Аспекты Рабочей программы воспитания Муниципального автономного учреждения дополнительного образования  Детского оздоровительно-образовательного центра «Лесная сказка»

В статье изложены основные подходы, использованные авторским коллективом при создании рабочей программы воспитания учреждения дополнительного образования, прокомментировано, почему выбраны те или иные формы работы с детьми, сделаны выводы по итогам учебного года.

С.А. Бугаева,
методист,
Т.В. Дмитриевская,
заместитель директора по научно-методической работе,
И.С. Щербина,
педагог дополнительного образования,

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детский оздоровительно-образовательный центр «Лесная сказка» г.о. Щёлково, Московская область
E-mail: l-skazka1@mail.ru

31 июля 2020 года был принят Федеральный закон N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», которым введены  новые направления,   условия для организации воспитательной работы  в образовательных учреждениях, а также расширено понятие «воспитание»; которое трактуется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»[11].

Согласно данному закону, «примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования, примерные образовательные программы высшего образования должны включать в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы. Образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 1 сентября 2021 года» [11].

Дополнительное образование детей, создавая условия для самореализации  и развития талантов детей, воспитания высоконравственной, гармонично-развитой и социально-ответственной личности [2], на протяжении всей истории своего существования тоже располагает огромными (реальными и потенциальными) возможностями для обучения и воспитания, являющимися составляющими  целостного образовательного процесса.

Кроме того, как отмечает доктор пед. наук О.А. Григорьева, в отличие от общего образования, формирующего у обучающегося начальные научные представления об окружающем мире, дополнительное образование «дает детям в руки» прикладные знания, умения и навыки, полученные ими в процессе освоения  дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ различных направленностей, которые можно подчас сразу использовать в реальной жизни. Но именно воспитание в значительной мере определяет, где и как человек будет использовать практическую подготовку» [1].

В рамках выполнения государственного задания по проекту «Апробация и внедрение Примерной программы воспитания в общеобразовательных организациях Российской Федерации» в 2020 году Министерство просвещения Российской Федерации разработало методическое пособие «Воспитание в современной школе: от программы к действиям». 

Подобный документ в адрес учреждений дополнительного образования детей в настоящий момент не создан. Авторский коллектив, приступая к разработке Рабочей программы воспитания МАУДО ДООЦ  «Лесная сказка»  (далее – Рабочая программа воспитания Центра «Лесная сказка»), руководствовался  Методическими рекомендациями «О рабочей программе воспитания в дополнительном образовании детей», разработанными кандидатом  педагогических наук Л.Н. Буйловой [3].

Несколько слов о нашей образовательной организации.  Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детский оздоровительно-образовательный центр «Лесная сказка» (далее – Центр «Лесная сказка») на протяжении десятилетий вносит свой вклад  в обучение и воспитание  детей.  Наш многопрофильный центр объединил в себе две  организации, имевшие многолетнюю историю работы с детьми: 

– 22 декабря 2007 года на баланс вновь созданного учреждения был передан Детский оздоровительный лагерь ОАО «Щёлковский витаминный завод», организованный в 1942 году для отдыха и оздоровления детей красноармейцев и впоследствии каждое лето осуществлявший свою деятельность; 

– в ноябре 2010 года на основании Постановления Главы Щёлковского муниципального района от 06.08.2010 г. № 1863 к Центру «Лесная сказка» присоединён МОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества «Горизонт». История Центра «Горизонт» берёт начало с апреля 1955 г., когда в посёлке Чкаловский открылась Станция юных техников. В это время работали всего 3 кружка: технический, кружок моделирования и автокружок, но уже в 1956 г. успехи Чкаловской СЮТ были отмечены на 1-ой Московской олимпиаде по технике. В 1965 году учреждение изменило статус и стало Щёлковской станцией юных техников им. П.Р. Поповича. На I (1967 г.) и II-х (1968 Г) всесоюзных соревнованиях по ракетному моделизму команды Московской области, в составе которых были воспитанники Щелковской СЮТ, заняли I-е место. Подъёмный кран, демонстрировавшийся на международной Брюссельской выставке в 1961 г.; электронный робот, представленный на выставке «Экспо-70» в Японии; электронное домино; электронный Дед Мороз; пусковая ракетная установка «Байконур» –об этих работах, созданных руками руководителей кружков и воспитанников станции, и достижениях юных ракетчиков писали не только в районной и областной прессе, но и в центральных изданиях: газетах «Правда», «Советская Россия», журналах «Огонёк», «Юный техник». Педагоги были награждены бронзовыми медалями и серебряной медалью ВДНХ. Более 60-ти воспитанников награждены медалями «Юный участник ВДНХ», дипломами и грамотами ЦК ВЛСМ, Министерства Просвещения, ГК ДОСААФ. Станция трижды награждалась переходящим кубком имени Ю.А. Гагарина, дипломами и вымпелами Калужского музея им. К.Э. Циолковского, дипломами Политехнического музея, кубком Московского ОблОНО – как зачинатель творчества по автоматике и телемеханике в Московской области, 5-ю дипломами ВДНХ – за достижения и участие в выставках павильона «Юный техник». В 1995 г. в связи с расширением видов деятельности Щёлковская СЮТ была реорганизована в Щёлковский Центр технического творчества, а в июне 1999 года приказом Главы Администрации Щёлковского района Центр технического творчества был преобразован в Центр развития творчества детей и юношества «Горизонт».

В 2022 году в структуре Центра «Лесная сказка» находятся 4 подразделения: отдел технического творчества, социально-педагогический отдел, отдел  художественного и прикладного творчества, летний оздоровительно-образовательный лагерь. Центр активно участвует в муниципальном проекте по формированию социальной активности детей городского округа Щёлково «Активность. Творчество. Успех» на 2021 – 2024 годы, реализуя направления: «Гражданская активность и  патриотизм молодого поколения  («Сыны Отечества», «Дорожная Азбука», «Юные инспекторы движения», «Пресс-центр отрядов ЮИД», «Юные друзья полиции»), «Ступени роста» («Мир технических открытий,  «Дети мечтают»). В загородном лагере ежегодно отдыхают более 450 детей. Обучающиеся детских объединений Центра – более 1900 человек – участники, лауреаты и победители фестивалей и конкурсов муниципального, областного, всероссийского и международного уровней.  За профессионализм, успехи в работе и значительный вклад в воспитание подрастающего поколения педагогический коллектив неоднократно был отмечен различными наградами. В настоящее время Центр «Лесная сказка» является академической апробационной площадкой ГБОУ ВО МО «Академия социального управления».

Согласно методическим рекомендациям «О рабочей программе воспитания в дополнительном образовании детей»[3],  в структуре Рабочей программы воспитания Центра «Лесная сказка»: цель, задачи, основные принципы, приоритетные направления деятельности, методы воспитательной работы, формы воспитательной работы, планируемые результаты деятельности;   календарный план воспитательной работы  МАУДО ДООЦ «Лесная сказка» на 2021-2022 учебный год. 

В современной жизни необходимо  уметь быстро реагировать на происходящие  изменения и быть готовым  к творческому созиданию себя в интересах общества на основе нравственных идеалов, самопознания и самовоспитания. Исходя из этого, цель  Рабочей программы воспитания Центра «Лесная сказка» определена  как «формирование нравственно ориентированной, общественно активной творческой личности, обладающей умением адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях, сохраняя позитивный потенциал»; поставленные задачи  –  о воспитании  эстетического отношения к окружающему миру, о  культуре взаимодействия в социуме; воспитании активной жизненной позиции, гражданственности и патриотизма; об экологическом воспитании; о трудолюбии и стремлении к профессионализму и конкурентоспособности, уважении к  культурным ценностям, национальным традициям, семейным ценностям. 

Из принципов, положенных в основу программы, необходимо остановиться на двух, по мнению авторской группы, наиболее важных: 

Первый из них – учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Возрастной подход предусматривает изучение и учёт уровня актуального развития, воспитанности и социальной зрелости детей, подростков и юношей. Если уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги в настоящий момент, зона ближайшего развития характеризует развитие на завтрашний день, которого ребёнок может достичь с помощью взрослого. И, «если предъявляемые требования и организационные структуры отстают от возрастных возможностей учащихся или непосильны для них,  эффективность учебно-воспитательной работы снижается» [4].

Второй из принципов – воспитание в разнообразной деятельности и стимулирование детской самодеятельности (самостоятельной деятельности) в сочетании с педагогическим руководством. Процесс воспитания проходит стадии посредством осознания требуемых норм и правил поведения, убеждений, что следует действовать так, а не иначе, воспитания чувств и деятельности. В практике воспитания этот этап не существует изолированно, а всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.

Сам процесс воспитания – это организация деятельности обучающихся как активной формы проявления их отношений к миру. Чем шире деятельность, тем богаче воспитательные влияния. «Ребенок становится личностью по мере формирования его социальных отношений к людям, обществу, труду, прекрасному, природе, науке и т.д. Сам же процесс формирования этих отношений совершается не только как их присвоение, но и как некоторого рода творчество самого ребенка в каждой отдельной ситуации. Заимствуя из среды, в которой он живет, общественные отношения, человек их продолжает и развивает, поэтому деятельность личности – это всегда самодеятельность, степень которой зависит от возраста и от уровня воспитанности ребёнка.

Результат воспитания оценивается с позиции отношения детей к основным ценностям общества: людям, Родине, идеалам, труду, учебе, природе и т.д.» [13].

Приоритетные направления деятельности Рабочей программы воспитания  Центра «Лесная сказка» определены в соответствии с Программой развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях [6]. 

Чтобы вызвать готовность ребенка к воспитательному воздействию, педагог создает внешние условия, т.е. применяет те или иные методы воспитания, которые по своей сути являются способом воздействия на сознание, волю, чувства, поведение, отношения детей, и через различные формы организует деятельность. 

Используемые в Рабочей программе воспитания Центра «Лесная сказка» методы определены в соответствии с классификацией доктора педагогических наук Г.И. Щукиной, в основе которой лежит «единство целевой и процессуальной сторон воспитания» [5]:

– методы формирования сознания личности: разъяснение, рассказ, беседа, пример, увещевание, внушение, инструктаж, доклад, диспут;

– методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, приучение, требование, воспитывающие ситуации, поручение;

– методы стимулирования поведения и деятельности соревнование, поощрение, наказание, метод взрыва, постановка перспективы;

– методы самовоспитания: личные обязательства, самоотчет, самоанализ, самоконтроль, самооценка.

Три основных типа форм организации воспитательной работы (по классификации доктора педагогических наук Е.В. Титовой),  обозначенные в Рабочей программе воспитания Центра «Лесная сказка» следующие:

1- «Мероприятия – это, события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них»;

2. «Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе»;

3. «Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения, воспитания, развития» [14].

В рамках указанных типов форм, в зависимости от направления воспитательной работы, используются формы игровой, познавательной деятельности, проблемно-ценностного общения, досугово-развлекательной деятельности, художественной деятельности, социального творчества, трудовой, спортивно-оздоровительной, военно-патриотической деятельности.

Начиная работать над программой в прошлом учебном году, авторский коллектив, для определения форм работы с детьми,  на  педагогическом совете использовал технологию «мозгового штурма». Все педагоги разделились на группы в зависимости от того, с обучающимися какого возраста они осуществляют свою деятельность.  Определено, что, например, в работе с дошкольниками используются формы: поэтический фестиваль, социально-значимая акция, проектно-исследовательская деятельность, виртуальная экскурсия по памятным местам малой Родины, флешмоб и т.д.  Для работы с обучающимися старшего школьного возраста – деловые игры («Я гражданин»), диспуты («Мой выбор», «Интересная профессия»), фотоконкурс, профилактическая беседа, встреча с интересными людьми, др.  Многие из  предложенных форм вошли  в Календарный план воспитательной работы Центра «Лесная сказка» [12], который в соответствии  с распоряжением Минпросвещения России от 23.08.2021 № Р-196 «Об утверждении примерного календарного плана воспитательной работы на 2021-2022 учебный год» [9]  в  прошедшем учебном году строился с учётом Календаря образовательных событий  на год.  В процессе участия в запланированных воспитательных мероприятиях обучающиеся развивали умение взаимодействовать, узнавали новое, проявляли эмоции, обретали и демонстрировали свои ценностные ориентиры.  Тем не менее, целостной картины динамики личностного развития обучающихся выявить не удалось, т.к. зачастую мероприятия проводились по объединениям.  

На итоговом педагогическом совете коллектив внес предложение, чтобы, помимо мероприятий, приуроченных к тому или иному образовательному событию, в  следующем учебном году в воспитательной работе  определить  общую  тему учреждения, план мероприятий по этой теме  и общее событие по подведению итогов  для обучающихся, родителей и педагогов. И, вспоминая опыт проектной деятельности в центре: «Как помочь птицам пережить зиму»– 2011–2012 уч. г.[7, 10],  «Друзья и помощники на дороге» – 2012 – 2013 уч. г.[8]  (для дошкольников), «Семья в мире, Мир в семье» –  2015 – 2016 уч. год,  «Россия  начиналась  не с меча» – 2018 год (для всех обучающихся центра),  все говорили о том,  как в процессе работы, становясь единомышленниками,  менялись педагоги и их деятельность, взрослели дети, раскрывались родители. Методом мозгового штурма была определена тема проекта на 2022–2023 учебный год:  #СДЕЛАЙМИРЛУЧШЕ, высказаны первые предложения.

Рабочая программа воспитания учреждения, подобно живому организму, находится в постоянном развитии, определяя, каким образом педагогические работники смогут реализовать воспитательный потенциал их совместной с обучающимися и родителями, деятельности. Самое главное, всё должно быть применимо и реально.

Список источников и литературы

  1. Григорьева О. А. учебное пособие «Школьная театральная педагогика»/ О.А. Григорьева – М., издательство: планета музыки, 2015 – 256 с.
  2. Концепция развития дополнительного образования детей  до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р)
  3. Л.Н. Буйлова О рабочей программе воспитания в дополнительном образовании детей. «Про дОд» Отдел профессионального развития кадров ГБПОУ «Воробьевы горы». 09/29/2021.
  4. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. В. А. Сластенина. М.: «Академия», 2009. 160 с.
  5. Педагогика школы. Учеб. пособие для пед. ин-тов / Г.И. Щукина, М.Г. Казакина, Т.К. Ахаян и др.; Под ред. чл. кор. АПН СССР Г.И. Щукиной. – Москва : Просвещение, 1977. – 383 с.
  6. Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 № ИР-352/09 «О направлении Программы  (вместе с программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»).
  7. Под ред. Журкиной А.Я., Инновационное развитие дополнительного образования детей. Монография, LAP LAMBERT Academic Publishing, Deutschland, 2013 г.-136 стр.
  8. Профессиональные достижения педагогов  – ресурс повышения  образования. (Творческая мастерская работников дополнительного образования детей. Выпуск 2). Сборник статей. – Шуя; Изд-во Шуйского филиала  ФГБОУ ВПО «ИвГУ», 2013. – 150 с.
  9. Распоряжение Минпросвещения России от 23.08.2021 № Р-196 «Об утверждении примерного календарного плана воспитательной работы на 2021-2022 учебный год»
  10. Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи. Бюллетень № 3, 2013 г.  (Приложение к журналу «Внешкольник»). – 40 стр.
  11. ФЗ от 31 июля 2020 г  № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»(п. 2 ст.2, ФЗ-304).
  12. URL: https://c-skazka-schel.edumsko.ru/activity/educational_work/doc/1450507
  13. URL: https://forpsy.ru/works/kontseptsiya/kontseptsiya-vospitaniya-shkolnikov-po-metodike-n-e-schurkovoy/
  14. URL: https://studopedia.ru/12_199706_klassifikatsiya-form-vospitatelnoy-raboti-ev-titovoy.html

Добавить комментарий

Войти с помощью: