Организация и осуществление методической деятельности, направленной на развитие кадрового потенциала в учреждении дополнительного образования

В статье рассматривается деятельность методического отдела, в рамках модели «Методическая служба на индивидуальной основе», направленная на развитие кадрового потенциала учреждения с использованием новых идей и технологий в организации методической работы, максимально учитывающая потребности и специфику образовательной деятельности учреждений дополнительного образования.

УДК 37.43

Лебедева А.Г.,
методист, заведующая отделом

Белоусова Е.Л.,
методист, канд. пед. наук

Бригинец Е.Б.,
методист

МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»,
Россия, Кемерово

В условиях перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков [1; 2].

В настоящее время дополнительному образованию необходимы педагоги, имеющие активную жизненную позицию, владеющие современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогической деятельности в условиях конкретной образовательной организации, умением прогнозировать конечный результат своей работы. Следовательно, управление деятельностью по развитию кадрового потенциала учреждения становится одним из важных направлений работы руководящих и педагогических работников коллектива.

Термин «потенциал» в своем этимологическом значении происходит от латинского слова «potentia», что означает скрытые возможности, мощность, силу. Понятие «кадровый потенциал» в широком смысле определяется как умения и навыки работников, которые могут быть использованы для повышения их результативности в образовательной деятельности.

Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной (далее Центр) работает над развитием творческих способностей детей; удовлетворением их потребностей в практической, познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной и духовно-ценностной деятельности. Успешно решать поставленные Центром задачи позволяет кадровый потенциал педагогических работников. Большинство педагогов имеют высшее профессиональное образование — 91%; первую — 19,5% и высшую — 51,9% квалификационные категории; стаж работы — от 5 до 30 лет; прошли курсы повышение квалификации — 72% педагогов. Педагоги Центра награждены нагрудными знаками «Отличник народного просвещения» и «Почетный работник общего образования Российской Федерации» — 49 педагогов, медалями федерального и регионального уровней — 22 педагога.

Результативное использование кадрового потенциала обеспечивает устойчивый, надежный и конкурентоспособный коллектив, работающий на повышение качества образования. Одним из важнейших факторов, влияющих на качество образования, является профессионализм педагогов. Методическая деятельность Центра — это система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, основанная на достижениях педагогической науки и практики, направленная на совершенствование профессиональных компетентностей педагога, а в конечном итоге на повышение качества образования и развитие Центра.

В методическую деятельность Центра включены педагоги, методисты, руководители всех рангов. Поскольку основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею, в Центре создан методический отдел, деятельность которого регулируется Положением о методическом отделе. Миссия методического отдела: создание организационно-педагогических условий для успешного развития субъектов образования, оказания реальной адресной помощи педагогам в совершенствовании их профессиональной компетентности.

Исходя из миссии как основной стратегической цели развития субъектов образования поставлена цель деятельности методического отдела: развитие профессиональных компетенций педагогов, способствующих осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам в соответствии с современным законодательством и запросом социума.

Для реализации обозначенной цели определены задачи деятельности отдела на текущий учебный год:

  • организовать и провести исследования по продвижению образовательных услуг дополнительного образования детей, реализуемых в Центре;
  • осуществлять организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования;
  • организовать мониторинг качества реализации педагогами Центра дополнительных общеразвивающих программ;
  • формировать предложения по совершенствованию образовательной деятельности Центра.

В соответствии с Программой развития Центра деятельность методического отдела является важнейшим условием повышения профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников, связывающим в единое целое всю систему работы Центра. Деятельность методического отдела является внутренним ресурсом развития кадрового потенциала, реализации стратегии и тактики Центра. Таким образом, возникла необходимость создания такой модели методической работы, которая соответствует современным требованиям дополнительного образования детей, оптимальна в данных условиях, позволяет на основании анализа образовательных потребностей и дефицитов педагогических работников осуществить результативную методическую деятельность Центра.

Отталкиваясь от практики, потребностей педагогов дополнительного образования, рассмотрев возможные варианты моделей методической деятельности в образовательной организации, предлагаемые в научно-методических источниках, остановились на модели «Методическая служба на индивидуальной основе» [3]. Главная особенность ее — щадящий режим работы, уход от обилия методических мероприятий. Основная роль принадлежит самообразованию педагогов. Диагностика выявляет затруднения и потребности педагогов, а методисты организуют и проводят тематические педсоветы и консультации, как групповые, так и индивидуальные, практические семинары, конкурсы педагогического мастерства. Каждый педагог может формировать индивидуальную программу профессионального развития: курсы повышения квалификации, аттестация, изучение литературы, посещение семинаров, участие в конкурсах, разработка методических материалов. Данная модель является гибкой, адаптивной, максимально учитывает потребности и специфику образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей, положена в основу структуры методической деятельности нашего Центра.

Структура методической деятельности МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»

Рис. 1. Структура методической деятельности МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»

Рассмотрим деятельность методического отдела в рамках обозначенной модели, направленную на развитие кадрового потенциала Центра с использованием новых идей и технологий в организации методической работы. На первом — стратегическом — уровне, при организации и проведении тематических педагогических советов внедряем современные, активные формы их проведения, регулярно информируем педагогов о достижениях передовой педагогической науки и практики, которые способствуют развитию и совершенствованию образовательной деятельности, совершенствованию профессиональной компетентности педагогических работников. Например, проведены тематические педсоветы: «Современные педагогические технологии в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей» в форме ярмарки педагогических идей (2016-2017 учебный год), «Мастер-класс как форма диссеминации педагогического опыта» в форме педагогической мастерской (2017-2018 учебный год). Использование активных форм проведения тематических педагогических советов позволяет педагогам, которые имеют успехи в работе с детьми, представить свой педагогический опыт в форме открытых занятий, мастер-классов, публичных выступлений, что способствует результативному педагогическому общению и совершенствованию профессиональной компетентности коллектива Центра. В 2018-2019 учебном году был запланирован и состоялся тематический педсовет «Индивидуальная траектория профессионального развития педагога» в форме интерактивной беседы.

Наряду с организацией и проведением педагогических советов методисты принимают активное участие в работе аттестационных комиссий Центра, деятельность которых регулируется Положением об аттестации кандидатов на руководящую должность (заместитель директора, руководитель структурного подразделения), Положением об аттестации руководящих и педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Аттестация как в целях подтверждения соответствия занимаемой должности на основе оценки профессиональной деятельности, так и в целях установления квалификационной категории, направлена на стимулирование непрерывного повышения уровня квалификации руководящих и педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста; выявление перспектив использования потенциальных возможностей руководящих и педагогических работников. Как следствие, улучшилось качество образования. За период с 2016-2017 учебного года по 2018-2019 учебный год увеличилась доля педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию на 21,4%.

Сайт учреждения (http://www.kemcdod.ru) как инструмент управления и коммуникации используется в работе методистов для выстраивания взаимоотношений (коммуникаций) с педагогическим коллективом с целью предоставления оперативной информации: нормативно-правовая база, информация о методических мероприятиях, методическая продукция и др.

Методисты методического отдела на втором — тактическом — уровне принимают активное участие в работе временных творческих коллективов (далее ВТК), деятельность которых координируется методическим советом. Методический совет Центра создан с целью обеспечения методического сопровождения образовательной деятельности в ходе организации и внедрения инноваций, направленных на расширение, обновление образовательного пространства Центра и освоение современных педагогических и компьютерных технологий. Инновационная деятельность в Центре направлена:

  • на обновление содержания дополнительного образования, внедрение в педагогическую практику современных дополнительных общеразвивающих программ, направленных на выявление и развитие интеллектуальных способностей одаренных и мотивированных обучающихся: по естествознанию — «Простая наука», по астрономии — «Азбука звездного неба», по геологии и географии — «Сибирит» и др.;
  • на внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательную деятельность, что способствует повышению интенсивности сетевого сбора и обмена информацией от всех участников образовательной деятельности Центра. Это позволяет анализировать, планировать и своевременно корректировать развитие Центра в соответствии с современными тенденциями дополнительного образования детей.

Стоит отметить, что в повышении квалификации нуждаются и руководящие работники Центра. Современный руководитель — это менеджер, обладающий управленческими знаниями и навыками: умением ставить цели, конкретизировать задачи, видеть стратегию развития Центра и кадрового потенциала и т.д. Повышение профессиональной компетентности руководящих работников — одно из важных направлений инноваций Центра, в 2019-2020 учебном году осуществляется через постоянно-действующий семинар, включающий теоретическую и практическую составляющие. В такой деятельности участники семинара от пассивного получения знаний, например, о функциях, стилях и методах управления педагогическим коллективом, переходят к активному их освоению и применению на практике. Результат инновации — развитие профессиональной компетентности управленческих кадров Центра.

Третий (оперативный) и четвертый (соуправление, самоуправление) уровни взаимосвязаны, так как руководители структурных подразделений и методисты сопровождают методическую деятельность педагогов, содействуя успешной реализации дополнительных общеразвивающих программ.

Сегодня федеральные нормативные документы ориентируют на организацию и проведение внутренней оценки качества образования. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в части определения трудовых функций методиста ориентирует на организацию и проведение исследования рынка образовательных услуг учреждения. В 2016-2017 учебном году методическим отделом организовано и проведено исследование по продвижению образовательных услуг дополнительного образования детей, реализуемых в Центре. В частности, исследование состояния программного обеспечения образовательной деятельности Центра: составлен инструментарий исследования, в течение года осуществлялась работа с педагогами по корректировке дополнительных общеразвивающих программ, заполнялись «Паспорта дополнительных общеразвивающих программ» с целью оценки качества их разработки и соответствия современным требованиям теории и практики дополнительного образования, запросам социума. На основе проведенного исследования сформирована информационная база данных состояния программного обеспечения образовательной деятельности в Центре. Исследование позволило выявить затруднения, которые испытывают педагоги в процессе разработки дополнительной общеразвивающей программы; провести оценку содержания реализуемых дополнительных общеразвивающих программ в Центре; внести предложения о внедрении в образовательную деятельность Центра 25-ти обновленных программ в соответствии современным требованиям дополнительного образования детей.

Ежегодно методисты отдела проводят диагностику затруднений в организации и осуществлении образовательной деятельности, профессиональных потребностей педагогических работников, удовлетворенности социума: обучающихся, родителей. В ходе педсоветов, семинаров и других методических мероприятий проводится анкетирование и рефлексия: обсуждение, анкеты обратной связи, экспресс-опросы. Результаты анкетирования, рефлексии анализируются, после чего вносятся предложения по улучшению методического сопровождения образовательной деятельности в перспективный план работы методического отдела, Центра. Например, в 2018-2019 учебном году для определения степени удовлетворенности методической работой методического отдела Центра использовался метод анкетирования. Анкета «Удовлетворенность методической работой методического отдела» разработана с использованием общедоступного облачного сервиса Google Forms, была размещена на сайте Центра, что обеспечило свободный доступ респондентов к анкетированию и автоматический анализ ответов. По результатам анкетирования, подавляющее большинство респондентов (87,8%) отметили, что удовлетворены качеством методической помощи.

Наряду с диагностикой затруднений и профессиональных потребностей педагогов Центра, методисты методического отдела принимают участие в мониторинговых исследованиях в образовательных организациях Кемеровской области: «О рейтинговании образовательных организаций, расположенных на территории Кемеровской области», «Удовлетворенность населения качеством дополнительного образования».

Одним из показателей качества образования является наличие соответствующих условий реализации образовательной деятельности, в том числе высокий кадровый потенциал Центра. В 2017-2018 учебном году по результатам проведенного исследования «Удовлетворенность населения качеством дополнительного образования в Центре» на вопрос «Как бы Вы оценили уровень профессионализма педагогов Центра?» 95,4% обучающихся и 93,2% родителей ответили «высокий» и «довольно высокий». На вопрос «Удовлетворены ли Вы качеством дополнительного образования в Центре?» подавляющее большинство респондентов отметили, что удовлетворены качеством образования, которое дает посещаемый детьми Центр. Опрошенные родители (95,2%) и обучающиеся (87,6%) преимущественно отмечали варианты «да» и «скорее да, чем нет».

Результаты исследования анализируются и учитываются при выстраивании перспективного плана развития Центра. Например, по результатам рейтингования выяснилось, что в учреждении есть кадровый потенциал, условия для создания и работы муниципальной инновационной площадки. На методическом совете Центра был рассмотрен данный вопрос, методистами подготовлены соответствующие документы, и учреждение стало муниципальной инновационной площадкой по теме «Духовно-нравственное воспитание подростков в условиях учреждения дополнительного образования», протокол № 21 от 31.10.2018 Научно-методического совета МБОУ ДПО «Научно-методической центр» г. Кемерово. Результат работы инновационной площадки — публикация методического пособия для педагогов дополнительного образования по обозначенной проблеме.

Свидетельство, подтверждающее деятельность муниципальной инновационной площадки на базе МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»

Рис. 2. Свидетельство, подтверждающее деятельность муниципальной инновационной площадки на базе МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»

Еще один пример. Изучение нормативно-правовых документов, учет современных тенденций, связанных с изменением подходов к организации образования, актуальных потребностей практики по организации и осуществлению исследовательской деятельности обучающихся показал, что в Центре созданы условия для профессионального развития педагогов по данному направлению в рамках взаимодействия организаций дополнительного, общего и высшего образования по естественнонаучной направленности. В период с 2014 по 2017 годы методическим отделом разработана нормативная база, выстроено взаимодействие; накопленный опыт педагогов по исследовательской деятельности обучающихся представлен на городских, областных семинарах, методических объединениях, в выступлениях и публикациях в сборниках материалов научно-практических конференций разного уровня. Итогом стало открытие на базе Центра городской опорной методической площадки МБОУ ДПО «Научно-методический центр» г. Кемерово. Тема площадки — «Исследовательская деятельность учащихся в рамках взаимодействия учреждений дополнительного, общего и высшего образования по естественнонаучной направленности» (решение Научно-методического совета МБОУ ДПО «НМЦ» № 17 от 31.05.2017 г.). Результат работы площадки — публикация методических рекомендаций «Осуществление исследовательской деятельности учащихся через взаимодействие учреждений дополнительного, общего и высшего образования по естественнонаучной направленности».

Свидетельство, подтверждающее деятельность городской опорной методической площадки на базе МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»

Рис. 3. Свидетельство, подтверждающее деятельность городской опорной методической площадки на базе МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»

Помимо открытия опорной и инновационной площадок на базе Центра, анализ потребностей, затруднений педагогов в ходе исследований продвижения образовательных услуг Центра позволил методистам организовывать педагогов для обучения на курсах повышения квалификации. Повышение квалификации связано с необходимостью обновления знаний, навыков руководящих и педагогических работников в связи с ростом требований к уровню их квалификации, освоению ими новых способов решения профессиональных задач.

Методисты отдела постоянно проводят с педагогическим коллективом обучающие семинары, групповые, индивидуальные, тематические консультации по тематике, связанной с нормативно-правовым обеспечением деятельности учреждений дополнительного образования детей, программно-методическим обеспечением реализации дополнительной общеразвивающей программы, современными требованиями к дополнительной общеразвивающей программе и различными видами методической продукции, требованиями к оформлению научных статей и др.

Методический отдел организует и проводит в учреждении конкурс педагогического мастерства «Траектория успеха», который дает возможность педагогам Центра представить свой педагогический опыт, стимулирует педагогов на участие в профессиональных конкурсах и других мероприятиях более высоких уровней. В 2014-15 учебном году стартовал конкурс для молодых педагогов Центра «Академия успеха», который способствует развитию творческого потенциала молодых педагогов, совершенствованию их профессионализма. Конкурсы педагогического мастерства позволяют оптимально стимулировать педагогов на активную позицию по самообразованию, развивать их интерес к методическому поиску, инновационной деятельности, творчеству.

Непрерывное повышение профессиональных компетентностей педагогов Центра обеспечивают методические объединения по направленностям. Особое внимание уделяется совершенствованию методов обучения, продуктивному использованию современных образовательных технологий, транслированию в педагогическом коллективе опыта практических результатов профессиональной деятельности педагогов. Примерная тематика заседаний методических объединений: «Организация и осуществление индивидуальных образовательных маршрутов одаренного ребенка в условиях дополнительного образования детей», «Совершенствование диагностики образовательной и исследовательской деятельности обучающихся через внедрение электронных тестов» и др.

Таким образом, вся организация деятельности методического отдела направлена на развития кадрового потенциала Центра. Методическая деятельность имеет выраженный практико-ориентированный характер, позволяющий педагогам обобщать педагогический опыт и транслировать его в форме методических материалов, публикаций, выступлений, докладов, открытых занятий и мастер-классов, семинаров разных уровней. За период с 2016-2017 по 2018-2019 учебный год благодаря целенаправленной работе методистов произошли следующие изменения:

  • увеличилась доля педагогов, принявших участие в муниципальных, федеральных конкурсах, на 26% и 58% соответственно, на областном уровне количество участников остается стабильным на уровне 18%;
  • увеличилась доля педагогов, победивших в профессиональных конкурсах муниципального, федерального уровней на 20% и 61% соответственно, на областном уровне количество победителей остается в районе 11%, что свидетельствует о росте качества конкурсных материалов и профессионализма педагогических работников Центра;
  • на высоком, стабильном уровне сохраняется доля педагогов, представляющих свой опыт в форме публикаций в сборниках научно-практических конференций и научно-методических журналах областного и федерального уровней: 16% и 67% соответственно. На муниципальном уровне увеличилась доля педагогов, представляющих свой опыт в форме публикаций на 17%.

О высоком уровне профессионализма педагогов Центра свидетельствует их востребованность при проведении курсов, семинаров, мастер-классов на разных уровнях. Центр является базовыми площадками ГОУ ДПО(ПК)С «КРИПКиПРО»: для проведения выездных тематических занятий для слушателей факультета повышения квалификации и для пилотной апробации профессионального стандарта педагога, реализации стажировки по теме «Организация работы с одаренными детьми в условиях образовательной организации дополнительного образования» ГОУ ДПО (ПК)С «КРИКиПРО», проведения областных семинаров в рамках сотрудничества с ГАУДО «ОЦДОД» и городских семинаров в рамках сотрудничества с МБОУ ДПО «НМЦ».

Развитие профессиональной компетентности педагогов Центра, как правило, способствует развитию творческих способностей и интересов обучающихся, включая их участие и победы в конкурсах, фестивалях, смотрах, выставках, олимпиадах, конференциях разных уровней, что является одним из показателей повышения качества образования. За период с 2016-2017 по 2018-2019 учебный год достаточно стабильной остается доля обучающихся, ставших победителями, призерами, лауреатами детских конкурсов, фестивалей, смотров и других мероприятий от общего количества участников (2018-2019 — 5 335 обучающихся и 2016-2017 — 4 674 обучающихся): 32,8% (1751 учащихся) и 30,1% (1407 учащихся) соответственно.

Кадровый потенциал Центра позволил добиться определенных успехов:

  • по результатам мониторинговых исследований в образовательных организациях Кемеровской области «О рейтинговании образовательных организаций, расположенных на территории Кемеровской области», Центр занимает I место в рейтинге организаций дополнительного образования детей Кемеровской области в 2015, 2016, 2017 гг.;
  • с 2013 года учреждение имеет звание «Лидер года» по результатам участия в областных конкурсах и мероприятиях в рамках сотрудничества с ГАУДО «Областной центр дополнительного образования детей»;
  • в 2016/2017 учебном году Центр стал победителем городского конкурса методических служб в номинации «Лучшая методическая служба учреждений дополнительного образования»;
  • в 2017, 2018 году Центр награжден Золотой медалью победителя конкурса «Лучшая образовательная организация года» в рамках Кузбасского образовательного форума-2017 и 2018.

Золотые медали победителя конкурсов «Лучшая образовательная организация года» в рамках Кузбасского образовательного форума-2017 и 2018

Рис. 4. Золотые медали победителя конкурсов «Лучшая образовательная организация года» в рамках Кузбасского образовательного форума-2017 и 2018.

Исходя из практики работы методического отдела и всего Центра в целом по развитию кадрового потенциала, опираясь на Концепцию дополнительного образования детей, Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», Программу развития Центра, методическим отделом определяются перспективы развития потенциала педагогических кадров:

  • организовать и провести исследования по продвижению образовательных услуг дополнительного образования детей, реализуемых в Центре с целью обновления содержания и повышения качества образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам;
  • посещать и анализировать занятия, досуговые мероприятия педагогов Центра; сопоставить качество проведения учебных занятий, досуговых мероприятий с качеством разработки и реализации дополнительных образовательных программ;
  • продолжить организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования по развитию профессиональной компетентности в ходе участия в обучающих семинарах, научно-практических конференциях, педагогических чтениях, профессиональных конкурсах, осуществление публикаций и т.д., а также деятельности по внедрению современных образовательных технологий, востребованных в системе дополнительного образования: личностно-ориентированных и технологий управления познавательным процессом.

Представленный опыт работы дает основание полагать, что методическая деятельность Центра направлена на успешное развитие кадрового потенциала руководящих и педагогических работников, оказание реальной адресной помощи педагогам в совершенствовании их профессиональной компетентности, обеспечивает перспективность их профессионального роста и самореализацию в профессии, дает право на их материальное поощрение и успешное прохождение аттестации, повышает рейтинг Центра в целом, а главное — качество образования.

Список литературы

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». — URL: https://минобрнауки.рф/документы/11990 (дата обращения: 06.06.2018).
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей.— URL: http://минобрнауки.рф/документы/4429 (дата обращения: 06.06.2018).
  3. Эндзинь М.П. Различные модели методической службы в развивающейся школе [Электронный ресурс]. — URL: http://www.openclass.ru/node/25054 (дата обращения: 05.09.2016).

Добавить комментарий

Войти с помощью: