Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста на примере объединения «Школа гармоничного развития «Филиппок»

В статье рассматриваются возможности использования шумового оркестра для дошкольников в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир музыки».

Дается описание этапов работы с шумовыми музыкальными инструментами от знакомства до обсуждения исполненного музыкального произведения. Рассматриваются особенности подготовки выступления детского шумового оркестра и решения организационных вопросов. При обзоре возникающих трудностей описываются возможные подходы к их решению. Подводятся итоги опыта работы с шумовым оркестром.

Е.Н. Зайцева,
концертмейстер
Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Детско-юношеский Центр»
Тула

В гармоничном развитии личности дошкольника важную роль играет музыкальное развитие ребенка. Е.А. Минина, автор книг о музыкальном воспитании дошкольников, пишет: «Дошкольный возраст — благоприятный период для знакомства ребенка с элементарными основами музыкального искусства, формирования эмоционального сопереживания, личностного отношения к музыкальным образам. Ребенок, любящий и понимающий музыку, отличается тонкостью восприятия, отзывчивостью, эмоциональностью переживаний» [4, с. 20]. Это находит свое отражение в комплексной программе объединения «Школа гармоничного развития „Филиппок“», а именно, в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мир музыки». Программа «Мир музыки» педагога дополнительного образования О.С. Атюниной и концертмейстера Е.Н. Зайцевой рассчитана на 30 занятий по 1 занятию в неделю (один год обучения) и на 60 занятий по 1 занятию в неделю (два года обучения).

Основной целью данной программы является формирование художественно-эстетических взглядов ребенка средствами музыкального искусства, что осуществляется через решение следующих задач: во-первых, помощь детям в поиске собственных форм общения с музыкой, во-вторых, возможность усвоения музыкальных знаний в игровой практике.

Игра на шумовых инструментах в оркестре представлена в программе «Мир музыки», она входит в раздел «Музыкальная игра», включает в себя 8 часов в группах одного года обучения, и 12 часов в группах двух лет обучения, по 6 часов на каждый учебный год, часто переплетается с вокально-хоровым творчеством, так как на занятиях и праздниках исполняются не только инструментальные произведения, но и песни, исполнение которых сопровождает игра на шумовых инструментах.

Целевая аудитория данной программы следующая:

Шумовые инструменты представляют для детей огромный интерес не только внешним видом и звучанием, но и тем, что на них можно научиться быстро играть, ведь приёмы игры достаточно просты и представляют собой такие привычные движения, как встряхивания, удары с различной амплитудой и скоростью.

Основу детского шумового оркестра в объединении «Филиппок» составляют следующие шумовые инструменты: погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, трещотки, бубенцы, маракасы, детские металлофоны и ксилофоны, бубны.

В шумовом оркестре возможно использование не только шумовых инструментов, но и привычных бытовых звучащих предметов. Это разного рода бумага, целлофановые пакеты, карандаши, связки ключей, стеклянные бокалы. Состав оркестра дополняется фортепиано, на котором играет концертмейстер. Помимо исполнения музыки с фортепиано, можно использовать и несложные фонограммы.

Опыт работы позволяет сформулировать основные требования к музыкальному материалу:

  • пьеса должна иметь ярко выраженную двух- или трёхчастную форму;
  • контрасты основных тем: ладовые, динамические, по группам инструментов;
  • небольшое по времени сочинение: для первого года обучения длительностью от 1 до 1,5 минут, для второго года обучения — до 2 минут;
  • темпы средние и умеренно быстрые;
  • музыкальные размеры 2/4, 3/4.

Этапы работы:

  1. Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами в форме: видео уроков, презентаций, мастер-классов в рамках проекта «Музыкальные инструменты и исполнители», показов игры на музыкальных инструментах педагогом, концертмейстером.
  2. Освоение техники игры на шумовых инструментах в разных темпах, с разной динамикой, исполнение ритмических упражнений как индивидуально, так и всей группой детей.
  3. Освоение ритмических рисунков через игровые ситуации, где присутствуют длинные и короткие звуки, которые обозначаются большими и маленькими по размеру предметами (цветами, снежинками, божьими коровками, грибами, шишками и ягодами). Из этих предметов выкладываются на доске различные узоры и озвучиваются детьми на шумовых инструментах. В этом случае происходит активизация памяти и зрительных образов. Еще существует «тайный птичий язык» длительностей на основе «Музыкального букваря для детей младшего возраста» теоретика дошкольного образования, доктора педагогически наук, заслуженного деятеля науки РСФСР Н.А. Ветлугиной. Длинные звуки обозначаются слогом «та», а короткие — слогом «ти», причем «та» пропевается на legato, а «ти» — на staccato. [1, с. 3] В данной ситуации активно развивается и совершенствуется слух и голос. Помимо воспроизведения ритмических рисунков с помощью шумовых инструментов, на первых этапах их освоения включается и тело ребенка: хлопки, притопы, прыжки.
  4. Слушание музыки для шумового оркестра и дальнейший ее элементарный анализ: количество частей в музыке, характер музыки (грустная или веселая), темп (быстрый или медленный), что хочется делать под эту музыку: танцевать, маршировать, а может быть, мечтать.
  5. Создание сказочной музыкальной истории: какие персонажи могут быть озвучены инструментами, какие инструменты подходят им по тембру, какие взаимодействия могут быть у персонажей друг с другом. Дети 6 лет во втором полугодии придумывают сюжет самостоятельно.
  6. Репетиции по партиям, при этом рассказ музыкальной истории для лучшего усвоения музыкального материала. Игра по партиям всегда проходит с паузами, сначала в медленном темпе (с целью активизации и развития слуховых представлений).
  7. Работа над художественным образом музыкальных персонажей посредством динамики «f» и «р», темпа и ритма.
  8. Знакомство с профессией дирижера. Взаимодействие дирижера и оркестра.
  9. Обучение игре по элементарным дирижерским жестам: вступление каждой группы инструментов показывается разными руками, пауза — знак остановки — тоже объясняется и показывается детям. Если необходимо звучать всем инструментам, то педагог показывает жест двумя руками. Динамика отрабатывается с дирижерскими жестами в различной амплитуде с помощью упражнений «Я — дирижер», «Дискотека», «Звук и тишина». [2, с. 10,11,12]
  10. Исполнение музыкального произведения в среднем темпе, но уже без остановок.
  11. Исполнение музыкального произведения в реальном темпе без остановок с правильным построением для исполнения, игрой по дирижерским жестам, с поклоном и верными действиями с инструментами по окончании исполнения.
  12. Исполнение музыкального произведения на утреннике, празднике или тематическом занятии.
  13. Обсуждение исполнения произведения шумового оркестра на последующих занятиях.

Организационные этапы работы:

  • Продумывание расположения состава оркестра: по линиям, по группам, в полукруге. Вариант исполнения музыкального произведения на сцене учебного класса предполагает организованный выход и уход детей со сцены, расстановку в полукруг или по группам инструментов.
  • Решение вопросов, где могут находиться шумовые инструменты для исполнения того или иного музыкального произведения: в руках исполнителей, под стульчиками или их раздает педагог после того, как оркестр выстроился.
  • Взаимодействие с инструментами после исполнения музыки: сложить под стульчики и сесть, сложить инструменты по партиям в корзинки или на подносы.

При освоении музыкального материала шумового оркестра приходится сталкиваться со следующими трудностями:

  1. Если инструмент впервые попадает в руки ребенка, его надо осмотреть, потрясти, подергать, попытаться разобрать, пошуметь. Здесь помогает освоение технических приемов игры и рассказ о том, из чего состоит инструмент и каким образом можно оставить его «без голоса».
  2. Сложно начинать играть свою партию после вступления или после другой партии, выдерживать паузы. Первоначальная работа ведется с остановками и в медленном темпе, чтобы дети лучше запоминали весь музыкальный материал.
  3. Трудно сохранять спокойствие и не играть, когда играют другие. В этой ситуации помогает частое возвращение к придуманному сюжету: какой персонаж появляется сначала (и какой инструмент его озвучивает), какой потом, как они взаимодействуют друг с другом. Помогает и импровизационная игра по партиям: инструменты играют громко, тихо, быстро, медленно, а потом они «устают» и им надо «отдохнуть» (моменты пауз).
  4. Дети нередко оглядываются назад и смотрят, как в момент их паузы звучат другие инструменты при построении оркестра по линиям. Для решения этой задачи меняем линии местами и даем возможность детям поиграть на всех видах инструментов. Такая перестановка в любом случае развивает память и мышление, а также музыкальный слух.
  5. Уменьшению лишних звуков при окончании пьесы и перед ее началом способствуют беседы о природе музыкальных и шумовых звуков, о волшебстве тишины, из которой появляется музыка. В эти моменты дети начинают ощущать себя великими волшебниками, ведь они повелевают звучанием своих инструментов.

Пройдя все этапы работы над произведением и преодолев все возникающие трудности, дети получают удовольствие от исполнения и чувствуют легкость в обращении с инструментами, могут в своем исполнении создать интересный музыкальный образ. При этом развиваются ладовый, динамический слух, чувство ритма, эмоциональная сфера, непроизвольная память, умение работать в ансамбле, в коллективе, расширяются представления о музыкальном исполнительстве и музыке в целом.

Исходя из длительного опыта работы с шумовым оркестром у дошкольников, становится понятно, что результат этой работы гораздо шире, чем развитие музыкальных способностей детей. Это даёт повышение уровня коммуникации, социализации, умения ребенка работать в команде, взаимодействия с членами коллектива и дирижером, организации рабочего места, культуры поведения на сцене при исполнении музыкальных миниатюр.

Список литературы

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь для детей младшего возраста. М., 1986.
  2. Доноткино [Ноты]: учебно-методическое пособие для начального музыкального воспитания и развития [детей 5-9 лет]. СПб., 2011.
  3. Краткий музыкальный словарь. Л., 1988.
  4. Минина Е.А. Музыкальное развитие в детском саду. Ярославль, 2009.
  5. Михайлова М.А. Игры и упражнения для музыкального развития ребенка. Ярославль, 2008.
  6. Праздники и развлечения в детском саду: спектакли, утренники, юморины, карнавалы, музыкальные вечера. М., 2007.

Добавить комментарий

Войти с помощью: