Кадры для современной экономики: как мотивировать выбор строительных профессий современными школьниками

В статье представлен анализ причин возникновения кадрового дефицита в отечественной строительной отрасли, рассматриваются основные проблемы, связанные с нехваткой профессиональных кадров, предложен один путей решения данной проблемы – мотивация выбора строительных профессий современными школьниками в процессе профессиональной ориентации.

А.В. Конопля, аспирант кафедры психологии и педагогики
Орловский государственный университета им. И.С. Тургенева, г. Орел

В настоящее время экономика нашей страны переживает сложные времена, что проявляется в большом количестве разнообразных социально-экономических проблем, влияющих на изменение рынка труда и востребованность различных профессий. Но среди наиболее значимых и перспективных, по мнению экспертов [2, 5, 7, 12], всегда будут строительные профессии [3]. Действительно, строительная отрасль – одна из самых быстроразвивающихся в России, включающая жилищное, промышленное, дорожное и инфраструктурное строительство. Такие масштабы и цели, которые ставит государство в этой сфере на ближайшие несколько лет, требуют большого количества разнообразных специалистов.

Но прежде чем подойти к основной теме статьи, сделаем небольшое отступление и обратим ваше внимание на то, что есть группа «особенных» профессий – «мета-профессии», которых просто не существует, так как внутри каждой из них много специализаций (например, «врач», «учитель», «педагог», «программист», «банкир», «таможенник» и т.д.). Разница в образовании, условиях труда, размере заработной платы, требованиях к профессионально важным качествам и медицинских противопоказаниях не позволяют рассматривать мета-профессии как полноценное понятие «профессии».

Такой мета-профессией является и профессия «строитель», которой не существует! Мета-профессия «строитель» объединяет разные профессии и должности, занятые в строительстве:

  • рабочих (электриков, монтажников, бетонщиков, сантехников, арматурщиков, каменщиков, сварщиков, маляров, штукатуров, отделочников, плотников и др.); 
  • квалифицированных специалистов (прорабов, архитекторов, инженеров, инженеров-строителей, инженеров лабораторий, специалистов по системам автоматики); 
  • современных специалистов, имеющих новые профессии (конструкторы, проектировщики 3D печати в строительстве, прорабы-вотчеры, специалисты по модернизации технологий и др.) [7]. 

Мета-профессия «строитель» объединяет как специалистов с высшим образованием (архитектор, геодезист, инженер-строитель, прораб и т.д.), так и профессии со средним профессиональным образованием (крановщик, кровельщик и т.д.), и еще десятки профессии с рабочей квалификацией, включая даже подсобных рабочих (Рис. 1) и др. Поэтому и употребляют обобщенные понятия «строительные профессии» или «профессии строительной сферы».

Рис. 1. Востребованные строительные профессии

Строительная отрасль – крупнейшая сфера занятости [3], ее ключевое преимущество – «профессиональное разнообразие». Здесь по-настоящему «кадры решают все»! Поэтому строительная отрасль входит в тройку лидеров с наиболее высоким спросом на персонал.

В то же время строительная отрасль испытывает кадровый голод, который Правительство РФ считает внутренним вызовом для экономики, а эксперты называют долгосрочным трендом. Среди глобальных причин дефицита строительных кадров на рынке труда России отмечают убыль населения (демографическая яма), эмиграцию (отток населения за рубеж), мобилизацию, СВО, трудовую миграцию (нехватку мигрантов из-за «перехода» их в другие сферы деятельности), старение кадров, недостаточный приток молодых кадров, низкий уровень их образования, незнание реальной практики и немотивированность к работе в связи с низкой репутацией строительных профессий.

Современная молодежь зачастую не подготовлена к решению социально-экономических задач в стране, к производительному труду, имеет низкую осведомленность о мире строительных профессий, низкий уровень мотивации к освоению инструментов профессионального выбора, зависимость от стереотипов и мнений окружающих [11].

Очевидно, что решение проблемы нехватки профессиональных кадров в строительной отрасли требует разностороннего изучения и комплексного подхода. Мы рассмотрим одно из направлений, а именно мотивациювыбора школьниками строительных профессий, потому что считаем: наиболее перспективным является взращивание своих квалифицированных кадров со школьной скамьи, а не поиск рабочих рук за границей. Именно в средней и старшей школе у молодых людей формируется интерес и любовь к труду, мотивация и готовность к профессиональному самоопределению, понимание необходимости построения своей индивидуальной образовательно-профессиональной траектории.

Выбор профессии – важная задача для выпускника школы, ведь от правильного выбора зависит качество дальнейшей жизни человека. Отношение к профессии начинает формироваться с раннего детства, когда в игре ребенок принимает на себя разные профессиональные роли. В школьные годы помогает сделать этот выбор разработанная Министерством просвещения РФ единая модель профориентационной деятельности – «Профориентационный минимум» [6] (Профминимум), который внедряется в школах Российской Федерации с 1 сентября 2023 года. Обучающиеся с 6 по 11 класс осваивают единый универсальный минимальный набор профориентационных практик и участвуют в мероприятиях, направленных на их подготовку к осознанному выбору профессии. А выпускнику школы уже необходимо принять решение, которое повлияет на дальнейшую жизнь.

Профориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии с личным набором качеств, интересов, способностей, состояния здоровья и потребностей развития общества, имеющая комплексный подход в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности [5].

Проблема подготовки школьников к сознательному выбору строительной профессии – это, прежде всего, вопрос формирования у них активных, побуждающих к действию мотивов выбора этой профессии. Где мотив – это то, что побуждает человека к активности, влияет на отношение к деятельности и к значимому для него труду, формирует потребность в чем-то и интересы к какой-то деятельности, пробуждает мечты и чувства [5].

Психологи выделяют разные группы мотивов, а мы рассмотрим те, которые влияют на выбор профессии [1, 2]:

  • социальные мотивы –желание своим трудом способствовать развитию общественного прогресса, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями;
  • моральные мотивы – желание приносить пользу людям, оказывать им помощь и видеть результаты своего труда;
  • эстетические мотивы – стремление к красоте, гармонии, желание работать с прекрасным;
  • познавательные мотивы – интерес к содержанию деятельности по профессии, стремление получить специальные знания и расширить их объем, узнать суть профессии – это наиболее веский мотив; 
  • творческие мотивы – стремление к самореализации в строительной профессии, которая предполагает использование творческого потенциала и нестандартных решений, возможность быть креативным, оригинальным и неповторимым;
  • материальные мотивы – желание получать достойную зарплату и корпоративные льготы;
  • престижные мотивы – желание иметь престижную профессию, которая пользуется признанием, возможность занять высокую позицию в обществе, стремление построить и реализовать карьерный план;
  • утилитарные мотивы – доступность обучения по профессии, комфортные условия труда, нахождение места работы недалеко от дома, продолжение семейного дела, реализация своей мечты, соответствие советам родителей и друзей.
Рис. 2. Мотивы выбора профессии

Ряд мотивов, представленных на рис. 2, может быть уточнен и продолжен, но мы назвали наиболее распространенные, которыми чаще всего руководствуются старшеклассники, выбирая будущую профессию. Конечно, у каждого школьника в этом перечне могут быть как приоритетные, так и незначительные мотивы, а кто-то ориентируются сразу на несколько оснований выбора. А иногда таких мотивов бывает недостаточно для полной картины, и некоторые школьники могут разочароваться в будущем, когда столкнутся со сложной физической или интеллектуальной нагрузкой, изучая основы выбранной профессии.

Обратим внимание на то, что мотивы не появляются сами по себе, а формируются в ходе целенаправленной деятельности: на них оказывают воздействие мотивационные факторы – различные аспекты, которые влияют на желание и усилия людей достигать поставленных целей. Ведущая роль в структуре поведения личности и, конечно, в выборе будущей профессии отводится мотивационным факторам, которые классифицируют на внешние и внутренние [7] (Рис. 3).

Рис.3. Факторы, влияющие на выбор профессии

Внешние факторы, влияющие на выбор профессии, определяются социально-экономическими условиями жизни (внешними обстоятельствами) и включают:

  • вознаграждение за труд (уровень оплаты труда или дохода от трудовой деятельности);
  • престижность и популярность профессии;
  • доступность рабочих мест на рынке труда (востребованность профессии);
  • гарантии занятости (в зависимости от сектора экономики);
  • влияние родителей;
  • влияние друзей и знакомых.

К внутренним факторам, связанным с содержанием деятельности и личностными качествами (моральными и нравственными ценностями, внутренними установками и убеждениями, способностями к определенному виду деятельности), относятся:

  • соответствие профессии способностям человека;
  • интерес к определенной профессиональной сфере;
  • возможности самореализации и самовыражения;
  • возможности профессионального развития и карьерного роста.

Нами указаны доминирующие факторы, влияющие на формирование мотивации при выборе профессии, которые необходимо принимать во внимание при построении системы профориентации школьников с учетом кадровой потребности регионов и отдельных работодателей.

Активизация потребности в подготовке к выбору будущей профессии осуществляется через мотивацию школьника, потому что без помощи педагога, который выступает в роли наставника и мотиватора, и без взрослых, которые являются образцами для подражания, сложно представить, как подросток сам сформирует свои мотивы.

Мотивация – это побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [4]. Мотивация к выбору профессии – процесс стимулирования к выбору определенной профессии на основе развития профессионально значимых качеств и мотивов, побуждающих работать в той или иной сфере.

Значит, педагогу важно включить школьника в практическую деятельность, погрузить в профессиональные пробы, потому что любое действие, любая активность может превратиться в мотив, который повлияет на развитие интереса школьников, например, к строительным профессиям. Только зная, какие мотивы лежат в основе действий школьника, как эти мотивы могут быть приведены в действие, можно разработать комплекс мероприятий, направленных оказание помощи учащемуся в осознанном выборе строительной профессии с учетом его интересов, особенностей и возможностей [9].

Получить представление о профессии, «примерить» ее на себя позволят такие мероприятия, как:

  • профориентационные уроки – уроки общеобразовательного цикла, которые содержат профориентационный компонент, определяющий профориентационную направленность учебного предмета и включающий беседы, доклады о профессиях, подготовку и защиту рефератов;
  • профориентационные дополнительные общеразвивающие программы (или модули), которые реализуются за пределами Федеральных государственных образовательных стандартов и предполагают комплексную и систематическую профориентационную работу, направленную на решение задач адаптации личности к жизни в обществе и создания предпосылок для осознанного выбора профессии;
  • профориентационные курсы внеурочной деятельности, которые реализуются в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов и включают профориентационную работу, направленную на содействие профессиональному самоопределению обучающихся;
  • профориентационные проекты, направленные на решение школьником конкретной задачи в процессе профессионального самоопределения;
  • экскурсии профориентационной направленности на объекты и предприятия, которые дают возможность получить информацию и знания в конкретных условиях профессиональной деятельности;
  • профориентационные встречи с представителями профессий, предполагающие увлекательное общение обучающихся с интересными представителями профессии, сделавшими успешную карьеру;
  • совместные мероприятия с родителями по профориентационной тематике – дискуссии, диспуты, клубы;
  • мастер-классы представителей СПО и ВУЗов, которые сориентируют учащихся в мире образовательных и карьерных возможностей и дадут советы от представителей профессии, покажут, как работают профессионалы;
  • посещение профильных профессиональных учебных заведений, которыерасширят представления школьников о спектре образовательных учреждений, о правилах приема и дадут возможность пообщаться со студентами и преподавателями.

Для усиления профориентационной работы, предлагается направить старания педагогов на «… удовлетворение потребностей школьников, особенно выпускников, в информации о мире профессий через участие старшеклассников в «трудовых пробах»; организацию непосредственных и виртуальных экскурсий на предприятия и фирмы; регулярное проведение встреч с представителями различных специальностей и работодателями и иных форм и видов профориентационных мероприятий в стенах школ и за их пределами» [9, с. 61].

Разрабатывая профориентационные мероприятия, педагогу необходимо:

  • предложить обучающимся альтернативные выборы профессионального труда в меняющихся условиях жизни;
  • показать им важность внутренних факторов мотивации, потому что именно адекватная внутренняя мотивация (интерес, понимание своих преимуществ и ограничений, оценка перспектив, выстраивание траектории своего развития и др.) оказывает решающее влияние на осознанный выбор в конкретной профессиональной области;
  • познакомить обучающихся с особенностями и со спецификой строительных профессий;
  • продемонстрировать школьникам преимущества строительных профессий и направить их выбор в строительную сферу.

Подводя итоги, отметим, что в любой профессиональной сфере всегда существует множество проблем, строительство не является исключением. Рассматривая проблему кадрового дефицита в строительной отрасли, можно предлагать краткосрочные и долгосрочные решения. Профориентация школьников, их мотивация к выбору строительных профессий – это долгосрочная мера, о результатах которой можно будет судить через три – пять лет.

Изучение мотивов, которые приведут школьника в профессию строителя, будет способствовать его целенаправленному «выращиванию», обучению и последующему сохранению внутри профессии. Подготовка школьников сегодня – это будущее строительной отрасли. И здесь, конечно, много работы, начиная от повышения престижа строительной профессии до плотного сетевого взаимодействия образовательных организаций разного уровня с предприятиями и организациями строительного производства, а также с будущими работодателями.

Литература

1. Бережнова А.А. Мотивы выбора профессии [Электронный ресурс]. – URL: https://www.b17.ru/article/461799/ (дата обращения: 02.05.2024).

2. Бережнова Е.В., Магина А.И. Мотивация к выбору профессий в строительной отрасли // Строительство: наука и образование. 2021. № 2 [Электронный ресурс]. – URL: https://kurl.ru/Uwvai (дата обращения: 02.05.2024).

3. Забелина С.А., Шрейбер А.А., Ковалевский В.П. Кадры для строительной отрасли: проблемы и пути решения // Вестник МФЮА. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kadry-dlya-stroitelnoy-otrasli-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения: 02.05.2024).

4. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.

5. НОСТРОЙ (Национальное объединение строителей). Официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: https://nostroy.ru/ (дата обращения: 02.05.2024).

6. Письмо Министерства просвещения РФ от 1 июня 2023 г. N АБ-2324/05 “О внедрении Единой модели профессиональной ориентации”[Электронный ресурс]. – URL: https://kurl.ru/bYnYZ (дата обращения: 02.05.2024).

7. Строительство 2023: импортозамещение, инновации, кадры, цены, спрос [Электронный ресурс]. – URL: https://kurl.ru/DyBoa (дата обращения: 02.05.2024).

8. Цыганкова И.В., Потуданская В.Ф., Цзывэй Я. Факторы мотивации молодежи при выборе профессии // Экономика труда. 2019. №4 [Электронный ресурс]. – URL: https://kurl.ru/tVrRo (дата обращения: 02.05.2024).

9. Широкорад И.И., Лимонов А.Н., Гаврилова Л.А. Методические основы профессиональной ориентации школьников в строительных профессиях // Московский экономический журнал. 2019. № 12 [Электронный ресурс]. – URL: https://kurl.ru/FPsSh (дата обращения: 02.05.2024).

10. Шафранов-Куцев Г.Ф., Ефимова Г.З., Семёнов М.Ю. Профориентационные практики в условиях глобализации: социологический анализ // Образование и наука. 2018. № 8 [Электронный ресурс]. – URL: https://kurl.ru/FUrkY (дата обращения: 02.05.2024).

11. Шолохов М.Я., Желнов И.И., Тугов В.А. Мотивация учащихся общеобразовательных учреждений на профессиональную деятельность // Мир науки. Педагогика и психология. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://kurl.ru/UNIFQ (дата обращения: 02.05.2024).

12. Эксперты назвали наиболее востребованные специальности на стройке//Известия. 27.02.2024 [Электронный ресурс]. – URL: https://kurl.ru/FQfMe (дата обращения: 02.05.2024).

Добавить комментарий

Войти с помощью: