10 простых шагов по созданию новых мест дополнительного образования детей различных направленностей в рамках национального проекта «Образование»

Создание новых мест для дополнительного образования детей – одна из ключевых задач федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование». В статье рассматриваются вопросы, возникающие при открытии новых мест дополнительного образования, с которыми сталкиваются руководители образовательных организаций. Автор на основе своего практического опыта указывает на частые ошибки и дает рекомендации по преодолению возможных трудностей.

В.Н. Халамов,
руководитель Регионального центра технического творчества Челябинской области

Специалисты Регионального центра технического творчества Челябинской области работают с образовательными организациями большинства регионов России. Полученный в ходе такого взаимодействия опыт позволяет в обобщенном виде представить наиболее частые проблемы, с которыми сталкиваются руководители органов управления образования при создании новых сущностей в рамках федеральных проектов. На сегодняшний день, наиболее сложным для регионов оказался проект по созданию новых мест дополнительного образования. Возникающие проблемы связаны как с выбором направлений реализаций программ дополнительного образования, подготовкой и оснащением площадок, подготовкой кадров, так и с последующей организацией обучения детей и выполнением основных показателей мониторингов реализации дорожной карты федерального проекта «Успех каждого ребенка». 

Обобщая наш опыт в рамках данной статьи, предлагаем рассмотреть 10 последовательных вопросов, на которые требуется обратить внимание при решении задачи создания новых мест дополнительного образования детей.

  1. Выбор муниципалитета

Как правильно выбрать муниципалитет? Новые места открывают в малых городах, сельских и удаленных территориях, где, либо направление не присутствует совсем, либо требуется его развитие. Приятно видеть запуск новых мест в муниципалитетах, где открытие площадки с новыми местами ложится на опыт хоть какого-то ранее существовавшего кружка технического творчества, где средства проекта направлены на развитие направления, улучшение материально-технической базы. И ровно противоположная картина, когда в муниципалитете ничего не было, и вдруг появляется такая площадка – стартовать в этих условиях, по нашему наблюдению, всегда сложно. Запуск сопровождается большими проблемами, связанными с непониманием сути проекта, отсутствием педагогов, нежеланием педагогов осваивать новые направления и работать в новом формате. Результаты работы такой площадки в первый год либо очень незначительны, либо отсутствуют вовсе. 

  1. Выбор учреждения

Вот мы выбрали муниципалитет, в муниципалитете есть несколько учреждений, на базе которых возможно открытие площадки. Как не ошибиться в выборе? В первую очередь, ищем заинтересованного руководителя, готового продвигать и развивать площадку. На собственном опыте мы прочувствовали, что никакой работы не будет, если руководителя против его воли обязали приказом сверху. Должны быть педагоги, которые обладают хотя бы начальным уровнем компетенций по выбранному направлению. Образовательная организация, по возможности, должна быть расположена в зоне шаговой доступности для максимального числа жителей и в ней должно обучаться достаточное количество детей, чтобы в первый год не связываться с подвозом детей, живущих в соседних населенных пунктах. Оставьте подвоз детей на последующие годы.

В идеале, выбирайте учреждения, где есть хотя бы один очень увлеченный педагог, который посвятит все свои усилия этой площадке. Если там будет такой энтузиаст – тогда все заработает

  1. Как выбрать направления дополнительного образования

Яркой иллюстрацией важности правильного выбора направления служит следующий пример. В маленьком сельском поселении открывается площадка по направлению IT, да ещё и продвинутого уровня. То есть, там нет никаких условий. Нет стабильного интернета, нет педагога, способного реализовать данную программу, а взять такого педагога просто негде. Там нет начального интереса детей этому направлению и нет понимания родителей, зачем это нужно. Даже предприятия, заинтересованного в перспективе получить специалистов, обладающих компетенциями в сфере IT – тоже нет. Помочь сопровождать и поддерживать работу этой площадки можно было бы дистанционно, однако очень слабенький интернет, не поддерживающий видео связь, не позволяет сделать и этого. Но, тем не менее, руководство муниципалитета решило, что «силиконовая долина» будет именно в этой деревне.  

Соответственно, сразу после набора, дети разбежались, педагог так и не смог освоить программу этого курса, а проверки контрольно-счётной палаты выявили все эти нарушения с вытекающими последствиями. При этом, ноутбуки, закупленные для оснащения площадки, благополучно расползлись по домам педагогов, руководителей и так далее.  Завершилась тем, что площадку пришлось переносить, а программу менять.

Конечно, мы все понимаем, что сегодня в приоритете нацеленность на современные технологии и современное производство: аддитивные технологии, геоинформатика, нейротехнологии, мобильная робототехника, прототипирование, интернет вещей, аэрокосмическая инженерия. Но, давайте здраво подходить к каждой конкретной ситуации и не идти на поводу руководства, которое вдруг решает закупать современное высокотехнологичное оборудование для тех площадок, которые не в состоянии его полноценно использовать. Очень важно грамотно оценить степень готовности площадки и выбрать тот уровень программ, который там можно реализовать. 

Так, для нашего примера были бы актуально начальное техническое моделирование с использованием апробированных готовых наборов по авиа и судомоделированию, программы по робототехнике начального уровня или основам инженерной грамотности. То есть такие уровни программ, на которые легко найти и обучить педагога, а сами программы позволяют заинтересовать детей даже с нулевым уровнем подготовки и быстро получить хорошие результаты.

  1. Как правильно составить спецификацию оборудования

Самое сложное в работе площадки – это необходимость обеспечить увлечённость детей и отсутствие отсева, т.е. сокращения количества обучающихся в течение года. Отсев на новых местах – это серьезный брак в работе. Давайте разберемся почему это может происходить.

 Во-первых, педагог на новых местах, в большинстве случаев – это педагог-предметник. Он только обучился этому направлению, занятия часто ведет так же, как и школьный предмет, не имеет опыта удержания детей, вовлечения их в проектную и соревновательную деятельность. Во-вторых, сельские дети не всегда мотивированы на изучение технических направленностей, в основе которых, как ни крути, лежит математика, физика, информатика, черчение и т.д. В-третьих, контрольные показатели федерального проекта «Успех каждого ребенка» по охвату детей достаточно большие, поскольку количество денег, выделяемых на площадку, напрямую зависит от количества детей. То есть, чтобы получить достаточную сумму, необходимо заявить большое количество детей, да еще и предусмотреть ежегодное увеличение охвата в полтора-два раза! Если муниципалитет небольшой, детей мало, то выделяемая сумма будет весьма скромной. Поэтому отсев недопустим, а оборудование нужно подбирать таким образом, чтобы дети были увлечены весь год.

Рассмотрим типовые ошибки при формировании инфраструктурных листов, с которыми мы постоянно сталкиваемся.

Начнем с того, что в методических рекомендациях дан перечень оборудования с указанием обобщенных названий и подробными характеристиками. Сам по себе перечень более чем подробный и позволяет удовлетворить потребности любой площадки. Но, руководитель, которому дали задание составить инфраструктурный лист, как правило, до этого момента с таким перечнем не сталкивался, не понимает, что скрывается за каждым из этих названий, и может впасть в панику, запихнув в спецификацию все позиции с более или менее знакомыми названиями. 

И тогда появляются очень странные перечни, включающие, например, лазерный станок, десяток 3D-ручек, шлем виртуальной реальности, одного робота, пару датчиков, квадрокоптер и ноутбуки. И такой перечень заявляется под направление «робототехника». Конечно, все это не соответствует программе, и ни о каких эффективных занятиях с детьми, подготовке к соревнованиям, работе над проектами речи не идет. Да, с этим набором оборудования ваш системный администратор или учитель информатики будет играться с большим удовольствием, но детей вы не удержите.

Соответственно выбор оборудования начинается с выбора образовательной программы. Если вы раньше не открывали подобных площадок, не пишите образовательную программу своими силами и тем более не поручайте ее написать вновь обученному педагогу. Возьмите за основу существующие программы. Можно воспользоваться программами Академии Министерства Просвещения, разработанными для «Точек роста» или «IT-кубов». Если они показались слишком сложными, посмотрите у коллег, кто уже открылся. А затем уже под существующую программу подберите оборудование. 

Здесь мы тоже можем предложить свою помощь. Поскольку Региональный центр технического творчества Челябинской области курирует открытие всех новых мест технической направленности в регионе, перечни оборудования у нас есть под разные направления и разные суммы. И главное, они полностью соответствуют методическим рекомендациям Министерства Просвещения.

  1. Организация закупок

Учитывая, что конкурсные процедуры продолжаются два – три месяца, то от выбора муниципалитета и площадки до открытия вам нужно уместиться за шесть месяцев. Таким образом, времени практически нет. Отсюда совет – по возможности, начните готовиться к этому событию заранее. 

Мы знаем очень много примеров, когда оборудование к нужному сроку не было поставлено. Чтобы вы не попали в такую ситуацию, настоятельно рекомендуем работать с крупными поставщиками, которые имели опыт поставок для новых мест: кванториумов, точек роста и т.д.

Совсем не сложно спросить куда они поставляли оборудование, а затем позвонить в это учреждение и проконсультироваться: о сроках предыдущей поставки, были выдержаны эти сроки, всё ли устроило. Таким образом, вы избежите множества проблем связанных с отменой аукционов, срывов сроков поставок, нарушением комплектации оборудования, подменой технических характеристик и т.д.

Обязательно уделите внимание подробному описанию технического задания. Ещё раз обратим внимание: сложность заключается в том, что вам дан ограниченный бюджет и четкие рекомендации, которые вы должны выполнить. То есть это не просто закупка оборудования. Это закупка оборудования в соответствии с учебной программой, в чётко определённый бюджет, под строго обозначенные направления. При этом, вам нужно уместиться в очень сжатые сроки.

  1. Брендирование

Выполняя требования брендбука, не увлекайтесь покраской стен и развешиванием табличек. Не забудьте главное – у вас должен получиться функциональный кабинет.  

Например, у вас должно быть хорошее освещение, нормальный вайфай роутер, достаточное количество розеток для подключения ноутбуков и так далее. 

Проблемы сельских школ в том, что часто эти школы построены давно, поэтому помещения маленькие, старые окна не дают достаточного освещения, светильники давно не меняли, электросеть не выдерживает нагрузок. 

Под новые места должен быть выделен максимально удобный, просторный и светлый кабинет. Но, ни в коем случае, не подсобное помещение или бывшая лаборантская.

Очевидно, что имея ограниченный кабинетный фонд, школа вряд ли сможет выделить отдельное помещение для реализации проекта. Есть хороший опыт коллег, когда создается тематический класс, который в первой половине дня используется для проведения уроков, а во второй половине дня работает как площадка дополнительного образования. Нужно только предусмотреть возможность закрытого хранения оборудования и детских работ.

  1. Лицензирование

Лицензирование – долгий процесс, поэтому готовить его нужно сразу же, как только вы решили открыть площадку. Самое сложное с чем вы столкнетесь: сельские школы, как правило, не отвечают современным требованиям по доступной среде, размерам помещений, освещенности и т.д. Если только это не школа-новостройка. Соответственно, незамедлительно пригласите Роспотребнадзор, чтобы вам выдали хотя бы устные рекомендации о том, что нужно быстро исправить в процессе ремонта.

Второе, с чем вы можете столкнуться, учитывая сельскую территорию: документация на это здание может оказаться утеряна, что повлечет за собой проблемы с собственником помещения. Если ситуация действительно окажется именно такой, то необходимо срочно заняться восстановлением документов.

  1. Подготовка педагогов

Федеральный оператор регулярно проводит обучение педагогов. Но, поскольку речь идёт о новых педагогах, которые только осваивают направление, нужно, чтобы эти люди получили практически навыки работы с оборудованием. Дайте им подержать оборудование ещё до того, как вы оснастили свою площадку. Мы делаем на этом акцент потому что оборудование, как правило, приходит в момент, когда уже нужно начинать занятия.

Во многих регионах у педагогов есть такая возможность. Мы в Региональном центре технического творчества Челябинской области тоже эту тему активно развиваем. Для педагогов вновь открываемых и уже работающих площадок мы проводим практические занятия по работе с оборудованием – стажировки. То есть, как только нам становятся известны площадки новых мест, Точек Роста, школьных кванториумов, мы приглашаем педагогов, и они в течение 5 дней осваивают оборудование и основы проектной деятельности на базе наших кванториумов по специальной программе. Такие же очные стажировки мы организуем и для педагогов из других регионов. Более подробную информацию можно посмотреть на сайте: http://tehskills.ru/.

  1. Набор детей

Набор детей в небольших городах и сельских поселениях имеет свои особенности. Прежде всего это привычка родителей записывать детей в объединения дополнительного образования не ранее 1 сентября. И если мы, например, к 1 сентября уже заканчиваем комплектование внебюджетных групп в детский технопарк «Кванториум», потому что с июня всех уже записали, то здесь 1 сентября у вас процесс записи только стартует. А уже к концу третьего квартала вам нужно будет выдать первый отчёт по количественному составу воспитанников.  Вывод: наборную кампанию необходимо провести быстро, а к занятиям приступить мгновенно.

Особенностью новых мест является небольшое количество персонала на каждой площадке, но мы очень рекомендуем найти возможность предусмотреть администратора, чтобы не «вешать» все на педагога: формирование списков групп, оформление личных дел, приказы на зачисление и отчисление детей, и т.д. Схема, где педагог одновременно и администратор, работает только в случае небольшого количества детей и малой загруженности педагога.

  1. Выполнение контрольных показателей

Обратите внимание, что даже для маленьких площадок контрольные показатели достаточно серьезные и их нужно выполнить. 

Есть традиционные показатели, которые нужно просто выполнить: плановые показатели набора, обучение педагогов, проведение мероприятий, направленных на популяризацию технического творчества. Здесь все понятно и сложность может вызвать только организация подвоза детей из близлежащих населенных пунктов.

Мы же хотим отдельно обратить внимание на соревновательную деятельность. 

В соответствии с контрольными показателями, половина всех обучающихся на созданных новых местах должна принять участие в муниципальных, региональных, всероссийских и международных мероприятиях. И этих мероприятий (форумов, фестивалей, олимпиад, конкурсов, соревнований) должно быть не меньше 20. 

Мы с вами понимаем, что в новых местах педагог сам только начинает осваивать направление, ему еще самому только предстоит получить опыт участия в мероприятиях, поэтому сложно ожидать, что он сразу же разберется в системе мероприятий, выстроит систему подготовки команд, сможет оценить порог входа в мероприятие, возможности своих учеников. 

И вот здесь особенно важна роль регионального центра. Например, в Челябинской области, такую функцию выполняем мы, Региональный центр технического творчества. Списки детей берутся на особый контроль, и, начиная с первых занятий, мы выводим ребят на профильные мероприятия, которые есть в нашей сетке мероприятий.

Региональная сетка мероприятий – это очень важный вопрос для каждого региона, поскольку фактически она представляет собой систему управления региональным техническим творчеством. За многие годы нам удалось сформировать оптимальный (полный и эффективный) региональный план мероприятий, включающий в себя все основные направления технического творчества: робототехника, электроника, судомоделирование, авиамоделирование, ракетомоделирование, аддитивные технологии, и т д. 

Такая сетка мероприятий позволяет ребенку ближе познакомиться с основами инженерной грамотности, производством, с технологиями и направлениями работы.

Это большая тема, которую мы хотели бы осветить отдельно, уже за пределами данной статьи.

Для того, чтобы помочь вам избежать ошибок и максимально упростить реализацию данного проекта в регионах, мы разработали комплексное решение для руководителей образовательных организаций, на базе которых создаются новые места дополнительного образования технической направленности. Мы готовы оказать организационно-методическую помощь всем желающим. Для обсуждения вопросов сотрудничества можно связаться с нами по электронной почте: regtsentr1@gmail.com

Список литературы:

  1. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы: Методическое пособие. – М., 2015.
  2. Дополнительное образование детей: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / под общей редакцией Б.П. Черника. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2019. – 260 с.
  3. Инструментарий работника Системы дополнительного образования детей. Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». – М.: Фонд новых форм развития образования, Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский Государственный Технический университет имени Н. Э. Баумана 2017 – 608 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: