К вопросу формирования исторического сознания в системе дополнительного образования: от Тагильского клуба пионеров до городского Дворца детского и юношеского творчества

Авторы статьи предприняли попытку осмыслить феномен исторического сознания как связь событий в истории нижнетагильского городского Дворца творчества юных в контексте их влияния на формирование личности педагога и обучающегося. Статья носит практико-ориентированный характер.

О.В. Михневич,
директор,
М.В. Уманская,
к.п.н., заместитель директора по информационно-методической деятельности,
М.З. Гонцова,
к.ист.н., методист
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования городской
Дворец детского и юношеского творчества;
г. Нижний Тагил

Совсем недавно вышел Указ Президента РФ от 09.11.2022 №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», на наш взгляд, очень важный и долгожданный, который касается всех нас. В нем определяются подходы к сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. При этом особые акценты ставятся на сохранении исторической памяти, защите исторической правды, осмыслении социальных, культурных и исторических событий, то есть всего того, что формирует историческое сознание. Одно из первых определений исторического сознания дает М.А. Барг как «такую форму общественного сознания, в которой совмещены все три модуса исторического времени – прошлое, настоящее и будущее» [1, с. 50]. Осознание связи поколений, осмысление прошлого, настоящего и будущего формирует историческое сознание человека.

Проблема формирования исторического сознания всегда стоит в центре всей образовательной деятельности городского Дворца. Указ Президента, несомненно, повлечет за собой обновление ключевых документов в сфере образования, в том числе образовательных программ. В нашем Дворце, директором которого уже более 30 лет, является один из авторов статьи, сегодня занимается 4500 детей в 56-ти объединениях. Мы реализуем 148 дополнительных общеобразовательных программ. Это самое большое муниципальное задание города! Стоит ли перед нами эта непростая задача – модернизации этих программ в связи с обновлением государственной политики? Нет! Потому, что формирование исторического самосознания является неотъемлемой частью воспитания патриотической, нравственной и воспитанной личности. Особое внимание к процессу воспитания, созданию уникальных условий для раскрытия талантов детей было всегда приоритетной задачей Дворца на всем протяжении его деятельности.

Городской Дворец детского и юношеского творчества – старейшее учреждение дополнительного образования детей города Нижнего Тагила. В 1937 году постановлением Нижнетагильского отдела народного образования был открыт Пионерский клуб. Тагильский клуб пионеров стал очагом культурного отдыха, творческой учебы и художественной самодеятельности детей и подростков. Одним из последних проектов советской власти в Нижнем Тагиле стало сооружение Дворца пионеров. К 1988 году Дворец пионеров обрел новое, современное здание. Появление в городе нового Дворца пионеров связано с именами Ю.П. Петрова, академика, профессора, автора множества работ по этике, педагогике, психологии и директора Дома пионеров, бывшего управляющего Горнозаводским управленческим округом В.Ф. Бока. С 1984 по 1988 год Дворцом пионеров вновь руководил Матвей Семенович Цейтлин. Все это время двери Дворца были ежедневно открыты для нескольких поколений юных тагильчан. Важно подчеркнуть, что мы сохранили традиции советского времени, сделав их надежным фундаментом нашей тагильской системы дополнительного образования.

Подтверждая статус городского центра культурно-досуговой деятельности, Дворец является организатором городских социально-значимых событий и праздников, как во Дворце, так и на базе других учреждений города. Ежегодно педагогами-организаторами в год проводится более 300 мероприятий, в которых принимают участие 62000 детей и взрослых. Наш зрительный зал принимает за год 13650 ребят, посетивших 87 культурно-досуговых программ. А зрителями новогодних спектаклей ежегодно становятся почти 20000 детей и взрослых. Отдельное внимание уделяется и детям с ограниченными возможностями здоровья – были организованы досуговые мероприятия для 1500 таких «особых» тагильчан.

Мероприятия Дворца стали визитной карточкой города. Это городская краеведческая игра: «Я – тагильчанин», фестиваль «Адрес детства – мой Нижний Тагил», «Хоровая ассамблея» и другие. Ежегодно несколько тысяч маленьких тагильчан ждут нашу новогоднюю сказку, которая дарит чудо и вдохновение каждому. Студии Дворца – это тоже бренд! Это коллективы, известные в области и России (детская эстрадная студия «Академия волшебников», театральная студия «Зеркало», студия танца «Вдохновение»), их творчество неизменно высоко оценивают эксперты российского и международного уровня.

Дворец – это уникальная образовательная среда. У нас есть такие программы, аналогов которым нет больше не только в Нижнем Тагиле, но и в области. Например, «Театр мод «Готика», который выделил из всех и полюбил за неповторимый дизайнерский стиль известный российский модельер Вячеслав Зайцев. В 2020 году коллектив театра стал призером рейтингового конкурса среди детских театров моды «Пять лучших детских театров моды России – 2020», воспитанница «Готики» Анна С. в третий раз вошла в пятерку лучших начинающих дизайнеров России. Эти награды были получены в Москве на двадцать пятом Национальном конкурсе театров моды и студий костюма «Праздники народов мира» под эгидой Ассоциации «Золотая игла» Вячеслава Зайцева.

Большой любовью всего города пользуются все программы студии развития дошкольников «Теремок», спрос на которые всегда невероятно высок. Программа «Первые шаги» студии адаптивной кинологии «Ангельские псы», где бывший кинолог из милиции поднимает на ноги детей-инвалидов с тяжелыми и множественными нарушениями с помощью собак-тьюторов, опыт которой уже был высоко оценен в ходе выполнения экспертно-консультационного сопровождения развития системы дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью в субъектах РФ в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» и вошел в издание «Сборник лучших практик дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» в 2020 году.

Программа «Открытая Вселенная», на которой ребята не просто изучают устройство Вселенной, но и готовятся к сложной, серьезной олимпиаде по астрономии и уже становятся призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Деятельность «Астроцентра», где кандидат физико-математических наук увлекает ребят астрономией, нацелена на участие в предметных олимпиадах, конкурсах исследовательских научных проектов. В 2021 году команда «Астроцентра» приняла участие во Всероссийском интернет-чемпионате «60 лет первому полету человека в космос», где по результатам гагаринского теста оказалась на 2 месте из 76 команд со всей страны, заработав высокие баллы.

Это программы мастерской «Волшебное стекло», где педагог дополнительного образования, член Международного союза педагогов-художников, автор уникальных произведений из стекла, методик по его художественной обработке работает в инклюзивных группах. В 2019, 2022 году педагог стала победителем грантового конкурса холдинга ЕВРАЗ (Нижний Тагил) «ЕВРАЗ: город друзей – город идей» с проектами «Творческая мастерская солнечных детей «Волшебное стекло», «Солнечная мастерская 2.0», которые позволили оборудовать мастерскую и дать старт новым идеям педагога и ее учащимся. И много, много других программ, каждая из которых интересна, уникальна, результативна.

Такой подход к сохранению и приумножению традиций, уникального ценностного пространства Дворца, в котором большое место не только для детей, но и для педагогов занимают дружба, верность, взаимовыручка – это еще и надежная, устойчивая опора для всех инновационных прорывов. Педагоги Дворца ежегодно становятся победителями конкурсов инновационных программ, грантовых конкурсов. Только за 2019-2022 гг. было получено 2 млн. 809 тыс. рублей на реализацию инновационных образовательных проектов, среди которых «Астроцентр», детская киностудия, стеклодувная мастерская для солнечных детей, экстремальная робототехника и Лаборатория виртуальной реальности.

В ноябре 2022 команда методистов Дворца стала призером регионального конкурса «Лучшие практики дополнительного образования», представив управленческую практику «Вектор одаренности». Уже второй год подряд педагоги Дворца побеждают в региональном конкурсе от Дворца молодежи г. Екатеринбург «Инновационные проекты педагогов дополнительного образования». В этом же году педагог «Лаборатории робототехники», имея стаж по программе «Начальная робототехника» всего полтора года смогла выйти в финал конкурса на премию Губернатора. Премией губернатора Свердловской области награждена Семенова Галина Николаевна, педагог в 2022 году подготовила победителя регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории.

Ежегодно сотни наших обучающихся становятся призерами и победителями городских, областных, всероссийских и международных конкурсов. Причины такого успеха не только в высоком профессионализме наших педагогов (среди которых кандидаты наук, победители и призеры региональных и всероссийских конкурсов педагогического мастерства), но и в том, что центральным звеном всех наших инновационных проектов является особое внимание к формированию традиционных духовно-нравственных ценностей. И даже в робототехнике ребята не просто учатся собирать роботов, участвовать в соревнованиях с ними. Для нас это лишь инструменты. Главное, что на таких занятиях ребята учатся заботиться о близких (собирают роботов-помощников), мечтают о том, как сделать родной город не только современным, но и чистым с помощью робототехнических средств. Коллектив Дворца особенно благодарен нижнетагильской команде холдинга ЕВРАЗ, которая видит в наших проектах не только инновации, но и эти «зерна» воспитания нравственной личности и поддерживает нас. Да и результаты наших обучающихся показывают эффективность такого подхода к образовательным проектам.

Это же подтверждается результатами муниципальной системы оценки качества образования по направлению 1.3. «Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи». Большую работу по обновлению содержания работы учреждений дополнительного образования города, по методической и консультационной поддержке педагогов Нижнего Тагила организует Муниципальный ресурсный центр МАУ ДО ГДДЮТ (Cоглашение о порядке и условиях работы МАУ ДО ГДДЮТ в статусе Муниципального ресурсного центра по развитию дополнительного образования в г. Нижний Тагил от 10 января 2022 г). Наши методисты проводят в год до 50 и более образовательных мероприятий по различным актуальным направлениям. Впервые в Нижнем Тагиле и Свердловской области реализуется издательский проект «Дополнительное образование Нижнего Тагила». В ноябре 2022 года специалисты Регионального модельного центра (г. Екатеринбург) посетили областной семинар, который был организован с целью представления наших практик работы, мы получили отклики коллег о высоком качестве организации мероприятия и методической деятельности в целом.

В результате слаженной работы по итогам 2021–2022 учебного года мы вошли по критериям и показателям в так называемую «зеленую зону», получив положительную оценку. Для нашего коллектива это означает, что все управленческие меры, которые мы сегодня предпринимаем, направлены на достижение целевых показателей развития региональной системы дополнительного образования. Мы внесли немалый вклад в увеличение охвата обучающихся дополнительным образованием на основе учета их потребностей и будем продолжать активное содействие региону по развитию способностей и талантов у детей и молодежи. Нами планируется активное участие во всех программах, проектах и конкурсах фонда «Золотое сечение», а также в мероприятиях Регионального модельного центра «Дворца молодежи» (г. Екатеринбург). Ведь на базе Дворца, помимо Муниципального ресурсного центра, действуют два Муниципальных опорных центра:

  • по реализации программ для организации летнего отдыха и заочных школ;
  • по организации мероприятий по просвещению родителей в области дополнительного
    образования детей.

Сегодня образовательные организации не решают в полной мере проблемы формирования исторического сознания. Исторический процесс предстает перед детьми нередко как набор дат, имен, событий. Чтобы выйти из этого «порочного круга», в центре воспитательной модели Дворца мы ставим не событийный подход (который сейчас рассматривается как современная инновация, но эта инновация – «замок на песке»), а роль личности педагога в воспитании личности ребенка. Вообще крайне удивительно, что только сейчас стали так активно говорить о необходимости повышения авторитета педагогов, из закона ушел термин «образовательная услуга». Ведь образование – это образование ОБРАЗОМ. Образом личности. Если педагог сам не осознает своей гражданской позиции, не может установить связи между историческим прошлым и настоящим, не относится к своей профессии как к призванию, какого человека он сможет воспитать?

«Сердцем» нашего Дворца всегда были и есть не только наши дети, но и педагоги. Наш коллектив – это 136 педагогов, среди которых много молодых, активных, прогрессивно мыслящих. Но особая гордость – наши «стажисты», которые не только во всем поддерживают, наставляют молодежь, но и учатся у нее. С чего начинается патриотизм? С любви к родному городу, верности профессии, коллективу. Для нас это не пафос. У нас есть педагоги, у которых одна единственная запись в трудовой книжке. И это говорит больше тысячи слов. И ребята нашей уникальной, ставшей уже брендом города, хоровой студии, также искренне поют песню «Орлята учатся летать» под руководством Е.П. Савицкой, как и пели их предшественники 30 лет назад. Кстати, еще одна особенность Дворца – преемственность поколений. Выпускники приводят к нам уже своих детей, а дети педагогов становятся педагогами. Примером патриотического воспитания не только в городе, но и в области всегда был и является наш военно-патриотический клуб «Гранит» под руководством Д.М. Сидлецкого.

Педагоги-организаторы уже более 10 лет реализуют муниципальный учебно-оздоровительный проект «Академия успеха» для участников всероссийской олимпиады школьников города Нижний Тагил. «Академия успеха» – это не просто место, где созданы условия для каникулярного отдыха подростка, но и место, позволяющее реализовать индивидуальные способности и возможности участников, а также повысить уровень мотивации для участия в предметных олимпиадах. На каждой смене от 11 до 14 предметных секций по 10-12 учебным дисциплинам, и каждый из обучающихся в первую половину дня углубленно изучает один из выбранных предметов. Организаторы стараются создать все условия для организации образовательного процесса – подбор лучших педагогов города, оснащение каждого учебного помещения техникой. Вторая половина дня – творческая и активная, посвященная конкретной теме смены. На ней проходят встречи с известными людьми города Нижний Тагил, докторами и кандидатами наук, обеспечивается участие в различных познавательных и творческих программах, тренингах, проводятся состязания и соревнования на свежем воздухе.

Но самым масштабным проектом на сегодняшний день является работа Дворца по развитию детского движения. Благодаря тому, что мы постарались сохранить лучшие традиции пионерии в союзе с современными подходами к работе детских общественных объединений, в рядах Российского движения школьников (далее – РДШ) сегодня 100% школ г. Нижнего Тагила. Слеты, форумы, поездки, смены для победителей «Большой перемены» и активистов всевозможных акций – вот самый краткий обзор их деятельности. «Быть в движении!» – это слоган команды, которая сегодня помогает выстраивать по-новому работу советников по воспитанию в каждой школе города. А руководитель местного отделения РДШ Яна Николаевна Керженцева награждена в декабре 2022 года Почетного грамотой Министерства просвещения Российской Федерации.

Уникальность дополнительного образования в том, что оно до сих пор не ограничено рамками стандартов. И в этом и большой плюс, и большой потенциал для различных направлений работы, творчества, в том числе и интеллектуального. Благодаря этому стала возможной и реализация такого проекта, который целенаправленно преследует задачу сохранения исторической памяти, формирования исторического сознания у обучающихся. Так, в этом году вышел издательский проект «Повседневная жизнь тагильчан в годы Великой Отечественной войны» М.З. Гонцовой (соавтора статьи) [2], который стал не только результатом ее научных интересов, но и ее многолетней работы по курированию исследовательских проектов обучающихся по истории. Особое внимание в своей работе с молодежью Марина Зурабовна обращает на необходимость грамотного подхода к сбору данных семейных архивов, на важность сохранения памяти рядовых людей о военном времени.

Наш Дворец никогда не переживал состояние «стагнации», мы все время движемся вперед. Нам нельзя по-другому. Да, мы должны быть на пике инноваций, может, где-то на шаг, а то и два, опережать школу. Но мы никогда не бежали «без оглядки». Для нас во все времена было важным приоритетом – опора на сложившиеся традиции, устоявшиеся подходы, уникальные «брендовые» образовательные проекты. И именно это и позволяло нам всегда создавать условия для воспитания гармоничной личности, а, следовательно, и формирования исторического самосознания учащихся, которое им помогает не только в решении учебных задач, но и в способности быть нравственно устойчивым в это сложное, неоднозначное время.

Коллектив ГДДЮТ безмерно благодарен губернатору Свердловской области Е.В. Куйвашему, Главе города Нижний Тагил В.Ю. Пинаеву, за то, что они видят этот потенциал в нашем дворце, наших педагогах и детях. И сегодня Дворец переживает новую веху своей жизни. С бережным отношением к историческому облику, проходит кардинальная реконструкция Дворца, который меняется просто на глазах. Сделано уже очень и очень много. На 90% выполнены работы по ремонту кровли и фасада, здание утеплили, готова и новая вывеска с цветной подсветкой. Активно идет замена входных групп и установка стеклопакетов, отделочно-декоративные работы стен, холлов, кабинетов. Продолжаются инженерные и электромонтажные работы, прокладка сетей и установка телекоммуникаций. Почти готов наш новый зрительный зал, а главное – современная сцена с поворотным кругом, который не работал 30 лет. Сдан новый модульный скалолазный комплекс, что означает новые спортивные достижения наших ребят-спортсменов. Продолжается установка системы видеонаблюдения по программе «Безопасный город». Большую работу мы провели по закупке новейшего оборудования: интерактивные панели, компьютерные системы, специальная сценическая техника – все это позволит нам обучать детей на совершенно ином уровне.

Помимо реконструкции самого здания, нам подарили «умный парк». Благоустройство второй очереди «Тагильской лагуны» входило в число самых крупных проектов к 300-летию Нижнего Тагила. 26 октября 2021 года состоялось торжественное открытие второй очереди набережной «Тагильская лагуна-2». У тагильчан появилось прекрасное место для отдыха, проведения досуга, занятий спортом. На площади более 60 тысяч метров от акватории городского водоема до здания Дворца возведена двухуровневая набережная из белого гранита и большой, многофункциональный парк. Обустроены спортивно-игровые, образовательные зоны для занятий детских кружков, баскетбола, волейбола, воркаута, экстремальных видов спорта, прогулок и отдыха. В их числе – игровые комплексы «Автогородок», «Маяк», «Школа», бассейн для судомоделистов, площадка для запуска радиоуправляемых ракет и самолетов, площадка для баскетбола, волейбола, воркаута, один из лучших в области бетонный скейтпарк, картодром. Педагоги Дворца в весенне-летний период проводят праздники и занятия под открытым небом, ребята и взрослые со всего города стремятся в парк, где когда-то был заброшенный пустырь, а сейчас слышен счастливый детский смех. И да будет так всегда!

Наш Дворец – это заповедная территория настоящего детского счастья. И когда дети – выпускники Дворца, говорят нашим педагогам «спасибо» за то, что вы подарили нам счастливое детство, понимаешь, что есть ценности, которые нельзя выразить в статистических показателях, но они – самые важные!

Список литературы:

  1. Барг, М.А. Историческое сознание как проблема историографии // Вопросы истории. – 1982. – № 12. – С. 49-53.
  2. Гонцова, М. З. Повседневная жизнь населения Нижнего Тагила в годы Великой Отечественной войны. – Екатеринбург: Уральское литературное агентство, 2021. – 135 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: