«Московский Дворец пионеров – Вселенная детства». Интервью с Дмитрием Насоновым

1 июня 2022 года, в Международный день защиты детей и день шестидесятилетия открытия Московского Дворца пионеров на Воробьевых (ранее – Ленинских) горах, редакция журнала «Про ДОД» решила поговорить с разными людьми, в чьей жизни Дворец пионеров занимает значимое место. Героем нашего большого разговора стал Дмитрий Сергеевич Насонов – методист и педагог дополнительного образования Центра астрономического и космического образования ГБПОУ «Воробьевы горы». С Дворцом он знаком с детских лет, а сейчас преподает практико-ориентированную астрономию. Мы поговорили с Дмитрием, о его опыте как воспитанника, так и педагога, и обсудили современные методики преподавания астрономии в школе и в дополнительном образовании.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

– Дмитрий, Вы воспитанник Московского дворца пионеров. Почему Ваш выбор пал на астрономию, а не другую область знания?

– Это личная история. Когда я ездил, наверное, как очень многие, в деревню к бабушке, там было очень чистое небо. Мы, москвичи, некоторым образом лишены той красоты, которую можно увидеть за дальним Подмосковьем. А если уехать на 500-600 километров, то небо будет уже по настоящему звездным. У нас в Москве очень сильная городская засветка. И вот эти долгие летние поездки в деревню пришлись на моё подростковое детство. Я смотрел на это чистое небо, и влюбился в него. У меня был телескоп, и я пытался наблюдать Луну, звёзды, галактики, все что мог. И тогда же мне подарили книжку по астрономии: Саймон и Жаклин Миттон «Астрономия» (из серии «Оксфордская библиотека»). Влюбленный в астрономию, приехал в Москву и пришёл заниматься в кружок. Как раз до поездки к бабушке я был в городском летнем лагере Дворца пионеров, поэтому знал, что тут есть такие кружки. Наблюдения в деревне, кружок Дворца пионеров, физико-математический профиль в Лицее «Вторая школа» и Астрономическое отделение Физфака МГУ – вот таким был мой путь в науку.

– Как сложилась судьба других ребят, которые занимались с Вами в кружке? Кто-то еще связал свою жизнь с астрономией, космонавтикой или эти знания они применили иначе?

– Пётр Калмыков, Сергей Власов, Екатерина Лимонова – это кружковцы, с которыми мы познакомились в 1996–1997 годах и стараемся поддерживать отношения сейчас. Тогда в летних поездках-экспедициях мы наблюдали серебристые облака, вели журнал наблюдателя. Позже в 2000 г. Петр и Сергей представляли нашу коллективную научную работу по динамике серебристых облаков на международном конкурсе школьников Intel ISEF, проводившемся в МИФИ. Работа вызвала большой интерес и заняла на этом конкурсе второе место.

После этого Петр поступил в МИФИ на кафедру микро- и космофизики. Там сфера научных интересов перешла к солнечно-земной физике. Он стал работать над проектом Коронас-Фотон (был запущен в космос в 2009 году для наблюдения за Солнцем в ультрафиолетовом и рентгеновском диапазонах).

Непосредственно Петр занимался системами накопления и предварительной обработки данных на бортовой управляющей машине, а также наземными системами обработки, накопления и хранения исходной научной информации, поступающей от космического аппарата. При его участии в 2009 году состоялся успешный запуск, вывод на целевую орбиту и успешное включение научной аппаратуры на борту. Собранные данные в настоящее время используются для прогнозирования солнечной активности в том числе в интересах пилотируемой космонавтики.

Петр пришел в кружок, определил свою судьбу, начал работать и достиг больших успехов.

Вы – выпускник Дворца пионеров. Изменились ли дети за это время? Можете ли Вы сравнить их увлечения, интересы, в частности, к астрономии, заметны ли какие-то общесоциальные изменения характеристики личности?

Наверное, не скажу ничего нового: дети, их психология, всегда примерно одна. Есть какие-то психологические особенности, особенности взросления, описанные давно в литературе нашим соотечественником Львом Семеновичем Выготским, а до этого речь и мышление ребенка описаны Жаном Пиаже. Дети… всегда дети. Не будем забывать, что занятия во Дворце пионеров – это во многом общение друг с другом. Это очень важный компонент, образовательный и воспитательный. Кружки – изначально совместные занятия, направление которого задается общими интересами. Место, где можно пообщаться друг с другом по интересам, а часто просто про что-нибудь. И во Дворце есть то, что не найти практически ни в какой школе – у нас это планетарий и обсерватория. Они задают направление, подогревают и развивают интерес к космосу. Поэтому те, кто ходит к нам в планетарий, они могут изучить звездное небо так, как они не смогут нигде больше! Это единственный в Москве образовательный планетарий. В Большом планетарии Москвы вы в первую очередь увидите в расписании экскурсии. В рамках основной деятельности там нет программ, подобным нашим ДОП (дополнительным образовательным программам). Но есть кружки Московского планетария, чья традиция тянется с 1934 года. Там, неделя за неделей, месяц за месяцем ребята тоже изучают то астрономическое знание, которое позволяет потом стать профессионалами, или ориентироваться в нашем звездном небе без каких-либо подсказок. Повторим: очень важно, что можно общаться, прикасаясь к источнику знаний в виде планетария и обсерватории.

– А как учат детей астрономии в Московском планетарии? В чем отличаются подходы Московского дворца пионеров и Московского планетария?

Московский планетарий, в первую очередь, это организация просветительская и коммерческая. Их программы носят просветительский характер.  Но мы знаем, что просвещение не требует от участников процесса проверки знаний. Атмосфера планетария парадоксальным образом – отсутствие формальных требований к проверке знаний – создает довольно расслабленную и творческую обстановку. Зал позволяет читать лекции потоку, а это иногда больше восьмидесяти человек. Если приходит столько людей – значит, это место притяжения. На самом деле, во Дворце пионеров, мы можем тоже создать такую обстановку.

– Зачем ребятам приходить во Дворец заниматься астрономией?

Звездное небо загадочно и притягательно, но вызывает массу вопросов, требующих ответа. Приходить стоит, чтобы получить ответы, посмотреть на красоту звездного неба, вдохновиться этой красотой, поделиться впечатлениями. Может быть, вдохновившись, написать фантастический рассказ. Для занятий астрономией необязательно решать задачки на олимпиадах, поэтому мы раскрываем любые таланты. Как тех, например, кто хочет посвятить себя литературному творчеству, хочет вдохновиться астрономией, так и тех, кто хочет по-настоящему стать астрономом и поступить на астрономическое отделение физического факультета МГУ.

ОБ АСТРОНОМИИ В ШКОЛЕ

– Как Вы думаете, почему астрономия должна преподаваться в школе? Мы поговорили с Вами о научной сфере, но в чём заключается преимущество астрономии как общеразвивающей дополнительной программы?

Перефразируя классику, астрономию уже затем изучать следует, что она ум в порядок приводит.

– В оригинале «математика»! Это слова М.В. Ломоносова.

Конечно. Кроме шуток, в первую очередь, у астрономии огромный мировоззренческий потенциал. Астрономия позволяет как детям, так и взрослым понимать, в каком мире мы живем, как он функционирует. Астрономия в данном случае, это очень важная область физики, астрофизики, чей фундамент, кстати – математика. Не случайно до 1956 года астрономическое отделение в МГУ имени М.В. Ломоносова было на механико-математическом факультете.  Астрофизика также формирует у нас компетенции по оперированию абстрактными понятиями физики и математики. В случае астрономии абстрактность знаний обусловлена исключительными масштабами и природой явлений: на Земле мы не можем потрогать то, о чем рассуждаем. И даже в физической лаборатории невозможно воспроизвести некоторые процессы, которые происходят в космосе.

– Нужна ли астрономия в школе как обязательный учебный предмет?

У нас уже проговаривалась эта тема высшим руководством, и астрономия в школах уже есть. Конечно же, да, она должна быть. Бывают более консервативные мнения, что астрономия должна быть, но в рамках школьного курса физики. Так тоже может быть, всё зависит от конкретных людей, которые будут преподавать. Если человек преподает физику, астрономия для него может быть дополнительной нагрузкой, и тогда она может превратиться в спецкурс в рамках общей физики. Вообще, система ФГОСов нам дает очень большую свободу. Мы можем преподавать астрономию, как в 5-6 классах, так и в 10-11 классах. В 10-11 классах преподавание астрономии может восприниматься учителями как довольно бессмысленное и даже губительное занятие, поскольку перед гос. экзаменами уже совсем не до астрономии. Мой опыт преподавания астрономии в 5-х классах показал, что целесообразнее заниматься астрономией с этого возраста.

– Как организовать кружок по астрономии в школе? Что для этого необходимо неподготовленному специалисту?

В первую очередь, это вопрос административный. Нужно выделить время в расписании для занятий по астрономии, выделить время для дополнительных занятий в кружках по астрономии, и сделать это так, чтобы не обделить другие предметы. Если это будет 1 раз в неделю и на протяжении одного года, неважно в 6 классе или 11 классе, этого может оказаться мало. Опять же, часто учитель физики получает астрономию, как дополнительную нагрузку. Он будет заинтересован в том, что если он что-то не успел рассказать на занятии по физике, можно будет до-рассказать на занятии по астрономии. Тем более, что многие темы пересекаются в астрономии и физике. И второе, в чем будет заинтересован учитель физики – чтобы дети шли на олимпиады по астрономии, их у нас довольно много, чтобы они становились призерами и победителями.

Еще важно, что можно пригласить преподавателя со стороны. Я приходил в школы и договаривался о том, чтобы вести дополнительные занятия по астрономии. То есть, учителем астрономии может быть не учитель физики, а человек, пришедший, например, из Центра педагогического мастерства. И так образовательный центр может помогать кадрово школам, чтобы там организовать кружки. И если кружки будут успешными, то можно было бы человека уже взять на ставку и организовать там занятия по астрономии в рамках основного образования.

– Где можно серьезно заинтересовать астрономией?

У нас есть ряд школ, где очень большое внимание уделяют астрономии. Не будет секретом сказать, что в топовых школах Москвы очень много олимпиадников по астрономии. Есть Московская астрономическая олимпиада, есть Всероссийская олимпиада школьников, есть Санкт-Петербургская олимпиада, олимпиада по астрономии имени В.Я. Струве. Недавно я был на награждении победителей олимпиад по астрономии, в начале июня. При объявлении победителей всегда звучит школа, в которой учится победитель. Ты слышишь примерно одни и те же школы, и лишь изредка будут звучать неизвестные. Видно, где работают преподаватели, которые обучают олимпиадников, где должное внимание уделяется подготовке к астрономическим олимпиадам.

– Давайте поговорим о возможностях олимпиадного движения. Какие направления Вам кажутся перспективными?

Круг людей, которые организуют олимпиады и составляют задачи на высоком уровне, ограничен. Ведь дети не только за победой туда идут, но и за эмоциями, и за опытом. Астрономические олимпиады очень сильно нам интересны не только потому, что они обучают, но и увлекают. Есть люди, которые ловят кайф от олимпиадного движения. Это еще и тусовка. Дети, крутящиеся в этой тусовке, действительно ощущают себя олимпиадной элитой. Олимпиада всегда учитывает основную школьную программу. Если мы будем давать задачки только с учетом профессионального знания на уровне  университетского курса, вряд ли, дети это поймут и оценят, т.е. здесь именно важен профессиональный подход организаторов. К примеру, «Турнир им М.В. Ломоносова» по астрономии – это достойное мероприятие, но это, представляется, начальный уровень, где можно попробовать силы в нескольких дисциплинах. В Московской олимпиаде школьников дети пробуют себя в первом онлайн туре, и там простые задачи. В первый год ты, не занимаясь в кружках, может быть, не продвинешься дальше дистанционного этапа, но уже потом, раз за разом, ты понимаешь, какие там задачи и дети могут выйти в финал этих олимпиад.

– Как правильно организовать работу, если у ребенка цель – дойти до заключительного этапа и выиграть олимпиаду?

Тренировки, решения как можно большего количества задач, с крайне желательной помощью педагога. Бывают уникальные дети, которые могут без помощи педагога подготовиться и решить олимпиадные задачи, но в следующий раз может не получиться.

– А есть ли среди ваших учеников победители и призеры Международной олимпиады по астрономии?

Среди учеников Центра астрономического и космического образования, это Гораджанов Владимир. Он учился в нашем Лицее «Воробьевы горы», в наших кружках, в частности у Ирины Михайловны Чёрной. Владимир – победитель олимпиад, потом он стал профессиональным астрономом. Также можно упомянуть Дамира Гасымова. Он также олимпиадник и сейчас работает у нас, ведет занятия по программе «Астрономия в задачах». Это его авторская программа, которая направлена на решение в том числе олимпиадных задач.

Но важно понимать, что не только ребята, участвующие в олимпиадах, поступают в профильные институты. На самом деле поступают и те, кто не принимают в них участия. Опять же, мое прошлое: я в олимпиадах никогда не побеждал, но поступил и закончил на астрономическое отделение, в Государственный Астрономический Институт им. П.К. Штернберга МГУ. Бывает по-разному.

– Что вы можете назвать главным достижением Центра астрономического и космического и образования ГБПОУ “Воробьевы горы”?

За всю историю я хотел бы отметить вклад Бориса Григорьевича Пшеничнера. Он долгое время был руководителем отдела Астрономии и космонавтики. Под его руководством было сделано очень многое. Не все его проекты были реализованы, в частности, Аэрокосмический центр в составе Московского Дворца пионеров. Я был знаком с Б.Г. Пшеничнером, когда был кружковцем и ребенком бегал по Отделу Астрономии и космонавтики. Это очень важно – видеть, вот человек возглавляет эту команду педагогов. У него есть множество публикаций. Одна из его книг – «Космос безграничный, загадочный, грозный». Во время его руководства происходило обновление планетария. С самого начала работы планетария это был очень простенький аппарат, буквально как шар из папье-маше: ставим в центре лампу, изображаем на нем карту звездного неба и протыкаем дырочки на месте звёзд, может сделать каждый школьник у себя дома. Такие планетарии были разработаны в Московском планетарии. И мы прошли путь к сегодняшнему аппарату Zeiss ZKP-2 80-х годов, который показывает звёздное небо, практически не отличимое от реального. В тяжелые перестроечные годы под его руководством обновилась обсерватория, был заменен купол. В 2015 году при участии Николая Николаевича Николаева был обновлен телескоп обсерватории, с рефрактора (то есть, линзового телескопа) на катадиоптрический (или зеркально-линзовый) телескоп существенно большего диаметра с функцией автоматического наведения. А в 2018 году мы успешно провели у себя, на территории ГБПОУ «Воробьевы горы», Московскую олимпиаду школьников по астрономии. Это для нас было очень важно.

Хотелось бы, чтобы Дворец пионеров сиял точно также, как и Образовательный Центр «Сириус», чтобы у нас были совместные проекты.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ

– Какие условия и технические средства нужны сейчас, чтобы стать центром притяжения для увлеченных астрономией маленьких москвичей?

Может сложиться впечатление, что когда-то было достаточно красноречия и довольно простых наглядных материалов, печатных пособий или слайдов для проектора. Сегодня мы живем в цифровой век, и требования несколько строже и выше. Должна быть яркая красочная, желательно мультимедийная картинка. Сегодня все московские школы оснащены интерактивными досками, проекторами, компьютерами. Но в астрономии важна наглядная демонстрация, которую не всегда можно провести за монитором или у интерактивной доски. Самый яркий пример: звездное небо мы наблюдаем как бы на поверхности сферы, ее называют небесной сферой. При показе звездного неба при помощи обычного проектора или доски мы всегда проецируем сферу на плоскость, от этого теряется наглядность, отсутствует эффект погружения. Здесь уже стоит запланировать походы в планетарий. А для непосредственного наблюдения небесных объектов нужны условия и телескоп. Поэтому планетарий и обсерватория необходимы для серьезного обучения астрономии. Во Дворце пионеров есть возможность водить детей на показы звездного неба в свой планетарий. А также у нас есть уникальная обсерватория, в которой можно наблюдать как Солнце, так и многочисленные объекты ночного неба.

– Как современные методики преподавания астрономии отличаются от предшествующих?

Классика педагогики бессмертна и всегда важна. Сейчас у нас образование сильно подкрепляется достижениями IT. Например, у нас сейчас есть технологии виртуализации, виртуальный планетарий. Все давно и долго говорят про дополненную реальность. В астрономии есть примеры реализации этих технологий. Но от нас сейчас это далеко, поскольку такие технологии требуют больших материальных вложений, разработки новых методик, и они пока “сырые”.

Я бы отметил здесь одну технологию, которую мы бы хотели развивать во Дворце пионеров. Это технология показа видео на куполе. Можно это назвать сферическим кино, frameless-видео или видео без рамок. Т.е. когда мы смотрим контент, у нас всегда есть рамка, наше устройство, смартфон или монитор чем-то ограничен. Представьте, что это видео будет без рамок, оно будет вокруг вас, не будет иметь границ.

Мы сейчас с вами находимся и беседуем в обычном классе. Здесь есть пол, потолок и стены. Что мешает нам взять технические средства проецирования изображения и спроецировать их на стены, потолок? Так мы организуем показ видео без рамок, сферического кино, как ещё говорят. Конечно, кабинет – это не сфера, у него есть углы, тем не менее, некоторыми техническими ухищрениями это можно немного сгладить. Создаётся иммерсивный эффект, как это сейчас модно говорить. В полной темноте планетария, подкрепленный объемным звуком, этот эффект погружения достигает апогея.

– Современные технологии и искусственный интеллект существенно меняют мир. С их помощью дети и взрослые могут самостоятельно ориентироваться даже в такой запутанной для непосвященных теме, как звёздное небо. Существуют многочисленные приложения (Star Walk, Solar Walk, SkySafari, Nasa App), которые делают эту задачу очень простой. Зачем в такой ситуации школьнику нужно изучать астрономию? Что это даёт?

– Действительно, есть свободные, открытые планетарии, в первую очередь, программа Stellarium. Его образовательный потенциал огромен. В виртуальном планетарии показывается земля, горизонт, созвездия на звездном небе, но, тем не менее, нам сложно мысленно перенести себя в эту картинку, представить, что вокруг нас и сориентироваться. Без подготовки сложно ориентироваться и по реальному звездному небу, этому надо учиться. У детей абстрактное мышление еще развивается, и мы должны им помочь в развитии. С этим не поможет набор алгоритмов, в лучшем случае, при помощи программы мы быстрее сможем опознавать небесные объекты. Например, отличать планеты от ярких звезд. Так что современному школьнику приложения и другие достижения полезны как помощники в познании, как проводники в мир неизведанного, но никак не заменители знания.

– Получается, что педагог помогает правильно организовать работу над наблюдением за небесными объектами?

Педагог помогает, в первую очередь, осмыслить, понять, организовать дидактические механизмы. Требуется должным образом донести до детей это знание и убедиться, что ребенок правильно понимает, что интерес не потерян. Сферическая астрономия – один из базовых разделов астрономии –  начинается с ориентирования на звёздном небе. Когда мы смотрим на небо, сначала нужно понять, где север, юг, запад, восток. За монитором довольно трудно обучиться этому. Нужна практика, непосредственный опыт. Так что здесь педагог, в первую очередь, должен использовать современные инструменты астрономии, планетарий, телескоп, чтобы дети могли освоить это знание, а затем использовать его в своей жизни.

– Т.е. буквально сделать это знание своим, чтобы ребёнок мог его понимать и воспроизводить?

Да, присвоить знание. И применять. На практике освоить навыки.

– Расскажите, пожалуйста, как образовательная организация может начать сотрудничество с Центром астрономического и космического образования Московского дворца пионеров?

В первую очередь, связаться с нами. Мы можем предложить посещение планетария и обсерватории, проведение тематических лекций. Готовы обсудить любые предложения.

– Возможен ли совместный запуск онлайн-курса или исследовательский проект?

Если мы говорим не про посещение группы детей, то возможны любые варианты. Мы готовы сотрудничать с образовательными организациями по всем направлениям. Но вместе с тем мы можем поделиться своим опытом взаимодействия с профильными институтами. Например, с Институтом Земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В. Пушкова Российской Академии наук мы создали монитор космической погоды, который показывает состояние космической погоды, т.е. состояние магнитосферы Солнца, солнечно-земных связей прогнозы геомагнитных бурь и полярных сияний. Мониторинг состояния магнитосферы Земли – это тоже важная часть астрономии. Другой пример – институт ядерной физики МГУ, который мы недавно посетили. У них есть подобный монитор, но их специфика заключается в прогнозировании магнитных бурь применительно к управлению космическими аппаратами. Мы учимся на опыте этих институтов и применяем его у себя.

– Каким вы видите Дворец пионеров через десять лет?

Через десять лет я его вижу таким же радостным, звенящим от детского смеха,  ну и, надеюсь, по-настоящему обновленным, актуальным и современным.

Материал подготовлен ведущим специалистом нормативно-методического отдела
Управления дополнительных образовательных программ ГБПОУ «Воробьевы горы»
И.А. Афанасьевой

Добавить комментарий

Войти с помощью: