Использование ресурсов кругового амфитеатра как педагогического инструмента для развития навыка децентрации у обучающихся
В статье предложена идея использовать в рамках развития театральной педагогики направление по воспитанию у детей навыка децентрации при помощи наглядной презентации восприятия реальности с различных ракурсов. Подобная образовательная возможность открывается благодаря уникальным ресурсам города Москвы – Московскому драматическому театру «Сфера»: театру с круглой сценой и зрительным залом, расположенным вокруг неё. Автор предлагает конкретные приёмы, с помощью которых любой педагог сможет значительно увеличить педагогический эффект от похода группы обучающихся в театр.
Е.Ю. Громова,
преподаватель университетской гимназии МГУ им. М.В. Ломоносова
Сегодня в образовательном пространстве страны важная роль отводится театральной педагогике. Запущена программа создания школьных театров. В ноябре 2021 года на площадке Театрального института им. Бориса Щукина прошло совещание, на котором министр просвещения России Сергей Кравцов напомнил, «что система школьных театров и детских театральных конкурсов развивается по поручению Президента РФ и является важным инструментом воспитания подрастающего поколения…» [3].
На сайте городского методического центра в рекомендациях для школ «Об организации образовательного процесса с использованием возможностей театрального искусства» обращают внимание на то, что одной из функций театральной педагогики является посещение с учащимися профессиональных театров [4].
Опираясь на актуальность темы использования театральных средств в образовательном и воспитательном процессе, мы хотели бы рассказать об одном из инструментов, которые может предложить профессиональный театр обучающимся для их духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального становления. Речь пойдёт о развитии у ребёнка способности воспринимать различные точки зрения, умения посмотреть на происходящее с разных сторон, т.е. децентрации ребёнка.
Идея статьи появилась после знакомства с экспериментом Жана Пиаже (швейцарский психолог и философ) «Три горы» или «Проблема трёх гор». Суть эксперимента заключается в следующем. Ребёнок находится перед столом, на котором стоит макет трёх гор различной высоты. Ему дают рассмотреть макет с разных сторон, потом усаживают на стул. С другой стороны от стола сажают куклу. После чего ребёнку показывают изображения макета, сделанные с разных ракурсов, и предлагают выбрать то, на котором горы изображены так, как видит их кукла. В данном эксперименте дети до шести-семи лет не могли правильно ответить на вопрос и выбирали вариант, который видят они сами.
Опираясь на это и другие подобные исследования, Жан Пиаже делает вывод о детском эгоцентризме, имея в виду неспособность маленького ребёнка осознать наличие разных точек зрения, а не только своей собственной.
«С одной стороны, эгоцентризм означает отсутствие понимания относительности познания мира и координации точек зрения. С другой стороны, это позиция неосознанного приписывания качеств собственного “Я” и собственной перспективы вещам и другим людям…»[5] – пишет Л.Ф. Обухова (советский и российский учёный в области психологии, доктор психологических наук, профессор), рассказывая об исследованиях Жана Пиаже. Важным является и другое замечание Людмилы Филипповны: «Эгоцентризм свойственен не только ребёнку, но и взрослому там, где он руководствуется своими спонтанными, наивными и, следовательно, не отличающимися, по существу, от детских суждениями о вещах…» [5].
Опираясь на эту проблему и отталкиваясь от «пространственности» эксперимента о трёх горах (в частности, связи психологического восприятия, с восприятием зрительным, более того – объёмным), мы хотели бы предложить способ использования в воспитательной работе наглядной презентации восприятия реальности с различных ракурсов.
В Москве на «Каретном ряду» (в саду «Эрмитаж») более сорока лет существует театр «Сфера». Он был основан народной артисткой России Екатериной Ильиничной Еланской в 1981 году. «Сфера» – это театр-круг, круговой амфитеатр. Форма сцены является современной интерпретацией, современным осмыслением античной традиции, когда зрители располагались вокруг артистов, и не было «четвёртой» стены, которая отделяет одних от других. В зале «Сферы» шесть секторов. Действие строится так, чтобы из каждого сектора всё было видно и понятно.
«Сфера» – театр высокой литературы. На его сцене представлены спектакли по произведениям Александра Островского, Николая Гоголя, Ивана Гончарова, Фёдора Достоевского, Антона Чехова, Алексея Толстого, Максима Горького, Аркадия Аверченко, Виктора Розова, Александра Вампилова, Антуана де Сент-Экзюпери, Сомерсета Моэма и др.
Более того, данный театр отличается внимательным, бережным и уважительным отношением к классике, к тем авторам, по произведениям которых ставятся спектакли, что в наше время тоже является важным аргументом в пользу посещения театра вместе с подрастающим поколением.
Несмотря на то, что театр взрослый, можно подобрать спектакль практически для любой возрастной категории. Дошкольному и младшему школьному возрасту подойдут спектакли «Маленький принц» (А. де Сент-Экзюпери) и «Мурли» (А. Шмидт). В настоящее время готовится к постановке спектакль «Незнайка и его друзья» (Н. Носов). Для среднего школьного возраста – спектакли по русской классике: «Вишнёвый сад» (А.П. Чехов), «Обыкновенная история» (И.А. Гончаров), «Лес» и «Без вины виноватые» (А.Н. Островский).
Старшеклассников можно сводить на «Записки сумасшедшего» (Н.В. Гоголь). Спектакль идёт на камерной сцене, и зрители располагаются только с двух сторон, но очень подробно разработано постепенное вовлечение зала в сюжет. Т.к. это моноспектакль, зрителям отводится очень важная роль в действии.
Интересной педагогической находкой является использование походов на спектакли этого театра не только для духовного обогащения и получения эстетического удовольствия, но и как дополнительную возможность развития децентрации (способности видеть разные точки зрения). Кандидат психологических наук О.А. Белобрыкина пишет: «Механизм формирования децентрации в детском возрасте состоит в следующем: сначала образуется много центраций, затем происходит дифференциация себя от другого и его точки зрения, пока без того, чтобы на неё реально становиться, а только её предполагать. И наконец, ребёнок становится способным к тому, чтобы прочувствовать, осмыслить точку зрения другого, признать за ней право на существование…»[1]
Для развития данного навыка представляется полезным приобрести билеты в разные сектора (желательно, противоположные), чтобы часть группы смотрела с одного ракурса, часть – с другого. Если в спектакле два действия, можно предложить ребятам поменяться местами в антракте. После спектакля полезно провести обсуждение так, чтобы учащиеся заметили разницу восприятий.
На первом этапе стоит задавать простые вопросы: «О чём спектакль?», «Кто больше понравился?». Полезно зафиксировать и впоследствии проанализировать ответы, чтобы найти возможную связь схожести и различий ответов с тем, где человек сидел. Данный анализ может превратиться в мини-исследование: ясно, что основные отличия в ответах на общие вопросы будут зависеть от возрастных и индивидуальных особенностей ребят, от их менталитета, жизненного опыта и умения формулировать мысль, но определённые оттенки восприятия и здесь могут быть связаны с тем, с какой стороны учащийся смотрел действие.
На следующем этапе полезно спросить, какая сцена сильнее зацепила, показалась наиболее важной. Данный шаг служит сразу двум целям:
– продолжить исследование;
– определиться с темой третьего этапа.
Третий этап – подробное обсуждение конкретной сцены (можно не одной). Любопытно остановиться на внутреннем монологе (мыслях) какого-то персонажа в тот момент, когда к одной части группы он стоял лицом, а к другой – спиной. Ясно, что выражение лица, глаз, движение губ отражает внутреннюю жизнь человека и может дополнить и углубить то, что даёт нам противоположный ракурс. Но спина профессионального актёра – это тоже яркое выразительное средство. Силуэт, голос, движение тела, минуя выражение лица, открывают нам динамику внутренней жизни персонажа, укрупняют её. Поэтому так интересно соотнести впечатления с одной и с другой стороны.
На всех этапах обсуждения необходимо обращать внимание учащихся на то, как при понимании общего смысла сцены, место, с которого ты смотришь, открывает дополнительные подтексты, акцентирует внимание на определённых вещах. Пусть в раннем – дошкольном и младшем школьном – возрасте это будет на уровне: «Рядом со мной была кошечка, она так грустила», «А рядом со мной собака, очень смешная!» Подобное обсуждение в группе уже станет важным шагом к освоению навыка децентрации. Хорошо, если на втором и третьем этапах обсуждения завяжется на доступном возрасту уровне дискуссия, о ком была та или иная сцена: какой персонаж в ней ведёт действие. Поскольку зал небольшой и уникальность его состоит ещё и в том, что все зрительские кресла съёмные и можно сделать в любом месте дополнительную игровую площадку, актёры очень часто находятся совсем рядом. И, конечно, маленьких зрителей часто привлекает тот, кто оказывается ближе – ему больше хочется сопереживать, если он нравится. Когда же персонаж «отрицательный», он вызывает искреннее детское возмущение и опять же – сильнее цепляет.
Если группа состоит из ребят постарше – подросткового возраста, – можно предложить им, разделившись на группы (в зависимости от того, кто где сидел), сначала самим обсудить вопросы и зафиксировать ответы, вычленяя, что у группы общего в восприятии. Потом сравнить ответы при совместном обсуждении и самостоятельно провести исследования с целью выявить, какие факторы влияют на разность осмысления материала.
Ещё одним интересным моментом является то, что на спектаклях «Сферы» происходит прямое (подлинное) взаимодействие со зрителем. Например, на спектакле «Мурли» в одной из сцен папа-кот по имени Бензин может принять зрителей, сидящих во втором секторе, за своих котят. А в другой сцене зрителей, сидящих в шестом секторе, главная героиня попросит встать со своих мест и помочь спасти настоящих детей кота Бензина.
Данный принцип позволяет обучающимся, с одной стороны, порассуждать после спектакля о различных жизненных обстоятельствах – кто чем помог, в чём поучаствовал, как к этому отнёсся. А с другой – во время спектакля быть максимально вовлечёнными в процесс и через взаимодействие лучше воспринимать и запоминать происходящее.
Эту вовлечённость зрителя особенно отмечала Е.И. Еланская, создавая более сорока лет назад свой театр именно таким. «Пусть зритель непосредственно включится в действие, а затем пойдёт за актёром, как хороший партнёр, умеющий слушать, готовый снова включиться в действие. Воспитать в зрителе такого партнёра можно только практически…» [2]. Важно упомянуть, что принцип театра «Сфера» – не интерактив, когда взаимодействие направленно на то, чтобы напрямую увлечь зрителя «яркими воззваниями» к нему. Ведь в стандартном интерактиве всё равно присутствует разделение: исполнитель-зритель. Исполнитель воздействует на зрителя. Здесь происходит именно взаимодействие. Живое общение в структуре спектакля. Взаимопомощь. Если артист обратился к зрителю – он ему действительно важен, нужен не просто как зритель, но как партнёр. Он подлинно участвует в происходящем. Кроме того, артисты не действуют как «зазывалы», не «презентуют» своё обращение к залу. Они обращаются к зрителям, не нарушая жизненную правду происходящего. Этому способствует отсутствие разделения на зал и сцену, отсутствие четвёртой стены, которую необходимо преодолевать, чтобы обратиться к зрителю. В «сферическом» пространстве обращение происходит по ходу действия и часто на этом вообще не акцентируется внимание. Актёр пробегал мимо, приостановился, что-то сказал, спросил, как у своего партнёра, как у действующего лица. Предложил встать и помочь что-то сделать. Попросил совета. Иногда исполнители позволяют прошептать совет себе на ухо. То есть взаимодействие со зрителем никак не отделяется от самого действия. Напротив – оно является его полноправной частью и этим ещё сильнее захватывает внимание. На подлинное обращение – зная, что ты важен, – ты уже не можешь не откликнуться.
Момент искреннего общения артистов со зрителями представляется очень важным для воспитательной работы, ведь само по себе общение, взаимодействие является важной частью жизни человека и важным инструментом его развития. Е.И. Еланская писала: «В сущности, общение – это работа, созидательная в другом и в себе, труд, если это подлинное общение, а не подмена…» [2]
Совокупность этих двух моментов – возможность смотреть с разных сторон («со всех сторон света») и живое взаимодействие – поможет развить и закрепить понимание многогранности жизни и многообразия мнений и ракурсов. Кроме того, круговой театр повторяет форму нашего мира, где всё объёмно, что может помочь совсем маленьким зрителям быстрее включиться в действие. Мизансцены – не развёрнутые на одну сторону, как в портальном театре, а выстроенные, чтобы было интересно смотреть с разных сторон, – дают возможность осознать неоднозначность и многоплановость жизни.
Эффект может быть также усилен повторным походом на тот же спектакль. В таком случае откроются дополнительные возможности развития упомянутых навыков. Ведь любой спектакль – это живой процесс. И каждый спектакль не похож на предыдущие. Более того, даже самостоятельно перечитывая книгу, человек открывает всё новые и новые смыслы. Так и со спектаклем: когда смотришь его не в первый раз, находишь что-то новое, что не заметил или не смог осознать сразу. Также, многие роли играются в несколько составов, что тоже помогает взглянуть на персонажей с различных точек зрения (ведь каждый исполнитель привносит в роль что-то лично от себя). И, конечно же, основным инструментом является возможность посмотреть на происходящее из разных секторов, с разных сторон, каждый раз открывая для себя что-то новое и углубляя своё восприятие.
Таким образом, можно смело утверждать, что театр «Сфера» исключителен не только с эстетической и художественной точки зрения, но и как уникальный образовательный ресурс города Москвы. Рекомендуем активнее использовать его в обучающей и воспитательной работе. Навык децентрации, который развивает предложенный в статье инструмент, помогает обучающимся осознать вариативность жизни, научиться подмечать нюансы и вставать на различные точки зрения. Способность посмотреть на происходящее с разных сторон даёт возможность научиться лучше анализировать жизненные ситуации. А умение поставить себя на место другого человека развивает эмпатию и внимательное отношение к людям.
Заканчивая статью, хочется ещё раз напомнить о том, что театральное искусство имеет огромный воспитательный и развивающий потенциал. Не случайно Министерство просвещения сегодня активно стимулирует и поддерживает развитие школьных театров [3]. Но, необходимо также упомянуть, что предложенный нами ресурс будет полезен не только тем ребятам, которые занимаются театральным творчеством, но и тем, кто выбрал для себя другие отрасли дополнительного и предпрофессионального образования, т.к. навык децентрации важен в любой профессии и в жизни [1].
Список литературы:
- Белобрыкина, О. А. Децентрация как интегральный критерий готовности ребёнка к обучению в школе [Электронный ресурс] / О. А. Белобрыкина // Коммуникативная педагогика: от «школы знания» к «школе понимания»: материалы научно-практической конференции. 28-29 марта 2003 года, г. Новосибирск / отв. ред. Ю.Л. Троицкий. – Новосибирск, 2004. // URL: https://repo.nspu.ru/handle/nspu/2137
- Еланская Е.И. Живой театр. М., 2017.
- Запущена программа создания школьных театров // Минпросвещения России, 2021. [Электронный ресурс] // URL: https://edu.gov.ru/press/4430/zapuschena-programma-sozdaniya-shkolnyh-teatrov/
- Методические рекомендации для школ «Об организации образовательного процесса с использованием возможностей театрального искусства»// Городской методический центр, 2015. [Электронный ресурс] // URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/vospitatelnaya-rabota/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-shkol-ob-organizatsii-obrazovatelnogo-protsessa-s-ispolzovaniem-vozmozhnostej-teatralnogo-isku.html
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2016.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М., 2020.