Воспитание юных миротворцев в системе дополнительного образования

В статье представлен практический опыт современной инновационной технологии взаимодействия различных учреждений и организаций города Москвы, других субъектов Российской Федерации, других стран направленный на воспитание юных миротворцев в системе дополнительного образования. Приводятся успешные, апробированные формы гражданского и патриотического воспитания, которые помогут другим образовательным организациям тиражировать подобную практику. Статья адресована педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам.

В.П. Роенко,
педагог дополнительного образования Государственного бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования города Москвы «Дом детского творчества на Таганке»,
член экспертного Совета по патриотическому воспитанию Молодежного парламента
при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации,
Москва

В настоящее время модернизация системы образования, происходящая в современном обществе, нацелена на внесение изменений в деятельность образовательных учреждений, которые ищут новые формы работы с учащимися, новую модель взаимодействия, позволяющую обеспечить высокое качество образовательных услуг на протяжении всего процесса обучения.

Взаимодействие образовательных учреждений становится современной инновационной технологией, которая позволяет не только выживать, но и динамично развиваться. В данной статье рассматривается практический опыт сетевого взаимодействия по воспитанию юных миротворцев в системе дополнительного образования Москвы на примере взаимодействия ГБОУДО «Дом детского творчества на Таганке» с Таганской кадетской школой и Дипломатической кадетской школой Первого Московского кадетского корпуса, Научно-практическим центром «Миротворец», при экспертной поддержке ДОСААФ России по реализации уникального проекта «Юный миротворец России».

Целью сетевого взаимодействия стало воспитание гражданина-миротворца, способного жить в мире в многонациональном обществе в согласии с его гражданами, обладающего навыками и умениями находить мирное решение в кризисных и конфликтных ситуациях, готового при необходимости защитить Родину. А также формирование активной жизненной позиции обучающегося, достижение образовательного и воспитывающего эффекта посредством вовлечения обучаемых в профильную миротворческую деятельность в течение всего учебного года.

Основой идеей проекта является объединение его участников и вхождение их в Движение юных миротворцев и школ мира (далее ДЮМ). ДЮМ – это добровольческое сообщество школьников, педагогов, а также ветеранов войн и ветеранов миротворческих операций, заинтересованное в обобщении, распространении и передаче опыта миротворчества подрастающему поколению России. 

Реализация проекта ведётся в соответствии со «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в соответствии с  Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, а также создаёт условия для развития миротворческого потенциала молодёжи (далее МПМ), который учитывает анализ богатейшего опыта участия российских миротворцев в операциях по поддержанию мира и урегулированию конфликтов дипломатическим путём переговоров.

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в своем общем положении указывает на приоритетную государственную задачу [1]:  – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. А также утверждает, что ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р, содержит прямое указание на необходимость [2]:

– усиления воспитательной составляющей в содержании дополнительных общеобразовательных программ;

– организации воспитательного процесса на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства для формирования у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности.

Проект «Юный миротворец России» рассчитан и направлен на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по теории и практике миротворческой деятельности, а также обеспечивает организацию содержательного досуга, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности. Гражданственность и патриотизм – фундаментальное качество личности, заключающееся в осознании долга перед обществом и деятельном претворении его в жизнь. Воспитательный потенциал проекта направлен на развитие в воспитанниках таких качеств как любовь к родителям и Родине, взаимовыручка, справедливость, честность, уважение к взрослым, помощь младшим, трудолюбие, готовность принимать самостоятельные решения, умение предвидеть и не допустить возможную конфликтную ситуацию, стремление решать конфликты мирным путём. Проект разработан с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются в таких принципах обучения, как индивидуальность, доступность, преемственность и результативность.

Разнообразие видов деятельности и форматов проведения мероприятий обеспечивает возможность реализации проекта в режиме удалённого доступа с использованием  современных информационно-коммуникационных технологий.  

Проект направлен в том числе и на профориентацию его участников путём ознакомления с широким спектром возможной профессиональной занятости в области государственной (гражданской, военной и специальной) службы.

Педагогическая целесообразность проекта заключается в том, что занятия в рамках проекта учат трезво оценивать свои силы и возможности, ставить реальные цели и достигать их. Соревнования в рамках проекта проводятся в личной и командной формах, поэтому ответственность участник чувствует не только за себя, но и за всю команду. В этих условиях формируется чувство взаимопомощи, чести, долга, справедливости, милосердия, дружелюбия и уважения друг к другу, умение работать в команде. 

Участие в проекте позволяет школьнику получить различные образовательные, развивающие и воспитательные эффекты. Для примера приведу некоторые из них. 

Образовательные: даются знания по истории возникновения и развития миротворчества, истории Организации Объединённых Наций и её миротворческой деятельности; обучаются навыкам публичных выступлений и ведения переговоров, мирного решения спорной, конфликтной ситуации; даются знания по основам межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений в молодёжной среде и знания основ культурных традиций различных народов России и Мира, и т.д.

Развивающие: формируется потребность в самостоятельных занятиях по темам проекта, способность заниматься самостоятельно и в команде, развивается общая эрудиция и кругозор, такие качества как внимательность, учтивость, справедливость, сила воли и способность ориентироваться в окружающей действительности в различных ситуациях, в том числе с помощью элементов ролевых игр, позволяющих смоделировать возможные реальные жизненные ситуации различного уровня и масштаба: от межличностного до международного.

Воспитательные: воспитывается положительное отношение и уважение к старшим, доброжелательное отношение друг к другу, уважение к традициям и культурам разных стран и народов, желание продолжить развиваться и совершенствоваться в дальнейшем, расширять свой кругозор, формируется мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности и т.д. 

В ходе реализации проекта активно используются следующие виды деятельности:

  • лекционные занятия и тестирование для изучения теоретически знаний;
  • встречи с экспертами, ветеранами, дипломатами, военными и государственными деятелями, писателями, а также профессионалами в различных направлениях;
  • экологические и благотворительные акции;
  • просмотр тематических художественных и документальных фильмов с обсуждением рассматриваемых вопросов;
  • ролевые игры с моделированием как вымышленных, так и реальных исторических событий;
  • экскурсионные выезды с посещением мест исторических событий, музеев, выставок и др.;
  • реконструкция реальных исторических событий для эмоционального погружения в тему;
  • выполнение проектных и исследовательских работ с представлением их сообществу единомышленников;
  • проведение тематических конференций, конкурсов и фестивалей;
  • участие в мастер-классах с привлеченными экспертами в различных областях;
  • занятия по общей физической подготовке с элементами самообороны, с целью овладения навыками самозащиты;
  • организация и проведение соревнований между участниками проекта, позволяющих проявить не только физическую подготовку, но и свои коммуникативные способности и эрудицию. 

Одним из ярких примеров работы с детьми, оставляющим наиболее позитивные отклики как у детей, так и у педагогов, является ролевая игра «Модель миротворчества ООН» (заседание Совета Безопасности), на которой участники по предложенному сценарию условного вымышленного международного конфликта выступают в роли руководителей/представителей стран – участников конфликта и представителей пяти стран постоянных членов Совета Безопасности ООН (Россия, США, Великобритания, Китай и Франция).  В ходе проводимой ролевой игры с использованием различных специальных методик участники формируют необходимые знания, умения,  навыки и важнейшие качества юных миротворцев, их готовность к реальному участию в миротворческой деятельности. 

Фото 1. Фрагмент игры “Модель миротворчества ООН” в Дипломатической кадетской школе. Ноябрь 2021 г.

Главной задачей игры является подготовка проекта решений по урегулированию конфликтной ситуации для включения в итоговую Резолюцию заседания. В ролевой игре оценочным является показатель, согласно которому участникам команд необходимо в установленное время разработать проект резолюции, который будет максимально учитывать интересы всех сторон конфликта и обязательно будет поддержан представителями пяти стран – постоянных членов Совета Безопасности ООН единогласным голосованием. Такая игра дает возможность детям почувствовать себя в роли лидеров различных государств, нести ответственность за принимаемые решения, учиться находить мирные и компромиссные решения, учит формировать свою позицию, учитывая интересы разных сторон, может быть проведена на нескольких языках. Споры на игре между участниками бывают жаркими, но тем интереснее раскрываются обсуждаемые проблемы, конфликты, и тем важнее найти решение, позволяющее сохранить мир и безопасность всех условных стран-участниц ролевой игры.

Ссылка на видео о проекте
“Юный миротворец”
Фото 2. Общее фото команд участников Всероссийских
миротворческих игр 2021 в КВЦ Патриот 10.04.2021 г.
Фото 3. Конференция в рамках Миротворческих игр
в Парке Патриот 9 и 10 апреля 2021 года

Другим, не менее ярким примером работы с детьми, является организация и проведение «Миротворческих игр». Нам удалось провести миротворческие игры в 2021 году на площадках Парка Патриот. В них приняли участие школьники, представители Движения юных миротворцев, юнармейцы и участники военно-патриотических клубов, всего порядка трехсот детей из 11 субъектов Российской Федерации. Участники игр проходили курс молодого бойца, посещали тематические мастер-классы по поведению в экстремальных, чрезвычайных ситуациях, познакомились с экспозицией фотодокументальной выставки «История миротворчества: опыт и новые возможности», посетили экспозиции и экскурсии,  выполнили специальное задание с использованием лазертаг-оборудования, приняли участие в викторине по истории миротворчества  и ролевой игре «Модель миротворчества ООН», участвовали в конференции по обмену опытом, где делились проектами и мероприятиями, участниками которых они являлись в своих школах (фото 2-3).

Еще одним интересным инструментом работы с детьми являются беседы и встречи в очном и онлайн-формате с профессиональными миротворцами, дипломатами и ветеранами миротворческих миссий ООН. Так за два года реализации нашего проекта совместно с ДДТ на Таганке мы провели 12 тематических встреч, приуроченных к различным историческим событиям и памятным датам. 

В целях расширения кругозора и налаживания дружественных связей со сверстниками из других стран дети-участники нашего проекта с большим интересом готовятся и участвуют в международных онлайн-мероприятиях. Приведу для примера три из них: 

  • международная акция «Бессмертный полк миротворцев», в которой в онлайн-формате подключались и выступали представители из семи субъектов России, Белоруссии и Франции. Участники готовили и представляли свои доклады про великих миротворцев прошлого и современности, внесших свой вклад в сохранение мира. Ребята узнали интересные страницы из жизни разных людей: от Царя Ашока и Императора Александра III (Миротворца) до ветеранов-миротворцев современности и сотрудников спецподразделений, участвовавших в спасении детей из школы №1 города Беслана. 
  • XI-й международный онлайн-слет Движения юных миротворцев стран СНГ в РСО – Алания «Я голосую за мир!» по теме: «Во имя мира на Земле!». В 2022 году торжественное открытие онлайн-слета состоялось в МБОУ СОШ № 28 г. Владикавказа. В слете приняли участие миротворческие отряды из субъектов России и Республики Беларусь, общее количество участников более 500 человек, ребята поделились важным опытом коллективных миротворческих дел и поздравили друг друга с Международным днем мира. Организаторами слета выступают отдел патриотического воспитания МАУ ДО «Центр дополнительного образования г. Владикавказа», Движение юных миротворцев РСО-Алания», Представительство Международного Общественного Фонда «Российский фонд мира» в РСО-Алания и Научно-практический центр «Миротворец» г. Москва.
  • международный дружественный турнир по шахматам между детскими командами из России и Индии. Турнир состоялся в сентябре 2022 года, на котором сборная команда России была сформирована из числа воспитанников ДДТ на «Таганке», Дипломатической кадетской школы и Таганской Кадетской школы Первого Московского кадетского корпуса, объединенного коллектива шахматных школ ЦДЮТ “Бибирево” и ЦИКС “Каисса” и других школ-участников и партнеров «Движения юных миротворцев и Школ Мира» из трех субъектов России. Сборная команда Индии была представлена из воспитанников Ассоциации школ Ashoka региона Nasik (Индия) (фото 3).

Неизгладимый след в сердцах детей и взрослых оставила встреча с детьми школы №115 г. Донецка (ДНР), которая прошла в ноябре 2022 года в двух кадетских школах, являющихся участниками нашего проекта. Встреча была организована в рамках патриотического проекта «Здравствуй, Россия» при поддержке Департамента образования ДНР, Чрезвычайного и Полномочного посла  Донецкой Народной Республики О.А. Макеевой, Московской инициативной Группы «Вместе», РОО «Землячество Донбассцев», Научно-практического центра «Миротворец», ГБОУ ДО «ДДТ на Таганке» и Общественного Совета УВД ЦАО Москвы. Ребята из Донецка познакомились с нашим проектом, каждая из школ организовала теплый прием с чаепитием и подарками, школьники Москвы и Донецка рассказали друг другу о своих школах, о себе, и все вместе  ребята смогли попробовать себя в ролевой игре «Модель миротворчества ООН» (заседание Совета Безопасности). Школьники Донецка с большим интересом провели время и выразили желание продолжить тесное общение с новыми друзьями, а также выразили  твердое намерение в своей школе создать команду юных миротворцев и примкнуть к «Движению юных миротворцев и школ Мира». (фото 4-5)

Фото 4. Встреча кадет с детьми из Донецка ДНР в Дипломатической кадетской школе Первого Московского кадетского корпуса
Фото 5. Чаепитие кадет с детьми из Донецка ДНР в Таганской кадетской школе Первого Московского кадетского корпуса

Это далеко не полный перечень мероприятий, которые нам удалось реализовать в рамках проекта «Юный миротворец России». В настоящее время российская образовательная система находится в процессе модернизации и актуализации под современные реалии, что  позволяет постоянно расширять и совершенствовать имеющийся педагогический инструментарий проекта. 

Опыт взаимодействия кадетских школ Первого Московского кадетского корпуса с проектом «Юный миротворец России» в сотрудничестве с ДДТ на Таганке начался в 2019 году, и тогда в нашем первом мероприятии приняли участие 18 воспитанников кадетской школы, осенью 2020 года к проекту подключились 86 человек с седьмого по девятый класс, в 2021 году более 150 воспитанников кадетской школы активно проявили себя в мероприятиях проекта, а в 2022-2023 учебном году приняли участие уже около 300 воспитанников кадетских школ. 

На сегодняшний день Движение юных миротворцев представлено в 12 субъектах Российской Федерации и Республике Беларусь. Подробную информацию о ходе и этапах реализации междисциплинарной  программы «Движение юных миротворцев и школ мира» в 1998-2022 гг. можно найти на сайтах: http://un-museum.ru/young/model/ и  http://www.peace-edu.un-museum.ru/index.php.

Наш проект вызывает активный интерес со стороны многих образовательных организаций по всей России, а также получил поддержку экспертов ДОСААФ России, совместно с которыми Научно-практический центр «Миротворец» разрабатывает учебно-методическое пособие, которое будет включать в себя вопросы военно-патриотического воспитания молодёжи, концептуальные, правовые и научно-методические основы подготовки к миротворческой деятельности.

Фото 6. Участник смены Юный миротворец 2022 в г. Анапа

В наше время как никогда актуальна тема воспитания подрастающего поколения, нашей стране и нашему обществу необходимо патриотически воспитанное поколение с высоким миротворческим потенциалом, и наша деятельность в рамках проекта направлена именно на такую работу. Мы открыты к сотрудничеству и приглашаем школы, клубы и другие заинтересованные организации перенять представленный проектный опыт и тиражировать его в своих учреждениях общего и дополнительного образования.

Список литературы

  1. Лутовинов В.И. Военно-патриотические объединения (клубы): концептуальные и организационно-методические основы функционирования и развития Уч. – метод. пособие. – М., Сотис. – 2019. – 312 с.
  2. Роенко В.П. «Воспитание будущих миротворцев России», ежемесячный научно-популярный журнал «Военные знания». 2021. 12. С. 12-15.
  3. Направления взаимодействия ДОСААФ России с образовательными организациями Минобрнауки России в формировании патриотизма и готовности к защите Отечества у учащейся молодёжи Сборник материалов круглого стола в рамках 7 Пленума ЦС ДОСААФ России (24.05.2018.). -М.- Патриот. – 2018. – 187 с.
  4.  “Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года” утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва.
  5. Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №678-р).

Добавить комментарий

Войти с помощью: