Есть ли место театральной педагогике в обычной школе? Взгляд практика

Современная театральная педагогика предлагает школе не только мощный инструментарий, основанный на многолетнем и эффективном опыте театральных вузов в подготовке будущих актеров, но и новый взгляд на образование и воспитание, при котором в приоритете оказывается не багаж знаний, а личность ребенка, ее полноценное и гармоничное развитие, понимание и принятие окружающего мира, поиск своего места в нем, в том числе и через осознание и раскрытие своих талантов. Такой подход, соответствуя требованиям, сформулированным ФГОС, к сожалению, на практике реализуется не полностью. Внедрение в школу театральной педагогики в настоящее время носит хаотичный характер, являясь, скорее, инициативой «низов» – учителей на местах, чем продуманной системой. Сталкиваясь с реальностью массовой школы, новому перспективному направлению приходится решать ряд проблем, связанных не столько с особенностями методик, сколько с неготовностью большинства образовательных организаций работать в русле предлагаемого театральной педагогикой подхода. В данной статье рассматривается несколько наиболее распространенных и значимых проблем, с которыми сталкивается школьный учитель, стремящийся работать в русле театральной педагогики в обычной общеобразовательной школе. Статья будет интересна методистам, администрации, педагогам-предметникам и классным руководителям.

Т.П. Черепанова,
учитель русского языка и литературы ГБПОУ Школа № 1411,
Москва

Сегодня никто не сомневается в том, что театр – не только форма проведения досуга, это мощный педагогический инструмент, помогающий (осознанно или интуитивно) решать вопросы воспитания, развития и образования подрастающей личности. Именно поэтому вопрос о появлении театра в школах обсуждается на государственном уровне. Так, министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов в ходе дискуссии «Театр как вид искусства и его возможности в воспитании», состоявшейся  в Образовательном центре «Сириус» заявил, что к 2024 году театр должен прийти в каждую школу [6].  В российских педагогических вузах появляются кафедры театральной педагогики, МГПУ даже выпустил первых магистров [9].  Работают курсы повышения квалификации учителей, проводятся вебинары и тренинги. Настоящие дипломированные театральные педагоги выпускаются в мир, чтобы перевернуть систему образования, вернее, повернуть в нужное русло. Кажется, что новое современное течение набирает силу,  обогащая образовательный процесс в целом и жизнь каждого учителя в частности.

Но на практике все не так просто. В данной статье мы постараемся обозначить ключевые проблемы, которые встают перед педагогом, стремящимся работать в русле театральной педагогики, но сталкивающимся с реальностью массовой школы.

Первая проблема – непонимание сути театральной педагогики и, как следствие, ее возможностей. 

Когда заходит речь о театральной педагогике, учителя, обычно, говорят: «Конечно, мы знаем, что это такое. Мы сами с детьми спектакли ставили, у нас в школе и театральная студия есть». Да, театральные студии в школе – дело привычное и обычное.  Ведут их, как правило, увлечённые театром учителя-предметники. Специального образования они не имеют, работают, опираясь на энтузиазм и интуицию. Поэтому даже те, кто непосредственно занимаются школьным театром, зачастую ставят знак равенства между театральной педагогикой и театральной студией. А к  тому, чтобы пустить театр на свои уроки, многие относятся с опаской. Понимая, что применение методов театральной педагогики на уроках делает учебный процесс интересным и ярким и мотивирует детей к изучению предмета, учителя все равно обращаются за помощью к театру эпизодически. На практике часто все сводится к разыгрыванию сценок, чтению по ролям. Их логика понятна: если на каждом уроке развлекать, обучая, или обучать, развлекая, то скоро дети потеряют интерес к подобным формам работы, потому что нельзя же кормить человека одними конфетками…  Поэтому театр театром, а уроки уроками. Так считают многие. 

Однако театральная педагогика совершенно не об этом. Это именно педагогика, где формирование личности на первом месте, а театр, с его богатейшим инструментарием – средство достижения цели.  Поэтому место ей не только в театральных студиях, но и на обычных уроках, причем не только гуманитарного цикла, на любых. 

Вчитаемся в определение театральной педагогики. 

«Театральная педагогика — это система образования, организованная по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия, протекающим в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, в совместном коллективном творчестве учителей и учеников, способствующая постижению явлений окружающего мира через погружение и проживание в образах и дающая совокупность цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах» [3, 4].  

Способствовать постижению явлений окружающего мира, давать совокупность цельных представлений обо всем на свете – цель, полностью соответствующая требованиям современного ФГОС [5].  Там же сказано и о необходимости применения «методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития». Получается, что театральная педагогика стремится к тем же целям, что и обычная, но предлагает достигать их через погружение и проживание в образах, совместное коллективное творчество учителей и учеников в увлекательных обстоятельствах, создаваемых по законам импровизированной игры. Эти «законы импровизированной игры» лежат в основе актерско-режиссёрских тренингов. Театральная педагогика предлагает использовать инструментарий, разработанный для подготовки актеров, чтобы решать сложные педагогические задачи в школе. «Педагог должен стать организатором образовательной среды, режиссёром, который так организует своё пространство урока, что оно становится драматическим полем взаимодействия», – утверждает Татьяна Климова, психолог, старший преподаватель Дирекции образовательных программ МГПУ [2].  Так театр приходит в школу уже не как гость, а как полноправный член семьи. Стать режиссером своего урока  – это на метафора (как, например, «стать режиссером своей судьбы»), а прямой призыв к действию. Готовы ли к этому обычные школьные учителя?  Ответить сложно. Прежде всего потому, что для того, чтобы стать режиссером, надо обладать многими знаниями.

Отсюда вытекает вторая проблема – нехватка специального образования.  Прошедших обучение настоящих дипломированных театральных педагогов пока единицы, и далеко не все они работают в школе. Но даже тем, которые уже есть, что в ней делать? Нет штатной единицы: театральный педагог. Как нет в расписании для него специальных уроков. Ситуация усугубляется тем, что необходимость таких сотрудников для руководства неочевидна (ведь оно тоже мало знает о театральной педагогике). Несколько театральных классов, открытых в Москве, ситуации не меняют. На практике учитель, стремящийся внедрять в свою работу методы театральной педагогики, имеет о них приблизительное представление. Занимаясь самообразованием, увлекаясь опытом коллег (примеры интересных идей можно найти на портале https://www.openlesson.ru/), учитель, безусловно, повышает свою квалификацию. Но разрозненность и бессистемность полученных знаний приводит к тому, что применяются они на уроках эпизодически, и постоянно быть не просто педагогом, а театральным, не получается даже у тех, кто к этому стремится. 

Многие приемы театральной педагогики просты и действенны, но они требуют не только изменения в сознании учителя. Есть и то, что учитель изменить не может (или может, но не существенно). Речь идет об общепринятой сейчас классно-урочной системе обучения. Дети и учитель ограничены во времени (45 минут) и в пространстве (комната, в которой они сидят в ряд за партами). Как в таких условиях создать открытую творческую среду для живого общения? 

Правильно организовать игровую и познавательную совместную деятельность внутри структуры обычного урока – это проблема, с которой справится далеко не каждый учитель. 

Многие приемы театральной педагогики связаны именно с чувством времени, с пониманием, как организовать 45 минут урока, чтобы превратить их не в рутинное повторение-объяснение-закрепление, а в значимое событие, «постепенно «разогреться», пройти точку кульминации и осмыслить, что произошло» [2].  

Помогает театр и в организации пространства (для него это привычное дело – создание мизансцен). А школе сейчас это жизненно необходимо. Семь раз по 45 минут дети сидят за партами, да и на переменах особо не подвигаешься. Об этом много говорят и пишут, на уроках вводят физкультминутки. «Ножками потопали, ручками похлопали» работает даже со старшеклассниками. Но две минуты разминки ситуацию не исправят. А вот работа по группам, когда происходит «ротация станций» [7] (группы переходят за новым заданием от стола к столу), помогает не только снять мышечное напряжение, но и увидеть привычные предметы с нового ракурса, что уже стимулирует творческое познание. Даже когда нет никаких групп, учитель может сам изменить пространство класса: вести урок из другой его части, заставив всех развернуться, даже сесть на парту или встать на стул (что многим покажется непозволительным). Хотя бы попросить детей подойти к окну, за ним можно увидеть много интересного для любого урока (надо только уметь видеть), разрешить им самим принести свою работу на стол учителя, проскакав на одной ножке (почему бы нет?)

Все это обычному учителю понятно. Но многочисленные независимые диагностики, контрольные работы, наконец, экзамены, а также программа и учебный план диктуют свои правила игры. За 45 минут педагог должен очень многое: проверить домашнее задание, вспомнить давно и недавно забытое старое, объяснить новое, закрепить, повторить. Драгоценные минуты бегут со сверхзвуковой скоростью. Потратить даже 5 из них на что-то вне программы кажется преступлением. Между тем, любая, даже самая простая, но нестандартная форма работы (например, объединение детей в группы с помощью разных игр) требует времени, дети должны ее понять и принять [1].   Для того, чтобы было где играть, необходимо переставлять мебель, искать иные формы организации пространства (и снова терять драгоценные минуты). Да и двигать парты  50 раз за неделю (туда и обратно при средней нагрузке 25 часов) не каждому по силам. Поэтому зачастую учитель отказывается от нового в пользу привычного. Так лодочка театрально-педагогического энтузиазма разбивается о волны инерции и привычки. 

Надо признать, что ситуация с внедрением театральной педагогики в образовательный процесс, непосредственно на уроки, оставляет желать лучшего. Может быть, в школьных театральных студиях дело обстоит иначе? К сожалению, и здесь не обходится без проблем. Одна из них – разное понимание роли процесса постановки спектакля и его результата (самого представления) у театральных и простых педагогов. 

Вспомним, кто в обычной школе ведет театральную студию? Как правило, школьный учитель-предметник. Это человек, увлеченный театром, любящий детей, понимающий, что делает благое дело, ведь, готовясь к спектаклю, дети развиваются, раскрываются, учатся общаться, находят друзей. Каждый настоящий учитель-режиссер интуитивно решает множество педагогических задач, не формулируя их, не акцентируя на них внимание. Просто он вместе с детьми делает общее дело. А Его Величество Театр завораживает, выпрямляет и вдохновляет всех помимо их воли.

Учитель понимает, что постановка спектакля – дело ответственное. Премьера спектакля в школьном театре, как правило, является финалом учебного года, второго шанса не будет. Поэтому важно выбрать выигрышный сценарий, правильно распределить роли, продумать костюмы, декорации, начать репетировать… 

Если мы посмотрим на процесс создания спектакля глазами профессионального театрального педагога, то увидим совсем другую картину. Он любит театр не меньше, но ясно понимает, что его цель – не добиться безупречного знания текста (что развивает память), четкости движений (что развивает тело), преодоления боязни сцены (что снимает комплексы). Все наоборот: его цель – помочь детям развить память (для этого работаем с текстом), избавиться от комплексов (для этого выходим на сцену) и т.д.  Сам спектакль – уже не цель, а тоже невероятно действенное средство воспитания и развития личности. Его постановка становится не результатом изнуряющих репетиций, а премьера перестает быть финальной точкой. Постановка – это сотворчество, причем на каждом этапе, начиная от написания сценария. Премьера – еще один повод заглянуть в себя. Происходит смена акцентов, по сути, привычное представление о работе театральной студии встает с ног на голову. А, может, наоборот, наконец-то с головы на ноги?

Человек, далекий от школы, скажет: «Это так чудесно, так важно, так правильно!» Человек, работающий в школе, возражать не будет, только заметит, что это практически невозможно. Для такой работы нужен временной ресурс, отсутствие отчетности. В школе  театральная студия собирается в строго отведенное время. И спектакль к назначенной дате нужен обязательно: иначе трудно объяснить родителям или другим коллегам, что тут происходило все это время. Приходится выбирать: ты современный театральный педагог и думаешь прежде всего о раскрытии потенциала ребенка, о формировании его личности, или ты ставишь спектакль, на который у тебя максимум 10 репетиций, а все глобальные педагогические задачи решаются подспудно.

В данной статье мы обозначили только лежащие на поверхности проблемы, с которыми сталкивается входящая в школьную среду молодая театральная педагогика. Но говорят, что увидеть проблему – это уже сделать шаг к ее решению. То, как скоро это произойдет, зависит прежде всего от учителей на местах, от их желания принимать новое, не останавливаться в профессиональном развитии. И от понимания, что театр – это не помещение и представление, это наша жизнь.

То, что «весь мир – театр», знали еще со времен Пифагора [8].  И если, перефразируя Шекспира, каждому приходится волей-неволей играть несколько разных ролей, то почему бы не воспользоваться методиками театральных метров, чтобы выпустить детей на сцену жизни не боящимися зрителя, партнера и перипетий сюжета, способными к импровизации, испытывающими радость от игры, т.е. дать им шанс даже в процессе обучения какому-либо предмету развить личностные навыки за счет особенностей и возможностей метода? 

Список источников:

  1. Деление на команды, или Объединение в малые группы // openlesson.ru.     URL: https://www.openlesson.ru/?page_id=393 (дата обращения: 21.04.2023).
  2. Климова Т. А. Как театральная педагогика помогает в школе // NEWTONEW. 2016.    URL: https://newtonew.com/school/drama-education-in-russia (дата обращения: 21.04.2023).
  3. Климова Т. А.,  Косинец Е. И., Никитина А.Б. Театральная педагогика в современной школе / Т.А. Климова, Е.И. Косинец, А.Б. Никитина // Искусство. Всё для учителя! – 2012. – №8. – С. 2-6.
  4. Косинец Е. И., , Климова Т. А., Никитина А. Б. Грани мастерства (театральная педагогика). – 2012. – № 08 (8). – URL: https://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_17_8_2925.pdf  (дата обращения: 21.04.2023).
  5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования //Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=444236#h1061 (дата обращения: 21.04.2023).
  6. Сергей Кравцов: «Появление театров в школах – это инициатива самих ребят» //  Министерство просвещения Российской Федерации.  2023. URL: https://edu.gov.ru/press/6736/sergey-kravcov-poyavlenie-teatrov-v-shkolah-eto-iniciativa-samih-rebyat  (дата обращения: 20.04.2023).
  7. Смешанное обучение (blended learning) // Universal University, School Of Education.     URL: https://educationschool.ru/blended-learning#:~:text=Ротация (дата обращения: 20.04.2023). 
  8. Степанов Ю.  Константы: словарь русской культуры / Юрий Степанов. – 2. изд., испр. и доп. – Москва : Акад. проект, 2001
  9. Театральная педагогика и режиссура образовательной среды// НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета. 2023. URL: https://research.mgpu.ru/magistracy/teatralnaya-pedagogika-i-rezhissura-obrazovatelnoy-sredy/  (дата обращения: 21.04.2023).

Добавить комментарий

Войти с помощью: