Ключевые подходы к созданию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (из опыта работы ГБОУДО города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара»)
В статье представлены основания и педагогические решения, обеспечивающие становление общей культуры создания и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в ГБОУДО «Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара», действующего в масштабах Юго-Восточного административного округа города Москвы. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования, методистам, руководителям учреждений дополнительного образования.
А.А. Павлищев,
старший методист,
почетный работник общего образования
Российской Федерации
Е.М. Молчанова,
Заместитель директора
Государственное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи
имени А.П. Гайдара»,
Москва
Образовательная программа – это, с одной стороны, описание содержания учебного курса, определяющее цели, условия, методы и способы обучения, формы оценки обучающихся и другие аспекты образовательного процесса; а с другой – это документ, определяющий содержание образования (знания, умения, навыки или компетенции), его объем и планируемые результаты. Вопросы программного обеспечения образования и реализации образовательных программ регулирует Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [8].
Создание образовательных программ – проявление субъектности и ответственности как образовательного учреждения / образовательной организации, так и лично педагога.
Субъектность в этом процессе заключается в том, что образовательное учреждение выступает организатором, а педагог – проектировщиком и непосредственным разработчиком образовательной программы. Во-первых, он свободно и сознательно самоопределяется в педагогической практике, принимает на себя ответственность за результаты обучения и воспитания подрастающего поколения. Во-вторых, он владеет соответствующими нормами, способами и средствами педагогического проектирования [1].
Ответственность образовательной организации заключается в том, что она обеспечивает реализацию образовательных программ в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, а также соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся [8, ст. 28, п. 6-1].
Личная ответственность педагога выражается в его способности самостоятельно разработать и реализовать образовательную программу; проявляется в развитии образовательной активности педагога, что способствует его самообразованию, определяет его профессиональное поведение и деятельность в повышении собственной квалификации.
Создание образовательной программы представляет собой определенную многоэтапную технологию, которая в конечном итоге обеспечивает структурирование и организацию учебного материала с учетом потребностей и возможностей обучающихся, параметров и критериев проверки эффективности образовательной деятельности.
Законодательно образовательные организации и педагоги свободны в определении содержания образования, выборе образовательных технологий, а также в выборе учебно-методического обеспечения [8, ст. 2, п. 2].
Все вышеперечисленные позиции имеют непосредственное отношение к образовательным программам, реализуемым в сфере дополнительного образования. Еще одним регулятором вопросов программного обеспечения дополнительного образования является Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27 июля 2022 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [7].
Создание, оформление, утверждение, реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее – Программы) – обязательное условие финансирования образовательной организации и оплаты труда педагогических работников. Но при этом содержание Программ и сроки обучения по ним самостоятельно определяются образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность [7, п. 6].
Создание и реализация Программ – обязанность, квалификационное требование и одновременно вызов к развитию и проявлению профессиональных компетенций педагога.
Программа – свидетельство того, что педагог умеет:
– создавать (разрабатывать) Программу;
– обеспечивать полноценное выполнение Программы и достижение обучающимися тех результатов, которые описаны в Программе;
– создавать, определять условия образовательной деятельности, необходимые для осуществления Программы;
– создавать и выполнять условия, учитывающие законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В данной статье мы хотим поделиться с коллегами опытом разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара» (далее – ДТДиМ им. А.П. Гайдара, Учреждение).
Мы считаем, что качественная образовательная программа[2; 4; 5]:
– обеспечивает надежность, обоснованность, системность, ресурсную оснащенность и эффективность профессиональных действий педагога;
– предоставляет детям и их родителям возможность сопоставления и коррекции своих представлений о процессах, условиях и результатах образовательной деятельности, позволяет им принимать собственные решения, согласовывая их с нормами организации обучения и воспитания;
– обеспечивает возможность оценки руководством образовательного учреждения педагогической целесообразности деятельности педагога, контроля качества обучения и воспитания детей;
– свидетельствует о том, что образовательный процесс регулируется правовыми нормами, научно обоснованными подходами к целям, задачам, процессам, формам и результатам дополнительного образования детей, а также к обеспечению безопасности детей и ресурсов образования.
Исходя из этого, разработка Программ в ДТДиМ им. А.П. Гайдара строится на следующих основаниях[4; 7]:
– создание условий для гармоничного развития каждого обучающегося;
– свобода выбора детьми и их родителями (законными представителями) образовательных программ и условий образования;
– соответствие содержания и форм обучения и воспитания индивидуальным особенностям детей, а также интересам развития города, Российской Федерации;
– обеспечение для детей возможностей профессиональной ориентации, профессионального самоопределения, осознанного выбора образовательных траекторий на основе взаимосвязи и преемственности образовательных программ и учебных планов (в том числе и индивидуальных);
– открытость образовательных программ, образовательных пространств образовательной организации, реализация возможностей организации партнерских и сетевых отношений, проектов, создание условий для взаимозачета общеобразовательных и профессиональных проб, активностей, достижений детей;
– возможность использования сетевой формы реализации Программ;
– ориентация целей и задач Программ на достижение результатов образования обучающихся, имеющих предметный, метапредметный, личностный характер;
– творческий и продуктивный характер Программ, проектов, педагогических и социальных инициатив;
– обеспечение эффективного использования времени детей и подростков, приобретение ими практически значимых навыков и компетенций;
– использование в реализации Программ современных методов и форматов обучения, направленных на развитие метапредметных навыков проектной, учебно-исследовательской деятельности, практик взаимообучения;
– ориентация содержания Программ на образовательные потребности и интересы разных категорий детей и подростков, на приоритетные направления развития города Москвы.
При разработке Программ педагоги ДТДиМ им. А.П. Гайдара опираются на принцип многообразия в дополнительном образовании [2; 4], предопределяющий:
– возможность реализации Программы в очной и очно-заочной, дистанционной форме;
– возможность модульного строения образовательной Программы;
– ориентация на создание обучающимся уникального продукта по итогам Программы;
– построение Программы в логике проекта и реализация ее в нормах модели педагогического дизайна ADDIE;
– сочетание педагогом позиций ментора и тьютора;
– профессиональное развитие педагога в ходе и по итогам реализации Программы;
– выявление, оформление и реализацию в рамках Программ новых внутренних и внешних связей Учреждения;
– создание и развитие мультимедийной и электронной коммуникационной среды Учреждения как условия полноценной реализации Программ;
– целевое освоение обучающимися метапредметных компетенций, ценностей культуры, формирование морально-волевых качеств личности.
Опора на заявленные основания и принципы обеспечивает создание Программы как качественного продукта, эффективное взаимодействие различных категорий педагогических работников, а в итоге – оценку и признание их достижений и профессионального мастерства.
Принцип многообразия в дополнительном образовании предполагает возможность создания и реализации разнообразия Программ [2]:
– по срокам реализации – долгосрочных (срок реализации свыше 1 года обучения) и краткосрочных (до 1 года обучения);
– по уровню полноты и сложности содержания – вводных, ознакомительных, базовых, углубленных;
– по форме организации содержания образования – предметных, разноуровневых, межпредметных, модульных, комплексных, интегрированных, конвергентных и др.;
– по форме реализации – сетевых, электронных, дистанционных;
– по обеспечению индивидуальных потребностей обучающихся – познавательных, научно-исследовательских, научно-практических, профильных, профессионально-ориентированных и др.
Содержание образования – базовый компонент образовательной программы, который рассматривается как:
– система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих идей, нравственных ценностей, которыми обучающемуся нужно овладеть в процессе обучения по Программе;
– краткое описание основных разделов и тем, которые включают определенные знания и понятия, описание учебной деятельности обучающихся по Программе.
– педагогические действия, осуществление которых обеспечивает достижение образовательных результатов.
При создании и реализации Программ педагогический коллектив ДТДиМ им. А.П. Гайдара ориентируются на определение содержания образования как педагогически адаптированной системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности[6]. Специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию личности, ее отношение к миру и определение своего места в нем.
В определении компонентов содержания образования мы опираемся на следующую схему:

Содержание образования – это то, что осваивают обучающиеся по Программе, и, соответственно, то, что должно привести к достижению ими планируемых образовательных результатов, которые могут быть представлены как трехкомпонентная структура.
- Личностный компонент:
– осознание обучающимися российской гражданской идентичности; готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
– наличие мотивации к обучению и личностному развитию;
– целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы.
- Метапредметный компонент:
– освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
– способность к их использованию в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
– овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
- Предметный компонент: освоение обучающимися комплекса научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области.
Трехкомпонентная модель содержания образования выстроена по аналогии с подходом, который используется в конструкции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, поскольку в интересах детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, такой подход обеспечивает:
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательной организации;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся;
- возможности единого подхода к оценке и взаимозачету образовательных результатов общего и дополнительного образования.
И еще несколько уточнений. Отметим, что личностное, предметное и метапредметное содержание можно различать по нескольким основаниям.
Предметное содержание предполагает освоение обучающимися конкретной области знаний, деятельности или нескольких предметных областей, а метапредметное содержание – это знания и умения, которые обеспечивают способность к системному управлению процессами и явлениями, применимыми в любой области знаний и труда. Примеры метапредметного содержания – философия, логика, целеполагание и планирование, работа с ресурсами. Личностное содержание включает освоение обучающимися нравственных позиций, ценностных ориентаций, традиционных ценностей, этики поведения [3; 5], которые определяют отношение разных людей к одним и тем же ценностям.
Другими центрами внимания в области воспитания для педагогов ДТДиМ им. А.П. Гайдара являются морально-волевые качества личности: современные дети проявляют не только интерес и мотивацию, но и упорство, желание и готовность к преодолению внешних негативных обстоятельств и внутренних слабостей, ограничений, препятствующих достижению задуманного, способность к утверждению и защите того, что соответствует их нравственным позициям и ориентирам.
В заключение хочется сказать: в данной статье мы представили содержательные подходы, являющиеся основаниями для педагогов ДТДиМ им. А.П. Гайдара при разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Продолжением обсуждения данной темы станет описание технологии разработки программного обеспечения дополнительного образования в следующих номерах журнала.
Список источников:
- Бурминская Т.В. Преподаватель как субъект педагогического процесса. [Электронный ресурс]. – URL: https://specialitet.ru/lekcyi/pedagog/prepodavatel_kak_subekt_pedagogicheskogo_processa.pdf (дата обращения: 30.01.2025).
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 678-р от 31 марта 2022 года (в редакции от 15 мая 2023 г.) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения: 30.01.2025).
- Куранина Н.М., Павлищев А.А. Воспитательные аспекты дополнительной общеразвивающей программы [Электронный ресурс]. – URL: 2023.https://dpgaidar.mskobr.ru/files/2023-2024/Praktika_7.pdf (дата обращения: 30.01.2025).
- Молчанова Е.М. Павлищев А.А. Педагогический дизайн. 2021 [Электронный ресурс]. – URL: https://dpgaidar.mskobr.ru/articles/4162 (дата обращения: 30.01.2025).
- Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: Методические рекомендации. М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», 2022. [Электронный ресурс]. – URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/upload/iblock/d5f/qpet0u4iwjhb627b0xv8o5p4k65eigzj.pdf (дата обращения: 30.01.2025).
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. 3-е изд. М.: Большая рос. энцикл.: Дрофа, 2009. 527 с.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27 июля 2022 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения: 30.01.2025).
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/96a55e6276d23fa2609de2846df744c4feecd927/ (дата обращения: 30.01.2025).