Дополнительное образование как ресурсное пространство развития детей с особыми возможностями здоровья
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья провозглашается в настоящее время одной из приоритетных задач развития общего образования в Российской Федерации. Вариантом решения этой задачи является объединение усилий различных служб большого образовательного комплекса для достижения максимальной результативности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье представлен опыт и результаты взаимодействия различных служб школы, обеспечивающих многокомпонентную образовательную среду. Особое внимание авторы уделяют вовлечению детей и подростков в мероприятия, позволяющие раскрыть их творческий потенциал и получить положительный опыт социального взаимодействия.
О.В. Речиц,
руководитель отделения дополнительного образования,
педагог-организатор высшей квалификационной категории
ГБОУ Школы № 1554,
г. Москва
Т.В. Рыбкина,
старший методист,
руководитель психолого-педагогической службы
ГБОУ Школы № 1554,
г. Москва
И.С. Мурылева,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
ГБОУ Школы № 1554,
г. Москва
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1554» (далее – Школа) сегодня представляет собой большой образовательный комплекс, объединяющий 5 дошкольных отделений, 4 школьных подразделения и отделение дополнительного образования. Такая организационно-содержательная интеграция образовательных учреждений разных типов в единый образовательный комплекс позволила не только выстроить ресурсное образовательное пространство, предоставляющее возможность максимально индивидуально подойти к проблеме обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее – дети/учащиеся с ОВЗ), но и создать инклюзивную образовательную среду, в которой наряду с нормотипичными детьми обучаются и воспитываются дети с ОВЗ.
Хотелось бы сразу обозначить особенности детей с ОВЗ разных категорий. Дети с ОВЗ – это дети от 0 до 18 лет, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные центральной психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ЦПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий; это дети, которым выдано заключения ЦПМПК и прописаны адаптированные основные общеобразовательные программы по различным нарушениям. Дети-инвалиды в нашем случае – это дети от 0 до 18 лет, имеющие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, что подтверждено медико-санитарной экспертизой.
На сегодняшний день в нашей Школе обучаются 188 детей с ОВЗ и 86 детей-инвалидов. В дошкольных отделениях 86 воспитанников имеют нарушения здоровья, такие как слабый слух, тяжелое нарушение речи (ТНР), задержка психического развития (ЗПР), интеллектуальные нарушения и нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА); кроме того, 19 детей являются инвалидами. В школьных отделениях также обучаются более ста детей с ТНР, ЗПР, НОДА и 67 детей-инвалидов. Для включения этих учащихся в занятия в сфере дополнительного образования разработаны адаптированные общеразвивающие программы, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка.
Положительным моментом включения в организационную структуру Школы дошкольных подразделений и отделения дополнительного образования является обеспечение преемственности образовательной деятельности, предоставляющей возможности для:
- разработки и реализации общих требований и принципов к программам, требованиям и критериям оценивания;
- наблюдения за развитием ребенка в течение длительного времени и отслеживания эффективности воздействия на него всех педагогов;
- проектирования траектории развития ребенка и удовлетворения его специальных образовательных потребностей начиная с дошкольного детства и заканчивая выбором профессии.
Активное включение дополнительного образования на всех ступенях образования позволяет не только увидеть зоны успеха учашегося с ОВЗ и обеспечить на этом основании его ресурсное обучение, но и наблюдать динамику развития каждого особого ребенка от групп раннего развития до выпускного класса.
Для всех структурных подразделений Школы существуют определенные требования к условиям организации инклюзивного образовательного процесса, так как каждый компонент важен и является неотъемлемой частью структуры в целом. Чтобы обеспечить каждому учащемуся многокомпонентную образовательную среду, выстраивается индивидуальный образовательный маршрут, учитывающий все условия, в том числе материально-техническое и кадровое обеспечение: удобный подход к зданию, наличие пандусов, высококвалифицированные педагоги, образовательные программы, наличие кабинетов специалистов службы психолого-педагогического сопровождения (СППС) практически во всех структурных подразделениях.
Особая роль в работе с детьми с ОВЗ в нашей Школе отводится дополнительному образованию, миссия которого определяется целесообразностью использования ресурса детства в интересах личности, общества и государства. Неравнодушные учителя и педагоги уже не первый год объединяют свои творческие усилия для обеспечения участия детей с ОВЗ в ежегодном Открытом московском фестивале «“1+1”: равные условия – равные возможности» для детей с особыми образовательными потребностями. Участие в этом фестивале дает возможность нашим «звездочкам» проявить себя и показать, чему они научились в творческих объединениях Школы, познакомиться с другими детьми и приобрести надежных друзей, а педагогам – на практике обменяться опытом выстраивания работы и общения с детьми с ОВЗ и, что немаловажно, с семьями таких обучающихся. Концертная деятельность позволяет максимально раскрыть инклюзивный потенциал дополнительных общеразвивающих программ в социализации детей и подростков. Мы планируем расширять и укреплять такой положительный опыт в стенах нашей Школы.
Перспективными направлениями работы с детьми с ОВЗ педагогический коллектив Школы определяет:
- создание комплекса методов, приемов и технологий воспитания и обучения в единых коллективах детей с особыми потребностями и нормотипичных детей;
- развитие системы дополнительного образования, соответствующей высоким требованиям современного ребенка и общества;
- освоение всеми участниками образовательного процесса новых форм организации эффективной работы с особыми детьми, своевременное обеспечение их специальными учебными пособиями;
- формирование кадровой политики, отвечающей задачам инклюзивного образования;
- создание условий для ранней профилизации детей с ОВЗ на основе сетевого взаимодействия с различными образовательными организациями;
- формирование системы эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями) данной категории учащихся как условия достижения высокой результативности образовательного процесса.
Подводя итоги, можно констатировать: создание единой системы, объединяющей в себе дошкольное воспитание, школьное обучение, дополнительное образование и социально-психологическое сопровождение, позволило сформировать в Школе ресурсное образовательное пространство для успешной социальной адаптации, развития и обучения детей с ОВЗ.
Список литературы:
1. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации: Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 190 с.
2. Микляева Н.В. [и др.]. Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями: Учебное пособие для вузов. – М: Изд-во Юрайт, 2019. – 362 с.
3. Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность: Статьи и методические разработки (по материалам фестивалей лучших инклюзивных практик 2021–2022 года). – Казань: Управление образования ИКМО г. Казани, 2022. – 94 с.