Традиционная культура в нравственном воспитании подрастающего поколения: проекты детского фольклорного ансамбля «Веретенце»

В данной статье анализируется потенциал проектной деятельности в нравственном воспитании участников детского фольклорного ансамбля «Веретенце». Творческие проекты, которые разрабатывает и реализует коллектив, позволяют выходить за рамки дополнительной общеразвивающей программы и создают условия для решения духовно-нравственных и социально-значимых задач, ориентированных на сохранение и развитие традиционной культуры. Статья адресована широкому кругу педагогических работников, заинтересованных в развитии своих профессиональных компетенций в сфере нравственного воспитания детей.

А.В. Лайкова,
педагог дополнительного образования
детского фольклорного ансамбля «Веретенце»,
специалист по традиционной культуре
Курской области
Е.А. Чуева,
методист,
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования г.Москвы “Дворец творчества детей и молодежи “На Стопани”
Москва

К современным образовательным программам предъявляются требования высокой результативности, измеряемой в количественных показателях [3]. Однако, движение к высоким результатам и количественным показателям иногда мешает педагогу уделить достаточное внимание внутреннему миру и нравственному состоянию ребенка, становлению его как личности.

Между тем, важнейшая задача педагогики состоит в том, чтобы дать нашим детям духовно-нравственные ориентиры и сформировать у них живую связь с Отечеством и культурой своего народа. Доброта, честность, верность, трудолюбие, ответственность, смелость, готовность помогать другим, любовь к Родине, уважение к старшим, бережное отношение к природе и к традициям своей страны – эти ценности и понятия закладываются в детстве и в дальнейшем определяют всю жизнь человека.

Мы наблюдаем, как в нашей стране растет интерес к традиционной музыке. танцу, обрядовой культуре разных народов многонациональной России. Увеличивается популярность фольклорных и этнографических коллективов, а в современной музыке нередко используются мотивы народных песен и традиционные инструменты [6]. На наш взгляд, традиционную культуру не следует ограничивать рамками развлекательных мероприятий, потому что она имеет более глубокое измерение и может стать плодотворной почвой для нравственного воспитания и укрепления патриотических настроений молодёжи.

Во Дворце творчества детей и молодёжи «На Стопани» (ДТДиМ, г. Москва) с начала 1980-х годов работает фольклорный ансамбль «Веретенце». Коллектив занимается исследованием, сохранением и исполнением образцов музыкальной, духовной и обрядовой культуры русского народа (фольклорное пение, традиционный танец, игра на народных инструментах, духовные стихи, традиционные игры и др.). Ансамбль участвует в масштабных культурно-просветительских программах и регулярно занимает призовые места на фестивалях и конкурсах различного уровня.

В первые годы существования коллектива «Веретенце» его основные задачи состояли в том, чтобы собирать материал в этнографических экспедициях и воспроизводить его на концертах и в аудиозаписях. В дальнейшем стало очевидно, что накопленный этнографический материал позволяет педагогам решать задачи не только культурного просвещения, но и воспитания. Помимо разработанных в ансамбле детских образовательных программ, педагоги стали придумывать различные социально-значимые проекты, в которых участвуют не только дети, но и их родители. О некоторых проектах мы расскажем в этой статье.

Веретенце в деревне

Сегодня ансамбль «Веретенце» насчитывает более 140 детей разного возраста. За 40 лет существования коллектива его выпускниками стали тысячи ребят. Многие из них, повзрослев, приводят в ансамбль собственных детей. Около 50 выпускников «Веретёнца» выбрали своей профессией работу с детьми в рамках образовательной и культурно-просветительской деятельности. Семь выпускников ансамбля работают в самом коллективе «Веретенце» в качестве педагогов, среди них – руководитель ансамбля Петрушина Валерия Евгеньевна.

Параллельно с учебной, концертной и конкурсной деятельностью коллектив фольклорного ансамбля «Веретенце» реализует образовательные и социально-значимые проекты («Мы в ответе за культурное наследие России», «Сохраним традиционный костюм Курской области», «Дорогою добра») направленные на формирование российской идентичности, базовых социокультурных ценностей, гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

В рамках проекта «Мы в ответе за культурное наследие России» ансамбль «Веретенце» ежегодно организует этнографические экспедиции в различные регионы страны. Экспедиция представляет собой профильный лагерь для детей, родителей и педагогов, которые вместе трудятся, занимаются исследовательской деятельностью, поют, играют, посещают экскурсии и отдыхают как большая дружная семья, погружаясь в традиционную среду. В экспедициях дети вместе с педагогами и родителями собирают музыкально-поэтический материал, систематизируют его и записывают на цифровые носители.

Участники этнографического лагеря получают возможность пообщаться с традиционными исполнителями и носителями народной культуры, повысить качество фольклорного пения и игры на народных инструментах, а также приобщиться к деревенскому быту. Важные воспитательные задачи этого проекта состоят в том, чтобы привить детям уважение к старшим, интерес и любовь к народным традициям и культуре, развить навыки общения и совместного труда.

Коллектив за 40 лет своей истории совершил экспедиции в различные деревни Курской, Тульской областей и Чувашии. Полученный в экспедициях музыкально-поэтический материал входит в состав учебного и концертного репертуара ансамбля. В этнографических экспедициях также собрана богатая коллекция костюмов, предметов быта, народных музыкальных инструментов, которые жители деревень передавали в дар коллективу. Ансамбль «Веретенце» постоянно использует их на концертах, что делает выступления особенно яркими и приближенными к народной традиции. Например, старшие участники детского ансамбля выступают на концертах исключительно в традиционных нарядах – это отличает коллектив от многих других ансамблей, у которых костюмы являются реконструкцией или стилизацией.

Педагоги «Веретёнца» учат воспитанников и их родителей бережно сохранять костюмы. Ведь традиционный костюм требует особого ухода [4]: его нельзя подвергать химчистке, стирать в стиральной машине. На занятиях в ансамбле дети изучают историю костюма, значение каждого из его элементов, отличия в костюмах разных регионов России. Старшие участники коллектива и родители отвечают за состояние костюмов, реставрируют их под руководством педагогов. Так возникла идея еще одного проекта, который мы назвали «Сохраним традиционный костюм Курской области». Цель проекта – сохранение костюма Курской области как уникального элемента культурного наследия в цифровом формате (в виде электронного каталога), популяризация знаний о традиционной русской одежде.

Общая коллекция материальных предметов «Веретёнца» сегодня включает 35 музыкальных инструментов, 79 предметов быта и 120 элементов костюма, значительная часть которых относится к традиционному женскому костюму Курской области XVII–XIX веков.

Идея создать электронный каталог курского традиционного костюма возникла в 2020 г., после начала пандемии коронавируса, и нашла живой отклик у участников ансамбля и родителей. Воспитанники старшей группы совместно с педагогами сфотографировали каждый экспонат и составили его описание. Затем всю информацию мы систематизировали в каталоге, помощь в создании которого оказали родители и воспитанники, владеющие компьютерными навыками. Каталог курского костюма уже записан на цифровые носители и размещен на популярных интернет-ресурсах. «Веретенце» также планирует издать его в виде альбома.

Данный проект, как и другие проекты «Веретёнца», сочетает в себе просветительскую и воспитательную направленность. Педагоги учат детей беречь традиционную культуру и ее отдельные элементы, развивают их художественный вкус и расширяют исторический кругозор, говорят о важности такого понятия как преемственность, показывают актуальность традиционной культуры и широкие возможности синтеза ее с современностью – например, с цифровыми технологиями.

В рамках каждого социально-значимого проекта педагоги «Веретёнца» уделяют большое внимание планированию и распределению ролей, с тем чтобы каждый участник был активно вовлечен в процесс, нес ответственность за выполнение конкретной задачи и видел результат своей работы. В проектах поощряется атмосфера сотрудничества и совместного творчества.

Еще один проект ансамбля называется «Дорогою добра» и предполагает благотворительную деятельность. Это концерты или игровые программы, которые коллектив проводит в больницах, детских домах, хосписах и других социальных учреждениях. Этапы работы над проектом включают установление контактов с социальными центрами, выбор события, к которому можно приурочить концерт (например, Масленица, Рождество Христово, Пасха), составление подходящего репертуара и проведение репетиций. В день концерта обязательно выделяется время на общение участников «Веретёнца» с пациентами больниц, воспитанниками детских домов и другими гостями мероприятия.

«Дорогою добра»

Проект «Дорогою добра» способствует развитию у детей таких качеств как доброта, бескорыстность, милосердие и умение сострадать. Благотворительные мероприятия создают условия для адаптации детей в различной среде, формируют у ребенка чувство социальной ответственности и значимости, прививают навыки общественной и гражданской активности.

Сам процесс обучения в фольклорном ансамбле «Веретенце» основывается на традиционных ценностях открытости и преемственности. Педагоги коллектива принимают в ансамбль всех желающих, с разными музыкальными данными: это соответствует традиции русской народной культуры, согласно которой в гуляниях, хороводах, совместном пении участвовали все жители села или деревни [1]. При таком подходе ребенок всегда может найти себе место, научиться самым разным вещам: играть на народных инструментах (гусли, балалайка, кугиклы, калюка, рожок, гудок), исполнять русские традиционные песни и танцы, делать традиционные игрушки, рассказывать былины, потешки и сказки, проводить народные игры, организовывать представления фольклорного театра. В старших группах игровой элемент на занятиях «Веретёнца» уменьшается, но сохраняется на протяжении всего обучения.

В ансамбле практикуются разные формы занятий: индивидуальные, групповые, малые ансамбли (2–5 человек). Малые ансамбли имеют особое значение: изучение песенного материала в малых группах повышает качество исполнения в общем ансамбле. К каждому ребенку педагоги находят индивидуальный подход для раскрытия его творческого и личностного потенциала.

Дети могут заниматься в ансамбле «Веретенце» с двух лет, и большинство участников продолжают занятия до 16–18 лет. Как уже отмечалось выше, после окончания обучения выпускники продолжают участвовать в жизни коллектива, в том числе приводят в ансамбль своих детей.

Образовательные программы для каждой группы составляются с учетом возраста детей и в духе народных традиций [6]. Например, для детей 8–10 лет предполагаются не только совместные, но и раздельные занятия девочек и мальчиков. Для девочек этого возраста организуется «школа материнства», где они учатся пеленать кукол-младенцев (зачастую придуманных и сшитых совместно с мамой или бабушкой), петь потешки и колыбельные. Кроме того, девочки посещают занятия по прикладному творчеству, где создают украшения для традиционного костюма, занимаются валянием из шерсти, лепкой из полимерной глины, лепкой из теста, рисуют орнаменты. Для мальчиков параллельно проводятся занятия по традиционной мужской русской пляске и пению.

Игровые программы

Социально-значимые проекты «Веретенца» становятся логическим продолжением основной образовательной программы [5]. Активное участие воспитанников ансамбля в совместном труде, в благотворительных мероприятиях соответствует самому духу традиционной культуры, которая пронизывала всю жизнь русского человека. Песни и танцы на Руси не были лишь развлечением, они сопровождали любые бытовые, праздничные или печальные события жизни [2].

Педагоги «Веретёнца» стремятся поделиться с детьми своей любовью к русской традиционной культуре, с тем чтобы эта культура, как и во времена предков, наполняла жизнь человека и давала ему чувство общности со своим народом, ощущение неразрывной связи с историей и традициями Отечества.

Список литературы

  1. Величкина С.В., Иванов  А.Н., Краснопевцева Е.А. Мир детства в народной культуре. М., 1992.
  2. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
  3. Денишев Р.Ф О проблеме  оценки качества в дополнительном образовании детей. Уфа, Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции, 2021. 
  4. Мухина З.З. Семейный быт и повседневность крестьян курской губернии; традиции и динамика перемен в пореформенной России. М., 2012.
  5. Петрушина В.Е. Чуева Е.А. Связь времен // Учительская газета 18.10. 2022.
  6. Петрушина В.Е. Что такое народная культура? // Православный женский журнал «Славянка», Январь – февраль. 2018.

Добавить комментарий

Войти с помощью: