В ногу со временем. Дистанционное обучение: обзор инструментов

В статье представлен материал, который поможет преподавателям в организации дистанционного обучения на бесплатных платформах обучающей среды. В статье показаны разновидности инструментов дистанционного обучения. Данный материал будет полезен педагогам и методистам дополнительного образования, учителям общеобразовательных организаций.

А.А. Кичигина,
методист центра развития и управления проектами
КГАОУ ДО РМЦ

В рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» до 2024 года определены показатели, среди которых есть и разработка и внедрение дополнительных общеобразовательных программ с использованием дистанционных технологий, разработанных с учетом лучших образцов практики. С 2018 года в Хабаровском крае реализуется региональный проект «Успех каждого ребенка», где в концепции по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Хабаровском крае указан индикатор: количество разработанных и внедренных дистанционных курсов дополнительного образования детей. В 2019 году от каждого района края должны были быть представлены не менее 20 программ по каждой направленности дополнительного образования детей, за исключением физкультурно-спортивной, к 2020 году — 25 программ, к 2021 году — не менее 30 программ. Проведенный мониторинг по показателям / индикаторам эффективности реализации мероприятий в районах показал, что под дистанционным курсом / программой некоторые педагоги и методисты понимают только работу с электронной почтой и флэшкой, а разнообразие инструментов велико.

«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» (Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 16). Соответственно, программа с применением дистанционных технологий — это обучение учащегося педагогом в очном режиме с использованием информационных средств. А программа дистанционного обучения предполагает удаленное взаимодействие учащегося с педагогом при помощи средств, необходимых для проведения обучения.

К видам дистанционного обучения относятся сетевые технологии, которые подразделяются на следующие виды:

  1. Асинхронные сетевые технологии (оффлайн-обучение) — средства коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время для каждого участника процесса, независимо друг от друга. К данному типу коммуникаций можно отнести форумы, электронную почту, wiki-сайт и т.д.;
  2. Синхронные сетевые технологии (онлайн-обучение) — это средства коммуникации, позволяющие обмениваться информацией в режиме реального времени. Это голосовые и видеоконференции, текстовые конференции (чаты), технологии Skype и т.д. Такие технологии удобны, когда участники территориально удалены друг от друга.

Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» (далее РМЦ) проводит работу по дистанционным программам: создана проблемно-целевая группа, регулярно проводится обучение педагогов и методистов.

На краевом семинаре «Исследовательская и изобретательская деятельность учащихся по технической и естественнонаучной направленности дополнительного образования» (30.10–31.10.2019 г.) и вебинаре «Инструменты дистанционных программ» (26.11.2019 г.), организованном КГАОУ ДО РМЦ, педагоги дополнительного образования, методисты края делились опытом использования средств коммуникаций в дистанционном обучении (запись вебинара можно увидеть по ссылке).

Популярная система Moodle

Система предлагает пользователю различные панели инструментов, возможность отслеживать прогресс обучающихся и поддержку мультимедиа; дает возможность создавать курсы, адаптированные под мобильные телефоны.

Интерфейс системы ориентирован на работу педагогов, не обладающих глубокими знаниями в области программирования и администрирования баз данных, веб-сайтов и т.п.

В центре технического творчества КГАОУ ДО РМЦ реализуется проект краевой заочной физико-математической школы, где все материалы размещаются на платформе Moodle. Педагоги считают, что «система имеет удобный интерфейс, преподаватель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой: вставлять таблицы, схемы, графику, видео, флэш и др. Педагог может по своему усмотрению использовать как тематическую, так и календарную структуризацию курса. С помощью встроенного календаря можно определять даты начала и окончания курса, сдачи определенных заданий, сроки тестирования. Оценивать работы обучающихся возможно по произвольным шкалам через форум, wiki, глоссарий и т.д. В системе содержатся развитые средства статистического анализа результатов тестирования, возможна градуировка сложности тестовых вопросов обучающихся».

Программа Moodle бесплатная, но из-за того, что она очень объемная, необходим сервер. При его отсутствии есть вариант использования сервера на портале, что обойдется примерно в две тысячи рублей в год. Также в системе предусмотрено использование личного портала в тестовом режиме на срок 30 дней на базе одного из коммерческих хостингов, размещенных на территории Российской Федерации.

На семинаре у педагогов была возможность, на специально созданном для мероприятия портале дистанционного обучения в тестовом режиме познакомиться с аспектами работы на платформе Moodle. Участники регистрировались в системе, создавали курсы и зачисляли на них пользователей, наполняли курс лекциями, заданиями, тестами.

Просто Learnme

Если с Moodle новичку, чтобы освоиться с программой, все-таки нужно время, то понять принцип работы платформы Learnme можно достаточно быстро. Это бесплатная облачная платформа для онлайн-обучения, относительно простая, интуитивно понятная для размещения учебного материала и работы в ней. Если уже есть готовые материалы для наполнения курса, лекции, тесты, то всего за один вечер можно зарегистрироваться и создать дистанционный курс. Единственное ограничение — бесплатно можно создать только три курса до 20 человек в группе.

Курс Eduardoэто не только видео и тесты

Для коллективной работы над проектированием курса, когда просто по электронной почте приглашаются коллеги и создается команда, можно будет воспользоваться программой Eduardo. В сердце сервиса — Open edX, который используется в проектах Лекториум, Edx.org и на платформе «Открытое образование». Платформа Eduardo позволяет использовать в обучении видео, тексты, документы, создавать более десятка различных заданий. Это удобная работа для авторского коллектива или сменных преподавателей. Материалы публикуются просто, быстро и вовремя — достаточно установить время для открытия курса пользователям, задать последовательность изучения материалов, изменять ее с помощью визуального редактора.

На этой платформе можно предложить творческие задания, открытые задачи для развития мышления, проверять ответы и вступать в дискуссии на форуме курса. Без специальных навыков в программировании педагогу достаточно просто работать с наглядными инструментами. Ограничение — бесплатно можно создать только пять курсов до 30 человек в группе.

Google Forms — это возможности для педагога

В рамках деятельности краевой очно-заочной экологической школы педагоги эколого-биологического центра КГАОУ ДО РМЦ искали удачные варианты онлайн-платформ для решения своих задач: организовать опрос среди большого количества обучающихся, провести дистанционно олимпиаду, анкетирование, контролировать знания у обучающихся, ну и, конечно, все это должно быть бесплатно. Подходящий для себя вариант они нашли в Google Forms. Это онлайн-сервис для создания форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов. Рассмотрим преимущества данного сервиса:

  • простота в использовании (форму не надо скачивать, просто пересылаем по адресам электронной почты и получаем обратно заполненный вариант);
  • доступность 24/7 (возможность созданная форма хранится в облаке, поэтому, чтобы ни произошло, форма никуда не денется);
  • индивидуальное оформление (очень много шаблонов оформления, есть возможность создать форму самостоятельно);
  • бесплатность (сервис полностью бесплатный);
  • возможность работы через мобильные устройства (Google Forms адаптированы под мобильные устройства);
  • понятность (Google Forms собирают и профессионально оформляют статистику по ответам, можно сразу приступать к анализу результатов);
  • возможность индивидуальной или групповой рассылки;
  • возможность оперативно контролировать и оценить результаты обучения;
  • моментальная фиксация результатов в таблице Excel, что удобно для обработки и подготовки отчетно-аналитических материалов в дальнейшем.
Не забываем о Skype-конференции

Многие пользуются программой Skype, преимущество которой в доступности. Если Skype не установлен по умолчанию, то его можно установить не только на любой компьютер, но и на мобильное устройство. Таким образом, с помощью очень простой гарнитуры вы сможете не только слышать, но и видеть обучающихся.

Однако есть некоторые возможности этой программы, о которых некоторые забывают, а, может быть, и не знают.

  1. Совершение конференц-звонков (функция предусматривает наличие до 25-ти абонентов, включая самого инициатора звонка).
  2. Видеосвязь (Skype делает доступным как обычное общение между двумя пользователями, так и видеоконференцию с возможностью подключения до 10 соединений).
  3. Передача текстовых сообщений (по сути представляет собой обычный чат).
  4. Передача различных файлов (объем передаваемых файлов может быть любой, начиная от нескольких килобайт и заканчивая гигабайтами информации).
  5. Передача изображения с экрана монитора на монитор одного из абонентов.
Menti.com (менти)  лучший вариант онлайн-опросов

На краевой научно-практической конференции педагогических работников «Образование в интересах человека: драйверы изменений» в августе 2019 г. на большом экране выводился определенный вопрос и все слушатели, используя свое мобильное устройство, могли ответить на него, при этом результаты в режиме реального времени отображались на экране. Самостоятельно педагог дополнительного образования, обязательно зарегистрировавшись, тоже может создать такой опрос, создав личный кабинет на платформе www.mentimeter. А для того чтобы участвовать в опросе, необходим выход на платформу www.menti.com, где регистрация не нужна. Потребуется только мобильное устройство с выходом на сайт в Интернете.

Выбор для создания опросов достаточно большой, все зависит от того, какую цель вы ставите. Например:

  • верный / неверный ответ;
  • с несколькими вариантами ответа;
  • вариант опроса с ответом, который отвечающий вводит сам (при этом ответы формируются в так называемое облако слов);
  • конкретный вопрос с несколькими вариантами ответов, один из которых является верным.

Такой опрос удобен в качестве экспресс-тестов на проверку знаний.

Chatbots (чат-боты) в электронном обучении, или Ваш друг — чат-бот

Время новых технологий не стоит на месте и онлайн-помощниками, которые научились общаться и помогать людям в решении многих вопросов, стали чат-боты.

Чат-бот — это виртуальный собеседник, программа, которая создана для имитации поведения человека при общении с одним или несколькими собеседниками.

В дистанционном обучении чат-боты могут сопровождать каждого обучающегося индивидуально, в соответствии с его уровнем и выбранным темпом освоения материала, делая обучение доступным практически для любого человека, имеющего доступ к wi-fi.

Благодаря чат-боту процесс учебы не останавливается: вы можете уехать на курсы повышения квалификации, на конференцию или уйти на больничный, а дети все равно смогут проверять свои знания: они пишут чат-боту ответы на вопросы, а тот говорит, правильно или нет. Если неправильно, то чат-бот скидывает видео или ссылку на статью, где обучающийся может лучше изучить материал. Плюс чат-ботов еще в том, что они не ругают. У ребенка есть право на ошибку: он может много раз попробовать и, в итоге, найти верный ответ. Каждый педагог может создать своего чат-бота просто следуя алгоритму.

В заключение хотелось бы сказать, что разработка и реализация программ в дистанционной форме или с применением дистанционных технологий для педагогов — процесс весьма увлекательный. А для детей поколения Z, уже не представляющих жизни без гаджетов, — это интересные занятия «в ногу со временем».

Литература

  1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Использование платформы Moodle для организации дистанционного образования. Методические рекомендации / Сост. И.В. Воеводина. — Хабаровск: КГАОУ ДО РМЦ, 2019. — 32 с.
  3. Гвоздев В.В. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Инструкция для преподавателей. — Тольятти: 2011. — 161 c.
  4. https://moodle.org/?lang=ru.
  5. https://psihdocs.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-distancionnogo-obuch-v3.html
  6. http://eduardo.studio/
  7. https://home.learme.ru/
  8. https://www.google.ru/intl/ru/forms/about/
  9. https://newreporter.org/2016/10/25/mentimeter-com-onlajn-oprosy-v-rezhime-realnogo-vremeni/
  10. https://spark.ru/startup/oblakodom/blog/19766/chto-takoe-chat-boti-i-gde-oni-ispolzuyutsya

Добавить комментарий

Войти с помощью: