Оформление и структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: опыт государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара»
В статье представлен опыт работы ГБОУДО города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара» по созданию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее – образовательная программа, программа): описывается технология разработки, структура программы и содержание пояснительной записки. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования, методистам и руководителям учреждений дополнительного образования.
А.А. Павлищев,
старший методист,
почетный работник общего образования
Российской Федерации
И.А. Буянкина,
заместитель директора
Государственное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи
имени А.П. Гайдара»,
Москва
В Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара» (далее – Дворец им. Гайдара) процессы создания и реализации образовательной программы осуществляются в проектной логике на основе Модели педагогического дизайна ADDIE (рис.1).

Процесс разработки образовательной программы во Дворце им. Гайдара включает несколько этапов:
– анализ востребованности и обоснование актуальности программы;
– согласование ее содержания и объема;
– конструирование, проектирование и оформление текста программы;
– согласование и утверждение программы;
– размещение на сайте образовательной организации.
Обновление программ осуществляется с учетом:
– приоритетных направлений государственной политики и правительственной стратегии в области воспитания и образования детей и молодежи в РФ;
– требований нормативно-правовых документов;
– развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы;
– запросов и потребностей детей, родителей (законных представителей), общества [7; 8; 9].
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа – документ образовательной организации. Структура содержания программы может быть «типовой», и это не препятствует проявлению творчества педагога в определении актуальности и педагогической целесообразности программы, в описании ее особенностей, целей, проблематики, задач, условий, форм реализации [7].
Структура программы – условие реализации требований законодательства, методических рекомендаций, а также выражение общей для образовательной организации культуры педагогического труда.
Структура программы позволяет педагогу, создающему образовательную программу, видеть ее как целостный системный документ и оформлять текст в соответствии с требованиями законодательства, а также выстроить последовательность работы над документом, избежать дефицитов в содержании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Во Дворце им. Гайдара принята следующая структура программы:
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной программы.
1.2. Характеристика обучающихся по программе.
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
1.4. Основные особенности программы.
1.5. Формы и технологии образования детей.
1.6. Объем и срок реализации программы.
1.7. Режим занятий.
2. ОБУЧЕНИЕ
2.1. Цель и задачи обучения.
2.2. Учебный план.
2.3. Содержание учебного плана.
2.4. Планируемые результаты.
2.5. Способы и формы определения результатов обучения.
3. ВОСПИТАНИЕ
3.1. Цель и целевые ориентиры воспитания детей.
3.2. Задачи воспитания.
3.3. Формы воспитания.
3.4. Календарный план воспитательной работы.
3.5. Планируемые результаты воспитания.
4. ОрганиЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Методическое обеспечение программы.
4.2. Материально-техническое обеспечение программы.
Список литературы.
Рассмотрим подробнее содержательное наполнение заданной структуры программы.
Титульный лист программы – первая страница, предваряющая программу, источник уникальной библиографической информации, который позволяет отличить конкретную образовательную программу от иных образовательных программ [7].
На титульном листе программы указываются:
– полное наименование образовательной организации;
– гриф утверждения программы с указанием на решение педагогического совета и Ф.И.О. руководителя учреждения;
– наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
– направленность и уровень программы;
– возраст обучающихся;
– срок реализации программы;
– Ф.И.О., должность разработчика(-ов) программы;
– название города и год утверждения программы.
Рассмотрим, какие особенности текста программы могут быть отражены в пояснительной записке.
Пояснительная записка – это лаконичный текст общей характеристики программы. Рассмотрим его в контексте ранее заданной структуры.
Направленность программы – ее ориентация на конкретные области знания и (или) виды деятельности.
Дополнительные общеобразовательные программы могут быть различной направленности [9, п. 11]: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной.
Направленность задает предметно-тематическое содержание программы (предметные умения и навыки, виды учебной деятельности результаты освоения образовательной программы) (рис. 2).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «…» относится к программам технической направленности. Этот текст может быть дополнен указанием на то, что программа ориентирована на освоение детьми знаний и умений, относящихся к робототехнике, знакомит их с компьютерными технологиями, обеспечивает повышение цифровой грамотности. Надо иметь ввиду, что определение цели, проблематики, задач, результатов программы будет представлено и обосновано в других разделах программы, находясь в прямой зависимости от направленности программы. |
Уровень сложности программы – это дифференциация содержания программы по степени сложности. В московской системе дополнительного образования в целях наибольшего удовлетворения потребностей жителей города в качественном дополнительном образовании детей установлены вводный, ознакомительный, базовый и углубленный уровни программ [10]. Программы дифференцируются в соответствии со степенью сложности содержания (учебного материала), планируемыми результатами и продолжительностью освоения учащимися данных программ по указанным уровням.
К вводному уровню (знакомство) относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям Москвы в возрасте от 5 до 18 лет. Срок освоения программы – не менее 8 часов. Результатом обучения является освоение обучающимися образовательной программы и переход на ознакомительный уровень не менее 20% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам [10].
Программы вводного уровня расширяют возможности всех вовлеченных в образовательный процесс заинтересованных лиц:
– обучающиеся имеют возможность пробного погружения в предметную сферу и знакомства с разными видами деятельности, что в дальнейшем позволяет им сделать осознанный выбор в направлении дополнительного образования;
– родители (законные представители) информируются о возможности развития ребенка в соответствии с его интересами в различных объединениях;
– педагоги получают возможность представить детям и родителям (законным представителям) многообразные виды и профили деятельности в системе дополнительного образования.
К ознакомительному уровню (знание и понимание) относятся программы, адресованные жителям города Москвы в возрасте от 5 до 18 лет: срок освоения программы составляет не менее 3 месяцев, время обучения – от 1 до 3 часов в неделю; результатом обучения является освоение образовательной программы и переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся [10].
Программы ознакомительного уровня направлены на:
– развитие у обучающихся интереса к избранному виду/профилю деятельности;
– знакомство их со спецификой изучаемого предмета на минимальном уровне сложности, формирование основных понятий и терминов;
– формирование у обучающихся коммуникативных навыков для адаптации в коллективе.
Программы ознакомительного уровня расширяют возможности всех вовлеченных в образовательный процесс заинтересованных лиц:
– обучающиеся получают возможность определиться в выборе вида/профиля деятельности и погрузиться в творческую атмосферу конкретного «предмета»;
– родители (законные представители) могут разобраться с логикой дополнительного образования и спланировать линию индивидуального развития ребенка;
– педагоги получают возможность сформировать контингент заинтересованных обучающихся и наметить перспективы разработки более сложных программ.
К базовому уровню (понимание и применение) относятся программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 8 до 18 лет, осваивающим программы начального, основного и среднего общего образования, программы среднего профессионального образования [10]: срок освоения программы составляет не менее 1 года; время обучения – от 2 до 6 часов в неделю для программ, формирующих современные умения и навыки для учебы, жизни и труда; от 3 до 5 часов в неделю для иных программ; результатом обучения является участие в социально значимых мероприятиях, включенных в утвержденные перечни (не менее 50% обучающихся) и/или включение в число победителей и призеров общегородских мероприятий (не менее 10% обучающихся; переход на углубленный уровень не менее 25% обучающихся).
Программы базового уровня направлены на:
– освоение обучающимися определенного вида деятельности, углубление и развитие их интересов и навыков, расширение спектра специализированных занятий по различным дисциплинам;
– развитие у них устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности;
– формирование и накопление обучающимися специальных/базовых знаний, умений и практических навыков, развитие их творческих способностей;
– создание возможности освоения обучающимися творческой, продуктивной, проектной и учебно-исследовательской деятельности.
В программах базового уровня для постановки и решения заданий и задач используются специализированные предметные знания, концепции и теории, уровень которых должен обеспечивать трансляцию целостной картины деятельности, позволяющей участнику включаться в практику в рамках содержательно-тематического направления программы.
Программы базового уровня расширяют возможности всех вовлеченных в образовательный процесс заинтересованных лиц [10]:
– обучающиеся получают возможность приобрести базовый минимум знаний, умений и навыков по конкретному направлению деятельности; развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, детской одаренности;
– родители (законные представители) могут понять устойчивость интересов своего ребенка;
– педагоги получают возможность разработать программу с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.
К углубленному уровню (применение и использование) относятся программы, которые предлагаются обучающимся в возрасте от 12 до 18 лет, осваивающим программы основного общего, среднего общего образования, программы среднего профессионального образования [10]: срок освоения программы составляет не менее 1 года для программ, формирующих современные умения и навыки для учебы, жизни и труда; не менее 2 лет для иных программ; время обучения – от 2 до 8 часов в неделю для программ, формирующих современные умения и навыки для учебы, жизни и труда; от 4 до 8 часов в неделю для иных программ; результатом обучения является участие в общегородских мероприятиях, включенных в утвержденные перечни, не менее 80% обучающихся и/или включение в число победителей и призеров общегородских мероприятий не менее 50% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.
Программы углубленного уровня направлены на:
– закрепление и углубление знаний по выбранному профилю/виду деятельности;
– формирование универсальных компетенций: обучающиеся знакомятся с методами исследования, моделирования, эксперимента, оформления продуктов деятельности, учатся использовать полученные знания в конкретных (привычных и новых) ситуациях;
– развитие у обучающихся способности к самостоятельным действиям, выбор адекватного способа решения задачи, соединение формы и замысла исследования в законченном творческом продукте;
– формирование у них устойчивой мотивации и воспитание ответственности за свои поступки и уважительного отношения к людям.
Программы углубленного уровня включают обучающихся в постановку и решение таких заданий и задач, для которых необходимо использование специальных предметных знаний и представлений из разных предметных областей. Уровень предлагаемых задач должен обеспечивать трансляцию обучающимся целостной картины деятельности и позволять каждому участнику включаться в практику, уровень сложности которой требует использования «околопрофессиональных» и профессиональных знаний, умений, компетенций в рамках содержательно-тематического направления программы.
Характеристика обучающихся по программе (рис. 3).
В тексте программы кратко указываются характеристики обучающихся, осваивающих образовательную программу, и организационные условия, определяющие их интерес к программе, возможности обучения и воспитания:
– возраст;
– уровень развития и особенности;
– условия организации индивидуальных занятий;
– условия комплектования группы и состав (постоянный, переменный, с участием родителей и др.), количество человек в группе;
– связь программы с обучением детей в школе, с актуальными для них практиками реализации интересов, с вызовами качеству общего образования, с решением детьми и их родителями вопросов профориентации обучающихся;
– наличие обучающихся с ОВЗ, одаренных детей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, мигрантов и др.
Программа предназначена для освоения детьми дошкольного возраста 3–4 лет. Количественный состав группы – до 12 человек. Принцип комплектования групп – все желающие дети дошкольного возраста г. Москвы. |
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
В соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительное образование детей направлено на «формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» [11, ст. 75], на «создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности» [3, раздел III].
Цель дополнительного образования ребенка состоит в образовании его как творца общественного блага и собственной судьбы. Если принять этот тезис за основу, то определение цели каждой конкретной программы с ее предметным содержанием станет не очень сложной педагогической задачей.
Актуальный (от лат. actualis – действительный, фактический существующий, настоящий, современный) – важный для настоящего времени, момента, значительный, злободневный.
Актуальность может быть обозначена как своевременность, необходимость программы (рис. 5), а именно:
– соответствие социальному заказу, потребностям обучающихся и родителей;
– соответствие вызовам времени, основным направлениям развития науки, техники, культуры, искусства и т.д.;
– направленность на решение приоритетных задач государственной образовательной политики и др.
Обосновывая актуальность программы, автор указывает на то, что делает образовательную программу педагогически целесообразной, востребованной, соответствующей реальным запросам детей и их родителей, определяет проблему образования детей, которая разрешается достижением целей обучения и воспитания детей.
Именно в этом небольшом разделе программы педагог определяет то противоречие, напряженность (педагогически значимую проблему обучения и воспитания детей) которая снимается предметными, метапредметными и воспитательными результатами программы.
Речь идет о том, что дети еще не получили, но могут освоить полезные для них знания и навыки в определенной области дополнительного образования и это изменит их силы, возможности, условия достижения тех благ, которые они и их родители, а также государство считают важными.
Проблемы метапредметного характера связаны с дефицитами готовности детей к пониманию и созданию систем процессов и явлений, со сложностями освоения детьми способности сознательно управлять изменениями.
Проблемы воспитательного характера, воспитательных потенциалов и результатов образования связаны с отсутствием или недостаточным проявлением нравственных позиций, ценностных ориентиров, правил этики, морально-волевых качеств детей.
Решение проблем обучения (предметного и метапредметного) и проблем воспитательного (личностного развития ребенка) может быть достигнуто и проявлено в определенной предметной сфере деятельности.
Педагог определяет цели обучения и воспитания на основе знаний об интересах детей и их родителей, а также на основе своих профессиональных знаний, представлений о метапредметном и личностном потенциалах предметного содержания программы с учетом возрастных и иных значимых характеристик детей.
Если педагог недостаточно ясно видит различия между предметным, метапредметным и личностным в содержании образования детей, то ему будет трудно грамотно и согласованно сформулировать проблемы, цель, задачи и результаты образовательной программы иначе как в пределах предметных знаний, умений и достижений детей.
Эти результаты нужно согласовать с успешностью ребенка в школе, с его устремлениями в области трудовой деятельности, с проявлением роли субъекта и гражданской позиции обучающегося.
Дополнительная общеобразовательная программа обеспечивает освоение и осознание ребенком своих способностей, знаний, умений в области робототехники, дает детям осознаваемый опыт отклика на реальные потребности людей, приносит радость созидания, успеха, открытия своих новых сил и возможностей. |
В определении актуальности образовательной программы педагог может опираться на документы, определяющие проблемы и решения с позиций текущей и перспективной образовательной политики. Например, Концепция развития дополнительного образования до 2030 года [3] указывает на то, что образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
– формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
– удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
– формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
– обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
– выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
– профессиональную ориентацию обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
– подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
– социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
– формирование общей культуры обучающихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Связь цели программы с одной или несколькими из вышеперечисленных образовательных ценностей является основанием для определения этой программы как актуальной.
Краткое выражение актуальности программы может начинаться словами [7]: «Актуальность программы обусловлена (продиктована) … ». / «На актуальность цели (образовательной проблематики) программы указывает … ». / «Свидетельством актуальности программы является … ».
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – указание на взаимосвязь проблематики и цели, задач и форм, способов, условий, ресурсов, результатов обучения и воспитания. Расхождения, противоречия, недостаточно ясное определение связи между этими компонентами педагогических решений программы может рассматриваться как существенный недостаток программы и проявление дефицита профессиональных компетенций педагога – автора-составителя программы.
В качестве оснований форм, методов, средств создания и реализации программ могут быть названы:
– соответствие образовательной программы и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
– разноуровневость (ступенчатость) образовательной программы (с учетом индивидуальных особенностей детей);
– модульность содержания образовательной программы;
– возможность взаимозачета результатов образовательной программы учреждения дополнительного образования и школы;
– ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
– творческий и продуктивный характер образовательной программы;
– открытый и сетевой характер реализации программы.
Важно иметь в виду, что [7]:
- цель программы (образ желаемого будущего) конкретизирует запрос ребенка, его семьи, государства, города, школы, вузов и колледжей, работодателей и пр. к содержанию и качеству результатов образования;
- достижение цели решает актуальную проблему обучения и воспитания ребенка;
- задачи – совокупность последовательных или одновременных действий, обеспечивающих достижение цели;
- задачи не могут быть решены без применения соответствующих форм, способов, инструментов, ресурсов, системных действий;
- результаты выполнения задач, планов, образовательной программы должны быть проявлены, оценены с помощью процедур и механизмов программы.
Нет необходимости определять в пояснительной записке все эти элементы образовательной программы. Заявить, упомянуть, обозначить нужно только наиболее значимые из них, но сделать нужно так, чтобы взаимосвязь элементов на вызывала сомнений, вопросов.
Описание особенностей программы – решение вопроса о том, какие цели, задачи, условия и способы их выполнения, полученные результаты автор считает наиболее значимыми, эффективными в конкретных условиях ее осуществления.
Оригинальность, особенность и адекватность программы проявляется именно как взаимосвязь решений, способов и условий достижения целей обучения и воспитания детей.
Освоение программы для каждого из детей – это путь разработки и воплощения собственных замыслов, решений, походов, конкурсов и спортивных побед, исследований и проектов. А для каждой учебной группы – это путь разработки и воплощения практических и образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных [воспитательных]).
Особенности программы – это идеи, приемы, технологии, характерные свойства, отличающие программу от подобных программ; отличительные черты, которые придают ей своеобразие, например:
– возможность реализации в онлайн- и офлайн-форматах;
– модульное строение программы;
– создание ребенком уникального продукта по итогам программы;
– построение образовательной программы в логике проекта и реализация ее в нормах модели педагогического дизайна ADDIE;
– сочетание педагогом позиций ментора и тьютора;
– профессиональное развитие педагога в ходе и по итогам осуществления программы;
– появление, оформление и реализация новых внутренних и внешних связей учреждения на основе программы;
– создание и развитие мультимедийной и электронной коммуникационной среды образовательного учреждения в ходе реализации программы;
– целевое освоение детьми метапредметных компетенций и морально-волевых качеств;
– реализация программы на основе, в рамках или при реализации партнерских отношений с образовательными учреждениями, предпринимателями и пр.;
– реализация в рамках программы профориентации и предпрофессионального обучения, образовательных траекторий.
В нескольких абзацах текста автор представляет то, что отличает цели, задачи, процессы реализации, результаты данной образовательной программы от других. Текст указывает на то, что именно делает программу важной для детей, имеющих определенные интересы, возрастные и иные характеристики. Педагог обоснованно поясняет ключевые идеи программы, достижимость тех результатов, которые актуальны для детей и их родителей.
Здесь же поясняется место образовательной программы в общей картине развития детей, возможности их образовательных траекторий.

Обоснованием выбора форм и технологий образования детей может быть то, что обучение и воспитание планируются и осуществляются на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов гуманистической направленности образования, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, сообразно интересам ребенка, пожеланиям родителей, возрасту.
Формы реализации образовательной программы могут быть различными:
– очная, очно-заочная или заочная форма, сочетание различных форм;
– традиционная организация учебных занятий учебной группы;
– с использованием сетевого взаимодействия;
– построенная по модульному принципу;
– с использованием дистанционных технологий;
– с использованием электронного обучения.
По формам проведения занятий (организационные формы обучения) различаются групповые занятия, индивидуальные, занятия со всем составом творческого объединения.
Обучение по дополнительной программе осуществляется в очной форме обучения. Занятия осуществляются на основе системно-деятельностного подхода. Организация программы и занятий строится в соответствии с технологией педагогического дизайна ADDIE. Технологически занятия представляют собой практические упражнения детей с пояснениями педагога. Занятия в объединениях проводятся по группам и индивидуально. |
При реализации программ, в том числе и для решения задач инклюзивного образования, направленного на обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, могут быть использованы, например:
– технология смешанного обучения;
– технология педагогического дизайна;
– технологии проектной и исследовательской деятельности.
Дистанционные образовательные технологии, электронное обучение реализуется на основе Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ [1; 4].
Объем и срок реализации программы (рис. 6).
Объем программы – это общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы; определяется содержанием и планируемыми результатами программы.
Срок реализации программы – продолжительность программы (количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения): определяется содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе.
Объем программы – 72 часа. Срок реализации программы – 01.09.2022–31.05.2023. Режим занятий устанавливает число занятий в неделю, их периодичность и продолжительность, что зависит от направленности программы, возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся. Занятия проводятся 2 раза неделю, одно занятие в день. Среда 17:45–18:15, суббота 10:30–11:00. |
Рассмотрим, какие нормы графического дизайна текста могут быть использованы для оформления программы.
Программа оформляется в печатном виде с соблюдением следующих технических требований [2]:
– объем программы – 15–25 страниц (без учета титульного листа, оглавления, списка литературы и приложений);
– размер бумаги А4 (210 мм х 297 мм);
– печать – односторонняя;
– поля: сверху 1,5 см., снизу 1,5 см., слева 2,5 см., справа 1,5 см;
– ориентация листа – книжная;
– шрифт – Times New Roman, кегль 14;
– текст выравнивается по ширине;
– абзац – красная строка 1,00 см;
– межстрочный интервал – одинарный, перенос – автоматический;
– начертание текста: основной текст – обычный шрифт; заголовки, пункты, подпункты, определения, ключевые слова, названия таблиц, иллюстраций, графиков, схем – жирный шрифт.
Страницы программы пронумерованы внизу в правом углу. Нумерация сквозная, арабскими цифрами:
– 1-я страница – титульный лист, не нумеруется, но включается в общую нумерацию;
– 2-я страница – оглавление программы (перечисляются все разделы программы с указанием страниц);
- 3-я страница – пояснительная записка.
Могут быть использованы приемы оформления текста, акцентирующие внимание на определенных терминах, формулах, теоремах с применением шрифтов разной гарнитуры [2].
Оформление таблиц в тексте: при оформлении таблиц допускается кегль – 12–14, отступ абзаца – 0, выравнивание – по ширине столбца или по центру. В заголовке можно использовать жирное начертание. Каждая таблица нумеруется сквозной нумераций и имеет свой заголовок. Выравнивание слова «Таблица» – по правому краю, выравнивание названия таблицы – по центру.
Приложения. Каждый вид документа считается отдельным приложением и идет с нового листа. Внутренний порядок приложений отображается сквозной нумерацией в верхнем правом углу в формате: Приложение 1, Приложение 2 и т.д.
Сохранение документа. Готовый файл дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы сохраняется в формате PDF.
Уважаемы читатели, в этой статье представлен опыт работы Дворца им. Гайдара по разработке программ – разработанные и утвержденные общие правила для сотрудников нашей организации; единая структура этого документа. Наиболее подробно мы представили подходы к созданию и оформлению пояснительной записки программы, потому что именно эта часть задает концепцию и последовательность документа, позволяет согласовать подходы к определению характеристик программы и формы представления информации.
Обращаем ваше внимание на то, что такое выражение общей для коллектива педагогической и организационной культуры не ограничивает индивидуального творчества каждого педагога. Уникальные особенности программы, творческие находки работников учреждения проявляются в конкретизации ее содержания и в выбранных педагогом методах его реализации.
Список источников:
- Буянкина И.А., Кабаченко Д.А., Молчанова Е.М. Переход на дистанционное обучение: опыт ГБОУДО ДТДиМ им. А.П. Гайдара [Электронный ресурс]. – URL: https://dpgaidar.mskobr.ru/articles/4174 (дата обращения: 03.02.2025).
- ГОСТ Р 7.0.100-2018 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/5-PROFESSIONALAM/7_sibid/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_%D0%A0_7_0_100_2018_1204.pdf (дата обращения: 03.02.2025).
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации № 678-р от 31.03.2022 (в редакции от 15 мая 2023 г.) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения: 03.02.2025).
- Куранина Н.М. Организация дополнительного образования в дистанционном режиме [Электронный ресурс]. – URL: https://dpgaidar.mskobr.ru/articles/4165 (дата обращения: 03.02.2025).
- Куранина Н.М., Павлищев А.А. Воспитательные аспекты дополнительной общеразвивающей программы [Электронный ресурс]. – URL: https://dpgaidar.mskobr.ru/files/2023-2024/Praktika_7.pdf (дата обращения: 03.02.2025).
- Молчанова Е.М. Павлищев А.А. Педагогический дизайн [Электронный ресурс]. – URL: https://dpgaidar.mskobr.ru/articles/4162 (дата обращения: 03.02.2025).
- Методические рекомендации. Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Москва ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» [Электронный ресурс]. – URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/upload/iblock/d5f/qpet0u4iwjhb627b0xv8o5p4k65eigzj.pdf (дата обращения: 03.02.2025).
- Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (в данной редакции внесены исправления, связанные с вступлением в силу приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»). МБОEУ ОДПО «Центр развития образования» городского округа Самара [Электронный ресурс]. – URL: https://newcdod-deti.minobr63.ru/wp-content/uploads/2023/01/metodicheskie-rekomendaczii-po-razrabotke-dop-novaya-redakcziya-2022.pdf (дата обращения: 03.02.2025).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27.07.2022 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения: 03.02.2025).
- Приказ ДОгМ от 17.12.2014 № 922 (ред. от 24.10.2022) «О мерах по развитию дополнительного образования детей» (вместе с «Порядком расчета и использования субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в целях обеспечения реализации дополнительных общеразвивающих программ для жителей города Москвы для государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы») (с изменениями на 19.01.2024) [Электронный ресурс]. – URL: https://vg.mskobr.ru/files/2023/prof%20ofis%20pedagoga/010-prikaz-DOgM-ot-17.12.2014-N-922-red-ot-24-10-2022.pdf (дата обращения: 03.02.2025).
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/96a55e6276d23fa2609de2846df744c4feecd927/ (дата обращения: 03.02.2025).