Исследование вовлеченности в длительную военно-морскую игру участников временного детского объединения

Статья посвящена описанию опыта исследования вовлеченности в длительную военно-морскую игру участников временного детского объединения.  В тексте охарактеризованы критерии оценки вовлеченности, кратко представлен диагностический инструментарий и результаты замеров. Полученные материалы могут широко использоваться как в области изучения результативности воспитания в военно-патриотических объединениях. 

С.С. Зубанов,
магистрант, Московский городской педагогический университет,

В.Р. Мамбеткулова,
магистрант, Московский городской педагогический университет

Усиление внимания государства к вопросам патриотического воспитания школьников актуализировало значимость традиционных практик, одной из которых по праву может считаться вовлечение их в занятия военно-морской деятельностью. В нашей стране со второй половины ХХ века плодотворно функционируют клубы юных моряков (речников), детские морские центры, различные общественные организации соответствующего профиля. Среди них особое место занимает детский лагерь «Штормовой» Всероссийского детского центра «Орленок». 

С момента своего основания в 1966 году спецификой образовательной программы детского лагеря «Штормовой» является реализация длительной военно-морской игры, где: жизнедеятельность временных детских объединений имитирует жизнь морских экипажей; активно используются военно-морские ритуалы, сюжетно-ролевая морская игра выступает формой организации всей коллективной жизнедеятельности, образуя специфический уклад жизни детско-взрослого сообщества. Специфика такой сюжетно-ролевой игры, образующей уклад жизни образовательной организации, рассмотрена в работах Б. В. Куприянова, который утверждает, что сюжетно-ролевая военно-морская игра имитирует и моделирует жизнедеятельность военно-морского судна, отношения, возникающие между членами экипажа судна, наделяя всех участников детско-взрослого сообщества соответствующими игровыми ролями [2]. 

В детском лагере «Штормовой» есть традиция – первичные временные детские объединения («экипажи») называются в честь кораблей российского флота: «Напористый», «Пылкий», «Решительный», «Находчивый», «Ладный», «Смелый», «Задорный», «Пламенный». Важную роль в мотивации участников программы имеет соревнование первичных временных объединений за звание «Экипаж-флагман». Ритуал общего сбора в лагере проходят на крыше, оборудованной под палубу корабля.  

Образовательная программа д/л «Штормовой» называется «Академия морских профессий», состоит из 14 основных (в объёме 14 учебных часов) и 17 дополнительных (в объёме 4 учебных часов) курсов. Мотивации участников смены к активному участию в занятиях и мероприятиях способствует система индивидуальных игровых званий. Свидетельство о присвоении звания «Юный моряк» детского лагеря «Штормовой» вручается при успешном окончании «Академии морских профессий» и подтверждении достойности получения звания на тематическом огоньке «Юнмором быть достоин». Для школьников повторно участвующих в программе, разработана система званий «Матрос», «Старший матрос» детского лагеря «Штормовой».

Летом 2021 года силами управления образовательных программ «Орлёнок» ВДЦ было проведено психолого-педагогическое исследование, включавшее широкий спектр процедур диагностики. Наиболее актуальными в рамках исследования вовлеченности в длительную военно-морскую игру участников временного детского объединения оказались результаты анкетирования, проводившегося в начале и в конце смены.

В своем анализе мы использовали 8 позиций, распределенных в две сферы: 

оценка индивидуальных результатов в предложенной деятельности (оценка индивидуальных достижений, маркированных морской игрой, оценка ребёнком своих результатов участия в смене, самооценка полученного в ходе смены опыта, оценка реализации ожиданий от участия в смене, оценка последействия – нацеленности участников на занятия в сфере морской деятельности после смены). 

оценка предложенной деятельности (оценка субъективной значимости военно-морской истории, субъективная оценка морской тематики (профиля смены), оценка значимости элементов лагерной смены, оценка значимости традиций детского лагеря (место морских традиций в общем перечне); 

В своем анализе мы используем часть исследовательских материалов, полученных на базе д/л «Штормовой» (в шестой и седьмой смены), общее количество детей составило 76 человек в возрасте от 13 до 17 лет, мальчиков и девочек примерно в равном соотношении. Среди респондентов преобладают – жители крупного города, дети из благополучных семей, где оба родителя имеют высшее образование. 

Данные опроса свидетельствуют, что подавляющее большинство школьников (92%) положительно оценивают свое участие в смене с морской тематикой, 5% – дают этому обстоятельству отрицательную оценку, а 3% опрошенных фиксируют нейтральное отношение.

Результаты анкетирования показывают высокую степень субъективной значимости военно-морской истории (97% от общего числа опрошенных), при этом половина участников смены заявляет о высоком познавательном интересе к этой сфере, 24% признались в низкой информированности, но подтвердили собственную мотивированность к изучению морской истории, а 23% заявили и о высокой степени собственной информированности, и о том, что с удовольствием пополняли свои знания. 

Данные исследования показывают, что школьники скорее всего не различают общеорлятские традиции и военно-морские традиции д/л «Штормовой». Респондентами выделяются: орлятский круг (25%), символика детского лагеря, где присутствуют военно-морские ритуалы (подъём и спуск флага) (26%), особые орлятские традиции, олицетворяющие коллективистические ценности (доброе отношение к людям, взаимовыручка и поддержка, коллективное творчество) (в сумме 28%). Название традиций, которые были сформулированы с использованием слов «море» – «морское» и те, что были обозначены как особые традиции д/л «Штормовой», а также традиция, соответствующая стилю судовой дисциплины («С песней по морю», морская символика, «Посуда бьётся к счастью», «Уважение к старшим и беспрекословное выполнение приказов») в общей сложности получили 16% от общего сила ответов. 

Среди различных форм организации совместных занятий участники смены наиболее часто 45% выделяют элементы жизни первичного коллектива (вечерние сборы экипажа, совместная подготовка и проведение дел, организация самоуправления в экипаже и в лагере).

Существенное место занимает и общелагерный конкурс на звание «Экипаж-флагман» 15%, ритуальная сторона жизни детского лагеря оказалась актуальной для каждого пятого подростка («традиции российского флота, по которым живёт лагерь, утренние построения и вечерние поверки»), занятия по дополнительной общеобразовательной программе отмечены подростками в 18% случаев.

Существенным элементом сюжетно-ролевой морской игры д/л «Штормовой» является практика присвоения участникам смены игровых званий, названных по аналогии с морскими. В ответах на вопрос «Удалось ли тебе получить в ходе этой смены морское звание детского лагеря «Штормовой»?» просматривается несколько аспектов – доля детей, поощренных таким образом 49% и доля тех, для кого участие в игре было актуальным – 85%. Здесь нужно иметь в виду, что среди не получивших игровое звание есть те, кто не хочет делиться своими переживания (даже при заполнение анкеты), поэтому выбрал вариант «мне это было не интересно и не важно».

Оценка детьми своих результатов участия в смене выглядит так: высоко оценили собственный успех, уровень признания своих достижений 63%, в целом положительную оценку дали своим результатам еще 33%, в негативном свете индивидуальные итоги смены позиционировали 4% подростков.  

Одним из маркеров при оценке последствий вовлеченности в военно-морскую игру и занятия военно-морского профиля являются планы подростков в соответствующей сфере деятельности. Анализ результатов позволяет утверждать следующее на момент завершения лагерной смены вовлеченность участников достаточно высокая, так как совершенно не связывают свои планы с военно-морской тематикой всего 2,6 % от общего числа респондентов. Наиболее ощутимую вовлеченность показывают 8 % опрошенных, так как мечтают получать профессию моряка или рассматривают такой вариант, демонстрируют явные признаки вовлеченности те из респондентов, кто предполагает участвовать в работе клубов моряков (2, 1%), ходить на лодках или под парусом (5 %), хотел бы принять участие в морских путешествиях (10 %). 

Своеобразный характер вовлеченности можно отметить у тех из участников программы, кто хотел бы принять участие в сменах д/л «Штормовой» (13,5 %) или в тематических морских сменах в других лагерях (6 %). Более созерцательный вариант вовлеченности можно отметить у тех из школьников, кто планирует: посмотреть фильмы ο моряках и морских приключениях (12%), посмотреть фильмы ο море (8 %), побывать на экскурсиях в морских музеях (7 %), читать книги ο морских путешествиях (5,7 %).

Выводы. Опыт исследования вовлеченности в длительную военно-морскую игру участников временного детского объединения на базе ВДЦ «Орленок» в июне-августе 2021 г. показывает перспективность данного подхода для оценки результативности воспитания в организации отдыха детей и их оздоровления при реализации тематической смены. Разработанный диагностический инструментарий (См. Приложение) в целом показал свои возможности в решении поставленных задач. Полученные материалы могут широко использоваться в области изучения результативности воспитания в военно-патриотических объединениях. 

Список литературы

1.Куприянов Б.В.  Загородный детский лагерь в исторической ретроспективе// Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 1 (43). С. 86–97. Куприянов Б.В.  Уклады школьной жизни// Народное образование. 2015. № 8 (1451). С. 147–154.

2. Куприянов Б. В. Программы в учреждении дополнительного образования детей: учеб.-метод. пособ. М.: Школьные технологии, 2011. 227 с.

3. Опыт оценки качества образования во Всероссийском детском центре «Орлёнок» / А. П. Гузенко, Б. В. Куприянов, Л. Р. Сайфутдинова, Ю.А.Федотова. Краснодар: Новация, 2020. 123 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: