Успешное взаимодействие образовательной организации с семьей
как стратегия повышения эффективности качества образования
В данной статье рассматриваются современные формы и модели эффективного взаимодействия педагогов дополнительного образования с родителями обучающихся учреждения дополнительного образования, анализируется его значение в повышении качества дополнительного образования детей.
З.Р. Шапаренко,
методист высшей квалификационной категории,
Муниципальное автономное образовательное
учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества «Глобус»
городского округа,
г. Уфа
Указом Президента России 2024 год объявлен Годом семьи [1]. В контексте заданной тематики в педагогическом сообществе актуализировалось понимание того, что семья и образование – это два социальных института, создающих условия для разностороннего развития, укрепления здоровья и самоопределения ребенка. Дополнительное образование как неотъемлемая часть общего образования успешно решает одну из задач, стоящих у истоков будущего, – помочь детям и подросткам найти любимое дело, развить их индивидуальные способности и личностные качества.
В связи с этим возрастает важность проблемы эффективного взаимодействия данных социальных институтов и перед педагогами встают вопросы: каким образом заинтересовать родителей в совместном воспитании ребенка? как сделать их своими партнерами? На наш взгляд, первый шаг на пути развития социального партнерства за образовательной организацией.
Педагогический коллектив МАОУ ДО Центр детского творчества «Глобус» города Уфы (далее – Центр творчества, Учреждение) большое внимание уделяет работе с родителями, используя любые возможности для содержательного взаимодействия. Основная цель такого взаимодействия – создание благоприятных психолого-педагогических условий для успешного сотрудничества детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов дополнительного образования, родителей и обучающихся, основанных на сотворчестве, взаимопонимании и взаимопомощи. Педагоги Центра творчества уверены, что залог успешности дополнительного образования детей только в таком единстве. Научную основу этого направления деятельности Учреждения составляет концепция М.И. Рожкова «Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка» [5].
Установление взаимодействия педагога и родителей требует решения ряда проблем: знание запросов родителей и трудностей семейного воспитания; устранение недоверия; опора на семейные ценности; партнерское общение; использование разнообразных форм общения с родителями и развитие навыков позитивного общения. Совместная деятельность педагогов и родителей в интересах развития личности каждого ребенка будет продуктивной только в том случае, если педагоги и родители смогут определить единство целей и задач в его развитии и воспитании, если они станут союзниками. Нередко, когда дети обучаются первый год, не все родители проявляют заинтересованность в сотрудничестве с образовательным учреждением. Поэтому задача педагогов дополнительного образования найти такие формы взаимодействия, которые помогут мотивировать родителей. Именно от продуманного и сбалансированного выбора форм взаимодействия во многом зависит успех сотрудничества, возможности построения системы сотворчества в системе «педагог – ребенок – родитель».
Одной из успешных практик продуктивного взаимодействия с семьей в Центре творчества является работа с родителями обучающихся Детского образцового ансамбля народного танца «Жемчужина» (далее – Ансамбль). Сегодня это отлаженная система сотрудничества педагогов и родителей по воспитанию не только волевого, успешного танцора, но и гармонично развитой личности, основанная на партнерских отношениях с каждой семьей и общности интересов. Продуктивные встречи с родителями обучающихся Ансамбля проводятся в различных форматах: дискуссии, круглые столы с «острыми углами», открытые занятия. Особенно нравится родителям, когда в таких мероприятиях участвуют их дети: воспроизводятся аудиозаписи высказываний детей по той или иной проблеме, демонстрируются фото- и видеозаписи деятельности обучающихся.
Совместные встречи дают возможность родителям не просто посмотреть на своего ребенка со стороны, но и самим стать активными участниками творческого процесса, совместных проектов, флешмобов, мастер-классов. Привычно видеть танцующими детей, а вот когда дети танцуют вместе родителями, это вызывает повышенное внимание и особое восхищение. Главной составляющей эффективного сотрудничества с семьями обучающихся стало участие родителей в общих танцевальных композициях Ансамбля в качестве исполнителей (например, хореографическая композиция «Русский сувенир»), а также подготовка собственных хореографических композиций.
Вот как комментируют родители танцевальный процесс с детьми: «При совместных занятиях танцами между нами – ребенком и родителем – укрепляются взаимоотношения, устанавливается взаимопонимание. Что интересно, познается мир, обычаи и традиции народов, культура». «Мама и ребенок начинают тонко чувствовать настроение друг друга, появляется желание творить вместе, участвовать в жизни коллектива, “расти” вместе с сыном или дочерью, познавать мир, поддерживать его или ее интересы, стремления».
Самостоятельная творческая группа из «танцующих» родителей образовалась несколько лет назад. Несмотря на то, что очень тяжело совмещать работу и творческую деятельность, все родители увлеклись творческим процессом. Посещающие танцевальное объединение мамы, люди разных профессий, делятся своими впечатлениями о совместном творчестве: «Отработка танца и разучивание дается нам с большим трудом, но тем не менее это огромный восторг и наслаждение». Так же, как и дети, родители испытывают огромное волнение и очень переживают перед выходом на сцену. Но оно того стоит. Так, «Башкирский танец с колокольчиками», представленный родительским танцевальным коллективом на фестивале «Славянский базар», никого не оставил равнодушным. Таким образом, участвуя в подобного рода мероприятиях, взрослые приобретают опыт родительского сотрудничества как с собственными детьми, так и с педагогической общественностью в целом.


Для родителей и обучающихся Ансамбля предусмотрен цикл мастер-классов или творческих мастерских по танцевальному искусству, совместные интерактивные познавательные занятия-путешествия, где они знакомятся с танцами народов мира. Особое внимание уделяется совместной досуговой деятельности, направленной на сплочение детско-родительского коллектива (экскурсии, походы и поездки на природу, вечера отдыха и вечера встреч, празднование дней рождения).
Очевидно, что чем грамотнее организовано взаимодействие с родителями, тем успешнее развивается детский коллектив. Практика показала, что обучающиеся Ансамбля становятся сплоченнее, увереннее в себе, меньше конфликтуют. Участвуя в концертной деятельности и мероприятиях, родители получают возможность приобщиться к деятельности танцевального коллектива, повысить свою заинтересованность жизнью и делами детей, оказаться на «территории интересов» ребенка, признать и осознать его ценность, уважать его право быть таким, какой он есть. Родители с удовольствием участвуют в организации гастрольных поездок, сами выезжают на хореографические конкурсы, помогают шить замечательные костюмы, готовить яркие атрибуты, без которых невозможны новые танцевальные постановки.
Самой интересной новой практикой взаимодействия с семьями обучающихся Центра творчества является работа с книгой отзывов, которая позволяет выявить пожелания и предложения, удовлетворенность обучающихся и их родителей работой педагогов как основы для внесения корректировок в педагогическую деятельность. Педагоги заранее готовят «Банк родительских идей» или кейс «Секреты воспитания». В них складываются предложения, вопросы, советы от родителей и педагогов по разнообразным направлениям воспитания, обучения, развития детей. Родители могут задать всевозможные вопросы, о которых не желают говорить вслух в аудитории. Ознакомившись и разобрав почту, педагог заранее изучает литературу, если есть необходимость – советуется с коллегами, готовит полный ответ.
Очень интересной и продуктивной практикой взаимодействия педагогов Центра творчества с семьей стали тематические мастер-классы «Мир семейных увлечений», «Семья талантами богата», «Семейная мастерская», презентации семейного опыта «Слагаемые семейного счастья», где родители делятся опытом в проведении тематических праздников в семье или, используя свой жизненный опыт, проводят мастер-классы по изготовлению каких либо интересных изделий, рассказывают о своих профессиях, делятся профессиональными навыками. Родители вместе с детьми активно включаются в работу по презентации своей семьи в форме семейной газеты, журнала, фотомонтажа и т.п. (в зависимости от фантазии родителей и самих детей). Уникальность каждого мастер-класса заключается в создании условий для творческой самореализации детей и родителей, в обретении радости совместного творческого труда.
Не менее значимыми и продуктивными практиками взаимодействия с семьей в Центре творчества являются традиционно сложившиеся формы работы.
Основной традиционной формой является родительское собрание. Заранее оформляется и передается «Приглашение на родительское собрание», которое, как показывает опыт, стимулирует активное участие родителей в родительских собраниях и других встречах. Выступления педагогов обязательно начинаются с рассказа о положительных фактах в жизни творческого коллектива, что позволяет поддержать интерес каждого родителя. Важной составляющей встреч с родителями является выражение им благодарности за помощь объединению, за воспитание детей, за участие в подготовке и проведении общих мероприятий.
В конце каждого учебного года проходит традиционный отчетный концерт и итоговые родительские собрания в формате «Ассамблея достижений», где самые активные родители награждаются благодарственными письмами, грамотами «Жизнь замечательных семей» за воспитание прекрасных детей. Также проходит чествование обучающихся – победителей конкурсов и фестивалей различного уровня.
Хочется особо отметить такую традиционную и неизменно популярную форму работы с родителями, как День открытых дверей. Это возможность познакомить их с образовательными программами, условиями их реализации, видами деятельности.
Подводя итоги реализации различных практик продуктивного сотрудничества педагогического коллектива Центра творчества с родителями обучающихся, можно сделать вывод: совершенствование форм работы с родителями обучающихся дает хороший результат, способствует большей результативности и развитию каждого объединения. Такое взаимодействие необходимо, чтобы две системы – образовательная организация и семья – стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка, его полноценному воспитанию.
Список источников:
- Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311220013 (дата обращения: 20.11.2024).
- Воробьева Ю.Ю., Ткаченко Е.Г., Хомченко С.В. Семья и учреждение дополнительного образования: грани сотрудничества: из опыта работы // Образование и воспитание. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3893/ (дата обращения: 20.11.2024).
- Рачинский С.А. О воспитании: для педагогов, родителей и студентов пед. вузов / [Стрелкова Л.Ю.]. М.: Школьная Пресса, 2004. 189 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1982. 270 с.
- Рожков М.И. Концепция «Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка» // В.С. Зайцев. Современные технологии воспитания школьников: концепции, структура, методы: Учебно-методическое пособие. Челябинск: Татьяна Лурье, 2017 [Электронный ресурс]. – URL: https://innostud.am/application/library/5567bcf7.pdf (дата обращения: 20.11.2024).
- Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд. М.: Изд-во Юрайт, 2018. 330 с. (Серия: Образовательный процесс).
- Рожков М.И., Байбородова Л.В., Голованов В.П. Примерная программа воспитания для организаций дополнительного образования и образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы // Воспитание как целевая функция дополнительного образования детей: Методические рекомендации. М.: [б.и.], 2023 [Электронный ресурс]. – URL:https://vcht.center/wp-content/uploads/MR_Vospitanie-kak-tselevaya-funktsiya-DOD.pdf (дата обращения: 20.11.2024).