Механизм реализации партнёрства между учреждением допобразования и предприятиями реального сектора экономики на примере опыта регионального центра технического творчества Челябинской области

Решение проблемы кадрового голода в условиях модернизации производственной базы тесно связано с необходимостью качественной подготовки инженерных специалистов и ранней профориентации детей. Важную роль в этом вопросе играет социальное партнёрство между учреждениями дополнительного образования и предприятиями реального сектора экономики.

В.Н. Халамов,
руководитель Регионального центра технического творчества
Челябинской области, г. Челябинск
E-mail: vhalamov@mail.ru

Социально-экономическое благополучие страны является важнейшим фактором развития инноваций. Оно во многом определяется эффективностью производственного сектора, успех которого, в свою очередь, зависит от качества технологического оснащения предприятий и уровня подготовки кадров, способных работать с современным оборудованием. В этой связи перед государством, промышленностью, бизнесом и образованием стоит две важнейшие задачи: 1) сформировать у молодежи устойчивый интерес к производству и 2) обеспечить предприятия квалифицированным персоналом.

Чрезвычайная актуальность данных задач подтверждается результатами исследования, проведённого лабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (ИЭП). В июле 2023 года зафиксирован рекордный уровень кадрового голода в промышленности, его испытывает 42% предприятий, несмотря на то, что российские компании в условиях непростой экономической ситуации сохраняют бюджет на корпоративное обучение. По мнению А.В. Савиновой, квалификация специалистов, занятых в индустриальной сфере, лишь частично соответствует задачам, которые им приходится решать. Кроме того, наблюдается отставание компетенций инженеров, усугубляющееся отсутствием у них положительных мотиваций к обучению. Одним из вариантов решения проблемы может стать замена технократической модели подготовки инженерных кадров на творческо-инновационную, включающую помимо узкопрофессиональных компетенций инновационные, экономические, коммуникационно-сетевые.

Решение проблемы кадрового голода в условиях цифровизации общества и модернизации производственной базы тесно связано с необходимостью популяризации науки и, в частности, инженерных специальностей на территории Российской Федерации. Ещё одной приоритетной задачей государства является обеспечение возможности самореализации и развития талантов детей и молодёжи, направленной на их самоопределение и профессиональную ориентацию. Развитие творческих способностей, расширение картины мира, занятие прикладными научными исследованиями, использование фундаментальных знаний для решения практических задач способствует ранней профессионализации детей, дает возможность вырастить конкурентоспособные квалифицированные кадры для предприятий реального сектора экономики.

Проблеме подготовки кадров посвящено большое количество научных трудов. В период 2000–2020-х гг. наблюдается смещение фокуса внимания исследователей с изучения проблемы нехватки кадров для государственной и муниципальной службы на сферу промышленного сектора и логистику (А.В. Васильчиков, Н.Н. Сатонина, О.С. Чечина, О.А. Колесникова и др.). Часть исследователей предпринимает попытки осмыслить роль общеобразовательных организаций в профориентации обучающихся (Н.П. Нечаев, Н.Е. Скрипова, П.А. Абрамова, М.В. Немировский и др.), изучить технологическое партнерство промышленных предприятий с вузами (Ю.А. Дерябин, А.В. Савинова и др.), однако фундаментальных работ, касающихся профориентации воспитанников системы дополнительного образования детей в контексте партнёрства с предприятиями реального сектора экономики практически нет. 

В статье предпринимается попытка представить механизм реализации партнёрства между учреждением допобразования – Региональным центром технического творчества Челябинской области – и ведущими предприятиями реального сектора экономики, направленного на раннюю профориентацию детей и совместное воспитание кадров для промышленных кластеров региона.

Процесс кадровой трансформации напрямую затрагивает предприятия машиностроения и оборонно-промышленного комплекса. Будучи тесно связанным с развитием научно-производственного и человеческого потенциала компаний, он сопряжён с подготовкой профильных кадров для реального сектора экономики через обучение специалистов в условиях взаимодействия государственной и корпоративной систем. В этой связи дополнительное образование может стать фактором социально-экономического развития страны.

Одним из крупнейших промышленных регионов России, нуждающимся в квалифицированных конкурентоспособных специалистах, является Челябинская область. Здесь сосредоточены предприятия металлургического и топливно-энергетического комплекса, оборонной и лёгкой промышленности, сельского хозяйства и машиностроения. Все они заинтересованы в ранней подготовке будущих инженеров, конструкторов, программистов. К поиску решения проблемы кадрового голода подключены государственный аппарат, предприятия, бизнес, образовательные учреждения.

В ноябре 2022 года в рамках Челябинского экономического форума состоялся круглый стол, посвящённый кадровой трансформации предприятий машиностроения и ОПК Челябинской области. В обсуждении приняли участие представители государственных структур, промышленники, бизнесмены и ведущие образовательные организации, в том числе Региональный центр технического творчества Челябинской области (далее – центр) – самое большое учреждение дополнительного образования в субъекте РФ, которое объединяет стационарные «Кванториумы», «Мобильный Кванториум», «IT-кубы», площадки «Новых мест дополнительного образования», созданные в рамках национального проекта «Образование». 

К 2023 году Региональный центр технического творчества имеет 40 промышленных и 10 интеллектуальных партнёров, круг которых ежегодно увеличивается, параллельно идет процесс усиления связей с уже действующими партнёрами. В числе индустриальных партнёров крупные предприятия: Южноуральский арматурно-изоляторный завод, завод «Кристалл», компания «Увелка», Группа «Магнезит», музеи, СМИ и другие учреждения. Договоры о сетевом взаимодействии заключены с образовательными учреждениями: МИДИС (Международный институт дизайна и сервиса), ЧелГУ, ЮУрГУ, Троицким авиационным техническим колледжем – филиалом Московского государственного технического университета гражданской авиации, Южно-Уральским техническим колледжем и др., а также со школами и детскими садами.

За годы практики центром выработан алгоритм, помогающий выстраивать эффективное партнёрство с ведущими предприятиями региона таким образом, чтобы дети, занимающиеся техническим творчеством, стали конкурентоспособными абитуриентами, а после окончания ссузов и вузов пришли на производство высококвалифицированными специалистами, способными заниматься инновационной деятельностью, выпускать новые виды продукции и выполнять растущие производственные планы. В данном случае речь идёт о межсекторальном социальном партнёрстве, которое представляет собой гибкую форму взаимовыгодного сотрудничества организации дополнительного образования и предприятия с целью совместного решения социально-экономических задач. Ценность такого партнёрства для организации дополнительного образования заключается в 

  1.  повышении её конкурентоспособности, востребованности и значимости среди образовательных учреждений города;
  2.  ранней профориентации детей и повышении качества обучения за счёт предоставления им возможности работать над проектами совместно со специалистами предприятий, педагогами-наставниками и представителями высшей школы, а также участвовать в решении кейсов от предприятий, стажировках и профессиональных пробах. В итоге такого тесного взаимодействия у ребенка формируется представление о потенциальном работодателе, появляется перспектива наметить траекторию своего образовательно-профессионального пути, как следствие, ответственный выбор учебного заведения, возможность целевого обучения в вузе по направлению технического профиля, а также положительная мотивация к работе в результате взвешенного, осознанного выбора профессии;
  3. повышении квалификации и практикоориентированности педагогов, их моральном и материальном удовлетворении в связи с возможностью получать стимулирующие выплаты (премии), участвовать в проектах и грантах.

Для предприятия ценность социального партнерства с организацией дополнительного образования состоит в

  1. профориентационной работе с обучающимися и их родителями  (приглашение на встречи, презентации, семинары, круглые столы), вовлечении детей в проектную деятельность, направленную на подготовку профессиональных кадров;
  2. содействии в продвижении своего бренда (размещение логотипа предприятия на рекламных площадях учебных кабинетов, на сайте организации, в социальных сетях);
  3. участии образовательной организации в мероприятиях предприятия в качестве соорганизатора и эксперта;
  4. возможности пользоваться высокотехнологичным оборудованием современных учебных, коворкинг- и конференц-пространств для трансляции и продвижения имиджа предприятия и проведения различных мероприятий;
  5. возможности организовать обучающие курсы для сотрудников предприятия на базе или совместно со специалистами образовательной организации;
  6. возможности реализовать совместную образовательную предпрофессиональную программу (модуль);
  7. официальной возможности использовать статус индустриального партнёра образовательной организации, который вносит вклад в реализацию федеральных проектов и правительственных программ, участвует в развитии государственно-частного партнёрства, что является важным пунктом при получении различных грантов и субсидий.

В большинстве случаев инициатором партнёрства является образовательная организация. На примере опыта Регионального центра технического творчества Челябинской области рассмотрим механизм выстраивания социального партнёрства с промышленными предприятиями, при котором актором выступает организация детского допобразования. 

В работе с партнерами можно выделить три основных этапа: подготовительный (соглашение о партнёрстве), организационный (построение партнёрства) и этап непосредственного партнёрского взаимодействия. Рассмотрим каждый из них подробнее.

На подготовительном этапе образовательная организация

  1. составляет список потенциальных партнёров. Это могут быть промышленные и сельскохозяйственные предприятия, небольшие фермерские хозяйства, предприятия общественного питания, индивидуальные предприниматели, учреждения культуры, медицинские организации, СМИ и пр., преимущественно расположенные на территории муниципального округа;
  2. отправляет официальные запросы в адрес предприятий из списка потенциальных партнёров с целью узнать, какие специалисты им будут нужны в ближайшие пять лет. Например, в результате подобного запроса центру цифрового образования «IT-куб» г. Южноуральска, который является структурным подразделением Регионального центра технического творчества Челябинской области, удалось выяснить, что потенциальным партнёрам, в первую очередь, требуются инженеры-программисты, системные администраторы, инженеры-конструкторы, инженеры-электроники, специалисты по объемному моделированию и программисты-разработчики. Как именно ведётся подготовка детей с учётом запросов городских предприятий, будет рассмотрено ниже;
  3. формулирует предложения для потенциального предприятия-партнёра о пользе сотрудничества; 
  4. готовит сопроводительный иллюстративный материал для предварительных переговоров (презентации, портфолио, буклеты, листовки и пр.), отражающий все аспекты деятельности и ресурсы образовательной организации, акцентирующий внимание на особенностях образовательных программ и материально-техническом оснащении.

В процессе работы над организацией первой встречи с потенциальным партнёром можно заручиться поддержкой администрации муниципального округа, выступить на Собрании депутатов или Собрании территориального объединения работодателей с предложениями о взаимодействии. Если образовательная организация по какой-то причине не может договориться о встрече через администрацию, можно направить письмо или записать видеообращение к потенциальному партнеру с предложением о сотрудничестве. Ещё одним способом установить контакт с потенциальным партнёром и продемонстрировать ему свои кадровые и материальные ресурсы является приглашение на мероприятие, проводимое образовательной организацией. Таким образом, в числе партнёров Регионального центра технического творчества Челябинской области появилось предприятие АО «Южноуральский арматурно-изоляторный завод» (далее – АО «ЮАИЗ»), директор которого после посещения мероприятия «IT-проектория», где проходила защита детских проектов, выступил с инициативой о сотрудничестве.

Во время встречи с потенциальным партнёром необходимо узнать, на какие профессиональные навыки и компетенции у предприятия существует запрос, чтобы сопоставить ресурсы организации дополнительного образования с возможностью организовать на её базе обучение этим компетенциям.

Организационный этап предполагает определение юридических рамок партнёрства. Заключение соглашений и договоров о сотрудничестве позволяет определить границы участия сторон в совместной деятельности, минимизировать возможные риски и повысить эффективность взаимодействия. Правовое оформление отношений социального партнёрства осуществляется путем заключения договоров. Документ должен устанавливать обязательства сторон, приоритетные направления деятельности и условия, при которых эта деятельность может осуществляться. При оформлении договорных обязательств образовательные организации разрабатывают и подписывают такие документы, как договор о сотрудничестве, договор о совместной деятельности, договор о координации и т.п. При этом используются и синонимичные термины  «контракт», «протокол». 

Региональный центр технического творчества чаще всего идёт по пути заключения соглашений о сотрудничестве, в которых нет жёстких директив. Они разрабатываются и принимаются партнёрами на равных условиях, легко пересматриваются, не имеют конечного срока действия и являются достаточными для начала совместной работы. 

Нормативной основой для заключения соглашений о партнёрстве являются ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ и «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года», которые ориентируют образовательные организации на эффективное использование возможностей сетевого взаимодействия с предприятиями реального сектора экономики, а также Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях» и закон РФ «Об общественных объединениях». На муниципальном уровне правовую базу организации социального партнерства определяет ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2023 №131-ФЗ, а также соответствующие законы субъектов РФ, принятые в развитие указанных выше федеральных законов. Кроме того, образовательная организация может разработать свои локальные документы, регламентирующие данную деятельность. В процессе долгосрочного сотрудничества с целью реализации крупномасштабных или сложных проектов, связанных с большими суммами финансирования, может возникнуть необходимость подписания дополнительных документов в виде контрактов.

Вслед за юридическим оформлением партнерства начинается период отработки технологии взаимодействия сторон. Для этого целесообразно организовать и провести первое совместное мероприятие. Анализируя итоги работы, можно переходить к рассмотрению долгосрочного потенциала партнёрства и, в случае взаимной заинтересованности сторон, наметить план дальнейших действий. 

Среди возможных примеров сотрудничества на этом этапе: экскурсии, образовательные путешествия школьников на предприятия, деловые игры, мастер-классы, дискуссионные профориентационные встречи, семинары, экспертиза и консультирование, марафоны, хакатоны, проектная деятельность, бизнес-кейсы. Для каждого мероприятия могут быть организованы экспертные комиссии или рабочие группы, в которые войдут представители предприятия и образовательной организации. 

После проведения первых совместных мероприятий целесообразно разработать приложение к соглашению о сотрудничестве в виде дорожной карты или плана мероприятий. На наш взгляд, дорожная карта в данном случае эффективнее, так как даёт не только представление о временных рамках планируемых событий и составе организаторов, участвующих в их подготовке и проведении, но и понимание конечной цели взаимодействия. В качестве рекомендаций к содержанию дорожной карты можно назвать обязательное наличие следующих пунктов: временные рамки, даты, состав участников и взаимосвязь между ними, ответственные лица, планируемый результат сотрудничества на каждом этапе. Кроме того, дорожная карта должна отражать все направления сотрудничества образовательной организации с предприятием-партнёром. 

Этап непосредственного партнёрского взаимодействия направлен на укрепление результатов, достигнутых во время организационного этапа, и создание устойчивой системы долгосрочного партнёрства, осуществляемого на постоянной основе. Поддержание контактов с предприятиями переходит в разряд важнейших функциональных обязанностей педагогов и специалистов образовательной организации. Соответствующие уточнения вносятся в должностные инструкции, назначается специалист, курирующий направление работы с партнёрами, партнёрские мероприятия включаются в план работы образовательного учреждения, вводится режим регулярной отчётности (устной или письменной) для оперативного информирования предприятий о результатах совместного взаимодействия. Данные отчёты могут служить основанием для периодического пересмотра партнёрских соглашений (например, один раз в год) для того, чтобы своевременно вносить необходимые поправки, отражающие новые приоритеты и задачи. 

Перейдем к рассмотрению примеров реализации описанного механизма на территории Челябинской области в контексте проектной деятельности и организации обучения детей совместно с предприятиями-партнёрами.

В основе современных профессий, особенно в сфере IT, лежит проектный подход, поэтому формирование опыта проектной деятельности у обучающихся – важная задача профориентации. Работа над совместными проектами с предприятиями помогает в решении проблемы профессионального самоопределения детей. В числе проектов воспитанников Регионального центра технического творчества: «Умный остановочный комплекс», «Умный светофор», анимационные видеоролики «Магнитка выбирает профессию», «Архивариус» для музея предприятия «Магнезит», лидера рынка огнеупорных материалов, и другие.

Участие в проектной деятельности позволяет отрабатывать профессиональные навыки 3D-моделирования, системного администрирования, робототехники и программирования. Дети знакомятся с работой предприятий и учреждений, посещают лаборатории, консультируются со специалистами, что в свою очередь расширяет кругозор и способствует развитию коммуникативных навыков. Стоит отметить, что родители многих воспитанников Регионального центра являются действующими сотрудниками ведущих предприятий области и принимают активное участие в подготовке детей к всероссийским профориентационным технологическим соревнованиям «Инженерные кадры России». Это способствует созданию и укреплению заводских династий и обеспечивает профессиональную преемственность. С этой же целью на базе инновационных образовательных площадок Регионального центра создаются специальные группы для детей сотрудников предприятий. Школьники работают над проектами вместе с наставниками из числа ведущих инженеров и конструкторов предприятий, параллельно осваивая прикладную математику, информатику, робототехнику, технический английский, медиатехнологии, шахматы и другие актуальные направления.

Сотрудничество Регионального центра технического творчества с промышленными партнёрами не ограничивается только проектной деятельностью, оно распространяется и на совместную работу над образовательными программами. Так, обучающиеся по направлению виртуальной и дополненной реальности создали для АО «ЮАИЗ» интерактивный презентационный ролик, демонстрирующий процесс производства стеклянных изоляторов. Результат проекта получил одобрение специалистов завода, а участники были приглашены на профориентационную инженерную летнюю практику, где работали над выполнением заданий по объёмному моделированию. По итогам практики предприятие выступило с предложением о совместной разработке дополнительной образовательной программы для детей от 12 до 17 лет, направленной на получение знаний в области инженерной графики и навыков работы с системой CAD. Специалисты завода составили список необходимых компетенций, сформулировали планируемые результаты освоения дисциплины и предусмотрели возможность стажировки. Программа позволит получить востребованную на заводе профессию техника. 

С аналогичной просьбой в Региональный центр технического творчества обратилось производственное объединение «ФОРЭНЕРГО», оно заинтересовано организовать обучение по направлению «Системный администратор».

Кроме того, в 2023 году разработана предпрофессиональная программа «Чертежник-конструктор», благодаря которой с помощью специального программного обеспечения САПР КОМПАС-3D обучающиеся научатся переводить чертежи из 2D в 3D-формат, осваивая профессию, востребованную предприятиями Челябинской области.

Таким образом, в статье предпринята попытка продемонстрировать, как в соответствии с запросами рынка труда и возможностями современного дополнительного образования выстраивается профессионально-образовательная траектория, обеспечивающая конкурентоспособность будущих инженерных кадров России и способствующая гражданско-патриотическому воспитанию. В основе этого процесса лежит социальное партнёрство, при котором дополнительное образование тесно сопряжено с приоритетами социально-экономического развития города, региона и государства в целом.

Практическая значимость статьи определяется универсальностью предложенного в ней механизма реализации партнёрства между учреждением допобразования и предприятиями реального сектора экономики и возможностью использования его для работы с интеллектуальными партнёрами и спонсорами повсеместно на территории России. 

Список источников:

  1. Амбарова П.А., Немировский М.В. Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях изменяющегося мира профессий // Известия уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2020. – т. 26, № 1 (195). –  С. 188-199. 
  2. Васильчиков А.В., Сатонина Н.Н., Чечина О.С. Дефицит рабочих кадров как главная ресурсная проблема промышленных предприятий // Московский экономический журнал. 2021. – № 7. – С. 412-420. 
  3. Дерябин А.Ю. Технологическое партнерство промышленных предприятий с образовательными организациями высшего образования // Вестник омского университета. – 2020. – С.67-74.
  4. Колесникова О.А. Как подготовить современные кадры для российской промышленности? // ЭКО. – 2015. – № 6. С. 160-174. 
  5. Нечаев Н.П. современное осмысление проблем профориентации обучающихся: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-osmyslenie-problem-proforientatsii-obuchayuschihsya (дата обращения 16.08.2023)
  6. Савинова А.В. Взаимодействие высших учебных заведений с промышленными предприятиями как условие функциональности инженерного образования: автореф. дисс. канд. соц. наук. – Пенза, 2021, – 28 с. 
  7. Скрипова Н.Е. Новые педагогические инструменты профессиональной ориентации школьников // Современное педагогическое образование. – № 12. – 2019.  https://cyberleninka.ru/article/n/novye-pedagogicheskie-instrumenty-professionalnoy-orientatsii-shkolnikov (дата обращения 16.08.2023)
  8. Уровень кадрового голода в промышленности установил новый рекорд https://www.rbc.ru/economics/03/08/2023/64ca54369a7947ee430b0975   (дата обращения 15.08.2023)

Добавить комментарий

Войти с помощью: