Качество дополнительных общеразвивающих программ технической направленности как условие повышения качества образования в данной сфере
Ю.В. Малова,
старший методист РНМЦ НО ГБПОУ «Воробьевы горы»
Н.А. Жирова,
методист РНМЦ НО ГБПОУ «Воробьевы горы»
Данный материал является продолжением статьи «Возможность достижения метапредметных и личностных образовательных результатов в процессе обучения по дополнительным общеразвивающим программам». Авторы рассматривают вопросы качества дополнительных общеразвивающих программ технической направленности как основу обеспечения качества образования в данной сфере, в том числе – с помощью достижения метапредметных и личностных образовательных результатов.
Современное дополнительное образование детей должно быть нацелено не только на достижение специальных образовательных результатов, но и метапредметных, и личностных. Эти требования ориентированы на повышение качества образовательного процесса в данной системе. С другой стороны, благодаря принципу программоориентированности, они тесно связаны с оценкой качества дополнительных общеразвивающих программ.
Прежде чем говорить о показателях качества дополнительных общеразвивающих программ, в том числе в сфере научно-технического творчества, остановимся на более широком понятии «качество образования». В интернет-источниках можно встретить следующее определение:
«Качество образования – это востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения»[1].
Для нас очень важно привести именно его, так как здесь напрямую прослеживаются взаимосвязи с необходимостью обеспечения для обучающихся возможности достижения метапредметных и личностных результатов.
С точки зрения дополнительного образования, наиболее важной является такая приведенная в нем характеристика, как востребованность получаемых знаний не только для различных учебных и жизненных ситуаций, но и для предпрофессионального и – в дальнейшем – профессионального развития человека. И это связано с теми личностными результатами, которых должен достичь ребенок, осваивая определенную дополнительную общеразвивающую программу.
С другой стороны, фундаментальность и глубина знаний тесно связаны с предметными и метапредметными результатами, которыми овладевает обучающийся.
На качество образования оказывают влияние все характеристики учебного процесса, начиная от содержания образования, форм и методов обучения и заканчивая материально-технической базой и кадровым составом, которые обеспечивают развитие компетенций обучающихся. В системе дополнительного образования все эти характеристики прописываются именно в дополнительных общеразвивающих программах.
Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что понятие «качество дополнительных общеразвивающих программ» может быть описано при помощи следующих характеристик: совокупность свойств дополнительной общеобразовательной программы, обеспечивающих ее соответствие установленным требованиям, а также удовлетворяющих запросам детей и родителей.
Л.Н. Буйлова в работе «Технология разработки и экспертизы дополнительных общеобразовательных программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности» выделяет следующие показатели качества дополнительной общеразвивающей программы:
- “Соответствие нормативным требованиям к целям и содержанию деятельности образовательной организации.
- Научная обоснованность.
- Стратегичность (опережающий характер в отношении практики).
- Опора на личностно-ориентированный подход к образованию:
- приоритет – качества личности ребенка, его позиция, отношение к окружающему миру;
- прогнозирование путей развития личности;
- создание условий для самореализации ребенка, приобретения социального опыта;
- под руководством педагога – возможность для ребенка простраивать свое будущее.
- Технологичность.
- Валеологичность (любая программа должна …содержать соответствие видов деятельности особенностям ребенка, нормам нагрузки)” [2].
Эти показатели качества являются универсальными для дополнительных общеразвивающих программ любой из шести направленностей: технической, естественнонаучной, художественной, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной или социально-педагогической. Однако ниже мы будем рассматривать как сами показатели, так и соответствующие критерии их оценки именно применительно к программам в сфере научно-технического творчества, в частности – робототехники.
А сейчас дадим общую характеристику каждому из названных показателей качества. Так, «соответствие нормативным требованиям» предполагает, что программа должна быть сбалансированной и реалистичной (просчитанной по всем ресурсам: кадровым, финансовым, материально-техническим, научно-методическим).
Показатель «стратегичность» раскрывается в таких частных характеристиках, как актуальность (ориентированность на решение наиболее значимых проблем дополнительного образования) и прогностичность (программа отражает требования завтрашнего дня, соответствует изменяющимся условиям и требованиям ее реализации).
Общий показатель технологичности подразумевает, что программа должна быть целостной (цели и задачи, средства их достижения должны соответствовать друг другу) и контролируемой (способы проверки результатов должны соответствовать промежуточным и конечным целям).
Очевидно, что каждый из показателей, помимо приведенной характеристики, должен раскрываться в простых и понятных критериях. В этом случае педагог, приступающий к разработке дополнительной общеразвивающей программы, будет понимать, какие конкретные позиции он должен заложить в ее структуру и содержание, какие требования соблюсти, чтобы быть уверенным в качестве собственной программы.
С другой стороны, эксперт, оценивающий качество дополнительной общеразвивающей программы, также сможет работать по четкой схеме. Это позволит избежать субъективизма и расплывчатости в формулировке оценок, которые нередко возникают. Попытаемся понять, почему. Для этого рассмотрим определение понятия «критерий».
«Критерий – (греч. criterion) – признак, на основании которого формируется оценка качества объекта, процесса, мерило такой оценки»[3].
Как видим, определение достаточно широкое, но, с другой стороны, слишком общее. Возможно, именно поэтому при разработке критериев оценки, например, проектных или конкурсных работ, в том числе и в сфере научно-технического творчества, часто используются слишком общие, не конкретизированные формулировки: полнота, глубина, широта и т.д. В нашем случае формулировки должны быть четкими и конкретными.
Кроме того, целесообразно объединить критерии в определенные группы. При разработке соотношения показателей и критериев качества дополнительных общеразвивающих программ была использована классификация, предложенная Т.Г. Новиковой: общие, специальные и частные критерии. В то же время каждый из них дополнительно конкретизируется. Рассмотрим их в соотношении с показателями и прокомментируем, учитывая, в первую очередь, специфику программ в сфере научно-технического творчества.
Таблица
Соотношение показателей и критериев качества дополнительных общеразвивающих программ (на примере научно-технического творчества, в частности – робототехники)
Показатель |
Критерии |
Комментарии |
|
Соответствие нормативным требованиям целям и содержанию деятельности образовательной организации | Общие | Соответствие дополнительной общеобразовательной программы специфике образовательной организации | Блок дополнительного образования не должен быть «случайным набором кружков и секций». Целесообразно, чтобы дополнительные общеобразовательные программы разрабатывались в русле преемственности с содержанием общего образования. Так, в школе со спортивным уклоном приоритетной должна быть физкультурно-спортивная направленность, в школе, где есть инженерные классы, – техническая направленность и т.д. |
Системность (органичное включение дополнительной общеобразовательной программы в образовательную систему учреждения) | Дополнительная общеобразовательная программа должна быть вписана в одну из тех направленностей, которые реализуются в данной образовательной организации и – по возможности – иметь связи с другими программами. Для сферы научно-технического творчества, в частности, робототехники, это, в первую очередь, связь с программами по 3-D моделированию, прототипированию, программированию. | ||
Специальные | Наличие в дополнительной общеобразовательной программе всех структурных компонентов | К обязательным структурным компонентам дополнительной общеобразовательной программы относятся:
– титульный лист, оформленный согласно требованиям, размещенным на сайте Департамента образования города Москвы [4]; – пояснительная записка; – содержание программы (учебный (тематический) план, содержание учебного (тематического) плана; – формы аттестации и оценочные материалы; – организационно-педагогические условия реализации программы. |
|
Частные | Сбалансированность программы | Программа должна быть ориентирована на имеющиеся в образовательной организации материально-технические и кадровые ресурсы. Так, в технопарке или кванториуме можно полноценно реализовать программу углубленного уровня и по робототехнике, и по сопряженным с ней направлениям. Не имея таких условий, можно ограничиться другими уровнями программ или ставить задачу совершенствования условий. | |
Реалистичность программы | Для того, чтобы программа была реалистичной, она должна быть обеспечена финансово: финансироваться будет только то, что заложено в ней. Соответственно, если для ее реализации необходимо оборудование для прототипирования, необходимо это своевременно закладывать в позицию «Материально-техническое обеспечение реализации программы». | ||
Научная обоснованность | Общие | Соответствие современным общенаучным требованиям и подходам | Программы должны опираться на современные научные тенденции, теории, методы и ежегодно обновляться с учетом развития науки, техники и других сфер человеческой деятельности. Для сферы научно-технического творчества сегодня это особенно важно, т.к. развитие точных и связанных с ними наук сегодня осуществляется особенно интенсивно. |
Отражение в про-грамме подходов, реа-лизующихся в совре-менном столичном об-разовании (для сферы научно-технического творчества – в первую очередь метапредмет-ного, конвергентного) | Нацеленность программы на реализацию в практике приоритетных направлений столичного образования, в частности – метапредметного и конвергентного подходов, а также ключевых проектов Департамента образования города Москвы, основанных на них. | ||
Специальные | Соответствие содержания программы уровню развития той научной области, к которой она относится | Программа должна учитывать современное состояние науки (сферы научной или технической и др. деятельности), что позволит эффективно осуществлять предпрофессиональную подготовку и профориентацию обучающихся. | |
Частные | Отражение в программе терминологического и понятийного аппарата и методов, характерных для той научной области, к которой программа имеет отношение | Программа должна обеспечивать для обучающихся возможность овладения специальной терминологией, свободного оперирования понятиями, характерными для данной области, создания пространства для собственных проб в использовании методов определенной науки. Это обеспечит эффективность проектной и исследовательской деятельности обучающихся, их предпрофессиональной подготовки. Для научно-технического творчества целесообразно делать акцент на создании конвергентной образовательной среды (примером может служить цикл разноуровневовых программ, разработанных в ЦТО ГБПОУ «Воробьевы горы»). | |
Стратегичность | Общие | Прогностичность | Программа отражает требования завтрашнего дня, отвечает вызовам времени, соответствует изменяющимся условиям и требованиям к «Профессиям будущей Москвы», каталог которых уже создан и будет пополняться. |
Специальные | Актуальность | Ориентированность на решение наиболее значимых проблем дополнительного образования, удовлетворение интересов обучающихся и запросов общества в целом. Для научно-технического творчества – ориентированность на круг умений и навыков, которые могут быть востребованы через 10-20 лет, когда спектр профессий и сфер деятельности может существенно измениться. Так, перспективными являются прототипирование, робототехника и др. | |
Частные | Гибкость | Программа должна иметь потенциал, позволяющий органично корректировать, дополнять, развивать ее содержание, технологии, методики и формы реализации в зависимости от меняющихся запросов социума и материально-технических возможностей образовательной организации. | |
Опора на личностно-ориентированный подход | Общие | Персонализация | Главной задачей является создание условий, позволяющих обучающимся овладеть образовательным минимумом, необходимым для становления мировоззрения, успешной социализации и самоопределения. Это важно и в технической сфере, т.к. она ориентирована на потребности социума, так же, как другие направленности дополнительного образования. |
Индивидуализация | Программа должна быть ориентирована на то, что в дополнительном образовании в центре внимания оказывается именно личность обучающегося. Он посещает занятия не потому, что обязан это делать, как в общем образовании, а потому, что он выбрал это направление, эту сферу деятельности, ему интересно то, что он познает и делает. Так, в сфере робототехники это связано с возможностью для обучающихся самостоятельно предлагать темы будущих проектов, а затем реализовывать их в малых группах, сопровождаемых педагогом. | ||
Специальные | Нацеленность программы на предпрофессиональное развитие и профессиональную ориентацию | Программа включает необходимый минимум знаний, навыков и умений, позволяющий овладевать метапредметными образовательными результатами, необходимыми для ориентации в определенной сфере деятельности, в нашем случае – сфере научно-технического творчества. | |
Создание условий для самореализации ребенка, приобретения социального опыта | Программа ориентирована на открытость образовательного процесса, предполагающую возможность практического применения полученных обучающимися метапредметных и личностных образовательных результатов в ходе выполнения социально значимых и исследовательских проектов. Для научно-технического творчества круг мероприятий, обозначенных в Плане Департамента образования города Москвы, достаточно широк, кроме того, проводится демонстрационный экзамен. В 2018 г. – по направлениям «Прототипирование» и «Мобильная робототехника». | ||
Частные | Ориентация программы на выстраивание личностных отношений в системе «педагог – ученик» | Программа ориентирована не только на работу с группой в целом, но и индивидуальное, адресное взаимодействие с каждым из обучающихся, позволяющее проектировать личностную траекторию развития и способствующее осознанному выбору профессии. | |
Технологичность | Общие | Целостность | Обеспечивается взаимосвязанностью всех компонентов дополнительной общеобразовательной программы, а также полнотой содержания программы относительно ее темы, направленности, заявленного уровня. |
Контролируемость | Предусмотренные в программе способы проверки результатов должны соответствовать промежуточным и конечным целям. Кроме того, они должны предусматривать возможность измерения и контроля метапредметных и личностных образовательных результатов. | ||
Специальные | Сформированность методического аппарата программы | Обеспеченность программы технологиями, методиками, формами работы, позволяющими эффективно воплощать ее содержание в практике. Программа должна обладать чертами универсальности, дающей возможность реализовывать ее в других образовательных организациях силами других педагогов. | |
Частные | Согласованность всех компонентов программы | Программа разрабатывается согласно следующей модели: «цель – задачи – содержание – результат». Цель развертывается в серии задач, содержание должно быть нацелено на их решение, необходимо предусмотреть достижение как предметных (связанных с направленностью программы), так и метапредметных, личностных образовательных результатов. | |
Валеологичность | Общие | Соответствие режима занятий требованиям СанПиН | При составлении программы необходимо учитывать нормы нагрузки обучающихся, режим занятий, отдыха и проветривания помещений. |
Специальные | Соответствие видов деятельности возрастным особенностям коллектива обучающихся | Содержание программы не должно быть ни слишком доступным, ни, напротив, чрезмерно сложным. Оно не должно дублировать школьную программу. Виды и формы деятельности также должны соответствовать возрасту обучающихся. Примером может служить цикл разноуровневых программ в сфере научно-технического творчества, разработанный педагогами ЦТО ГБПОУ «Воробьевы горы». | |
Частные | Нацеленность программы на учет потребностей конкретного ребенка | Программа должна предусматривать возможность работы как с детьми с ОВЗ, так и с одаренными (высокомотивированными) обучающимися. |
Сделаем акцент еще раз: содержание приведенной таблицы можно практически использовать как при разработке и реализации дополнительной общеразвивающей программы, так и в процессе ее экспертизы.
Опора при разработке дополнительных общеразвивающих программ по техническим предметным областям на приведенное в таблице соотношение показателей их качества и соответствующих критериев, соотнесение с перечнем компетенций и их составляющих, приведенном в предыдущей статье, позволят добиться повышения качества образования в сфере научно-технического творчества.
ЛИТЕРАТУРА
- Буйлова Л.Н. Технология разработки и экспертизы дополнительных общеобразовательных программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности: методическое пособие. – М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. – 155 с.
- Кураков Л.П., Кураков В.Л., Кураков А.Л. Экономика и право: словарь–справочник. – М.: Вуз и школа, 2004. [Электронный ресурс]. – http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/7103/%D0%9A%D0%A0%D0%98%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%98%D0%98
- Новикова Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании. Вып. 12. – М.: ЦРСДОД, 2001 [Электронный ресурс]. – https://studfiles.net/preview/4017211/page:12/
[1] http://www.elitarium.ru/kachestvo-obrazovaniya-pokazatel-vypusknik-rynok-rabota-sistema-znanie-prepodavatel-obuchayushchijsya-uchebnaya-programma/
[2] Буйлова Л.Н. Технология разработки и экспертизы дополнительных общеобразовательных программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности. – С. 107.
[3] Кураков Л.П., Кураков В.Л., Кураков А.Л. Экономика и право: словарь–справочник. – М., 2004. [Электронный ресурс] http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/7103/%D0%9A%D0%A0%D0%98%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%98%D0%98
[4] Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности – http://dogm.mos.ru/guidelines/documents/4511965/