Системные эффекты внедрения целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
В статье рассмотрены системные эффекты реализации одного из ключевых мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» – внедрение и функционирование Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей, которое поэтапно реализуется в субъектах Российской Федерации с 2017 года по настоящее время.
Д.Н. Жадаев,
руководитель проектного офиса
федерального оператора внедрения Целевой модели
ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества
и гуманитарных технологий»
Современное дополнительное образование в России претерпевает сегодня существенные изменения и на протяжении уже нескольких лет находится в состоянии масштабной модернизации. Ключевой фокус происходящих изменений можно назвать региональным, что следует из названия одного из самых обсуждаемых в дополнительном образовании детей направлений работы – Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей (далее – Целевая модель), утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 467 от 3 сентября 2019 г.
Регионы, внедряющие Целевую модель, вступают в процессы и процедуры управленческой перенастройки всей системы дополнительного образования, запускаются механизмы персонифицированного учета детей, осваивающих программы, персонифицированного финансирования, внедрения организационно-управленческих механизмов от нормативно-правового регулирования отношений в сфере дополнительного образования нормативными актами высших органов региональной власти, до создания новой сети организационных структур, направленных на трансформацию логистики сопровождения детей, программ, финансов, инноваций.
Выполнение задач внедрения Целевой модели напрямую связано с целью и результатом национального проекта «Образование». «Создана и работает система выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи» [3], общественно-значимыми показателями которого являются: доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, и количество субъектов России, выдающих сертификаты дополнительного образования в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. Согласно этому, предполагается, что нарастающим итогом к 2024 году Целевая модель будет внедрена в 85 субъектах РФ в логике внедрения: 57 субъектов – в 2020 году; 72 субъекта – в 2021 году; 77 субъектов – в 2022 году; 85 субъектов – в 2023 году. В регионах, реализующих Целевую модель, внедряются: персонифицированный учет детей, осваивающих программы; персонифицированное финансирование; новые общеобразовательные программы дополнительного образования, разработанные с учетом интересов общества и запроса реального сектора экономики.
Все системные эффекты от внедрения Целевой модели в том или ином субъекте Российской Федерации можно условно разделить на группы в соответствии с принимаемыми управленческими и инфраструктурными решениями: организационно-управленческие, организационно-финансовые, содержательно-деятельностные, кадровые и социальные. Остановимся на каждой группе эффектов подробнее.
К организационно-управленческим эффектам можно отнести создание и функционирование в регионах межведомственных советов по внедрению и реализации Целевой модели, задачей которых является координация действий внутри каждого субъекта России по внедрению Целевой модели. Важным эффектом является открытие Региональных модельных центров (далее – РМЦ) дополнительного образования детей, на которые возложена работа со всеми участниками региональной системы дополнительного образования детей: сопровождение региональных навигаторов, системы персонифицированного финансирования, проведение обучающих мероприятий, работа с негосударственным сектором, информационная кампания для родителей, разработка моделей доступности дополнительного образования для детей с разными образовательными потребностями и возможностями. На данный момент по всей стране свою деятельность осуществляют 72 РМЦ.
Принципиальным инфраструктурным решением, формирующим основу внедрения Целевой модели, является создание в регионе сети муниципальных опорных центров дополнительного образования (МОЦев), которые участвуют в обновлении содержания ДОД, организации инфраструктуры и материально-технического обеспечения системы дополнительного образования, реализации кадровой политики. Эту работу ведут 1762 МОЦа в 72 субъектах Российской Федерации.
Организационно-финансовые эффекты внедрения Целевой модели связаны с персонифицированным учетом, персонифицированным финансированием и работой региональных навигаторов дополнительного образования детей.
Во всех субъектах Российской Федерации развернута автоматизированная информационная система «Навигатор дополнительного образования детей», через которую осуществляется учет и запись детей на обучение по программам дополнительного образования. Данные из навигаторов передаются в Единую автоматизированную информационную систему дополнительного образования (ЕАИС ДО).
Сегодня о данным ЕАИС ДО дополнительным образованием детей охвачено более 77%. За этой цифрой охвата стоят большая работа, проделанная всеми регионами: более 18,2 миллионов детей, около 2,4 миллиона дополнительных общеобразовательных программ в региональных навигаторах; более 83 тысяч организаций различной организационно-правовой и ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей, реализующих дополнительные программы и более 8,6 миллиона выданных сертификатов персонифицированного финансирования.
Сертификаты персонифицированного финансирования призваны сделать доступными для детей занятия в любых секциях и кружках: частных и государственных, занимающихся дополнительным образованием детей. Такие сертификаты выдаются 25% детей, проживающих в конкретном регионе, – остальные программы как были на государственном и муниципальном задании, так и будут. Есть понятие «социально значимые программы», к которым относятся дополнительные программы в сфере культуры, а также физической культуры и спорта. Такие программы не входят в персонифицированное финансирование. Поэтому ребенок может обучаться по нескольким дополнительным общеобразовательным программам бесплатно, как с использованием сертификата, так и без него.
Важно также отметить, что в Целевой модели предусмотрено право органов государственной власти субъектов РФ и муниципалитетов самостоятельно определять механизм финансирования для различных дополнительных общеобразовательных программ. К примеру, в случае если образовательная программа признана регионом или муниципалитетом важной для социально-экономического развития, сохранения традиций и этнокультурных особенностей, проживающих на их территории народов, соответствующими органами власти может быть принято решение о сохранении бюджетного финансирования независимо от спроса со стороны населения. Таким образом, у детей сохраняется возможность обучаться по нескольким дополнительным общеобразовательным программам, финансируемым как в рамках системы ПФДО, так и вне этой системы. При этом в региональном навигаторе фиксируется информация о том, какими программами дополнительного образования и в каком объеме охвачен каждый ребенок.
К содержательно-деятельностным эффектам Целевой модели можно отнести следующие направления. В первую очередь, разработка и реализация новых актуальных дополнительных общеобразовательных программ. Только в 15 регионах внедрения Целевой модели в 2021 году было разработано и запущено 673 новых программы по всем направленностям, в том числе 254 – с использованием дистанционных образовательных технологий.
Здесь же важным является реализация дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, вовлечение в реализацию образовательных программ всех типов организаций, в том числе профессиональных и организаций высшего образования, а также организаций науки, спорта, культуры, общественных организаций, реального сектора экономики. Регионы внедрения Целевой модели в минувшем году разработали и реализовали 226 таких программ.
Ключевым кадровым эффектом внедрения Целевой модели является формирование современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и из других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ. А также выявление и масштабирование лучших региональных практик. Только в 2021 году было обучено более 50 тысяч педагогов, в том числе федеральным оператором внедрения Целевой модели Всероссийским центром развития художественного творчества и гуманитарных технологий 2296 человек в регионах внедрения Целевой модели.
Конечно, выше описаны только явные, лежащие на поверхности, эффекты внедрения Целевой модели в регионах страны. Инструменты и механизмы, которые заложены в Целевой модели, в конечном счёте должны превратить региональные системы дополнительного образования в открытые структуры, а признаки открытости могут быть взяты как управленческие направления развития.
Список литературы
- Косарецкий С.Г., Гошин М.Е., Беликов А.А., Кудрявцева М.А., Евтигнеева Н.В., Жулябина Н.М., Максимова А.С., Петлин А.В., Поплавская А.А., Филиппова Д.С., Янкевич С.В. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное. – Москва: Издат. дом Высшей шк. экономики, 2019. – 275 с.
- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей: региональный опыт внедрения. Специальный выпуск ФГБУК «ВЦХТ» – федерального оператора внедрения Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей 2021 – мероприятия федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» / Сост.: Л.С. Львова, Л.А. Молотова; научный редактор – Л.С. Львова. Под общей редакцией Гончаровой О.В. – М.: ИД «Методист», 2021. – 44 с.
- Сайт Минпросвещения России: https://edu.gov.ru/national-project/about/
Нормативные документы
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
- Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» утв. протоколом президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. №16.