Современное дополнительное образование детей и взрослых как эффективная модель наставничества

В данной статье рассматривается проблема становления и развития педагогического потенциала наставничества в сфере дополнительного образования в современных социокультурных условиях сохранения и защиты мира детства. Тема наставничества особенно актуальна в Год педагога и наставника, посвященного 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, основателя отечественной педагогики, учителя всех российских учителей. Именно на педагогических идеях Ушинского развивается современная система дополнительного образования детей и взрослых. Быть педагогом – это искусство, врожденный талант, наука, мастерство. Этим мастерством владел К.Д. Ушинский, и у него есть чему поучиться. В статье раскрываются основные механизмы и компоненты педагогически эффективной модели наставничества.

В.П. Голованов,
доктор педагогических наук, профессор,
заведующий лабораторией детства НП Центр образования,
науки и культуры «Обнинский полис»,
эксперт АНО ДПО «Академия инновационного образования и развития»,
Председатель Общероссийского общественного
детско-молодежного движения авторской песни «Многоголосье»,
почетный профессор МарГУ, член Президиума,
академик «Академии детско-юношеского
туризма и краеведения» им А.А. Остапца-Свешникова,
Заслуженный учитель РФ,
Почетный работник сферы молодежной политики РФ,
член Научного совета по проблемам воспитания
подрастающего поколения при Отделении философии
образования и теоретической педагогики
Российской академии образования,
член Совета ветеранов пионерской организации города Москвы,
советник Российской Федерации 3 класса,
г. Москва

   

Более всего необходимо, чтобы для воспитанника  сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность.

К.Д. Ушинский

Ориентация на будущее образования является основным залогом успешного развития современной России. В современном стремительно развивающемся обществе огромная роль отведена наставничеству. Потенциал наставничества в последнее время признается все большим числом людей. Многие государственные и общественные организации и учреждения запускают различные инициативы в сфере наставничества.

Сегодня в условиях приоритетного обоснования суверенности и самобытности российской национальной педагогики мы вновь обращаемся к идейному наследию великого педагога-патриота К.Д. Ушинского, одного из основоположников педагогики наставничества в истории отечественной педагогической мысли, определившего вектор формирования отечественного опыта наставничества в профессиональной сфере, выявившего прямую зависимость скорости адаптации человека в новом для него деле от знаний, профессионализма и педагогического мастерства наставника.

Неслучайно 2023 год объединил два значимых события – проведение Года педагога и наставника, учрежденного Указом Президента Российской Федерации, и празднование 200-летия со дня рождения К.Д. Ушинского, основоположника научной педагогики, известного русского педагога и автора книг о воспитании и обучении. Это объединение позволило акцентировать внимание педагогического сообщества на развивающем потенциале наставничества для обновления российского образования и, в связи с этим, на необходимости разработки методологии современного наставничества. Благодаря акциям и событиям Года педагога и наставника мы узнаем много нового о современных методах наставничества и его пользе.

Исследования, связанные с наставничеством, включая изучение педагогического опыта, показывают, что наставничество представляет собой одну из эффективных технологий обучения и воспитания, проверенных временем и отработанных многими поколениями. В этой связи представляется важным новое прочтение педагогической классики: работ К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского, В.А. Сухомлинского. Это необходимо для того, чтобы изменить нормативы в соответствии с новой образовательной ситуацией, с решением задач национально ориентированного обучения и воспитания.

Всей своей короткой жизнью Ушинский являл собой пример стойкости, трудолюбия, профессионализма и самоотверженности. Со студенческих лет он выработал для себя жизненные правила: сохранять спокойствие, действовать обдуманно, не лгать, не хвастать, «не проводить времени бессознательно», а отступления от правил он фиксировал в своем дневнике. Константин Ушинский сумел осуществить свою юношескую мечту, изложенную в его личном дневнике: «Сделать как можно более пользы моему Отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности…»

Особый наставнический потенциал содержит в себе современное дополнительное образование детей – как сфера детства, сфера наибольшего благоприятствования развитию личности каждого ребенка, где детство выступает   особой   субкультурой   жизни   растущего человека и тем пространством мира детства, которое соседствует с пространством взрослого мира. В дополнительном образовании проявляется уникальное свойство взрослеющего человека быть успешным, значимым для жизни образовательной организации, семьи, ближайшего социума, страны. Современное дополнительное образование открыто самым разным образовательным потребностям и интересам. Именно такое образование является решающим условием обеспечения культуросообразного личностного развития, социальной справедливости и политической стабильности. 

Рассматривая сущность дополнительного образования детей, невозможно не вспомнить педагогический взгляд на эту проблему великого русского педагога К.Д. Ушинского, который отмечал, что «нельзя преувеличивать влияние школы на развитие ребенка. Школа не имеет права вторгаться в чуждую ей область и мешать своими уроками влиянию других великих воспитателей человека: природы и жизни» [5].

Любому ребенку на этапе взросления нужен значимый взрослый, который мог бы принять ребенка таким, каков он есть, ответить на волнующие и пугающие его вопросы, помочь и в прямом смысле слова наставить на путь. Деятельность наставника чрезвычайно важна в современной образовательной организации дополнительного образования. Наставничество помогает обеспечить единство социального и профессионального воспитания, способствует успешной адаптации растущего человека. 

«Наставник» вообще очень глубинное слово, в православной религии наставник выполнял важнейшую роль: пристально вглядываясь в личность, наставлял чадо на крестный путь и этим способствовал спасению его бессмертной души [1]. Педагог дополнительного образования детей априори является наставником, неслучайно именно педагога с древнейших времен называют наставником и ментором, человеком, который открывает глаза на истину, советует и направляет, не забывая при этом поддерживать и сопровождать взрослеющего человека. 

Как отмечал К.Д. Ушинский, наставник несет духовную составляющую своему подопечному. Ушинским была сформулирована основная задача и результат наставнической деятельности – развитие самостоятельности входящего в жизнь человека, его способности действовать без помощи извне, а главное, изучать законы развития человека, прежде чем его воспитывать [1, 3].

Наставничество – это, прежде всего, обоюдный творческий процесс, скорее даже живая система, входя в которую, каждый из участников развивается, совершенствуется и обогащается, получая ответы на интересующие его вопросы. Президент Российской Федерации В.В. Путин считает: «Место наставничеству, верности традициям есть в любом деле. Люди, прогрессивно мыслящие, духовно и нравственно сильные, это хорошо понимают и делают все, чтобы их начинания имели развитие, чтобы на смену им приходили те, кто сохранит и преумножит достигнутое. Эффективная система мотивации для наставников должна быть создана, и это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков».

Целью наставнической деятельности в сфере дополнительного образования является взаимодействие с формирующейся личностью, которое направлено на ее продуктивное развитие и социальную адаптацию путем передачи опыта взрослого растущему человеку (наставляемому).

Главное, что акцент наставничества в дополнительном образовании делается на взаимодействии, осуществляемом в неформальной обстановке и не связанном с официальными отношениями, что позволяет достичь максимально эффективных результатов позитивного воздействия на ребёнка.

Наставничество в дополнительном образовании

  • Это поддержка и вдохновение для формирующейся личности растущего человека на пути развития собственного потенциала и собственных навыков, а также на пути выбора и становления тем, кем он хочет быть. В целом наставничество следует рассматривать как сложный и многогранный процесс, в котором наставник может принимать на себя разные роли: мастера, тренера, доверенного лица, друга, проводника, слушателя, партнера, вдохновителя, учителя, воспитателя и т.д. Сущность наставничества заключается в демократическом и гуманном отношении к взрослеющему человеку, в обеспечении его права на собственное достоинство, на уважение и на самостоятельный жизненный выбор.
  • Это добровольный вид деятельности социально активных и профессионально компетентных педагогических работников или детей-добровольцев, которых объединяет не только опосредованная передача опыта от «старшего» к «младшему», но и умение сопереживать, понять и принять – поэтому в сфере дополнительного образования можно говорить о наставничестве не только между различными категориями педагогических работников, но и между детьми.

Сегодня как никогда важна актуализация профессии педагога как одной из важнейших в современном мире. Педагог – главная, ключевая фигура в обществе. Именно от педагога, его личности, зависит воспитание и образование детей, а значит – настоящее и будущее всей страны. Во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль педагога в жизни общества: должность педагога почетна и ответственна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», – считал великий педагог Я.А. Коменский. [4]

Известно, что любой педагог должен быть наставником, так как сопровождает растущего человека в его определении в жизни с момента поступления в дошкольное учреждение до выпуска из школы. Быть педагогом – это искусство, врожденный талант, наука, мастерство. Этим мастерством владел К.Д. Ушинский, и у него есть чему поучиться. Педагог, по Ушинскому, тот, «кто имеет целостность, беззаветную искренность души», «кто сохраняет в себе вечно не стареющее детство души», «кто не торгуется с самим собой». Педагог должен понимать душу ребенка во всех ее явлениях и много думать о целях, предмете и средствах воспитания. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания… Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни». [6]

В сфере дополнительного образования детей и взрослых педагог дополнительного образования – ключевая и значимая фигура, его деятельность в условиях стремительно развивающегося общества и перехода на более высокую экономическую ступень достаточно быстро трансформируется, что требует постоянного совершенствования профессионального педагогического мастерства. Современный мир требует яркой, масштабной, профессиональной, творческой личности педагога дополнительного образования, который призван овладевать культурой общечеловеческих ценностей, профессиональным мышлением, методологическими знаниями.

Педагог дополнительного образования – это наставник, организующий образовательный процесс с детьми в сфере свободного времени, это специалист, организующий педагогическое взаимодействие детей и взрослых с целью удовлетворения их познавательных, творческих и коммуникативных потребностей, педагогической поддержки и сопровождения самореализации и саморазвития детей через передачу освоенных им знаний, умений, жизненного опыта и ценностных ориентиров.

Современное детство крайне нуждается в поддержке, сопровождении и заботе взрослых из-за возрастных ограничений дееспособности и невозможности полноценной ответственности, но это не означает навязывания детям взрослыми готовых образцов жизни в качестве единственных и непреложных и тем самым лишения детей права собственного выбора. 

Вот почему суть наставничества в дополнительном образовании детей заключается прежде всего в создании и поддержании устойчивых человеческих взаимоотношений, в которых наставляемый ребенок или взрослый чувствует, что к нему относятся как к личности и что он имеет значение для общества. И педагог дополнительного образования является позитивным примером для подражания, другом, советником, защитником наставляемого (как ребенка, так и взрослого). Таким образом, компетенции наставника позволяют педагогу дополнительного образования организовать образовательный процесс так, чтобы каждый из участников мог получить значимые лично для него знания и опыт.

Сохранить в наших детях человеческие качества, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей – эти задачи ставит перед собой каждый педагог дополнительного образования как мастер своего дела, как специалист высокой культуры, глубоко знающий свою предметную область, как воспитатель, в совершенстве владеющий методикой и технологией воспитания.

Что важнее для педагога дополнительного образования: знание предметной области или знание ребенка? Качество дополнительного образования детей зависит непосредственно от уровня профессионализма педагога, а результатом его профессиональной деятельности является ребенок, развитие его личности, его способностей, его субъектности, его компетентности. Достижение данного результата становится возможным только в том случае, когда педагог дополнительного образования руководствуется принципами признания самоценности детства, признания прав ребенка и свободы его выбора, приобщения ребенка к деятельности любого характера.

Организуя индивидуальный процесс обучения, педагог дополнительного образования решает целый ряд задач:

  • помогает ребенку адаптироваться в детском коллективе, занять в нем достойное место;
  • выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности ребенка;
  • формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
  • способствует удовлетворению потребности ребенка в самоутверждении и признании, создавая ситуацию успеха для каждого обучающегося;
  • развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
  • формирует у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов своей работы;
  • создает условия для развития творческих способностей детей.

Педагог дополнительного образования в своей деятельности осуществляет процессы:

  • создания адекватных внешних условий, среды общения, творческой деятельности, комфортного психологического состояния для саморазвития детей;
  • организации детского сообщества, скрепленного совместной деятельностью и общением;
  • обеспечения внутренних условий (потребностей, способностей, установок) для развития каждым обучающимся своего «Я» через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, защиты и самоосуществления.

Педагог дополнительного образования как наставник содействует развитию дополнительного образования детей в конкретной образовательной организации, владеет педагогикой дополнительного образования, реализует дополнительную общеобразовательную программу (общеразвивающую или предпрофессиональную), является равноправным участником партнерских отношений, совместной деятельности с детьми, специально содействует их развитию. Это друг и помощник, умелец и наставник, строящий свою работу с детьми на основе уважительных, доверительных, доброжелательных, одним словом, гуманистических отношений. Профессионализм для педагога дополнительного образования означает прежде всего быть Человеком. 

Наставничество в дополнительном образовании – это институт, обеспечивающий процесс преемственности культуры, норм, ценностей, навыков и умений путем передачи профессионального опыта. Наставничество выполняет функции адаптации, социализации, обучения, способствует социальной мобильности. Наставничество тесно связано с воспитанием и образованием. Вместе с тем оно имеет и свои особенности: если образование – это, прежде всего, передача знаний, а воспитание – передача социальных норм и ценностей, то наставничество связано, прежде всего, с овладением профессией, совершенствованием профессионального мастерства, передачей компетенций и навыков.

Наставничество, по мнению Ушинского, должно быть ориентировано на развитие не только профессиональных навыков, но и личностных качеств, таких как самостоятельность, ответственность, креативность и т.д.  Современные подходы к наставничеству стремятся учесть эту проблему и переориентироваться на развитие личности наставляемого. Наставничество можно рассматривать как образовательно значимую социально-воспитательную практику, которая позволяет максимально полно раскрыть потенциал личности ребенка (наставляемого) через выстраивание образовательной (воспитательной) лоции, что, в свою очередь, способствует приобретению педагогами дополнительного образования тьюторских компетенций. 

Наставник в сфере дополнительного образования часто отождествляется с воспитателем. «Воспитатель это лицо, которое по поручению народа имеет ежедневный доступ к самому дорогому народному богатству  душе, уму, мыслям, чувствам детей, подростков и юношества», – заметил В.А. Сухомлинский. Воспитательные задачи педагога-наставника:

  • знание личностных качеств подопечного и умение разбираться в них, иметь представление о его уровне воспитанности, планах на будущее, увлечениях, интересах;
  • знакомство подопечного с детским коллективом и профилем деятельности;
  • умение дать почувствовать растущему человеку собственную значимость и причастность к жизни коллектива, к творческой деятельности;
  • раскрытие перед ним перспектив его личностного, социального, профессионального и духовного роста; 
  • приобщение взрослеющего человека к пониманию того, что быть успешным, значимым для жизни образовательной организации, семьи, ближайшего социума, страны.

Воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов:

  • ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
  • самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка;
  • следует всегда принимать ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
  • все трудности неприятия преодолевать нравственными средствами;
  • не унижать достоинства своей личности и личности ребенка;
  • дети – носители грядущей культуры; воспитание – диалог культур; соизмерять свою культуру с культурой растущего поколения;
  • не сравнивать никого ни с кем, но сравнивать результаты действий;
  • доверяя – не проверять;
  • признавать право ребенка на ошибку и не судить за нее;
  • учить ребенка признавать свои ошибки;
  • защищая ребенка, учить его защищаться.

Педагог дополнительного образования часто объективно выступает как наставник, человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результатов, готовый и стремящийся помочь растущему человеку приобрести опыт, необходимый и достаточный для его самореализации и самосовершенствования, педагог реально помогает ребенку ставить его личные цели, формируя его готовность к саморазвитию. 

Мастерство определяется как великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа… Мастерство является важным качеством педагога дополнительного образования, постоянно совершенствующего искусство воспитания и обучения, работающего по призванию, любящего детей. Мастерство – высший уровень профессионализма, комплекс личных качеств, обеспечивающих высокий уровень профессиональной деятельности. Мастерство – синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

Дополнительное образование требует полноценных личностей педагогов, поскольку основное «орудие» труда педагога – его собственная личность, профессиональная зрелость которой позволяет находить оптимальные решения в постоянно меняющейся «производственной» педагогической ситуации. 

Сущность педагогического мастерства состоит в гармоничном сочетании глубоких профессиональных знаний, понимания природы и психологии педагогической деятельности, владения ее приемами и технологиями с определенными личностными качествами, которые порождаются и развиваются этой деятельностью и обеспечивают ее эффективность.

«Мир стареет в былых надеждах. Но сегодня, как и вчера на плечах эту землю держат и несут на себе мастера! Мастера. Профессионалы. Те, что в жизни постичь смогли щедрость камня, душу металла, свежесть формулы, нрав земли», писал поэт Роберт Рождественский.

Педагог дополнительного образования – педагог – мастер. Его педагогическое мастерство проявляется в овладении профессиональными знаниями, умениями, навыками, позволяющими успешно исследовать ситуацию, формировать соответствующие задания и успешно решать их в соответствии с поставленными педагогическими целями. Профессиональные знания, умения, навыки – это педагогические способности, педагогический такт, педагогическая техника и мастерство, педагогический оптимизм, личностные качества, а также общая культура, в том числе культура речи.

Педагог дополнительного образования, применяющий в педагогическом процессе только традиционные методы, не будет интересен современным детям и молодежи. Педагог-наставник! Педагог-советник! Педагог-друг!  Вот модель современного педагога дополнительного образования, который направит на самостоятельную продуктивную деятельность, мотивирует к действию, привлечет внимание взрослеющего человека, заинтригует, подтолкнет, закрепит веру в собственные идеи, поможет исправить ошибки подсказками и ключами!

Литература:

  1. Богуславский М.В. Наше все… К.Д. Ушинский // Учительская газета. – 2023. – № 7. – URL: https://ug.ru/nashe-vse-konstantin-dmitrievich-ushinskij/ (дата обращения: 22.11.2023).
  2. Великие русские люди: Сборник / Сост. В. Володин. М.: Молодая гвардия, 1985. – С. 183–222.
  3. Ичетовкина Н.М. Воплощение идей К.Д. Ушинского в моделях воспитательной деятельности классного наставника отечественной гимназии второй половины ХIХ века // Историко-педагогический журнал. – 2019. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voploschenie-idey-k-d-ushinskogo-v-modelyah-vospitatelnoy-deyatelnosti-klassnogo-nastavnika-otechestvennoy-gimnazii-vtoroy-poloviny (дата обращения: 22.11.2023).
  4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. – 576 с.
  5. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. Т. 9. М.; Л., 1950. – С. 117.
  6. Ушинский К.Д. Три элемента школы // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1988. – С. 191.

Добавить комментарий

Войти с помощью: