Использование комплексов упражнений для освоения техники резьбы по дереву в системе дополнительного образования

Статья посвящена вопросам обучения резьбе по дереву с использованием комплексов учебных упражнений. Рассматриваются комплексы упражнений для различных техник резьбы по дереву, применяемые на занятиях с обучающимися на базе ГБПОУ «Воробьевы горы». Материал может быть использован педагогами при подготовке занятий дополнительного образования или мастер-классов.

М.Ю. Ракитин,
педагог дополнительного образования,
ГБПОУ «Воробьевы горы»,
Москва

Резьба по дереву – сложное и трудоемкое ремесло. Но резные завитки и узоры всегда вызывают восторг в детских глазах, и на занятия дополнительного образования всегда приходит много обучающихся. Главной задачей педагога остается передать свои знания и закрепить их с помощью практической работы.

Первые и самые серьезные проблемы как раз и начинаются в самом начале творческого пути обучающихся [1]. Среди педагогов нет общей договоренности о способах и методах обучения, поэтому каждый из них пытается найти свой «правильный» путь. Самым важным является отсутствие травмоопасности или сведение травм и порезов к минимуму. Обучающиеся работают острозаточенным инструментом, и любое неверное движение может привести не только к порезу, но и к страху к дополнительным занятиям. Нет договоренности и о методологии: одни педагоги начинают подход к резьбе по дереву с совсем отвлеченных видов деятельности, таких как моделирование или лепка из пластилина или глины; другие же, наоборот, дают обучающимся сразу же готовые композиции, вспоминая принцип «сделал сложное – сделает и простое» [2]. Если в первом случае обучающиеся могут потерять мотивацию к изучению самой резьбы по дереву, то в другом часто происходит повышенный травматизм или не достигается нужное качество резьбы элементов и композиций.

Для достижения высокой эффективности обучения без снижения мотивации обучающихся с успехом могут быть использованы комплексы упражнений для разных техник резьбы по дереву. Любой подобный комплекс строится по принципу прописи для первоклассника: от самых простых одинарных элементов к сложным композициям. Начальные упражнения должны быть самыми элементарными и направлены на формирование правильной постановки рук обучающегося для безопасной работы и формирование правильных движений инструмента. При этом переход к следующему упражнению возможен при качественном выполнении не меньше половины задания, только таким образом обеспечивается отработка необходимых навыков.

Для обучения резьбе по дереву детей в возрасте 8-10 лет стоит использовать технику контурной резьбы. Она не требует сложного и травмоопасного инструмента и снятия большого количества материала для получения изделия. Кроме этого, контурная резьба замечательно тренирует мышечную мускулатуру детских рук, спустя некоторое время обучающиеся с успехом могут осваивать техники художественной резьбы. Комплексы упражнений для обучения контурной резьбе могут быть разнообразны, но обычно представлены линиями и их различными пересечениями. Можно рекомендовать использовать прямые и волнистые линии, по усмотрению педагога могут быть добавлены завитки и спирали. Также необходимо отработать пересечение линий, вызывающее наибольшее затруднение у обучающихся. Для этого в комплексы упражнений включают соединение линий под различными углами и ромбы в качестве соединения между собой четырех отрезков. Один из вариантов такого комплекса представлен на рисунке 1.

IMG20220524110937.jpg
Рисунок 1 – Примерный комплекс упражнений для обучения контурной резьбе

По мере развития навыков обучающихся на усмотрение педагога можно добавить комплекс упражнений по нанесению различных текстур: травы, облаков, волн, шерсти животных и т.д. Следует отметить, что этот комплекс не является в данном случае обязательным, так как эти навыки необходимы далеко не для всех работ и могут быть отработаны при выполнении конкретной композиции.

При обучении художественным техникам резьбы рекомендуется начинать с геометрической резьбы. Эта техника формирует аккуратность и внимательность в разметке, учит базовым навыкам работы с основными инструментами для резьбы по дереву – ножом-косяком и стамесками. Однако тут взгляды разных педагогов расходятся. Одни вырезают базовые орнаменты, содержащиеся в книгах советских мастеров-резчиков, другие предлагают обучающимся сразу композиции, сначала попроще, а затем все сложнее и сложнее. В качестве третьего варианта рассмотрим комплекс упражнений, используемый для обучения по направлению «Художественная резьба по дереву» (рисунок 2).

IMG20220523065912.jpgаIMG20220508182845.jpgб
Рисунок 2 – Комплекс упражнений для обучения основным навыкам работы с инструментом
а – схема разметки, б – доска-образец

Этот комплекс был составлен опытным путем, с использованием ряда традиционных элементов геометрической резьбы, расположенных от самого простого к самому сложному. Остановимся на нем подробнее, так как его использование позволяет освоить весь основной инструмент и операции с ним, что с успехом используется в дальнейшем при изучении прочих техник резьбы по дереву.

Первые два упражнения комплекса позволяют освоить нож-косяк и выполнение им основных резов (рисунок 3). Для этого размечаются квадраты со стороной 7 мм, в каждом из которых рисуется треугольник. Возможно использование других размеров в интервале от 5 до 10 мм, однако именно такой размер рекомендуется на начальных этапах обучения. Треугольники меньших размеров могут выполняться некачественно, так как обучающиеся не видят собственных ошибок, в случае больших размеров возникают трудности из-за большого количества убираемого материала. Первое упражнение позволяет отработать технику простых резов и угол наклона ножа относительно заготовки. Второе упражнение показывает последовательность подрезки сторон элементов с целью защиты от скалывания уже вырезанных частей. Обучающиеся запоминают, что в первую очередь подрезается грань, соприкасающаяся с уже выполненным элементом, а затем остальные грани. Это позволяет не допустить раскалывания древесины при подрезке и защитить выполненные элементы в случае соскока инструмента.

а
б
Рисунок 3 – Упражнения для освоения основных резов ножом-косяком
а – схема разметки, б – доска-образец

Отдельное внимание в комплексе упражнений уделено работе со стамесками и штихелями (рисунок 4). Данная категория инструментов требует бóльших усилий по сравнению с ножом, и в случае неправильного обращения наносит серьезные травмы. Поэтому особенно важно отработать с обучающимися безопасную постановку рук при работе со стамесками и штихелями. Помимо безопасности необходимо помнить, что древесина имеет направление волокон, влияющее на обработку. При движении по волокнам резьба идет намного легче, чем поперек волокон. Третье упражнение позволяет отработать безопасную постановку рук и правила работы при использовании штихелей и стамесок при снятии древесины поперек волокон, а четвертое – вдоль. При работе вдоль волокон следует обращать внимание на правильную постановку рук: обе руки должны находиться позади линии движения стамески или штихеля. Также обращать внимание обучающихся на своевременную остановку стамески или штихеля в нужной точке таким образом, чтобы был завершен выполняемый элемент, а следующий за ним не был поврежден.

а
б
Рисунок 4 – Упражнения для обучения работе со стамесками и штихелями
а – схема разметки, б – доска-образец

После упражнения со стамесками и штихелями обучающимся предлагается упражнение по определению последовательности подрезки элементов с учетом направления волокон древесины (рисунок 5). При выполнении первого квадрата упражнения треугольники имеют одну общую грань, но уже со второго квадрата появляются элементы с двумя общими гранями. Задача обучающихся – определить последовательность подрезки общих граней с учетом направления волокон. Первой подрезается грань в поперечном направлении, и только затем – в продольном.

а
б
Рисунок 5 – Упражнение для подрезки ножом в зависимости от направления волокон
а – схема разметки, б – доска-образец

Далее идут круглые орнаменты, называемые в геометрической резьбе розеточными или «розетками» (рисунок 6). Обучающиеся осваивают разметку с помощью циркуля и деление окружности на определенное количество частей. При резьбе данных упражнений основное внимание уделяется изменению наклона кончика ножа при выполнении работы, так как все орнаменты имеют мелкие элементы и их необходимо сохранить целыми, выполнить узор чисто, что способствует развитию внимательности и аккуратности.

а
б
Рисунок 6 – Упражнения с розеточными орнаментами
а – схема разметки, б – доска-образец

Следующее упражнение помогает научиться изменять угол наклона ножа в зависимости от размеров вырезаемых элементов (рисунок 7). При выполнении больших треугольников не следует выбирать большой угол – это приведет к трудностям с чистым вырезанием и потребует от обучающегося больших усилий. Маленькие треугольники, напротив, требуют увеличения угла наклона, иначе кончик ножа будет срезать стенки уже выполненных элементов при дальнейшей резьбе.

а
б
Рисунок 7 – Упражнение на регулировку угла наклона ножа в зависимости от размеров элементов
а – схема разметки, б – доска-образец

Большая «розетка» позволяет закрепить все полученные ранее навыки (рисунок 8). Помимо отработки техники резьбы по дереву, здесь необходимо внимательно вести разметку циркулем, чтобы получить красивый симметричный орнамент.

а
б
Рисунок 8 – Упражнение для закрепления полученных навыков
а – схема разметки, б – доска-образец

Последние два упражнения посвящены тонкой послойной подрезке древесины (рисунок 9). Наиболее часто подобные техники используются в техниках рельефной резьбы для выполнения различных элементов и при снятии фона. Если ранее обучающиеся вырезали треугольники вглубь древесины, то теперь для формирования орнамента необходимо сделать тонкий срез. Принцип разметки аналогичен первым двум упражнениям, однако тут рекомендуется использовать квадраты со стороной не менее 10 мм. Изменяется и техника работы. Сначала выполняется подрезка срезаемой части. Для этого нож располагается под углом к заготовке в 90 градусов и делаются подрезки по краям треугольника. Теперь лезвие ножа располагается не под углом к заготовке, а практически параллельно ей. При сильном нажатии указательным пальцем левой руки (для левшей – правой руки) на кончик лезвия ножа делается тонкий срез верхнего слоя. Следующее упражнение выполняется аналогично предыдущему, но требует от обучающегося большего мастерства. Теперь вертикальную подрезку предлагается выполнять на глаз без разметки, а при горизонтальной подрезке необходимо уделять внимание сохранению тонких стенок.

а
б
Рисунок 9 – Упражнения для обучения послойной подрезке древесины
а – схема разметки, б – доска-образец

Данный комплекс упражнений успешно формирует не только технику выполнения геометрической резьбы по дереву, но и способствует развитию навыков работы с инструментом, что можно использовать при обучении другим техникам художественной и объемной резьбы. Он эффективен не только при обучении детей, но и взрослых, что было подтверждено многолетним опытом работы.

При обучении объемной резьбе по дереву при использовании комплексов упражнений возможны различные вариации. В случае обучения детей, имеющих навыки работы в техниках художественной резьбы, необходимо формировать навыки работы с богородским ножом и плотницким топором, так как обучающиеся имеют опыт работы с базовым инструментом. В случае отсутствия у детей опыта резьбы по дереву обучение необходимо начинать с отработки базовых навыков обращения с инструментом. В случае резьбы мелкой скульптуры (в том числе нэцке) необходима работа со штихелями и ножами на небольших круглых заготовках. В случае использования различных техник объемной резьбы лучше начинать с выполнения базовых движений богородского ножа на тонких дощечках, затем переходить к небольших круглым заготовкам. При обучении богородской резьбе существует специальная система учебных планок. Объемная резьба – самый травмоопасный вид резьбы по дереву, поэтому при выполнении упражнений и построении комплексов учебных упражнений необходимо помнить и постоянно напоминать обучающимся, что все движения осуществляются «от себя», а положение рук должно быть всегда за ножом или стамеской, чтобы на линии движения лезвия не было руки.

Реализация комплексов и начало обучения должны производиться на мягкой древесине. Идеально для этой цели подходит древесина липы, в случае ее отсутствия допустимо использовать осину. Не рекомендуется использовать ель и сосну, так как ее древесина имеет прочные волокна, прорезание которых требует от резчика определенного мастерства, а также березу, которая в силу своей твердости на начальных этапах обучения может привести к повышенному травматизму.

Использование комплексов упражнений на начальных этапах обучения резьбе по дереву позволяет правильно и безопасно сформировать у обучающихся требуемые навыки и добиться хорошего качества их первых работ. Отработка безопасной постановки рук с инструментом позволяет свести к минимуму травматизм и страх некоторых детей к порезам. Красиво и аккуратно выполненное изделие поднимает самооценку обучающего и повышает его внутреннюю мотивацию к изучению и совершенствованию техники резьбы по дереву, открывая дорогу к творчеству и искусству.

Список использованных источников

  1. Ильяев М. Уроки искусного резчика. Вырезаем их дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки / М. Ильяев. – М.: Издательство Центрполиграф, 2013. – С. 323–328.
  2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву: приемы, техника, изделия / А. Афанасьев. – М.: Эксмо, 2006 (М. : Красный пролетарий). – 462 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: