Разработка плана работы профильного отряда «Фотограф – краевед» в детском лагере дневного пребывания
Статья «Разработка плана профильного отряда «Фотограф-краевед» предназначена для педагогов, продолжающих реализацию своих образовательных программ в летний оздоровительный период и разрабатывающих план работы профильного отряда детского лагеря дневного пребывания.
А.В. Власова,
педагог дополнительного образования,
А.А. Волков,
педагог дополнительного образования,
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Исток»,
Владимирская область, город Суздаль
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Летний отдых в системе образования сегодня – это не только социальная защита, но и расширенные возможности для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, его социализации и профориентации.
В Центре дополнительного образования «Исток» города Суздаля традиционно каждый год организуется работа профильных отрядов на базе детского лагеря дневного пребывания. Лагерь пропагандирует детский оздоровительно-образовательный отдых. Понятие «Образовательный отдых» подробно рассмотрено в методическом пособии А. А. Попова «Летний образовательный отдых детей в рамках компетентностного подхода», в котором летние образовательные программы рассматриваются как система образовательных модулей, приводящих к неординарным педагогическим эффектам за счёт своей событийности и открытости. Педагоги ЦДО «Исток», перед началом работы в летнем лагере, разрабатывают планы работы с профильными отрядами в соответствии с направленностью и тематикой образовательных программ, по которым они занимаются с детьми в течение учебного года. Таким образом, могут быть организованы профильные отряды, занимающиеся хореографией, изобразительным творчеством, спортом, краеведением и т.п. Сложность разработки планов работы с такими отрядами заключается в составе воспитанников, состоящем как из детей, уже осваивающих образовательную программу, на основании которой разрабатывается план, так и пришедших без какой-либо подготовки. Выбор зачисления в отряд предоставляется родителям. Иногда родители хотят, чтобы ребёнок, занимавшийся в учебном году народными танцами, отдохнул от них, и научился, к примеру, фотографировать. За короткий период пребывания в летнем лагере невозможно освоить программу полностью, но начальные навыки и интерес к деятельности получить можно. Это окажет влияние в дальнейшем на выбор ребёнком направленности своего дополнительного образования. Очевидный плюс организации подобных профильных отрядов очевиден и для самих педагогов, ведь они могут в работе с детьми применить свои знания и умения по преподаваемому предмету. Также у педагогов уже имеется набор методик и разнообразных материалов, составляющих методическое обеспечение их образовательных программ, нужно только продумать, что из всего многообразия потребуется для работы в отряде. Трудность для педагогов может заключаться в том, что для разработки плана необходимо учитывать его краткосрочность в постановке цели и задач, определении предполагаемых результатов. Отдых в профильном лагере называется «образовательным», но хотелось бы достичь также оздоровительного эффекта. Если план составляется в соответствии с программами физкультурно – спортивной направленности, с этим нет проблем. А как быть, например, с программами технической или художественной направленностей? Тут педагогам приходится думать, как сделать свою работу с детьми максимально оздоровительной. Часто, при наличии погодных и организационных условий, все занятия и мероприятия проводятся на свежем воздухе, при высокой двигательной активности детей. В организации работы лагеря важен также принцип внутренней интеграции: отряды живут не изолированно, их объединяют общелагерные мероприятия, за организацию которых отвечает начальник лагеря. В то же время каждый отряд проводит, в соответствии со своим профилем (направленностью) несколько мероприятий для других отрядов. Поэтому педагогам нужно скоординировать план отряда с планом общелагерных мероприятий, например, не планировать масштабное отрядное дело в один день с мероприятием, в котором должны участвовать все отряды.
Для работы с профильным отрядом, в котором числятся 15 детей, назначаются два педагога, как правило, реализующих программы сходных направлений. Необходимость создания плана профильного отряда «Фотограф – краевед» была вызвана проблемой совместить деятельность двух педагогов, реализующих программы различной направленности: «Художественная фотография» (художественная направленность) и «Юные экскурсоводы Суздаля» (туристcко-краеведческая направленность). Эти направления только на первый взгляд могут показаться несовместимыми. Для краеведческих исследований фотография является одним из средств фиксации результатов, а для фотографа важно запечатлеть красоту достопримечательностей родного города, а иногда – и «уходящую натуру», для чего он изучает исторические источники. Для работы были определены цель и задачи с учётом целей, задач образовательных программ педагогов. Продумали также, в каких условиях будет реализовываться будущий план. Не надо проводить особенных социологических исследований, чтобы увидеть, насколько важны информационные технологии в современной жизни вообще и в образовательной деятельности в частности. Однако основной областью применения компьютерных технологий в отношении подрастающего поколения стала индустрия развлечений. Достаточно одного взгляда на рабочий стол персонального компьютера школьника, чтобы убедиться в этом. Сложилась парадоксальная ситуация – современные суперкомпьютеры используются не во благо, а во вред настоящим потребностям детей. Как исправить такую ситуацию? Одним из выходов может быть создание детского отряда, где в руках детей и педагога компьютер является инструментом одновременно интересного, созидательного, познавательного и творческого процесса. В распоряжении отряда «Фотограф – краевед» находился компьютерный класс, в котором располагались 10 компьютеров, сканер и принтер. Было решено использовать всё это в полном объёме. При «Истоке» активно действует детский краеведческий музей «Малая Родина», в котором юные музееведы и экскурсоводы совершенствуют свои профессиональные навыки. Этот музей является источником полноценной информации. В нём ребёнок может не только увидеть, но и самостоятельно обследовать экспонаты, активно взаимодействуя с ними. Когда достижимые в отведённый отрезок времени (1 месяц) цель и задачи определились, наметились этапы.
Организационный этап (1-2 дни смены):
- встреча, сбор отряда;
- знакомство с режимом работы лагеря и его правилами;
- проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей детей;
- выборы органов самоуправления;
- создание системы традиций, разработка символики, оформление стенда отряда.
Организационный этап был важен для знакомства ребят друг с другом и с педагогами, ведь кроме занимающихся в объединении в отряд пришли «новенькие». Хотелось бы, чтобы им с первых дней было комфортно, поэтому были запланированы многочисленные игры на сплочение детского коллектива. Символика отряда (Песня краеведов, Отрядная песня, Девиз, Речёвка, Эмблема, Набор профессиональной символики) должны были создаваться воспитанниками с использованием символов, отражающих как краеведческую тематику, так и тематику фотографии. С использованием созданной символики ребята оформляют стенд, на котором будет помещён дневник отрядных дел.
Основной этап:
- краеведческие мероприятия по плану;
- работа фотостудии по плану;
- спортивно – оздоровительные мероприятия по плану;
- досуговые мероприятия.
В определении форм и методов работы основного этапа нашли отражения как занятия по программам, так и оздоровительные (межлагерные), досуговые мероприятия. Формируя воспитательное пространство отряда, в основу организации смены закладывалась легенда, согласно которой все дети становятся участниками длительной сюжетно – ролевой игры со своими законами и правилами. Основанием плана работы служит легенда получения отрядом особого задания Суздальского отделения ВООПК – для подготовки к знаменательной дате – 1000-летию Суздаля исследовать состояние близлежащих архитектурных памятников и составить справку-фотоотчёт об уровне их сохранности, а также об удобстве для осмотра этих памятников с прилегающей территории. Согласно этой легенде, члены отряда «Фотограф-краевед» становятся исследователями и последовательно включаются в коллективную работу по выполнению задания. По результатам исследования проводится профессиональная ролевая игра «Профессии города – музея». Все участники представляют себя в определённой профессии, связанной с туристическим бизнесом. Образовательный процесс в форме игры строится с учетом профориентационной направленности и предусматривает различные формы обучения и воспитания, направленные на развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, самосознания, дисциплины, трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи. Учебными дисциплинами, которые способствуют достижению цели профориентации, являются: история, краеведение, фотодело, экскурсионное дело, музейное дело. Профильные предметы осваиваются через проектную деятельность, интеллектуальные игры, экспериментальные марафоны, акции, часы профориентации, творческие конкурсы. Для обучения детей основам фотографии и ознакомлению с достопримечательностями Суздаля авторами созданы дидактические компьютерные игры. Также личному росту, углублению знаний, развитию творческих способностей и гражданско – патриотическому воспитанию детей, содействию их профессиональному самоопределению способствует вовлечение в музейную деятельность посредством выполнения творческих заданий (формирование музейных коллекций, создание фотоэкспонатов) в детском краеведческом музее «Малая Родина». В этом музее предполагалась организация квестов и игр для всех отрядов лагеря.
Заключительный этап (21-23 дни смены):
- проведение экскурсий;
- проведение викторины «Родной свой край люби и знай» (по материалам экскурсий);
- оформление фотовыставки «Красота рядом с нами»;
- выпуск фотодневника отряда;
- результаты итоговых диагностик;
- закрытие смены;
- анализ реализации программы, корректировка.
Заключительный этап был посвящен подведению итогов. Предполагалось, что во время пребывания в отряде дети овладевают разнообразными научными методами исследований, изучают культурные, исторические памятники, укрепляют здоровье, осваивают навыки общения и взаимодействия. Для определения результатов был подобран диагностическийинструментарий. Коллективным результатом освоенности программы намечалась организация фотовыставки «Красота рядом с нами», оформление фотодневника отрядных дел, проведение для всех отрядов интерактивной экскурсии «Достопримечательности торгово – ремесленного посада», маршрут и текст которой дети разработают самостоятельно на основе собственных краеведческих исследований и развлечения «История Суздаля в лицах». Экскурсия будет сопровождаться показом авторских фотоматериалов. По содержанию экскурсии для всех отрядов планировалось проведение викторины «Родной свой край люби и знай» и квеста «Ищем клад».
После того, как мероприятия распределились в логической и хронологической последовательности, были продуманы методы работы и составлен план на каждый день. Было уже известно, что детей, посещавших объединения «Художественная фотография» и «Юные экскурсоводы Суздаля» и «новеньких» будет примерно поровну, поэтому решили, что будет неплохо создать пары из «шефов» и «подшефных» методом случайного выбора. В помощь ребятам подготовили открытки, разрезанные пополам. В первый и последующий дни планировались игры на знакомство и сплочение отряда. Также была продумана встреча «шефов» и «подшефных», определились их функции по отношению друг к другу. В актив отряда прямым голосованием решили выбрать двоих из числа «шефов» и двоих из «подшефных». Ребята знакомятся с планом мероприятий и той работой, которая предстояла по их подготовке. Особое значение отводилось мероприятиям, которые нужно было подготовить для других отрядов. Чтобы эти события стали интересным, всем вместе нужно было постараться проявить не только способности, но и трудолюбие. Чтобы в дальнейшем поручить детям выполнение работы, связанной с определённой профессией турбизнеса в игре «Профессии города – музея», было запланировано анкетирование с целью выявления интересов, предпочтений, склонностей к профильным видам деятельности. В первый же день детям нужно было сочинить или подобрать слова отрядной песни и речёвки. Считалось, что ребята, посещающие лагерь при «Истоке» ежегодно, познакомят остальных с его правилами и законами. Каждый день, проведённый в лагере, предполагалось заканчивать подведением итогов («Свеча») и обсуждением планов на следующую встречу. Второй день было решено посветить созданию мотивации к предстоящей работе по выполнению задания ВООПИК, с этой целью планировалась беседа «Для чего нужно беречь и охранять старину?». По результатам беседы предполагалось составить и обсудить план «Что мы можем сделать для охраны памятников старины Суздаля?». Поскольку для отряда было предоставлено помещение компьютерного класса с 10 компьютерами и проектором, в котором также находились сканер и принтер, оформить символику отряда мы решили с использованием средств ИКТ. Эта символика будет помещена на печатный и виртуальный стенды отряда. Для ознакомления ребят других отрядов и родителей с нашей деятельностью предназначался блог (или аккаунт ВКонтакте) «Дневник отряда «Фотограф-краевед». На стенде и в блоге ребята будут ежедневно публиковать фотоотчёт. На третий день планировалось предоставление «легенды»: задания по исследованию состояния архитектурных памятников Суздаля, находящихся в центре города с целью составления справки и фотоотчета к 1000 – летию города. В этот же день ребята будут отбирать объекты для будущих исследований и составлять карту общей изучаемой территории, расположенной рядом с ЦДО «Исток». Всего предполагалось обследовать 10 архитектурных объектов. Для определения исходных знаний воспитанников была создана игра «Знаешь ли ты архитектурные памятники Суздаля?».
Четвертый и пятый дни были полностью посвящены подготовке к фотосъемке архитектурных и природных исторических объектов. Для того, чтобы детям было понятно значение качественной фотографии для фиксации результатов исследования архитектурного памятника и эстетической передачи его художественного облика, была запланирована беседа – дискуссия «Должен ли краевед уметь фотографировать?». Несколько последующих дней предполагалось посветить непосредственному ознакомлению с объектами исследования: фотосъёмке, составлению справки о сохранности объекта и состоянии прилегающей территории. Также планировалось проведение: беседы «Что такое краеведение?», игр «Методы краеведческого исследования», «Авторы-исследователи и книги о Суздале», дискуссии «Для чего могут пригодиться умения проводить краеведческие исследования (мне, городу)?», заполнение анкеты «Личное отношение к родному городу». Также необходимо было подготовить материалы и оборудование для фиксации результатов будущих исследований.
В последующие дни планировалась работа в соответствии с планом. Поскольку для выполнения заданий был необходим Интернет, детям предлагались инструктаж по технике работы за компьютером и беседа по Интернет – безопасности, в итоге которой нужно было продемонстрировать свои знания, успешно ответив на вопросы игры «Сядь на поезд». Инструктажи по технике безопасности должны были проводится также перед экскурсиями (исследовательскими походами) и работой с фотооборудованием, сканером и принтером.
Определённые дни посвящались изучению образовательных тем по фотосъёмке и краеведению, которые чередовались и часто перекликались. С целью приобретения знаний и умений в области фотографии было запланировано изучение темы «Устройство фотоаппарата». Были подобраны дидактические средства: мультфильм «Фотоаппарат», видеоролик «Как устроен цифровой фотоаппарат?». Для закрепления полученных знаний предполагалось использовать игры «Назови части фотоаппарата», «Строение фотоаппарата». Далее предполагалась работа над темой «Фотоэкспозиция. Выдержка. Диафрагма». Решено было использовать рассказ педагога, просмотр видео «Фотоэкспозиция для начинающих», показ «Как обработать снимки в программе Photoshop?», компьютерная игра «Выдержка и диафрагма». В качестве практики запланировали фотоконкурс «Остановись, мгновение!» (репортажная съёмка) и демонстрацию передвижной выставки «Фотодневник лагерных дел». Изучение темы «Измерение экспозиции. Режимы экспонирования», рассказ педагога предполагалось сопроводить просмотром видео «Замер экспозиции в ручном режиме», «Как угадать параметры съемки?». На закрепление знаний – компьютерные игры «Экспозиция», «Режимы экспонирования». Для практики была задумана игра – фотоконкурс «Карнавал кадров» (задание – снять на мобильный телефон тайком от окружающих кадр, на котором будет изображено место, расположенное рядом с «Истоком». Остальные должны найти эти места по фотографии. Условия – на кадре должны быть одновременно объекты природы, постройки, люди). Также предполагалось после изучения тем начать освоение печати фотографий.
С целью приобретения детьми знаний и умений в области краеведения планировалась работа по изучению архитектурных памятников торгово-ремесленного посада, для чего использовались: рассказ педагога, просмотр видеофильма «Храмы и гражданская архитектура торгового посада», игра «Внешнее устройство православного храма». Для работы по дальнейшему исследованию архитектурных объектов предполагалось составить и обсудить поэтапную схему обследования памятника. После изучения посада можно было запланировать переход к изучению кремля, для чего полагалось определить границы кремля на карте – схеме и на местности, а также познакомиться с его архитектурными памятниками. Для этого был необходим самостоятельный поиск в литературе и на Интернет – сайтах информации о памятниках. Оценить полученные знания были призваны помочь компьютерные игры «Архитектурные элементы православного храма», «Победи на скачках, ответив на вопросы о постройках кремля». В качестве практики были запланированы: подготовка рассказа о памятнике архитектуры, расположенном в кремле и на посаде (по выбору), составление рассказа о нём (2 автора); подготовка материалов и оборудования для краеведческого похода в кремль; краеведческий поход в кремль и на территорию посада; обследование территории и архитектурных памятников, фиксирование полученной информации (зарисовка, фотосъемка, составление плана местности); составление краеведческой справки о степени сохранности памятников архитектуры и состоянии прилегающей территории; подготовка коллективной мультимедийной презентации «Сокровища кремля и посада». Для ознакомление с методикой исследования «Получение информации от очевидцев об истории здания, его перестройках, современном состоянии», планировалось использовать беседу «Как может помочь в исследовании памятника рассказ очевидцев, видевших его в течение многих лет?» ипросмотр видео «Интервью с Ю.И. Огурцовым».Для практики предполагалось провести интервьюирование очевидцев событий и лиц, чьи комментарии помогут раскрытию темы. Ребята должны были готовить оборудования для интервьюирования и фиксирования результатов, создавать краткие записи в блокноте и аудиозаписи рассказов. Закреплению знаний должна была послужить игра «Интервью о лагерной смене». После приобретения детьми знаний о достопримечательностях посада и кремля, перед проведением экскурсий для других отрядов, предполагалось освоение тем «Как подготовить и провести экскурсию?», «Какой должна быть речь экскурсовода?». Планировалась деятельность по разработке маршрута и отборе объектов показа для экскурсии, составлению текстов экскурсии, а также созданию игр и интерактивных заданий.
При реализации плана ребятам было решено предлагать задания, относящиеся как к области фотосъемки, так и к области краеведения. Например, был запланирован поиск в Интернете старых фотографий исследованных памятников кремля и посада, просмотр, сравнение с современным обликом, анализ изменений. Когда предполагалось изучение темы «Как разработать рекламную продукцию экскурсии?» ребята должны были получить представления в области оформления буклета, визитки, сайта с применением фотографий и разработки краткого и емкого рекламного текста. В итоге всех мероприятий по исследованию архитектурных памятников, расположенных в центре города (кремль, посад) нужно было составить отчёт ВООПИК о степени их сохранности. Планировались беседа «Как нам рассказать о результатах наших исследований?» и коллективное составление плана мероприятий помощи архитектурному памятнику (если выявлено неблагополучие). В качестве практики также предусматривалась работа с графическим редактором Word, создание мультимедийной презентации «Архитектурные памятники исторического центра Суздаля», где каждый слайд выполнен в форме фотоколлажа, состоящего из 2-х фотографий, где первая авторская фотография выполнена в настоящее время и представляет исследованный памятник архитектуры. Вторая фотография коллажа – изображение этого же памятника в прошлом. Слайд сопровождается надписью, содержащей краткую информацию о памятнике.
После составления отчёта предполагалось приступить к подготовке сюжетно – ролевой игры «Профессии города – музея».Для этого все распределялись по профессиям: научный сотрудник музея, методист – разработчик экскурсий, экскурсовод, рекламный агент, туроператор, разработчик развлекательных программ, фотограф. Было решено, что для подготовки мероприятий для отрядов лагеря «профессионалы» проводят мероприятия, остальные члены отряда помогают в подготовке. При этом составляется перечень «должностных обязанностей». Запланировали опрос «Как помогут мне полученные в лагере знания и умения справится с профессиональными обязанностями? Ребята должны были составить план мероприятий для лагеря, определить ответственных, сроки проведения. Для других отрядов лагеря были запланированы акции «Улыбнитесь, вас снимают!» (портрет) и фотовыставка по итогам акции. Для того, чтобы воспитанники отряда смогли сами представить местонахождение изучаемых архитектурных объектов, было решено подготовить для других отрядов квест «Ищем клад». С этой целью нужно было составлять вопросы, печатать и размещать записки для квеста, готовить рассказ о памятниках архитектуры, участвующих в квесте. Далее предполагалось приступить к созданию экскурсии «Сокровища торгово–ремесленного посада» и виртуальной экскурсии «Сокровища суздальского кремля». Для этого планировалась работа по разработке маршрута, изучалась тема «Как подготовить и провести экскурсию?», создавались компьютерные игры по теме. Проведение виртуальной экскурсии предполагалось в технике мультимедийной презентации, для чего нужно было составить краткий информационный текст для каждого архитектурного памятника с использованием материалов исследования и дистанционного курса «Юные экскурсоводы Суздаля». Запланировали также разработку детьми компьютерной игры по материалам экскурсии с использованием ресурса Ltarning Apps, играя в которую, воспитанники других отрядов смогут показать свои знания, полученные после виртуальной экскурсии. Также, в качестве мероприятия, проводимого для других отрядов, было решено подготовить развлекательную программу «Подвижные игры наших предков», для чего ребятам нужно было найти в Интернете и разучить старинные подвижные игры нашего региона. Для отрядов лагеря предполагалось также подготовить передвижную выставку «Живут в музее нашем замечательные предметы». Оформление выставки заключалось в отборе и фотосъёмке экспонатов, поиске информации об экспонате в Интернете, печати этикеток, составлении кратких рассказов об экспонате. Для посетителей выставки предполагалась подготовка интерактивных заданий и игр. Ребятам также было нужно разработать и напечатать приглашения на выставку. Когда изучалась тема «Получение информации от очевидцев», для других отрядов планировалось интервью «Расскажи о себе» и фотосъёмка детей с целью оформления «Звездной дорожки». В итоге предстояло оформление «Звездной дорожки» в виде передвижной выставки – фотолаборатории, где на закрепленных прищепками фотоснимках предполагалось размещение информации об участниках отрядной смены – кумиры, увлечения, достижения, домашние питомцы и т. п. Тут же готовилась игра – презентации «Найди портрет друга по описанию». Для ознакомления воспитанников с достопримечательностями посада и кремля была запланирована подготовка фотоконкурса «Карнавал кадров», в рамках которого детям предлагалась игра «Кто быстрее найдёт это место?» (по фотографии). Для отрядов лагеря планировалось разработать развлекательную программу «История Суздаля в лицах». Для этого необходимо было подготовить текст рассказа в сопровождении фотопрезентации. Развлекательная программа «История Суздаля в лицах». В итоге съемки архитектурных памятников, расположенных рядом с «Истоком», было решено оформить фотовыставку «Красота рядом с нами». И уж совсем в конце лагерной смены для всех отрядов была запланирована викторина «Родной свой край люби и знай» по материалам презентации и экскурсий.
Несколько последних отрядных дней было решено посвятить подведению итогов. Запланировали опрос «Для чего мне могут пригодится знания, полученные в результате исследовательской работы?», Опросник «Профессиональные предпочтения». Были задуманы беседы «Какие профессии нужны в Суздале?». «Что нужно знать и уметь, чтобы стать успешным специалистом в сфере турбизнеса?». Детям предлагалось написать мини – сочинение «Я буду жить и работать в Суздале» и ответить на вопросы анкеты «Профессии моей семьи». Определить наличие активной позиции предстояло составление коллективного письма к мэру города «Как нам сделать Суздаль ещё красивее?». Для наглядности решили оформить и разместить на стенде и в блоге фотопрезентацию о жизни отряда (1 слайд – 1 день). Поощрения самых активных участников жизни отряда было запланировано на встрече всех отрядов лагеря.
И, каков же итог? Всё, чтобыло запланировано, удалось реализовать.В процессе коллективного общения, совместных творческих дел, соревнуясь и играя, дети приобрели новые навыки коллективной деятельности. Ребята проявляли внимание и интерес друг к другу, обрели новые формы взаимодействия, взаимовыручки, взаимоуважения, набрались новых сил и знаний для начала очередного учебного года. В конце отрядной смены все «новенькие» выразили желание обучаться в объединениях «Художественная фотография» или «Юные экскурсоводы Суздаля», а некоторые – и в двух объединениях одновременно.
Список литературы
- Арсенина Е.Н. Возьми с собою в лагерь. Организация досуговых мероприятий, сценарии, материалы для бесед – М.: Издательство «Учитель», 2007.
- Бесова М. Веселые игры для дружного отряда. Праздники в загородном лагере – Издательства: «Академия Развития», «Академия Холдинг», 2002.
- «Вожатская мастерская. Руководство для начинающих и опытных» / Под ред. Е.А. Левановой. – М., 2002.
- Волохов А.В., Фришман И.И. «Внимание каникулы!» Методическое пособие. – М: «Центр гуманной литературы», 2005. – 128 с.
- Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. Сборник статей в помощь организаторам летнего отдыха и оздоровления детей. Выпуск 2. Суховейко Г.С. (сост.) − М: «Центр гуманной литературы», 2007, – 272 с.
- Летний оздоровительный лагерь: Массовые мероприятия (театрализованные, тематические вечера и праздники, конкурсы, игры, викторины, спортивные состязания) – 2005, – 280 с.
- Летний отдых: идея – проект-воплощение. Из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской области. – Нижний Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2000.
- Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных/ Под ред. Е.А. Левановой. – М.: «Педагогическое общество России», 2003. – 176 с.
- Молоканова Т.В. Как помочь детям адаптироваться в лагере. Психологическое сопровождение, занятия, упражнения, рекомендации– 2007, – 140 с.
- Соловьёв Ю.А. Патриотическое вопитание в лагере. Занятия, традиционные и творческие дела – 2007. – 201 с.
- Фришман И.И. Внимание, каникулы!Методическое пособие для организаторов летнего отдыха детей, социальных педагогов вузов. – М.: «Центр гуманной литературы», 2005.
- Фришман И.И. Детский оздоровительный лагерь. Воспитание, обучение, развитие. Практическое пособие. – 2007, 104 с. Шмаков С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня: Методическое пособие. – Липецк: ГУП «ИГ «Инфол», 2002. – 384 с.