н.Е. Изучение гносеологических основ науки в школьном курсе физики. М., 2001.
  3. Кротов С., Савин А. Занимательно о физике и математике. М., 1988.
  4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. М., 2002.
  5. Нэнси О`Лири, Сьюзен Шелли. Увлекательные опыты. М., 2009.
  6. Ольгин О. Опыты без взрывов. М., 1986.
  7. Перельман Я. Занимательная физика. Кн. 1, 2. М., 1986.
  8. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2003.
  9. Туркина Г.Ф., Туркин Н.В., Ильин А.Н. Занимательные опыты в домашней лаборатории. 2006.
  10. Турышев И.К. и др. Решение задач с элементами исследования в 9-11 классах средней школы. Владимир, 1993.

Ссылки на образовательные программы

Добавить комментарий

Войти с помощью: