Структурное содержание компетенций как путь к проектированию содержания и результатов дополнительного образования детей

Современное дополнительное образование детей ориентировано на применение компетентностного подхода, центральные понятия в котором – компетенция и компетентность. Анализ работ различных
исследователей показывает всю сложность, многомерность и неоднозначность данных дефиниций, что значительно усложняет работу педагога по определению задач, содержания и результатов собственной педагогической деятельности в компетентностном подходе. Данная публикация представляет собой попытку обобщения и структурирования различных исследований о содержании и структуре отдельных компетенций, а также собственного педагогического опыта.

Е.Н. Эберт,
методист,
ГАУДО «Республиканский центр
дополнительного образования»,
заместитель руководителя,
Региональный модельный центр
дополнительного образования детей,
Республика Коми, г. Сыктывкар
E-mail: koyuchevaelena@gmail.com

Основное направление модернизации дополнительного образования детей связано с обновлением его содержания и достижением нового качественного результата – сформированности ключевых компетенций конкурентноспособной личности, способной ориентироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях.

Понятие «компетенция» и «компетентность» являются концептуальными в компетентностном подходе.

Большинством исследователей компетенция связывается с «выходом», результатом образовательного процесса, а компетентность понимается как совокупность проявляемых компетенций в непосредственной жизнедеятельности человека и интегрированный результат образования.

Так, согласно Зимней И.А., компетенции – это «некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы или алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных  проявлениях» [4]. 

Следовательно, в компетентностном подходе результаты и содержание дополнительного образования должны определяться на основе выделения формируемых компетенций. В этой связи для педагога становится важным понимание структуры компетенций, облегчающее определение задач, содержания и результатов образовательного процесса.

Следует отметить, что А. В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций [12]. С учетом особенностей дополнительного образования ее можно представить следующим образом:

– базовые компетенции – компетенции, общие для конкретной направленности программ;

– ключевые компетенции – компетенции, относящиеся к метапредметному содержанию дополнительного образования детей;

– специальные (предметные) компетенции – компетенции, частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенций, имеющие описание и возможность формирования в рамках конкретного объединения в ходе реализации конкретной дополнительной общеобразовательной программы.

На наш взгляд, наибольшую практическую значимость для педагогов дополнительного образования может иметь структурное описание первых двух видов компетенций.

Ряд авторов (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедева, М.А. Холодная, А.В. Хуторской и др.) выделяют различные  компоненты в структуре компетенции. Общим в предложенных ими  структурах является то, что они не ограничены только знаниями и умениями.

Обобщая взгляды исследователей, в структуре компетенции можно выделить следующие базовые компоненты:

– когнитивный: представления, знания;

– практический (операциональный): способы действия, умения, навыки, опыт.

– мотивационный: мотивы и ценностно-смысловые установки;

– личностный: индивидуальные способности и личностные качества.

Итак, попробуем на основе данной структуры определить примерное содержание компонентов отдельных базовых компетенций, общих для той или иной  направленности программ.

Важно отметить, что при выделении данного вида компетенций мы ориентировались на приоритеты обновления содержания по направленностям дополнительного образования, представленных в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года [9]. 

Кроме того, при определении содержания компонентов представленных компетенций мы столкнулись с отсутствием исследований по данной теме в области дополнительного образования детей, поэтому во многом нам пришлось ориентироваться на научные изыскания специалистов высшей школы. По каждой компетенции нами представлена ссылка на основной использованный нами источник.

1. художественная направленность (приоритеты обновления содержания: приобщение к искусству, народному творчеству, художественным ремеслам и промыслам, сохранению культурного наследия народов Российской Федерации; вовлечение детей в художественную деятельность):

– искусствоведческая компетенция [8]:

когнитивный компонент: знание историко-теоретических основ избранного вида искусства, специфики его художественно-образного языка, особенностей возникновения, становления и развития различных видов, жанров, стилей, направлений в избранном виде искусства, основных подходов и методов изучения и анализа наследия искусства и др.

практический компонент: умение анализировать, интерпретировать художественные произведения и явления, адекватно оценивать современное их состояние, применять теоретические знания для решения художественно- творческих задач и др.

мотивационный компонент: осознанная потребность в познании и освоении искусства.

личностный компонент: способность к художественному восприятию, целеустремленность, инициативность, ответственность за результаты собственной деятельности, толерантность и др.

– художественно-проектная компетенция [6]:

когнитивный компонент: знания в области технологии проектирования (структура процесса проектирования, процедуры).

практический компонент: владение проектированием как деятельностью по самоорганизации образовательного пространства (умение анализировать возникающие проблемы, планировать и прогнозировать деятельность, осуществлять ее конструирование, создавать продукт, анализировать результаты проектной деятельности и др.), владение опытом конструирования и проектирования и др.

мотивационный компонент: мотивы и устойчивый интерес к художественному проектированию.

личностный компонент: инициативность, ответственность и др.

2. естественнонаучная направленность (приоритеты обновления содержания: вовлечение детей в научную деятельность, связанную с наблюдением, описанием, моделированием и конструированием различных явлений окружающего мира):

– экологическая компетенция [3]:

когнитивный компонент: совокупность знаний о взаимоотношениях в системе «человек-общество-природа», законах функционирования природы, знания о современных экологических проблемах и обоснованных путях их решения и др.

практический компонент: умение практически применять экологические знания при выявлении, решении и предупреждении экологических проблем, улучшении состояния окружающей среды, наличие практического опыта экологической деятельности и др.

мотивационный компонент: потребность в безопасности (благоприятные условия для существования всего живого, сохранения своей жизни и здоровья), познавательные потребности, эстетические потребности (стремление увидеть и осознать красоту окружающего мира), мировоззренческие потребности (стремление понять свою роль и предназначение в мире) и др.

личностный компонент: способность к сопереживанию, отзывчивость, ответственность за последствия своих действий и поведения в окружающей среде, бережливость и др.

  • исследовательская компетенция [5]:

когнитивный компонент: знание теоретических и методологических основ исследовательской деятельности (процедурное знание – знание разнообразных методов, используемых для получения научного знания, а также стандартных исследовательских процедур).

практический компонент: операционные умения в работе с техническими системами; умение использовать специальные технологии, методы, материалы и инструменты в исследовательской деятельности; опыт в исследовательских видах деятельности (наблюдение, измерение, эксперимент); умение описывать и оценивать научные исследования, презентационные умения и др.

мотивационный компонент: интерес к исследовательской деятельности как индивидуальной, так и групповой, потребность в этой деятельности и направленности на достижение ее результатов.

личностный компонент: самостоятельность, саморегуляция, культурное самоопределение, самоидентификация учащегося и др.

3. социально-гуманитарная направленность (приоритеты обновления содержания: вовлечение детей в практику глобального, регионального и локального развития общества, развития культуры межнационального общения):

социальная компетенция [15]:

когнитивный компонент: знания национальных и общечеловеческих норм и ценностей, знания об обществе, а также норм (привычек, обычаев, традиций, нравов, законов и т. п.) в различных сферах и областях социальной жизни – политической, духовной и др.; знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе, о социальных структурах, различных социальных процессах и др.

практический компонент: опыт участия в социально-значимой, созидательной деятельности.

мотивационный компонент: принятие и субъективизация социальных ценностей.

личностный компонент: восприятие себя как социального субъекта, способность к эмпатии, активность, способность к лидерству, ответственность и др.

  • поликультурная (мультикультурная) компетенция [1]

когнитивный компонент: знания об этнической культуре, о содержании, особенностях, нормах и технологиях поликультурного взаимодействия и др.

практический компонент: опыт взаимодействия в поликультурной среде, опыт проектной и исследовательской деятельности в области поликультурной среды.

мотивационный компонент: положительная этническая индентификация и мотивы к изучению культуры своего и других народов.

личностный компонент: культурное личное самоопределение, толерантность и др.

4. физкультурно-спортивная направленность (приоритеты обновления содержания: вовлечение детей в мероприятия, содержащие элементы различных видов спорта, способствование их физическому, духовному, интеллектуальному, здоровьесберегающему воспитанию):

оздоровительно-физкультурная компетенция [13]:

когнитивный компонент: система валеологических знаний (знание понятий и компонентов здоровья и здорового образа жизни), знание оздоровительных возможностей занятий физическими упражнениями и др.

практический компонент: прикладные двигательные умения и навыки, навыки здорового образа жизни, владение способами сохранения и укрепления здоровья, умение выполнять комплексы упражнений, опыт участия в спортивных массовых мероприятиях и др.

мотивационный компонент: осознание места и значения здоровья и здорового образа жизни в системе ценностей человека, интерес и потребности в занятиях физической культурой.

личностный компонент: гармонизация физического развития (как достижение пропорциональности индивидуальных антропометрических и морфофункциональных показателей) и адаптация (приспособление) к природной и социальной среде на основе развития индивидуальных (психофизических) способностей.

  • физкультурно-спортивная компетенция [13]:

когнитивный компонент: знание теоретических основ физкультурно- спортивной деятельности (знание основ общей физической и специальной подготовки), знание принципов и правил спортивных соревнований и др.

практический компонент: физическая и технико-тактическая подготовленность в избранном виде спорта.

мотивационный компонент: положительное отношение к процессу и результатам физкультурно-спортивной деятельности, активное желание добиться эффективных результатов в ней, опыт участия в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта.

личностный компонент: организованность, стрессоустойчивость, способность самостоятельно выбирать виды спорта или систему физических упражнений для укрепления здоровья и др.

5. туристско-краеведческая направленность (приоритеты обновления содержания: вовлечение детей в туристскую и краеведческую деятельность посредством организации походно-экспедиционных, экскурсионных, проектно-исследовательских и других профильных форм работы):

– туристско-спортивная компетенция:

когнитивный компонент: знание теоретических основ туристско- спортивной деятельности (знание основ общей физической и специальной подготовки), знание принципов и правил соревнований по спортивному туризму и др.

практический компонент: физическая и технико-тактическая подготовленность в спортивном туризме.

мотивационный компонент: положительное отношение к процессу и результатам туристско-спортивной деятельности, активное желание добиться эффективных результатов в ней, опыт участия в туристско-спортивных соревнованиях.

личностный компонент: организованность, стрессоустойчивость, целеустремленность и др.

– краеведческая компетенция [14]:

когнитивный компонент: знания о специфике развития социума, истории, культуры родного края.

практический компонент: опыт практической деятельности в акциях, направленных на решение проблем окружающего социокультурного пространства.

мотивационный компонент: ценностное отношение к уникальной соцокультурной среде региона, интерес к познанию истории и др.

личностный компонент: самостоятельность, патриотизм и др.

6. техническая направленность (приоритеты обновления содержания: вовлечение детей в создание искусственно-технических и виртуальных объектов, содействие формированию навыков в области технических наук, технологической деятельности и инженерного мышления):

инженерно-техническая компетенция [11]:

когнитивный компонент: знание сущности технических понятий (техническая система, прибор, инструмент, машина, модель и др.), знание технических терминов, владение основами изобретательства и технологического предпринимательства, понимание тенденций и основных направлений развития современных технологий и др.

практический компонент: владение приемами конструирования технических систем и способов управления ими, базовые навыки применения основных видов ручного инструмента (в том числе электрического) как ресурса для решения технологических задач и др.

мотивационный компонент: удовлетворенность от решения творческих технических задач, самореализации в деятельности и др.

личностный компонент: самостоятельность, ответственность за результат и др.

проектная компетенция [2]: 

когнитивный компонент: знания в области технологии проектирования (структура процесса проектирования, процедуры).

практический компонент: владение проектированием как деятельностью по самоорганизации образовательного пространства (умение анализировать возникающие проблемы, планировать и прогнозировать деятельность, осуществлять ее конструирование, создавать продукт, анализировать результаты проектной деятельности и др.), владение опытом конструирования и проектирования и др.

мотивационный компонент: мотивы и устойчивый интерес к техническому проектированию.

личностный компонент: инициативность, ответственность за результат и др. 

– цифровая компетенция [10]:

когнитивный компонент: знание рисков использования цифровых технологий и мер по их предупреждению, знание возможностей различных цифровых ресурсов, знание прав и ответственности цифрового гражданина и др.

практический компонент: применение цифровых технологий в ходе образовательной деятельности; использование технологии программирования, обработки и анализа больших массивов данных и машинного обучения и др.

мотивационный компонент: мотивы участия в освоении цифровых технологий, использования цифровых ресурсов, интерес к цифровизации производства и др.

личностный компонент: самостоятельность, целеустремленность, ответственность за результат, стрессоустойчивость и др.

Помимо компетенций, специфичных для каждой направленности программ, необходимо учитывать формирование ключевых компетенций (общих для всех направленностей). Данные компетенции являются метапредметными и служат базой для формирования любой из выше перечисленных компетенций.

В современном образовании за основу классификации данных компетенций берется модель «4К», выделенная из десятка ключевых компетенций востребованного сотрудника XXI века, представленных на экономическом форуме в Давосе в 2016 году.

Одна из классификаций ключевых компетенций представлена моделью «4К».

М. А. Пинская и А. М. Михайлова выделяют в данной модели следующие компетенции: компетенции критического и креативного мышления, коммуникации и кооперации [7].

С учетом представленного ими содержания компетенций, можно представить структуру компетенций следующим образом:

компетенция критического мышления:

когнитивный компонент: представление о критическом мышлении, знание его особенностей, структуры информационного блока (тезис, аргументы, посторонний материал) и др.

практический компонент: владение основными навыками критического мышления: интерпретация, анализ, оценка, объяснение (аргументация), выведение гипотез, контроль.

мотивационный компонент: интерес к окружающему миру, установка на готовность изменять, проверять, опровергать.

личностный компонент: любознательность, наблюдательность, смелость бросить вызов авторитету, интеллектуальная автономия, гибкость мышления, терпение, настойчивость, логичность, последовательность и др.

креативная компетенция:

когнитивный компонент: знания в области определения проблем.

практический компонент: умение представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем, выражать идеи, применяя, синтезируя или видоизменяя знания.

мотивационный компонент: активный интерес к выполнению творческой задачи.

личностный компонент: гибкость и оригинальность мышления, инициативность, воображение, независимость, способность генерировать большое количество идей.

– компетенция коммнуикации:

когнитивный компонент: знания о коммуникациях, их видах, фазах, закономерностях развития, коммуникативных методах и приемах, вербальных и невербальных средствах коммуникации и др.

практический компонент: умение выражать и интерпретировать мысли, чувства и факты в устной и письменной форме (слушание, говорение, чтение и письмо), а также эффективно общаться в различных социальных и культурных контекстах (образование, работа, дом и отдых).

мотивационный компонент: широкий круг познавательных интересов, потребность в общении и др.

личностный компонент: широкий кругозор, общительность, толерантность, эмпатия и др.

– компетенция кооперации (сотрудничества):

когнитивный компонент: знание правил и стандартов поведения в совместной деятельности, понимание своего места в группе и роли в совместной деятельности.

практический компонент: опыт участия в выдвижении идей, в принятии решений, работы в группе в разных ролях, участие в эффективных групповых обсуждениях.

мотивационный компонент: интерес к совместной деятельности и конструктивному взаимодействию, понимание преимуществ от сотрудничества.

личностный компонент: уважение к любому проявлению индивидуальности, доверительное и доброжелательное отношение к людям и др.

Заключение

Предлагаемое компонентное содержание помогает составить целостное описание того, из чего складываются компетенции, являющиеся новым результатом современного дополнительного образования детей. Понимание структуры компетенций позволяет педагогам дополнительного образования проектировать задачи, содержание и результаты реализуемых программ, структурировать свою деятельность с учетом новым требований.

Список литературы

  1. Благов Ю.В., Исакова Т.Б. Поликультурная компетенция в структуре компетентностного подхода [Электронныйресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polikulturnaya-kompetentsiya-v-strukture-kompetentnostnogopodhoda/viewer (дата обращения: 24.06.2022).
  2. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Формирование проектной компетенции будущих бакалавров в
    вузе [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-proektnoy-kompetentsii-buduschihbakalavrov-v-vuze/viewer (дата обращения: 24.06.2022).
  3. Ермаков Д.С. Экологическая компетенция учащихся: содержание, структура, особенности формирования [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-kompetentsiya-uchaschihsyasoderzhanie-struktura-osobennosti-formirovaniya/viewer (дата обращения: 24.06.2022).
  4. Зимняя И.А. Компетенция и компентность в контексте компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusreadorg.ru/ckeditor_assets/attachments/63/i_a_zymnaya_competenc y_and_
    competence.pdf
    (дата обращения: 24.06.2022).
  5. Кобякова В.Н., Куровский В.Н. Исследовательская компетенция обучающихся как компонент современного содержания общего среднего образования [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/
    issledovatelskaya-kompetentsiya-obuchayuschihsya-kak-komponent-sovremennogo-soderzhaniya-obschego-srednegoobrazovaniya/viewer
    (дата обращения: 24.06.2022).
  6. Ковешников П.А. Художественно-проектная компетенция бакалавров дизайна: сущность, структура и содержание [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-proektnaya-kompetentsiyabakalavrov-dizayna-suschnost-struktura-i-soderzhanie/viewer (дата обращения: 24.06.2022).
  7. Компетенции 4К: формирование и оценка на уроке; практические рекомендации / М.А. Пинская, А.М. Михайлова. – Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2019 – [Электронный ресурс]. URL: https://
    publications.hse.ru/pubs/share/direct/345295660.pdf
    (дата обращения: 24.06.2022).
  8. Мишина А.В. Развитие искусствоведческой компетенции бакалавров художественных факультетов [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-iskusstvovedcheskoy-kompetentsii-bakalavrovhudozhestvennyh-fakultetov/viewer (дата обращения: 24.06.2022).
  9. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» [Электронный ресурс].
    URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения: 24.06.2022).
  10. Токарева М.В. Цифровая компетенция и цифровая компетентность [Электронный ресурс]. URL: https://
    cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-kompetentsiya-ili-tsifrovaya-kompetentnost/viewer
    (дата обращения: 24.06.2022).
  11. Фаритов А.Т. Компонентный состав системы формирования инженерной компетенции учащихся общеобразовательной организации [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komponentnyy-sostavsistemy-formirovaniya-inzhenernoy-kompetentsii-uchaschihsya-obscheobrazovatelnoy-organizatsii/pdf (дата обращения:
    24.06.2022).
  12. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно- методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с. https://khutorskoy.ru/books/2013/compet/index.htm (дата обращения: 24.06.2022).
  13. Чернякова С.Н. Физкультурные компетенции бакалавров: содержание и формирование [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizkulturnye-kompetentsii-bakalavrov-soderzhanie-i-formirovanie/viewer
    (дата обращения: 24.06.2022).
  14. Шемшурина С.А. Формирование краеведческой компетенции подростков в дополнительном образовании [Электронный ресурс]. URL: https://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-kraevedcheskoy-kompetentsii-podrostkov-v-dopolnitelnom-obrazovanii (дата обращения: 24.06.2022).
  15. Юрова Т.В. Социальная компетентность как продукт социальной рефлексии. Компоненты и критерии. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24606 (дата обращения: 24.06.2022).

Добавить комментарий

Войти с помощью: