Сетевые формы реализации дополнительных общеразвивающих программ в дошкольных учреждениях
Данная статья раскрывает актуальность реализации дополнительных общеразвивающих программ в сетевой форме с учреждениями дошкольного образования и предназначена для оказания методической помощи руководителям образовательных учреждений, методистам, педагогам дошкольного и дополнительного образования.
Е.А. Заруба, Е.Н Полежаева,
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества Приокского района «Созвездие», г. Нижний Новгород
Одной из важнейших задач государственной политики в сфере образования на современном этапе является повышение качества образования через организацию всестороннего партнерства, в том числе и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования. Возможность реализации дополнительных образовательных программ в сетевой форме обозначена Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022).
В нашем учреждении, Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества Приокского района «Созвездие» города Нижний Новгород, для организации образовательного процесса в рамках сетевого взаимодействия разработано положение о реализации сетевых программ, которое утверждено локальным нормативным актом (приказом).
Сочетание дополнительных образовательных услуг в учреждениях дошкольного образования нашего муниципалитета осуществляется в форме образовательных проектов, образовательных конкурсов, краткосрочных образовательных программ в очно-заочной форме. Как центры дополнительного образования, так и детские сады, в нашем современном мире должны быть доступными, мобильными, осуществляя свою деятельность, ориентируясь на интересы детей, на социальный заказ родительской общественности.
Специфика сетевых краткосрочных образовательных программ заключается в том, что обучающиеся знакомятся с отдельными предметами. Это позволяет сформировать у детей мотивацию на дальнейшее обучение в творческих объединениях Центра.
Сетевое взаимодействие дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования позволяет каждому участнику образовательного процесса (ребенку, педагогическому работнику, родителям) открывать для себя новые знания, новые образовательные практики, формировать новые универсальные компетентности.
В рамках сетевого взаимодействия учреждения дополнительного образования получают ряд преимуществ. Во-первых, это расширение спектра образовательных услуг для детей дошкольного возраста; во-вторых, увеличение объема образовательных практик обучения детей, включая дошкольников с ОВЗ в сотрудничестве с родителями; в-третьих, трансляция опыта лучших образовательных практик, нацеленных на развитие и воспитание детей.
В Приокском районе города Нижнего Новгорода более 30 дошкольных образовательных учреждений и 2 учреждения дополнительного образования. Потребность в реализации краткосрочных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в каждой направленности обусловлена своими особенностями учреждения, где они будут реализованы и необходимы для усиления эффекта использования объединяемых ресурсов.
Можно с уверенностью сказать, что сетевая форма взаимодействия дает большие возможности в усилении ресурсов образовательных организаций нашего города, а именно организаций общего образования и организаций дошкольного образования, а также удовлетворяет запросы и потребности каждого участника образовательного процесса.
МБУ ДО ЦРТ «Созвездие» с июня 2020 года, ориентируясь на социальный заказ родительской общественности детских садов, заключил договоры о сетевом взаимодействии с 10 организациями дошкольного образования, в которых были реализованы 8 краткосрочных общеобразовательных общеразвивающих программ социально-гуманитарной и художественной направленностей, сроком реализации 18 часов в онлайн и офлайн формате. По окончанию обучения каждый воспитанник получил сертификат о прохождении курса.
Программы социально-гуманитарной направленности:
«Скорочтение». Целью данного образовательного модуля является создание условий для эффективного обучения быстрому чтению, увеличение скорости чтения.
Данный модуль организован по методике эффективного обучения и развития интеллекта от Шамиля Ахмадуллина, который наполнен интересными упражнениями, тренирующими память, развивающими внимание. В рамках модуля формируется навык быстрого чтения, повышается понимания текстов, умение пересказа и грамотной работы с большим количеством информации, происходит увеличение словарного запаса. Всего 18 часов обучения и навыки чтения и понимания, прочитанного улучшилось в разы!
«Развиваем интеллект». Игровой модуль для тренировки у детей логики, построения цепочки рассуждений, развития воображения, умения анализировать и делать выводы посредством решения занимательных задач. К концу обучения дети, освоили навыки и приемы логического мышления стали более внимательными, общительными, любознательными, научились сосредотачиваться на проблеме и решении поставленной задачи.
«Вектор развития». В рамках данного образовательного модуля дети приобрели начальные навыки и знания в робототехнике: на примере моделей Lego. Ребята узнали о программировании игр, особенностях программы Scratch. Приобрели начальные навыки в 3D-моделировании на основе интерфейса Tinkercad. Завершается курс собственным творческим проектом.
Программы художественной направленности:
Блок образовательных курсов
- «Волшебный мир открытки»
- «Красота своими руками»
- «Удивительная незнакомка Бумага»
- «Чудеса лепки»
направлен на развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей ребенка дошкольного возраста в процессе деятельности с различными материалами. В ходе обучения дети создали уникальные творческие продукты и проекты, отличные от формата занятий по декоративно-прикладному творчеству в детском саду.
«Красивая осанка за лето» – целью данного модуля является формирование у ребенка правильной и красивой осанки посредством танцевальных, игровых упражнений. Дети освоили элементы партерной гимнастики, научились поддерживать правильную осанку с предметами в руках, сформировали представление о правильной и красивой осанке.
Работа учреждения над созданием интегрированных программ для дошкольников обеспечивающих позитивную социализацию дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО позволило создать модель сетевого взаимодействия Центра с образовательными организациями района.
Какие же были для нас ожидаемые результаты по итогам реализации внедрения дополнительных программ в сетевой форме с дошкольными организациями:
• Укрепление положительного имиджа Центра за счет открытости образовательной среды для взаимодействия, привлечение внимания родительской общественности к деятельности Центра.
• Внедрение педагогами в собственную образовательную практику инновационные технологии для различных категорий детей (в том числе для детей с ОВЗ и для детей-инвалидов) в условиях сетевого взаимодействия в образовательных учреждениях.
От лица родительской общественности наш Центр «Созвездие» получил много положительных откликов и дальнейший запрос на реализацию дополнительных образовательных модулей в дошкольных учреждениях на протяжении всего календарного года.
Необходимость обновления содержания и технологий дополнительного образования детей для формирования универсальных компетенций, таких как креативность, коммуникация и др., вовлечение детей в проектную творческую деятельность с одной стороны, и нестабильная эпидемиологическая обстановка с другой стороны, дало толчок нашему Центру к поиску новых форм работы
С марта 2022 года в рамках сетевого взаимодействия при поддержке управления образования района города Нижнего Новгорода, запущен пилотный образовательный проект «ПриЗнайка» в очно-заочном формате. Главной целью образовательного проекта является создание условий для развития креативного мышления дошкольников посредством элементов ТРИЗ-технологии.
На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью детей дошкольного возраста, поэтому проект направлен, прежде всего, на тренировку и развития творческого воображения, фантазии детей, образного, ассоциативного и логического мышления.
На протяжении всего образовательного проекта дети знакомятся:
– с неалгоритмическими методами активизации творческого мышления (метод проб и ошибок, аналогия, мозговой штурм, метод гирлянд ассоциаций и аналогий, игры и упражнения);
– с принципами и приемами системного и диалектического мышления (методы анализа и синтеза, методы развития творческого воображения) [3].
Интересные задания, интерактивные герои позволяют детям научиться высказываться, сочинять, придумывать. Итогом проекта стал выпуск первого сборника «Приокский Знайка», в который вошли рассказы и рисунки команд.
В проекте приняли участие 14 детских дошкольных учреждений муниципалитета: 26 команд дошкольников (160 ребят) под руководством 34 наставников (воспитателей).
Условия участия в проекте заключались в том, что в ДОУ формировались команды из 4–7 человек в двух возрастных группах: старшая (5–6 лет) и подготовительная (6–7 лет). Выбирался наставник команды, который помогал детям выполнять задания.
Общение с наставниками, получение заданий, еженедельный рейтинг команд происходило в социальных сетях и в мессенджерах, созданными организаторами проекта.
Уникальность проекта в том, что он состоит из образовательных видеозанятий, которые снимаются, монтируются и готовятся к выходу в Медиацентре «Созвездие». В каждом видеозанятии в игровой форме ведущая проекта знакомит ребят с приемами, развивающими фантазию и креативное мышление. Ребята же поэтапно выполняют задания: придумывают и рисуют несуществующих животных, выдвигают фантастические гипотезы и придумывают неожиданные финалы для рассказов.
Для ребят на протяжении всего проекта приготовлено множество сюрпризов: волшебный карандаш, который сам рисует, ПриЗнайка – герой-помощник – это кукла, которая оживает на экране – всё создано, чтобы вызвать удивление и постоянно поддерживать интерес ребят! Уверены, что «Признайка» – «Приокский Знайка» станет брендом нашего учреждения – ведь это символ поиска, фантазии, творчества.
По итогам работы, образовательные организации отмечают следующие результаты: обновление форм и методов работы по образовательным программам в условиях сетевого взаимодействия, повышение профессиональной компетентности педагогов, разработка моделей сетевого взаимодействия, обновление форм и методов работы с обучающимися, расширение возможностей представления и распространения опыта, отмечают расширение ресурсов для обучения благодаря организации сетевого взаимодействия.
Положительный опыт Центра по внедрению сетевой формы в дошкольных учреждениях района продемонстрировал востребованность дополнительных услуг.
Список литературы
1. Абанкина И. В. Эффективные модели сетевого межведомственного взаимодействия организаций, реализующих программы дополнительного образования [электронный ресурс]. URL: http://dopedu.ru/attachments/article/545/%D0%90%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%98.%D0%92..pdf
2. Кривомлина О. В. Повышение качества образовательной деятельности средствами внедрения в процесс дошкольной организации технологии проектов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10.
3. Синева Н.Л. Основы ТРИЗ. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования. Н.Новгород: изд-во «Полиграф», 2010 г.
4. Швецов, М. Ю. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений / М. Ю. Швецов, А. Л. Дугаров // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2012. – № 5.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) “Об образовании в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). Глава 2. Система образования. Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ