Конкурсное движение как одно из направлений повышения профессионального мастерства педагогических работников

В статье рассмотрено конкурсное движение как одно из направлений повышения профессионального мастерства педагогических работников. Раскрывается сущность понятий «конкурс», «конкурс профессионального мастерства», «профессиональное мастерство педагога». В современной системе образования возрастает спрос среди педагогов с высоким уровнем развития педагогического мастерства, следовательно, приоритетным направлением становится повышение профессионального уровня педагогических работников, а изучение конкурсного движения относится к  перспективному направлению повышения профессионального мастерства, что и является важнейшей задачей современного образования. Сделан акцент как на положительные, так и на проблемные стороны проведения конкурсов профессионального мастерствапедагогических работников. На основе проведенного анализа в статье описаны рекомендации о возможностях методического и психологического сопровождения участников конкурса профессионального мастерства. Представлен опыт Центра поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классных руководителей ГАУДО ООДТДМ им. В. П. Поляничко по организации конкурсного движения.

Е.С. Михалева, кандидат педагогических наук, методист
ГАУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В. П. Поляничко», отдел «Центр воспитательной работы и занятости детей в каникулярный период»,
г. Оренбург

Одним из ведущих направлений в развитии любого образовательного учреждения на современном этапе является повышение профессионального мастерства педагогических работников. Учителю в современной школе необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень посредством самообразования. Педагогу необходимо посещать педагогические сообщества и вебинары, участвовать в конкурсном движении. В решении этой задачи большую роль играют конкурсы профессионального мастерства как приоритетного направления развития современной педагогической науки и практики, которые способствуют росту творческого потенциала и педагогическому мастерству современного учителя.

При этом стоит сознательно сделать акцент на кон¬курсах профессионального мастерства, поскольку их можно считать приоритетным направлением в профес-сионализации педагогов в современных социально-экономических условиях. Подтверждением этому может служить указ Президента России от 2018 года. В данном указе прописано, что достижением важных целей в сфере образования к 2024 году является обеспечение глобальной конкурентоспо¬собности российского образования, где одним из важных компонентов конкурентоспособности определено формирование системы професси¬ональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.

Помимо этого, конкурс профессионального мастерства рассматривается как одна из возможностей повышения компетентности педагогов, а также как один из критериев качества современного образования [4]. Так, например, важной частью образовательного процесса является формирование системы конкурсного движения, этому есть подтверждение в национальном проекте «Образование» на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [3].

Исследователи понятие «конкурс» трактуют как:

  • прекрасный индикатор качества профессиональной подготовки (Н.Н. Боровик, Н.В. Киселева);
  • эффективную форму совершенствования профессионального мастерства (Э. Р. Гайнеев);
  • продуктивное средство создания мотивационного поля, стимулирующего саморазвитие как обучающихся, так и педагогов (И. В. Серафимович, Л. Н. Харавинина);
  • соревнование, на котором определяют и награждают лучших специалистов (И.С. Пешня, М.И. Винокурова);
  • поиск нового и неординарного (В.Г. Рындак).

Следовательно, конкурс обозначает совокупность следующих понятий: индикатор качества профессиональной подготовки, форма совершенствования профессионального мастерства, соревнование, средство создания мотивационного поля.

Главными целями любого конкурса профессионального мастерства являются пропаганда приоритетов образования, формирование общественного представления о творчески работающих педагогах, повышение престижа педагогической профессии [8].

Система любого конкурсного движения решает ряд задач: выявляет лучших педагогов; позитивно влияет на инновационные процессы в образовании; оценивает профессионализм участников; стимулирует личностный рост и мастерство педагога; создает условия для обмена опытом и распространения в педагогической среде наиболее востребованных и популярных идей обучения и воспитания подрастающего поколения. И как следствие, участие педагога в конкурсе позволяет ему поменять свое отношение к себе как профессионалу, причем происходит это как на уровне конкурсанта, так и на уровне остальных субъектов конкурсной деятельности (членов жюри, организаторов, педагогических коллективов).

У конкурса профессионального мастерства есть как положительные стороны, так и проблемные.
К положительным сторонам проведения конкурсов профессионального мастерства относится:

  • формирование и развитие компетенций педагогов, их творческого потенциала, активное участие в исследовательской деятельности;
  • создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;
  • апробирование, внедрение новых педагогических технологий в сферу образования;
  • повышение рейтинга как самого педагога, так и образовательного учреждения в целом;
  • стремления педагога к самосовершенствованию, самопознанию, самореализации;
  • развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей педагога;
  • появление новых педагогических технологий и их активное использование в образовательной деятельности.

Как организация, так и непосредственное участие в конкурсах дают возможность педагогу повысить уровень педагогической компетентности.

Необходимо сказать, что профессиональные конкурсы предоставляют возможность педагогу «выходить» за границы образовательного учреждения, проявлять себя, осознавать происходящее в современной школе, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения. Развитие профессионализма — это постоянный и разносторонний процесс постижения профессии.
Тем не менее, в конкурсах профессионального мастерства присутствуют и негативные стороны, так, например, к основной проблеме относят сложности в организации трудового дня из-за не постоянного хватки времени.

Следующая проблема вытекает из первой, которая сопровождается стрессовой ситуацией. Стрессовая и напряженная обстановка может принести не только признание и успех, но и неудачу.
При организации конкурсов профессионального мастерства в целом, также имеются трудности с формированием команды, сопровождающей подготовку к конкурсу. Специалисты выделяют еще одну из проблемных зон в конкурсах профессионального мастерства педагога – это слабо представленную стратегическую идею постконкурсной деятельности победителей и участников конкурса, в том числе и в плане карьерного роста [7]. Не всегда понятно, как именно меняется профессиональное педагогическое мышление в процессе прохождения конкурсных испытаний и в постконкурсный период. В связи с этим появляется необходимость рассмотрения вопроса об организационно-методическом сопровождении конкурса.

Рассмотрим алгоритм методического сопровождения участника конкурса профессионального мастерства.

Первым этапом, опорной точкой является анализ индивидуальных программ педагогов и анализ годового плана методической службы школы в целом.

Второй этап – это изучение Положения конкурса, методических рекомендаций, на основании которого разрабатывается дальнейший алгоритм действий.

Третий этап – создание творческой группы. Творческая группа представлена не только как профессиональное объединение преподавателей, но и добровольное объединение заинтересованных во взаимном сотрудничестве людей. В состав творческой группы необходимо включить представителей методической и психологической службы, руководителей методических объединений и по возможности – программиста. Стоит привлечь к работе участников конкурса прошлых лет. Миссия группы заключается в разрешении профессиональных проблем и помощи в овладении инновационными процессами.

Четвертый этап – выбор участника. При выборе участника обычно делается акцент на двух моментах:
– на уровне активности педагога, результативности участия в различных педагогических мероприятиях: семинарах, курсах, мастер-классах, конференциях;
− на внутренних мотивах, увлечениях, интересах самого педагога.

Пятым этапом методического сопровождения участника конкурса профессионального мастерства является имидж участника. Можно сказать, что имидж участника – это и престиж, и статус образовательной организации. Именно поэтому, в создании имиджа конкурсанта стоит участвовать всей творческой группой.

При прохождении этапов конкурса педагог нуждается не только в методическом сопровождении, но и в психологическом.

Важно помочь конкурсанту осознать мотивационную позицию по отношению к конкурсу, научить навыкам саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием, навыкам осознанного обращения к ресурсам в неожиданной, стрессовой ситуации, ситуациях оценивания и критики и, конечно же, навыкам профессиональной и личностной рефлексии.

Как известно, существует множество методов работы психологической службы. Итак, выделим несколько практик: рисунок, самомассаж, психотехнические упражнения.

При технике «рисунок», уточним, что раскрашивание картинок в течение двух-трех минут в периоды повышенного стресса в пять раз увеличивает вероятность завершения работы в срок. То есть вы сможете не только пережить стресс, но и, возможно, создадите какой-нибудь шедевр.
Одним простым способом сбросить нервное напряжение и избежать стресса является самомассаж. Нужно изо всех сил потереть ладони друг о друга, пока они не станут горячими. Также полезно хорошенько растереть уши. Так вы сможете взбодриться и сосредоточиться на работе. Чтобы сохранить энергию, массируйте по 30 секунд точки, находящиеся под носом, между бровями, под нижней губой и в центре ладони.

Психотехнические упражнения необходимы педагогу для снятия напряжение, например, такое упражнение как «Гора с плеч»: максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. И также возможно использовать упражнения с задержкой дыхания.

Итак, при подготовке педагога к участию в конкурсах профессионального мастерства стоит рассматривать вопрос как методологического, так и психологического сопровождения.
Все это предопределило разработку и организацию собственных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников. На базе Государственного автономного учреждения дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В. П. Поляничко» (далее – Дворец) реализовываются следующие конкурсы профессионального мастерства педагогических работников:

  • областной дистанционный конкурс «Методический кейс классного руководителя»;
  • региональный этап Всероссийского дистанционного конкурса среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий.

С целью повышения социального статуса и профессионального мастерства классных руководителей Оренбургской области, выявления лучших методических разработок воспитательных мероприятий, распространения инновационного педагогического опыта классных руководителей с марта по апрель во Дворце проводится областной дистанционный конкурс «Методический кейс классного руководителя» (далее – ОДК «МККР»). Задачами ОДК «МККР» является:

  • изучение регионального опыта деятельности районных (городских) методических объединений классных руководителей по повышению социального и профессионального статуса классного руководителя;
  • содействие совершенствованию методической компетенции классных руководителей;
  • поиск педагогических идей инновационных практик по обновлению содержания педагогических технологий в деятельности классных руководителей;
  • способствование развитию творческого потенциала педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя.

В ОДК «МККР» могут принять участие педагогические работники, выполняющие функции классного руководителя общеобразовательных организаций Оренбургской области.

ОДК «МККР» проводится в три этапа:
1 этап – в общеобразовательных организациях Оренбургской области;
2 этап – районный (окружной)/городской отдел образования;
3 этап – областной этап.

Сроки и порядок проведения первых двух этапов определяется самостоятельно общеобразовательной организацией, районным отделом образования, а третий областной этап определяется организатором в срок с марта по апрель.

Победители и два призера районного этапа допускаются на третий этап ОДК «МККР». Им необходимо до марта текущего года предоставить на участие в конкурсе во Дворец следующий пакет документов в электронном и распечатанном виде:

  • выписка из протокола заседания оргкомитета второго этапа;
  • представление на конкурсанта;
  • заявка на участие;
  • анкета участника;
  • согласие на обработку персональных данных;
  • методическая разработка;
  • видеофрагмент занятия внеурочной деятельности или классного часа (не более 30 минут).

Основным конкурсным материалом является методическая разработка и видео-фрагмент занятия внеурочной деятельности или классного часа.

Основными критериями оценивания конкурсной работы является:

  • актуальность (соответствие темы и содержания воспитательного мероприятия направлениям воспитательной работе Стратегии развития воспитания в Российской Федерации в период до 2025 года);
  • ценностные основы и целевые установки (цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия конкретны и достижимы);
  • адресность (содержание, форма воспитательного мероприятия, методы и приемы соответствуют возрасту и интересам обучающихся);
  • инновационность (применение разнообразных воспитательных технологий, методических приемов, форм организации деятельности обучающихся при реализации воспитательного мероприятия);
  • целостность (содержание и форма воспитательного мероприятия, педагогические технологии и методы соответствуют целям, задачам и планируемым результатам);
  • ресурсная обеспеченность (использование современных информационных ресурсов для подготовки и проведения воспитательного мероприятия);
  • практическая значимость (методическая разработка может быть адаптирована для реализации в измененных условиях и использована в практике других педагогов).

Следует отметить методическую компетентность, понимание классными руководителями сути процессов воспитания и социализации, направленных на результативность представленной деятельности, соответствие выбранных форм возрасту обучающихся.

Выделим типичные ошибки при проведении и разработки воспитательного мероприятия:

  • несоответствие содержания воспитательного мероприятия заявленной теме;
  • видео-фрагмент занятия более 30 минут;
  • отсутствие самоанализа воспитательного мероприятия;
  • несоответствие содержанию, форме воспитательного мероприятия, методам и приемам возрасту и интересам обучающихся;
  • неиспользование разнообразных воспитательных технологий, методических приемов, форм организации деятельности обучающихся;
  • неадаптированность методических разработок для реализации в измененных условиях и применение их на практике других педагогов.

С целью выявления и распространения лучших методических разработок воспитательных мероприятий, реализуемых классными руководителями в общеобразовательных организациях Оренбургской области, с июня по август проводится областной этап Всероссийского дистанционного конкурса среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий (далее – Конкурс).

Задачами Конкурса является:

  • поддержка профессионального развития и социального статуса классных руководителей;
  • содействие совершенствованию методической компетентности классных руководителей;
  • содействие повышению качества воспитательной деятельности в общеобразовательных организациях;
  • формирование экспертного сообщества в области методического обеспечения воспитательной деятельности в общеобразовательных организациях.

Конкурс проводится в заочном формате в два этапа: I этап – муниципальный; II этап – региональный.

Прием заявок и конкурсных материалов на региональный этап конкурса осуществляется до 25 июня текущего года. Экспертиза конкурсных материалов проходит в июле, а подведение итогов – в августе.

Участниками Конкурса являются педагогические работники общеобразовательных организаций Оренбургской области, независимо от их организационно-правовой формы, выполняющие функции классного руководителя. Участие в Конкурсе для каждого классного руководителя является добровольным.

Каждый участник может предоставить на Конкурс только одну индивидуальную методическую разработку воспитательного мероприятия.

Выдвижение кандидатов на участие в Конкурсе проводится муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, из числа победителей муниципального этапа Конкурса. Муниципальное образование может представить на Конкурс только одного участника, являющегося победителем муниципального этапа.

Для участия в Конкурсе необходимо на региональном этапе направить на электронный адрес kl.rukov-odtdm20@yandex.ru с пометкой в теме письма «Конкурс «Методическая разработка» следующие материалы:

  • портфолио участника Конкурса с указанием номинации, включающее скан-копию заявки, информационную карту участника и скан-копию заявления о согласии на обработку персональных данных;
  • методическую разработку воспитательного мероприятия.

Конкурсные материалы, предоставленные с нарушениями требований к оформлению и содержанию, определенных Положением «О региональном этапе Всероссийского дистанционного конкурса среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий», а также имеющие более 25 % некорректных заимствований, считаются не прошедшими техническую экспертизу, не допускаются к содержательной экспертизе и отклоняются от участия в Конкурсе.

Экспертизу материалов осуществляет жюри по профилю Конкурса. По итогам Конкурса участники, набравшие наибольшее количество баллов, становятся победителями и призерами Конкурса.
Все участники Конкурса получают сертификаты (электронный вариант) участников Конкурса, а победители – награждаются дипломами I, II, III степени. А также Победитель Конкурса, занявший I место, будет рекомендован к участию во Всероссийском дистанционном конкурсе среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий.

Следует отметить, типичные ошибки при разработке и подготовки методического материала:

  • конкурсные работы оформлены и направлены на областной этап с нарушением Положения о Конкурсе (например, объем методической разработки превышает 20 страниц, оформление не соответствует техническим требованиям (выравнивание текста, шрифт и интервал));
  • методическая разработка структурно выстроена с нарушением требований Положения о Конкурсе (в приложении 4 Положения Конкурса была дана «структура описания методической разработки воспитательного мероприятия»);
  • содержание воспитательного мероприятия не соответствует заявленной теме (например, в методическом оснащении упомянут обучающий курс «Мое Оренбуржье», а региональный компонент при этом в содержании мероприятия отсутствует);
  • участники Конкурса при подборе методического материала не работают с первоисточниками, присутствует более 89% некорректных заимствований;
  • содержание, форма и методы реализации воспитательного мероприятия не вполне соответствуют возрастным особенностям обучающихся;
  • логика конкурсной работы не выстроена (особенно последовательность в разделе «пояснительная записка»).

Педагогическим работникам, претендентам на участие в дальнейших конкурсах профессионального мастерства, рекомендуется обратить внимание на:

  • соответствие требованиям и условиям положения о конкурсе (четкость структуры и соответствие содержания работы заявленным критериям);
  • конкретизацию цели, обозначение задач в трех направлениях (воспитательные, развивающие, образовательные), соответственно и ожидаемые результаты (личностные, метапредметные, предметные);
  • конкретизацию актуальности на основе нормативных документов РФ в системе образования;
  • оригинальность материалов, отражающих специфику собственной разработанной системы воспитания.

Организатором Конкурса является Центр поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классных руководителей ГАУДО ООДТДМ им. В. П. Поляничко при поддержке министерства образования Оренбургской области.

Таким образом, по итогам областного дистанционного конкурса «Методический кейс классного руководителя» и областного этапа Всероссийского дистанционного конкурса среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий организаторами были опубликованы методические разработки победителей, соответствующие требованиям конкурса, в сборнике «Классный руководитель XXI века» (периодическое издание «Библиотека «Внешкольника Оренбуржья» Дворца).

При проведении экспертизы конкурсных материалов организаторами и экспертами конкурсов сделан вывод:

  • участники конкурсов, представляя свои конкурсные материалы, выстраивали свою деятельность в соответствии с направлениями воспитательной деятельности, обозначенными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации в период до 2025 года и других актуальных нормативных документах, регламентирующих деятельность образовательной организации. Основные направления деятельности были направлены на пропаганду культуры здорового образа жизни, вовлечение учащихся в массовое спортивное и волонтерское движение, воспитание гармоничной, целеустремленной личности. Отчетливо прослеживалась активная, наполненная положительными эффектами работа педагогов, направленная на формирование активной жизненной позиции учащихся и воспитание патриотизма;
  • педагогические работники представили опыт методических наработок и собственных педагогических находок, с которыми готовы поделиться с педагогическим сообществом классных руководителей. В воспитательных мероприятиях использовались инновационные методы, приемы и формы организации деятельности обучающихся. Для подготовки и проведения воспитательного мероприятия применялся широкий спектр современных информационных ресурсов, в том числе собственные педагогические разработки.

Список источников

  1. Боровик Н.Н. Конкурс профессионального мастерства – эффективная форма повышения профессионализма педагогов / Н. Н. Боровик, Н. В. Киселева, А. И. Юдина, Е. Н. Фещенко // Методист. – 2014. – № 3. – С. 43-48.
  2. Гайнеев Э. Р. Психологическая подготовка к конкурсу профессионального мастерства / Э. Р. Гайнеев // Методист. – 2015. – № 8. – С. 46-49.
  3. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).
  4. Пешня И. С. Конкурсы профессионального мастерства как один из критериев качества современного образования / И. С. Пешня, М. И. Винокурова // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. – 2020. – Вып. 9. – С. 99-103.
  5. Потемкина Т. В. Конкурсы профессионального мастерства как средство профессионально-личностного развития студента колледжа / Т. В. Потемкина, С. Ю. Попкова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2018. – № 2. – С. 12-15.
  6. Рындак В.Г. Педагогика креативности: монография / В. Г. Рындак. — М.: Изд. дом «Университетская книга», 2012. — 284 с.
  7. Серафимович И. В. Профессионализация мышления педагога и развитие профессиональных компетенций в условиях конкурсов профессионального мастерства / И. В. Серафимович, Л. Н. Харавинина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8. – № 2(27) . – С. 382 – 386.
  8. Стрижова Е. А. Конкурс профессионального мастерства как форма повышения профессиональной компетентности педагога / Е. А. Стрижова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iro18.ru/upload/medialibrary/e28/..pdf
  9. Торопчина О. М. Методическое сопровождение конкурсного движения профессионального мастерства в образовательной организации / О. М. Торопчина, Н. М. Остапенко // Преемственность в образовании. – 2021. – № 28 (3). – С. 541-560.

Добавить комментарий

Войти с помощью: