Участие в научно-практических конференциях и конгрессах как инструмент развития информационной компетентности педагога дополнительного образования
В данной статье рассматривается один из ключевых методов развития информационной компетентности педагога дополнительного образования – участие в научно-практических конференциях и конгрессах, в том числе международного уровня. Автором утверждается, что участие в подобных мероприятиях не только расширяет его общенаучный и профессиональный кругозор, но и способствует развитию одной из ключевых компетенций – информационной компетентности. Автор обращает внимание, что получение и освоение новой информации, изложение докладчиками противоположных точек зрения, дискуссии и мастер-классы помогают участнику конгресса либо конференции критически и творчески отнестись к собственному профессиональному росту, в том числе и в вопросах информационной компетентности.
УДК 378.048.2
Я.О. Яркина,
методист,
МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»,
Оренбург.
Современный образовательный процесс требует от педагогов постоянного совершенствования, в том числе и в вопросах научно-практической квалификации, важной частью которого, безусловно, является информационная компетентность.
Среди большого числа инструментов развития профессиональных компетенций педагогов важную роль играет участие в научно-практических конференциях и конгрессах различного уровня. Функции подобных мероприятий чрезвычайно широки и разнообразны. Конгрессы и научно-практические конференции способствуют эффективному анализу и осмыслению наиболее актуальных проблем, затрагивающих как процесс образования в целом, так и специфику дополнительного образования в частности. Кроме того, зачастую сама тематика мероприятий заостряет внимание педагогов на различных профессиональных и специфических нюансах деятельности, заставляет обращать внимание и подвергать критике собственные профессиональные навыки и компетенции.
Очень важно, что участие педагогов в конгрессах и научно-практических конференциях создает дополнительные возможности для осознанного, эффективного и интенсивного рефлексирования по поводу актуальных выступлений докладчиков и обсуждаемых в ходе диспутов профессиональных вопросов [7, с. 94].
Не менее полезным для развития профессиональных компетенций является личное участие педагога в пленарных заседаниях конгрессов и научно-практических конференций. Знакомство с новыми концепциями и идеями, с актуальными уточнениями положений фундаментальной науки и результатами исследований положительно влияет как на профессиональный, так и на личностный рост педагога. Докладчиками могут быть высказаны провокационные мнения, что стимулирует слушателей к дискуссионному общению, без которого невозможен настоящий научный спор [4, с. 395].
Все перечисленное является ключевым фактором возникновения нового этапа профессионального и личностного развития педагога дополнительного образования, способствует развитию информационной компетентности, форсирует и мотивирует его как профессионала к расширению границ научных горизонтов, побуждает участников научно-практических конференций и конгрессов к новому осмыслению, а значит и решению проблем, остававшихся на периферии.
Научно-практические конференции и конгрессы обладают значительным потенциалом для развития такого важного субъекта профессиональных компетенций, как информационная компетентность педагога дополнительного образования.
В ряде научных статей авторами раскрывается и обосновывается утверждение, что компетентность и компетенция являются взаимообусловленными и взаимодополняемыми понятиями. Принимая за основу результаты проделанной работы, можно утверждать, что информационная компетентность педагога в данный момент рассматривается как часть профессиональной компетенции и является его важным звеном. Во взаимодействии с окружающей информационной средой, информационная компетентность педагога выражается в комплексе навыков, рефлексивных установок, знаний и умений [6, с. 156].
В статье сознательно объединяются разные мероприятия – конгресс и научно-практическая конференция, так как для развития информационной компетентности педагога дополнительного образования они играют одинаково важную роль. Необходимо отметить, что автоматическое посещение конгрессов и конференций не будет настолько эффективно, как сознательное активное участие. Разумеется, многое зависит и от масштаба мероприятия, географии, уровня докладчиков и участников.
«Дворец творчества детей и молодежи» Оренбурга является не только организатором, но и участником научно-практических конференций и конгрессов самого разного уровня. В качестве наиболее актуального примера можно привести участие представителей Дворца в XI Международном конгрессе лагерей, проходившем в Сочи с 9 по 13 октября 2017 года. Несмотря на узкую направленность и специфику, данное мероприятие, безусловно, способствовало развитию информационной компетентности коллектива образовательного учреждения [10].
XI Международный конгресс лагерей проводится с 1983 года, патронируется министерствами образования стран-организаторов и различными фондами и, как правило, объединяет в рамках одного мероприятия представителей разных стран и континентов, а значит и различных педагогических школ. Нельзя не отметить высокий уровень участников конгресса, так как большинство представителей мировой педагогической элиты считают участие в данном мероприятии престижным и полезным.
Участие в конгрессе представителей различных педагогических школ, как из России, так и из США, Канады, Турции, Мексики, Китая и т.д., имеет весомый потенциал для развития и совершенствования лекционного и дискуссионного стиля педагога. Публичные выступления и доклады, излагаемые или проведенные в форме мастер-классов на пленарных заседаниях авторитетными специалистами в области педагогики, интересны не только с содержательной, либо с научной точки зрения. Доклад, научное сообщение или выступление представляет собой не только абстрактную, хотя и значимую, единицу информации, но и риторический, культурологический образец изложения, обоснования и защиты докладчиком своих профессиональных позиций [3, с. 144]. Участники конгресса могут обратить внимание и проанализировать манеру и форму обращения докладчика к участникам и слушателям, стиль изложения предложенной им профессиональной позиции, корректность и точность использования научных терминов [4, с. 64].
Рассматривая потенциал XI Международного конгресса лагерей с точки зрения способа развития информационной компетентности педагога, необходимо отметить, что особенную роль в совершенствовании лекционного и дискуссионного стиля в данном случае играет международный статус мероприятия.
Необходимо отметить и такой важный фактор, необходимый для развития информационной компетентности педагогов в рамках различных научно-практических конференций и конгрессов, как обмен опытом. Общение с коллегами во время конгресса или конференции не должно ограничиваться взаимоотношениями «докладчик – участник», не менее полезными оказываются дискуссии вне форума, во время перерывов или предоставленного организаторами свободного времени.
Представители Дворца, участвовавшие в XI Международном конгрессе лагерей, отметили высокий уровень профессиональной подготовки и открытость коллег из других регионов РФ, что помогло им получить много новой интересной информации [10].
В частности, участниками конгресса неоднократно поднимался и обсуждался такой важный для развития информационной компетентности вопрос, как проблема создания учебно-методической и информационной продукции, имеющей практическое значение для современного педагога. В данный момент в России существует стойкая тенденция развития такой формы информационного взаимодействия, как «группа в социальной сети», не только берущей на себя ряд функций сайтов образовательных учреждений, но и постепенно вытесняющей указанные сайты из информационного круга образовательного процесса.
Существует несколько объективных причин для подобной тенденции. Во-первых, это низкое качество самих сайтов, часто создающихся на бесплатных платформах, что влечет за собой низкую скорость загрузки страниц, а, следовательно, и получения информации. Во-вторых, ответственные сотрудники образовательных учреждений загружают на страницы много ненужной, второстепенной информации, что отталкивает потенциальных участников информационного взаимодействия. В итоге, все большее количество сайтов образовательных учреждений становятся обязательным, но неинтересным широкому кругу пользователей информационным ресурсом с символическими цифрами посещаемости.
С другой стороны, группа в социальной сети может и должна вызывать критическое отношение к опубликованной на ее страницах информации, так как ее деятельность практически не регламентируется. Однако, чтобы проанализировать причину востребованности групп, следует учесть популярность так называемых социальных сетей среди пользователей «интернета», а также простоту подачи, скорость и актуальность размещаемой информации. Группа в социальной сети не претендует на регулярную публикацию фундаментальных научных трудов, но имеет возможность быстро, практически в режиме онлайн, делиться с участниками информационного процесса наиболее актуальными новостями, отчетами с различных мероприятий, научными статьями и ссылками на учебно-методическую продукцию педагогической тематики.
В данный момент для достижения положительных результатов в любой науке или отрасли огромное значение имеет скорость получения и последующего эффективного применения наиболее актуальной информации, так что феномен популярности групп в социальных сетях, созданных специально для педагогов, вполне объясним.
Не менее важным опытом является и общение педагогов в рамках различных мероприятий с зарубежными коллегами. Доклады специалистов из США, Китая и т.д. позволяют участникам научно-практических конференций и конгрессов взглянуть на проблемы педагогики с совершенно иной точки зрения, а значит найти новые пути решения актуальных проблем, общих для мировой педагогической науки в целом.
В качестве примера можно привести доклад, а также последующее неформальное общение представителей «Дворца творчества детей и молодежи» Оренбурга с педагогом из Канады Трейси Шмитт. Она нашла совершенно новый путь развития собственной информационной компетентности, который предоставил ей возможность делиться своими изысканиями с большим числом педагогов, родителей и детей. У себя на родине и в США Трейси Шмитт – медиа-персона, часто появляющаяся на различных телеканалах и ведущая собственные странички в социальных сетях, причем некоторые ее аккаунты имеют большее количество подписчиков, чем аккаунты кинозвезд. Не будем забывать, что речь идет о педагоге, не имеющем каких-либо серьезных званий или открытий. Однако отсутствие значимых научных степеней не только не смущает, но и в какой-то степени является целью Трейси Шмитт. В своих многочисленных публикациях она позиционирует себя как «народный педагог», работающий в различных уголках мира с далеко не всегда благополучными детьми [2, с. 318].
Актуальность подобного опыта для нашей страны вызывает сомнения, скорее это уникальный случай, тем более, что Трейси Шмитт – человек с ограниченными возможностями здоровья. Тем не менее, ее деятельность связана с постоянными научными изысканиями и поисками новых путей решения педагогических вопросов, что напрямую связано с развитием собственной профессиональной и информационной компетентности. Кроме того, в ее статьях и публикациях каждый педагог дополнительного образования может найти для себя очень много нового и интересного, при условии, что он владеет иностранными языками, что возвращает нас к проблеме базовых компетенций.
По совершенно иному пути развития профессиональных компетенций, в том числе и информационной, пошел Майкл Брандвайн – доктор права, обладатель высшей академической награды, эксперт международного уровня в области обучения и руководства молодежью. Американский специалист работает педагогом более 25 лет и в течение карьеры занимал достаточно широкий спектр должностей. В начале карьеры он обращался к медиа-формату, даже вел специализированное шоу для детей на американском телевидении, но позже полностью сосредоточился на преподавательской, лекторской и писательской деятельности.
Несмотря на то, что сейчас Майкл Брандвайн входит в совет директоров ряда крупных американских педагогических ассоциаций, основным видом своей деятельности он считает чтение лекций и написание книг для педагогов и детей. Как признается сам доктор Брандвайн, для написания одной книги ему приходится прочитать не менее десяти книг и сотню научных статей, а чтение лекций требует постоянного саморазвития и умения быстро находить и мгновенно обрабатывать наиболее актуальную и полезную информацию [1, с. 34].
Обобщая опыт участия представителей Дворца в XI Международном конгрессе лагерей, необходимо подчеркнуть, что подобный опыт профессионального общения и участие в различных мероприятиях в рамках конгресса требует обязательного личного присутствия и повышает уровень развития собственных профессиональных компетенций, в том числе и информационной компетенции.
Анализируя роль конгрессов и научно-практических конференций в развитии информационной компетенции педагогов дополнительного образования, нельзя не обратить внимание и на тот факт, что сама процедура организации научно-практической конференции способствует повышению уровня профессиональных компетенций специалистов образовательного учреждения. Подготовка стендов, макетов и учебно-методических материалов, написание программы, сценария мероприятия и участие в качестве члена жюри мотивирует педагогов дополнительного образования к саморазвитию и самосовершенствованию.
«Дворец творчества детей и молодежи» Оренбурга является постоянным организатором различных мероприятий, в том числе и международного уровня, например, ежегодно проводит международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Шелковый путь». Коллектив Дворца обладает богатым опытом и широкими возможностями, что мотивирует педагогов не только к более активному участию в «домашнем» мероприятии, но и подготавливает к участию в конгрессах и научно-практических конференциях, проходящих в других регионах нашей страны, а также за рубежом [10].
При всех неоспоримых преимуществах такого инструмента развития профессиональных компетенций как участие в научно-практических конференциях и конгрессах педагогов дополнительного образования, существует ряд проблем, решать которые как организаторам, так и участникам подобных мероприятий становится все труднее. Организация конгресса или научно-практической конференции требует серьезных материальных затрат и привлечения дополнительных ресурсов, что невозможно без государственной поддержки, хотя бы на уровне регионального министерства образования, и привлечения спонсоров. Стоит отметить, что в отдельных случаях даже мероприятия международного уровня находились под угрозой срыва из-за вышеперечисленных проблем [6].
В качестве еще одной проблемы стоит выделить низкую мотивацию педагогов, даже обладающих высокими профессиональными компетенциями, к участию в конгрессах и конференциях. Причина кроется в менталитете и неуверенности в собственной компетентности, а также в материальных затратах, которые подчас ложатся непосредственно на плечи участников мероприятия.
Обобщая все вышеизложенное, отметим, что участие педагога дополнительного образования в работе научно-практических конференций или конгрессов, на которых рассматриваются теоретические и практические вопросы педагогики, носит выраженный позитивный характер: способствует развитию и совершенствованию навыков научно-исследовательской работы, повышает профессиональный уровень, корректирует или формирует собственный, индивидуальный стиль общения с аудиторией. А также позволяет приобрести и закрепить опыт эффективного и корректного участия в научной дискуссии, побуждает к творческой переработке учебно-методического материала с учетом актуальных научных достижений, способствует развитию профессиональных компетенций и информационной компетентности.
Список литературы
- Rick Hanson. Changing Minds Changing Lives / Rick Hanson – IST-Publisher, 2009.
- Tracy Schmitt. Unstoppable Tracy / Well / – CANF, 2007.
- Жумагулова Б.С. Особенности полемического дискурса. // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 7. – С. 142-145.
- Минеева С.А. Полемика-диспут-дискуссия: новое в жизни, науке, технике. – М., 1990.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1999.
- Темербекова А.А. Формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования. – М., 2009.
- Хицова Л.Н. Принципы совершенствования и реализации педагогического мастерства в условиях современного образовательного процесса // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2010. – № 1. – С. 94–104.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (Электронный ресурс) // Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/4952/файл/3922/PRAVITEL’STVO_ROSSIISKOI_FEDERACII_FCPRO.doc
- Институт развития государственно-общественного управления образованием. [Электронный ресурс] – http://gouo.ru/inform/practice1/page1.php
- Сайт Дворца творчества детей и молодежи города Оренбурга. – Адрес ресурса: http://www.dtdm-oren.ru