Москва – столица образования и культуры

Столица… Сердце страны. Сердце гонит кровь по сосудам, снабжает питанием самые удаленные участки организма. Столица собирает, приумножает и щедро раздает, питает новыми идеями, новыми технологиями, учеными, мастерами и творцами свое Отечество. Всегда ли так?

Из окон моего кабинета виден шпиль главного здания МГУ. Каждое лето тысячи молодых людей штурмуют эту высоту, с завистью поглядывают на «уже» студентов, с надеждой всматриваются в лица преподавателей, с любопытством изучают статуи знаменитых ученых, прославивших Российскую науку, на бронзовую фигуру основателя Московской высшей школы.

1755 год. В прошлом – поморский крестьянин, а ныне – академик четырех академий Михаил Васильевич Ломоносов отстаивает право «русского юношества» на образование вне зависимости от сословий: «Учёные люди нужны для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, земледельства и предзнания погод, военного дела». Не для личного прославления, а для пользы Отечества создается Московский университет…

300 лет великому ученому. Всероссийская акция «Ломоносовский обоз».  Делегации из различных уголков России… Колонна идет от Васильевского спуска по Красной площади к памятнику Михаилу Васильевичу у старого здания МГУ. Я командую парадным расчетом. Мы идем во главе колонны с корзиной цветов, водружаем ее церемониально к постаменту.

Фото участников с ректором МГУ… Второе в моем альбоме. Почти двадцать лет назад он приветствовал меня в числе первокурсников лучшего университета, что бы ни говорилось во всяческих рейтингах.

Удивительно, но я до сих пор обитаю на Воробьевых горах, только уже во Дворце детского творчества – оплоте ребячьей фантазии, кладовой педагогических чудес, месте, где каждый найдет себе дело по душе. Здесь занимаются более 17 тысяч детей:  «обычных», еще не нашедших своего призвания; одаренных, с выраженными способностями; «проблемных» – с отклонениями в поведении, а также с ограниченными возможностями здоровья.

Тут нельзя стоять на месте. Хороший педагог постоянно растет, постоянно учится, пробует новое и «находит» хорошо забытое старое. Остановишься – отстанешь, и дети это моментально почувствуют и дадут понять: «Теряем марку, командир!». Как там у Майн Рида, когда один из героев рвется из небытия все выше и выше, к свету, жизни. Ты постоянно в поиске решения. И восторг от того, что пришел в голову новый поворот в занятии, попробовала, и оказалось даже лучше, чем задумывала. И радость от того, что очередной выпускник поступил туда, куда хотел. «Спасибо! Все, чему учили, очень-очень пригодилось и пригождается!». И иногда досада: «Знаете, Коля и так устает в школе. Мы, наверное, не будем к вам больше ходить». Что ж, есть куда расти и над чем работать…

Москва – столица. Самые лучшие школы, самые именитые учителя, самые известные ВУЗы. Пробежаться по всем музеям Москвы – значит отложить все другие дела почти на целый год. Театры, концертные залы. Стремишься к лучшему образованию – тебе в Москву. А потом?

Из окон моего кабинета виден шпиль главного здания МГУ. Тысячи молодых людей, сжимая в руках твердые синие и красные «корочки», выходят из этих мудрых стен. Куда? В бизнес? В заморскую аспирантуру или исследовательский центр? А, может, сможем быть полезными здесь? Делать открытия, строить дома и дороги, писать книги, сочинять музыку, хорошо учить детей – здесь, у себя дома. Чтобы, говоря о «столице», мы не ссылались на дела давно минувших дней, не прославляли себя творениями Пушкина и меценатством Третьякова, а сами строили будущее своей страны. И тогда столица снова станет сердцем…

И.А. Орлова,
лауреат конкурса «Педагог года Москвы-2014»

Добавить комментарий

Войти с помощью: