Как «подружить» педагога дополнительного образования и программу на курсах повышения квалификации

В статье рассматриваются интересные и нестандартные приемы, информационные ресурсы, обучающие материалы, которые позволяют повысить активность и личную заинтересованность слушателей на курсах повышения квалификации и изменить готовность педагога дополнительного образования к деятельности по разработке программно-методического обеспечения.

Цибизова Е.Б., к.п.н., доцент кафедры общего образования и психологии Муниципального автономного образовательного  учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации», Новокузнецк

Основная цель реализации любой программы повышения квалификации – это совершенствование компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, а ориентиром для отбора содержания программы является профессиональный стандарт.

Так, программа повышения квалификации «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в современных условиях» предназначена
для педагогов дополнительного образования (педагогов-организаторов, методистов) и учитывает соответствующий профессиональный стандарт. Цель программы: совершенствование трудовых действий слушателей по разработке программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Отметим, что из пяти трудовых функций, включенных профессиональным стандартом в обобщенную трудовую функцию «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам», разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее – программы) и методических материалов является наиболее сложной для педагога, что обусловлено целым рядом объективных и субъективных причин.

Сложившаяся ситуация приводит к тому, что на курсы повышения квалификации педагог дополнительного образования приходит со сформировавшимся отрицательным отношением к процессу проектирования программы, низкой степенью его осознанности и внутренней неготовностью к изменениям. Многолетний опыт работы преподавателя организации дополнительного профессионального образования показывает, что наилучшим итогом обучения будет как раз повышение готовности педагога к изменениям в собственной деятельности. Для достижения этого результата на курсе повышения квалификации применяются интересные и нестандартные приемы, разрабатываются и используются информационные ресурсы, обучающиеся материалы. С некоторыми из них мы и хотим вас познакомить.

Наша исходная позиция в том что, образование педагогов, должно быть адекватно особенностям взрослых учащихся и учитывать следующие положения:

  • в процессе обучения необходимо поддерживать чувство собственного достоинства, самоуважение педагога, опираться на его достижения, жизненный и профессиональный опыт;
  • процесс обучения нужно максимально приблизить к реальным профессиональным ситуациям, в которых педагог сам принимает решения и эмоционально переживает результат;
  • у педагогов должна быть возможность самостоятельного принятия решения и его обсуждения в общении с другими педагогами [3].

И, конечно же, обучение должно быть связано с положительными эмоциями и предполагать активность и личную заинтересованность слушателей.

Начало курса – особенно трудный момент, во многом определяющий как сложится совместная деятельность преподавателя и группы. Важно создать атмосферу сотрудничества и сформировать мотивацию к освоению содержания программы. 

На первом занятии педагоги работают с рабочим листом № 1 и презентацией.

 Основная цель не только формирование мотивации, но и определение своих профессиональных затруднений. Тест «Моя готовность к проектированию дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программы» разработан на основе гугл-формы, слушателям для выполнения предоставляется инструкция.

Тест «Моя готовность к проектированию дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программы»

Тест составляется для каждой группы (через функцию «копия»), ответы анонимны, все вопросы обязательны. В инструкции обозначены уровни готовности к проектированию программы, слушатели указывают количество полученных баллов только в своем рабочем листе. Затем на экран выводится гугл-форма и переводится на вкладку «ответы». Здесь видны сводные результаты по всем вопросам, анализ отдельных ответов, показана статистика. Эта информация обсуждается с группой. 

Второе задание помогает слушателям определить свои профессиональные затруднения и одновременно, в диалоге с преподавателем, внимательно познакомиться с темами курса. Завершается работа формулировкой ответов на вопросы (письменно):

  • Чему я научусь (моя цель)?
  • Зачем мне это нужно?
  • Как я смогу это оценить?

Это наиболее сложная часть занятия, так как не все педагоги могут поставить измеримую и достижимую в условиях реализации программы повышения квалификации цель. Целесообразно, чтобы слушатели, сначала по желанию, а потом и все озвучили свою формулировку цели, и если необходимо, то после обсуждения скорректировали ее. Немаловажно, что во время обсуждения заданий и рассматриваемых вопросов, выявляются педагогические позиции, отношения слушателей к своей профессии, тем задачам и вызовам времени, которые стоят перед современным дополнительным образованием. Это вызывает интерес педагогов к друг другу, создает атмосферу непринужденности и открытости.

Яркий момент на занятиях – использование интересного и нестандартного приема по освоению структуры программы, который мы назвали «Рисуем программу». 

Предпосылкой к его применению стало внимательное изучение материалов статьи Любовь Николаевны Буйловой «Ментальная карта – инструмент разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» [1]. Автор предлагает применить прием создания ментальных карт к разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Ментальная карта, по мнению Любовь Николаевны, поможет педагогам в решении задач упорядочивания, структурирования, оформления и презентации программы. По сути, в статье идет речь о процессе проектирования программы с помощью создания замысла ментальной карты и его воплощения в общую структуру разделов программы в соответствии с предъявляемыми нормативно-правовыми и методическими требованиями. 

Отметим, что отличие процессов проектирования и конструирования программы, подробно рассматривается в другой работе Л.Н. Буйловой [2]. И если итог проектирования – замысел, модель образовательной программы, то есть создание новой программы, отличающейся от уже существующих и применяемых ранее, то итогом конструирования будет создание конструкции будущей программы. При этом «конструкция программы» рассматривается как ее структура и последовательное, взаимосвязанное расположение частей построения программы. [2. с. 67-69].

Рассмотрев положения статьи Л.Н. Буйловой, мы пришли к выводу, что формат работы на курсах повышения квалификации и достаточно краткий срок обучения не позволяет использовать этот прием для проектирования программы. Нельзя не учитывать и то, что организации самостоятельно осуществляют процесс разработки программ. Следовательно, более рационально применить прием создания ментальных карт при проектировании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в самой организации, в работе проблемно-творческой группы, проведению консультаций с методистами. А в процессе занятий на курсе повышения квалификации возможно его использование при освоении материала о структуре (конструкции) программы и соблюдения требований к ней.

Для того что бы педагог грамотно осуществил процесс конструирования, он должен владеть знаниями о нормативно-правовых и методических требованиях к структуре программы. И на первый взгляд, здесь не должно быть затруднений, ведь в каждой организации разработан и действует локальный нормативный акт, регулирующий этот вопрос. Однако, затруднения есть и связаны они на наш взгляд, с недостаточным уровнем нормативно-правовой компетентности педагога, обусловленной, зачастую его нежеланием что-то изменить. 

В 2019 – 2020 учебном году в двух группах слушателей прием был апробирован. По материалам статьи Л.Н. Буйловой подготовлена презентация. Для создания ментальной карты педагогам был предоставлен текст Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и текст методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка. Наряду с удачными моментами, такими как заинтересованность слушателей, более высокая степень осознанности их действий, более эффективный анализ информации, отметим не очень удачные. Не все педагоги знакомы с понятием «ментальная карта», вариантами ее применения, степенью сложности и способами создания, поэтому пришлось сначала рассмотреть эти вопросы. Неудобной оказалась и работа с текстами, затруднительно было искать информацию в массиве данных. В результате было потеряно учебное время и снижен темп работы. 

Поэтому, в дальнейшем, прием был модернизирован. В частности, от создания ментальной карты мы перешли к разработке схемы-рисунка, а информация о нормативно-правовых и методических требованиях к структуре программы размещена на рабочих листах № 2 и № 3. Немаловажно, что педагогу предоставляется творческая свобода в выборе построения схемы программы, слушатели рисовали, так как понятно и удобно им. Единственное обязательное условие – сохранение полноты структуры программы в соответствии с требованиями. Это уже работа преподавателя. Ну и, необходимы материалы – листы формата А3, цветные карандаши, фломастеры (используются по желанию). 

Важно, что прием «Рисуем программу» используется в конце третьего занятия (тема первого занятия в рабочем листе № 1 не указана). Во время предыдущих, в совместной деятельности, анализируются изучаемые вопросы, делается обзор наиболее сложных и значимых проблем современного дополнительного образования, при этом преподаватель ориентирует педагогов на самостоятельное осмысление материала при выполнении индивидуальных или групповых заданий. Таким образом, слушатель приступает к созданию схемы-рисунка подготовленным, с выраженной ответственностью за результат. В дальнейшем на занятиях схема-рисунок активно используется, а по окончанию курса, вместе с рабочими листами остается у педагога как справочный материал. 

Сейчас уже три группы слушателей использовали при обучении прием «Рисуем программу» и все без исключения отметили его высокую эффективность. Для ее оценки двум группам (53 человека) мы предложили ответить на два вопроса. В первом вопросе «Выберите все подходящие варианты продолжения фразы «Использование приема «Рисуем программу» я оцениваю положительно, потому что …» лидером стал ответ «Проще запомнить и воспроизвести информацию» (76,9%), на втором месте вариант «Так легче воспринимать текст» (46,2%). При составлении анкеты мы предположили, что возможно педагогам просто нравится рисовать и указали такой вариант, но его выбрали лишь 12,3% респондентов. Ответ на второй вопрос «Использование приема «Рисуем программу» я оцениваю отрицательно, потому что …» не выбрал ни один педагог.

И в завершение, расскажем о приеме «Подводим итоги», который применяется на предпоследнем занятии (следующее – зачет). В течение всего курса педагоги получали и заполняли рабочие листы, обязательно указывая свою фамилию (до предпоследнего занятия рабочие листы хранятся у преподавателя, так как есть риск их утраты). Кстати, свободное место на рабочих листах также используется, как и его обратная сторона. На шестом занятии преподаватель просит заполнить рабочий лист № 5. Слушателям предлагается продолжить предложения:

  • Я ожидал, что на занятиях…., а оказалось…
  • Самое важное во время курса, что…
  • Я достиг / не достиг поставленной цели, потому что… 
  • Мне не хватило на занятиях…
  • За что я могу себя похвалить…

Письменный текст, необходимость сопоставления ответа с поставленной целью позволяет каждому слушателю увидеть изменения в своих представлениях об обсуждаемых проблемах. Внутренний результат во многом определяется той целью, которую педагог поставил сам для себя. А  осознание внутреннего результата происходит на этапе рефлексии во время заполнения рабочего листа и обсуждения итогов.

Приведем примеры того как педагоги продолжили первое предложение.

  1. «Я ожидал, что на курсах будет чтение теории, а оказалось, что в обсуждении вопросов пришло понимание».
  2. «Я ожидала, что на занятиях будет сухая подача нормативных документов, а оказалось, что подача информации была в интересной, дискуссионной форме».
  3. «Я ожидал, что на занятиях я получу информацию, которая не имеет практического применения, а оказалось, что большинство полученных знаний применимо уже в настоящее время».

Слушатели заполняют рабочий лист № 5 на занятии «Современные формы аттестации, учитывающие особенности оценки и демонстрации образовательных результатов в дополнительном образовании», где рассматривается вопрос о нецелесообразности оценивания результатов освоения программы ребенком отдельно от процесса обучения, что имеет место быть в работе педагога дополнительного образования. Органично объединяет эти две составляющие образовательного процесса использование способа фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений или портфолио. «Рабочее портфолио» – это форма и процесс организации (коллекция и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности учащихся с последующей самооценкой и рефлексией собственной деятельности [4]. Папка, в которую собраны рабочие листы, схема-рисунок и является рабочим портфолио слушателя курса, а ее составление, проведенный анализ и осуществление самооценки, практически иллюстрируют теоретический материал об использовании портфолио как формы аттестации в организации дополнительного образования.

Подведем итог. Изменение готовности педагога дополнительного образования к собственной деятельности по разработке программно-методического обеспечения – это тот результат, который мы стараемся достичь в работе. Обучение на курсе повышения квалификации далеко не всегда означает решение проблемы, чаще педагоги получают своеобразный заряд, который помогает сориентироваться, определить приоритеты, наметить новые задачи. Использование интересных и нестандартных приемов, разработанных информационных ресурсов, обучающих материалов позволяет повысить активность и личную заинтересованность слушателей. И тогда взрослые учащиеся, преодолев барьер отрицательного отношения к программе, вместе с преподавателем «привносят» нечто существенное в содержание курса, рождают идеи и создают новый продукт – замысел, прообраз своей программы.

Список литературы:

  1. Буйлова Л.Н. «Ментальная карта – инструмент разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» / Л.Н. Буйлова // Информационно-методический журнал «Про ДОД». – Октябрь. Про ДОД: [сайт]. — URL: http://prodod.moscow/wp-content/uploads/2019/11/Pro_DOD_October_2019.
    pdf
    (дата обращения 08.04.2022).
  2. Методический сборник для руководителей и педагогов субъектов Российской Федерации в целях реализации и продвижения мероприятия федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» – Создание новых мест дополнительного образования детей. / Коллектив авторов. – СПб: Счастливый Билет, 2021. – 192 с.
  3. Технология образования взрослых. Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / Под общей редакцией О.В. Агаповой, С.Г. Вершловского, Н.А. Тоскиной. – СПб: КАРО, 2008. – 176 с.
  4. Шалагина И.В. Портфолио – педагогическая технология школьной оценки / И.В. Шалагина // Естествознание в школе. – 2004. – № 2. – С. 20-23.

Добавить комментарий

Войти с помощью: